Сумма технологий

Усложняется мир вокруг человека, усложняется жизнь, усложняется бытие Вселенной. Попробуем описать, как происходило усложнение, что мы наблюдаем сейчас. Возможно, удастся представить вариант развития будущего.

В книге Станислава Лема «Сумма технологии» приводится теория Хойла [1, С. 21] о «самосотворении» космической материи. Учитывая новую информацию об увеличении диаметра Земли и истечении водорода из ядра Галактики, можно выдвинуть более конкретную гипотезу – об автокаталитическом распаде вакуума на вещество и энергию. Об образовании виртуальных частиц и возможности превращения виртуальных частиц в реальные написано в Википедии. Предлагаемый подход не объясняет причину возникновения Вселенной, но позволяет свести размер первопричины к одной элементарной частице, которая послужила образцом для следующих частиц.

Таким образом, мы имеем два вида развития: вероятностный, при котором происходит порождение виртуальных частиц, и эволюционный, при котором возникающие реальные частицы оказываются похожими на уже существующие. Это настолько напоминает виды машинного обучения, перечисленные в книге Педро Домингоса «Верховный алгоритм» [2, С. 75], что появляется соблазн найти применение и для других упомянутых в этой книге алгоритмов.

Итак, в ходе развития Вселенной появилось физическое пространство, появилась стрела времени. Появилась возможность классификации возникшего вещества – по массе, заряду, окислительно-восстановительным свойствам. Выявились основания для появления аналогий, которые описал в периодической системе Д.И.Менделеев.

Появилось большое количество физических элементов, из которых образовались планеты Солнечной системы. Из планет нас больше всего интересует, конечно, Земля. Из-за большого количества воды, которая поглощает тепло при испарении и выделяет тепло при замерзании, на Земле образовались области, в которых температура постоянно поддерживается около 30°C. Химический состав веществ, занесенных из других галактик и от взорвавшихся сверхновых звезд, позволил создать белки, РНК, ДНК, ферменты.

Далее происходит оптимизация структур, ведущая к минимизации размера и максимальной защищенности, что ведет к росту скорости обменных реакций. Образуются клеточные ядра и клетки, составляющие основу современного биологического разнообразия.

Появление многоклеточных организмов иногда приводит к специализации клеток, каждый вид которых нацелен на определенный способ взаимодействия с окружающей средой и с другими клетками организма.

Отдельную разновидность составляют клетки нервной системы, которые начинают моделировать окружающую среду, и отражают отдельные хаотические связи. Возникают ощущения, появляется реакция на ощущения.

Сочетания ощущений ведут к появлению общих понятий, важных для организма (еда, враг, свет…) Происходит классификация ощущений и реакций.

Усложнение нервной системы ведет к появлению логики. Нервная система учится предсказывать результаты своих действий и воздействия сочетаний факторов.

В продолжение развития выделяется центральная нервная система, включающая головной мозг, сосредотачивающий обработку сигналов от органов чувств. Мозг выявляет одинаковые ситуации, обладает возможностью обучения и переобучения, а также создает предпосылки для самопознания.

Далее психика проявляет себя, как часть общественных отношений, что вызвано поиском партнера и заботой о потомстве. Порождаемые мозгом модели становятся источником усложнения общества. Основным способом познания , как и при возникновении материи, является борьба с хаосом. Сначала происходит усложнение поведения отдельного организма, затем – нескольких организмов, объединенных информационными связями, и, затем, при распределении ресурсов, замкнутой экономической системы.

При дальнейшем росте возможностей информационного взаимодействия появляется рынок методов производства, для стимулирования развития технологий вводится патентное право, ограничивающее возможность заимствования новых интеллектуальных продуктов, и одновременно стимулирующее развитие собственного творчества.

Возможности информационного обмена расширяются до размеров планеты, что влечет создание транснациональных корпораций и межконтинентальных политических объединений. Для регулирования жизни жителей планеты создается Организация Объединенных Наций. Отдельные отрасли стремятся к созданию распределенных по Земному шару групп, обеспечивающих необходимые для порождения и удовлетворения потребительского спроса процессы.

После выделения возможных потребностей людей происходит попытка описания области понимания групп на основе естественных и искусственных языков – наступает эпоха постмодерна. Создаются международные организации, которые определяют отношения между устоявшимися в мировом масштабе территориальными, экономическими, политическими группами с помощью логических моделей.

Дальнейшее развитие жизни на Земле происходит с учетом влияния хозяйственной деятельности людей на экологию. Создаются модели воздействия человека на природу, законодательство строится с учетом этих моделей. Развиваются системы искусственного интеллекта, обобщающие как знания людей, так и факты, непосредственно собранные с помощью приборов.

Условия для развития искусственного интеллекта наиболее благоприятны за пределами Земной атмосферы, что способствует построению вычислительных комплексов, содержащих базы данных и знаний на Луне. Космическая робототехника, основанная на нанотехнологиях, позволяет создать цивилизацию роботов в поясе астероидов.

Доставка носителей искусственного интеллекта от Луны до пояса астероидов может производится с помощью Солнечного ветра на принципе резонанса. Очередным шагом в развитии роботов могут быть эволюционные изменения. Трудно допустить, что природа придумает что-то кроме ног и колес, ветвь эволюции будет напоминать автоботов.

Что же, фантастика -  она и есть фантастика. О возможности способа развития, при котором роботы, люди и природа развиваются в своих природных нишах, судить читателю :)

Литература
1. Станислав Лем. Сумма технологии. [пер. с пол. Ф.Широкова] – Москва: Издательство АСТ, 2018 (Эксклюзивная классика)
2. Педро Домингос. Верховный алгоритм: как машинное обучение изменит наш мир [пер. с англ. В.Горохова] – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016


Рецензии
В СССР книга Станислава Лема вышла в 1968 году. Позже он писал, что "сейчас бы написал другую книгу". Так быстро всё меняется. Но! Станислав Лем классик - он нащупывал методы и методологию... Много лет казалось, что он и его основные идеи совершенно забыты. Спасибо Вам - Вы вводите в оборот важные постулаты, требующие сегодняшнего осмысления.

Сергей Анатольевич Фоминцев   04.07.2021 11:26     Заявить о нарушении
Спасибо! Попробовал, что получится, если написать по абзацу на каждый уровень сложности.

Алексей Подоров   05.07.2021 19:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.