Какие мы разные

Недавно я прочитал, что Россия вошла в ТОП-20 стран с самым большим количеством туристов, посетивших за год нашу страну.  Правда, оказалась всего на 16 месте с 28 миллионами туристов в 2018 году. Впереди с большим отрывом Франция, где за год побывало свыше 98 миллионов туристов, а на втором месте США с 64 миллионами.  Для многих небольших стран туризм является основным источником жизни, и так сервису для туристов уделяется очень много внимания.  И есть масса условий, которая способствует или препятствует туризму.  Я немного знаю об этом.

Например, в середине 90-х годов резко упала валюта такой страны Юго-Восточной Азии, как Малайзия.  Но решением правительства этой страны никаких искусственных методов для повышения курса валюты не предпринималось.  Это было время, когда в Малайзию со всех стран мира буквально повалили туристы. Я знал хабаровчан, которые поехали в эту юную и экзотическую страну на Новый год. С тысячей  баксов они чувствовали себя миллионерами.  А на следующий год с таким же количеством долларов уже не ощущали себя богачами.  Или когда в России несколько лет назад упал курс доллара, к нам на экскурсии поехали миллионы китайцев. Они могли у нас купить свои же товары по цене двое меньше, чем у себя на родине.

Сейчас в Китае стараются развивать внутренний туризм, рекламируют поездки по стране, и миллионы китайцев по привычке  откликаются на призывы своего правительства. Хотя немало их ездит и по другим странам мира, часто навещая своих родственников за границей, которые образуют свои анклав, чайна-тауны,  в очень многих развитых странах мира,  населённые китайцами кварталы в некитайских городах. Центры коммерции, туризма и китайской культуры. Вместе с тем в китайских кварталах иногда существуют проблемы этнических китайских преступных группировок. Старейшие (200-летние) китайские кварталы расположены в Нагасаки и Бангкоке.
Старейшим чайна-тауном за пределами Азии является китайский квартал в Сан-Франциско, он был основан в 1850 году. Более новые китайские кварталы расположены в Мельбурне, Лас-Вегасе, Лондоне, Париже и Сеуле.

Я решил написать небольшой рассказ о том, что у каждого человека есть желание увидеть что-то необычное, но многие желания  часто бывают схожими.  Как у тех 98 миллионов туристов, которые хотели побывать во Франции и съездили  туда, даже не опасаясь миллионов мигрантов арабского происхождения,  гор мусора и разбитых витрин на улицах Парижа и других городов. Почему так, вы не задавали такой вопрос, уважаемые читатели?

Я задавал его, но так и не смог найти ответ.  Знаю много москвичей, которые дальше МКАД никуда не ездили, и их не тянет. Для них вся Россия сосредоточена в пределах Москвы, а кое у кого вообще в пределах Садового кольца.  И не могу сказать, что это какие-то примитивно мыслящие люди. Нет, обычные москвичи, и работа у них приличная, и доходы неплохие, но вот куда-то поехать могут только под дулом пистолета.

А вот я увидел много городов и населенных пунктов как в СССР, так и  за границей.  Когда стал составлять свой  «Семейный альбом», занялся подсчетами, и оказалось, что я побывал почти в 100 населенных пунктах нашей страны. Все они были больше районного центра, потому что небольшие деревни и села я просто исключил из этого списка, иначе его пришлось бы увеличивать вдвое.  Побывал  и в 22 городах в 9 зарубежных странах. При этом я никогда не ставил себе задачу увидеть все эти города и страны, я туда ездил в командировки, лишь дважды был на отдыхе.  Много это или мало? Не знаю, наверно, много, если говорить о тех москвичах, кто из своей столицы никуда не выезжал.  Но скорее всего, мало. Вот мой коллега и сокурсник Миша Рицнер побывал в 56 странах. Или зять моей однокурсницы Люды Левшиной чуть ли не весь земной шар облетел. Даже моя племянница  Алла Кисарина больше меня увидела зарубежных стран.  Проехала на автобусе по нескольким странам Европы от Варшавы до Парижа и обратно, да еще регулярно посещает страны Юго-Восточной Азии.  Вот такое хобби появилось на пенсии.  Кстати, может вы замечали, что основная масса японцев, которых мы видим в наших городах, весьма почтенного возраста. Объясню, почему. У японцев очень короткий отпуск, не более 2-х недель. Куда за такое время можно поехать? Поэтому японцы, лишь выйдя на пенсию, начинают путешествовать.

Но это заграница, туда  рвутся наши граждане поехать, и даже не столько увидать, а просто отдохнуть,  там отдых на море дешевле, чем в  Сочи или Ялте.  Так что я в этом списке на одном из последних мест.  Но вот по количеству посещений наших населенных пунктов не думаю, что найдется много тех, кто чаще бывал там, чем я.  А ведь  в этих небольших городах  можно очень много чего увидеть, особенно вокруг городов и поселков, где масса неожиданного и красивого есть в природе. Но как в той пословице – «нет пророка в своем отечестве», там и мы не замечаем тех красот, что окружают нас в повседневной жизни.  Приведу один пример.

Он произошел 24 года назад. Я тогда работал представителем немецкой фирмы «Шеринг» на Дальнем Востоке. Фирма известная во всем мире некоторыми фармацевтическими препаратами – контрастными веществами, контрацептивами, гормональными средствами для женщин в климактерический период,  и мазями при лечении кожных заболеваний.  Чтобы привлекать внимание к  своей продукции на рынке в России, многие фирмы брали к себе в качестве консультантов ведущих российских ученых.  Эти консультанты ездили по стране и участвовали в семинарах, конференциях и т.д. и т.п.  И один из таких консультантов приехал  для проведения  семинара в Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре.  Собрали врачей-дерматологов, вначале в Хабаровске, а на следующий день в Комсомольске-на-Амуре.  Это был известный в среде дерматологов профессор, автор учебника, поэтому на семинар пришли не только дерматологи, но и врачи смежных специальностей. В обоих случаях все прошло на хорошем уровне, с проведением кофе-брейка, небольшого фуршета по завершению семинара.   Но в Комсомольске дерматологи решили удивить своего московского гостя, и повезли его на тонь.  Был сентябрь месяц, время нереста осенней кеты, которая идет, чтобы отметать икру в тех местах, где сама появилась на свет.  Раньше, когда рыбы в Амуре  было много, разрешалось ловить её всем и где угодно. А вот когда рыбы стало намного меньше, разрешали ловить только тем, кто купил лицензию, и в особых местах, которые и назывались тонь.

Я сопровождал московского гостя в Комсомольск, и вместе с ним поехал на тонь, которая была у противоположного от города берега.  Дерматологи договорились с катером, где можно скрыться в кубрике от осенней непогоды. На тони гостя посадили в небольшую моторную лодку, с которой забросили сеть, и гость своим руками стал её выбирать, выпутывая большие рыбины из сетки.  Это произвело на него огромное впечатление. Среди пойманных рыбин была самка с икрой, и буквально на глазах гостя засолили икру – «пятиминутку»,  пожарили свежую кету,  устроили в кубрике небольшой сабантуй.  Когда гость захотел проветриться, я вышел с ним на палубу катера, который возвращался в Комсомольск.  Профессор смотрел по сторонам, любовался неповторимой природой, многокилометровой шириной Амура, где-то вдалеке мелькали огоньки города.  И он, обращаясь ко мне, сказал: «Есть такая поговорка – увидеть Париж и умереть. Я много раз бывал в Париже, но вот впервые, увидев эту красоту Дальнего Востока, готов сказать тоже самое!»

Я много раз видел все это за свою жизнь, и ничего необычного не заметил. А для профессора из Москвы все это было внове. Не знаю, было ли какое-то предчувствие у нашего гостя, но буквально через месяц он поехал в Мадрид, там, в теплой Испании,  простудился, заболел воспалением легких, и его не смогли спасти.  Вот такие пророческие слова произнес профессор.

Припоминаю еще один случай из своего далекого прошлого. Было это тогда, когда передачи цветного телевидения уже шли, но вот купить цветной телевизор можно было только по большому блату. Такой блат был у моего коллеги, бывшего главного врача городской больницы № 11 в Хабаровске Бацуновой Екатерины Даниловны.  Но у неё появилась альтернатива покупке телевизора – поехать в Индию в составе небольшой группы туристов. Стоило это немалых денег, так что можно было или поехать в турпоездку, или купить хороший цветной телевизор. Бацунова стала держать со мной совет, и я посоветовал ей купить телевизор, что она и сделала.  И потом не раз благодарила меня, потому что члены туристической группы, поехавшей в Индию, все переболели какой-то кишечной инфекцией, причем в очень тяжелой форме.  А Бацунова дома могла по хорошему телевизору видеть многочисленные экскурсии по миру, которые совершали люди, и потом делились снятым на кинокамеру материалами.  Тогда наши соотечественники могли совершать такие экскурсии только по телевизору.  Выезд за границу был связан с массой искусственный препонов, и денег лишних у народа не было, так что радовались хорошим передачам типа «Клуб кинопутешествий» и «В мире животных».  Но времена изменились, и уже в Советском Союзе стало проще выезжать за границу. Вот тогда я узнал о некоторых увлечениях иностранцев.

В 1990 году я был на Аляске в составе делегации Хабаровского края. Там нас поселили в коттедже врача-стоматолога, который увлекался охотой и рыбалкой в свободное время.  Причем то и другое он делал на высоком уровне, и объездил почти весь мир.  Я впервые увидел огромную коллекцию охотничьих ружей,  которые используются во время охоты на разную дичь.  Был у врача и свой собственный самолет, типа нашего Як-12, в котором было три пассажирских места,  плюс пилот. Самолет был на поплавках, т.е. мог садиться только на воду. Вот на нем и летал ставший нашим хозяином на время пребывания на Аляске стоматолог, и на охоту, преимущественно на водоплавающую птицу, и на рыбалку. 

В огромной гостиной его коттеджа на стенах висели чучела многих крупных животных из африканской саванны, которых убил этот американец. Причем некоторые такие огромные,  раза в два больше тех, что я мог когда-то увидеть.  Именно тогда я вспомнил коллекцию черепов диких животных на стене у моего коллеги, врача-рентгенолога из Комсомольска Корпусова.  Я был у него дома во время командировки в этот город, будучи главным рентгенологом края.  Корпусов, который был на курсах первичной специализации, где я вел занятия, решил вечером угостить ужином у себя дома. И я был поражен висевшими у него в комнате совершенно голыми черепами различных животных, естественно, они были разной величины.  Честно скажу, мне такое трофеи не понравились, вид этих черепов был не очень. А вот чучела диких животных у американца выглядели более эстетично.  Но все же увлечение охотой и похвальба своими трофеями была и у нашего врача, и у американского.

Помните старый мультфильм про деревню Простоквашино, кота Матроскина и собаку Шарика?  Тогда вы вспомните и об увлечении Шарика фотоохотой. Только он старался фотографировать обитателей деревни и её окрестностей. Помните, жаловался, сколько сил надо было ему потратить, чтобы догнать объект фотографии, а потом еще больше, чтобы отдать тому готовую фотографию. Но сейчас любителям фотографии нет необходимости кого-то догонять, чтобы показать сделанную фотографию. Можно просто разместить её в Интернете.  Я увидел там огромное количество фотографий из всех стран мира, причем даже упомнить, что на них изображено, у меня не получается. И полностью стеклянный мост  в Китае, и мост, идущих не поперек, а вдоль русла реки, и еще много всяких экзотических фотографий. 

Сам я не являюсь очень уж большим любителем фотографировать, хотя, когда я меня появилась первая «мыльница» (так на сленге фотографов называют примитивный современный фотоаппарат), подаренная мне японцами, я стал делать много фотографий. Но тогда, в 1991 году, и рентгеновскую пленку надо было покупать в Японии, и обрабатывать экспонированную пленку там же, и везти готовые фотографии из-за границы. Неудобно, согласитесь. Поэтому над каждым кадром я трясся в буквальном смысле этого слова.  Но все же моя фототека постепенно увеличивалась.  А сейчас можно обходиться и без фотоаппарата, и без пленки, всё снимать на телефон,  и потом сбрасывать на компьютер.

Но сохранились люди, которые предпочитают делать фотографии не на телефон, а имеют хорошие фотоаппараты, да еще с дорогущими объективами.  И хотя это тоже  цифровые технологии, но не такие примитивные, как в телефоне. А однажды я услышал, как рассказывал о своем увлечении фотографией профессор, доктор биологических наук Сергей Савельев. Он делает огромные фотографии именно на пленочном фотоаппарате и считает, что они намного качественнее, чем те, что сделаны на цифровой аппарат.  Не буду с ним спорить, мне это незнакомо.

Помню, однажды беседовал с фотокорреспондентом газеты «Тихоокеанская звезда».  Он мне поведал, что ему приходится снимать по 10-15 снимков, чтобы выбрать один для газеты. Представляете, какой расход пленки и денег для газеты? Но зато получаются замечательные фотографии.  Есть у меня  фотоальбом, подаренный земляком, известным хабаровским поэтом Александром Урванцевым, под названием «Амурская мозаика».  Все фотографии в альбоме сделаны фотокорреспондентом газеты «Известия» на Дальнем Востоке Владимиром Кузнецовым. К части этих фотографий  написаны стихи Урванцевым, Риммой Казаковой и другими поэтами. Очень нравится этот альбом не только мне, но и многим дальневосточникам. Там речь идет о реке Амуре от её истоков до устья.  Красивая река и её берега. Недаром Амур так поразил нашего гостя из Москвы в Комсомольске-на-Амуре.

Мне знакомы многочисленные фотографии, которые выкладывают на своих страницах три моих виртуальных друга в «Одноклассниках». Все они мои земляки по району имени Полины Осипенко,  большие любители природы вообще, и умеющие найти и сфотографировать нечто такое, что могут увидеть лишь они, не пройти мимо. Правда, они живут далеко друг от друга, но поддерживают связь между собой.  Один из них, Сергей Гайдин, давно уехал из района, сейчас профессор, доктор исторических наук, заведующий кафедрой Университета в Красноярске.  Он радует своих друзей фотографиями из Сибири. При этом он не ходит в многодневные походы с рюкзаком, а просто на своей даче под Красноярском и вокруг неё находит очень красивые натуральные объекты для фотографий. Это и причудливо изогнутые деревья, напоминающие сказочных персонажей, всякие птички, другая живность, и это радует  зрителей фотографий Сергея Тихоновича, которые ставят многочисленные лайки после просмотра его фотографий.

Второй мой земляк Василий Гуринович продолжает жить в родном селе имени Полины Осипенко, районном центре.  Он тоже находит необычные кадры в обычной жизни обычного села. И красивую реку Амугунь, которая  дала возможность оказаться в этих местах первым переселенцам- золотодобытчикам, и красивые закаты и рассветы, всевозможные чудеса природы, своих земляков – все это попадает на снимки Василия, истинного патриота родного Приамгунья.

Таким же патриотом является и третий мой земляк, Николай Попков. Он в настоящее время является директором филиала краеведческого музея. Вот  кому можно позавидовать! Его энергии, неутомимости, желанию донести до людей красоту родных мест.  Уже написал и издал две книги о Приамгунье, которые читают многочисленные наши земляки, их друзья и знакомые.  А он продолжает ходить в походы, беря с собой молодых бриаканцев (прим. – Бриакан – поселок  золотодобытчиков в Хабаровском крае). Причем забирается на вершины одного из малоизученных хребтов Дуссе-Алиня  в нашем районе. Я о таком и не слышал, а он с молодыми друзьями на него поднимался. И увиденными панорамами поделился в книге «В отрогах Дуссе-Алиня». Очень красивые фотографии в книге и на его странице в «Одноклассниках».

Николай, как и Василий, к Дню Победы опубликовали фотографии земляков, участников Великой Отечественной войны. И тех, кто не пришел с войны, и кто вернулся с наградами Родины за боевые подвиги. Но это так, как дополнение к их хобби фотографировать прекрасное, что попадается на глаза.

Многие мои земляки из нашего поколения с удовольствием ходили в туристические походы, и даже однажды стали победителями какого-то соревнования, и несколько человек из них поехали в Москву в качестве награды за победу. Вот какие молодцы. И родной край посмотрели, и столицу. Для пацанов из далекой глубинки, с периферии, это было что-то, ныне недоступное в нашем капиталистическом государстве. Инициатором развития туризма в поселке был учитель физкультуры Андрей Исаевич Грибанов, о котором многие вспоминают с теплотой.

Но мои одноклассники не только ходили в дальние походы, но и просто проводили время в лесу.  Летом можно было набрать лесных ягод, грибов, других дикоросов. Ну, а  осенью тоже что можно было набрать из растущих в нашей дальневосточной тайге. В первую очередь бруснику, очень полезную ягоду, которую, как и калину, можно всю зиму хранить без всяких консервантов и обработки.

А вот я, вроде как и родился в поселке, окруженном тайгой, не стал большим любителем живой природы. Может, сказалось то, что меня в детстве почти не водили в лес на прогулки, а когда подрос, с 12 лет брали на покос, а там комары и мошка так нажучили, что с тех пор я не могу уснуть, если в комнате хоть один комар летает.  И в лес предпочитаю ходить, когда мало комаров и мошки.  Видимо, поэтому и ездил отдыхать к морю, где этой гадости не бывает.

А вот мой младший брат очень любит рыбалку, причем на реке, и его не пугают тучи комаров и мошки. И еще он с друзьями любит сплавляться по горным речкам на лодках. Весьма опасное занятие, скажу я вам. Ведь они плывут по бурной реке, и не всегда знают, что там впереди.  Вот такое хобби появилось у моего брата и его друзей.

Вообще-то сравнивать интересы разных людей и особенно поколений не совсем корректно.  Раньше была  у человека палатка над головой, и он доволен, спокойно шел в тот же туристический поход. А сейчас требования к туристическому сервису очень высокие. Почему едут в Турцию тысячи отдыхающих?  Да, там теплое лето и море. Но привлекает людей в первую очередь действующая в большинстве гостиниц опция «все включено». Очень привлекательная для прагматичных людей, в первую очередь из небогатых стран, в том числе россиян.  А вот к нам не едут в основном по причине очень неразвитого, и к тому же дорого сервиса.  Считаю, что в нашей стране мало уделяется этому внимания. То, что мы оказались на 16-м месте в мире, заслуга ФИФА, которое выбрала Россию местом проведения чемпионата мира по футболу. Вот и приехали в 2018 году к нам миллионы болельщиков.  Посмотрим, что будет по итогам текущего года.  Думаю, что  мы выпадем из ТОП-20, если не научимся привлекать в нашу страну чем-то иным.

Так что все мы разные, люди. Даже живущие в одной стране и в одном месте. Говорят же – «Сколько людей, столько мнений».  Тоже самое можно сказать и про увлечения, хобби, интересы. У всех они разные. Это надо учитывать, и не настаивать, если кто-то не хочет пойти с вами на рыбалку или в поход.  Вернетесь, расскажите или покажите фотографии, глядишь, человек заинтересуется и в следующий раз составит вам компанию.  Вот такое мое мнение.


Рецензии