Нана - повелительница драконов. 1

                Глава 1
                1

    
         Много веков назад в жаркой речной долине между Тигром и Евфратом лежала выжженная, выветренная и неплодородная земля, от которой, как говорили, отреклись боги. Здесь не было ни полезных ископаемых, ни камня и леса, из которых можно было построить жилье. Лишь пустыня и болота с полчищами гнуса и комаров, поросшие тростником, простирались по равнине на много миль вокруг. Но талантливый и работящий народ  санг - нгига, которые называли себя «черноголовыми" сумел вырастить   здесь поистине райский сад.  Люди проложили каналы и занялись земледелием, с помощью плуга и мотыги они обработали землю, вырастили финики, виноград  и зерно.  На зеленых полях стали пастись стада овец и тучных быков. В городах зашумела жизнь мастеровых: копались колодцы, строились храмы и дома,  гончары из глины  лепили  и расписывали яркую посуду, покрывая ее эмалью и глазурью. Из меди, золота и серебра, привезенных торговцами издалека, ремесленники делали украшения, топоры, стрелы и копья. Своим сырьем им служили глина да тростник,они использовали в быту шерсть, кожу  и лен, поэтому золото приходилось привозить из Индии, серебро — из Малой Азии, камень и глазурь — из других земель, обменивая на металлы  шерсть, зерно, финики и виноград.
      
        На окраине небольшого поселения почти у северной границы Шумер жила девочка Нана. Она любила одиноко бродить по кривым улочкам своего городка. По утрам яркие  лучи солнца раскрашивали  глиняные дома и пышную  зелень садов. Девочка с распущенными каштановыми волосами, испуганный зверек, прижималась к тени деревьев и неторопливо озиралась вокруг. наблюдая за происходящим.   Золотые пятна метались по пыльным улицам, играли на стенах домов и на  крепких, загорелых  мускулистых телах строителей, пропитанных солью и потом.  Трудолюбивые шумеры целыми днями  обжигали  кирпичи и строили  прямоугольные дома без окон с одними дверными проемами. Они рыли арыки и упорно поливали   засушливую землю. Нана любила смотреть на журчащую воду в каналах и брести вдоль пологого берега, устремляясь мысленно куда - то вдаль. Горячее, как солнце, воображение постоянно подстегивало движение вперед и желание выглянуть за городские ворота, где зоркие стражники неторопливо открывали скрипучие ворота, чтобы впустить телеги с провизией и тут же их закрывали, чтобы крепкие  толстые высокие стены, возведенные вокруг городка, надежно защищали жителей от диких зверей и непрошенных гостей.
      
      Все постоянно были  заняты неотложными  делами и редко можно было увидеть праздно гуляющих зевак, про которых шумеры пренебрежительно говорили: «Взглянешь мимоходом - он муж, рукою коснешься - сырая глина».  Одни лепили кувшины, другие    ковали из металла инструменты для горожан и селян,а кто - то строил парусные лодки. Женщины с утра до вечера  ткали одежду, варили обеды и ячменное пиво, занимались огородами и садоводством, поэтому питались шумеры сытно и разнообразно. Дети тоже с ранних лет приучались к труду и помогали родителям.  Неумехи пользовались презрением. Даже поговорку про них придумали: «Мой бык тебе молоко принесет!» Шумеры уважали старших. Трудовой опыт передавался из поколения в поколение.
      Горожане сотрудничали с сельскими жителями, все были дружелюбными и покладистыми. Они руководствовались законами общины. Коллективизм преобладал над индивидуальностью. Из уст в уста передавались народные пословицы: «К вражде ведет не сердце, к вражде ведет язык», «Ласковое слово — всем друг".  Все жители небольшого городка работали с утра до вечера. Они мало ели мяса, но зато  на столах в изобилии были рыба, ягоды, фрукты и овощи: оливки,  виноград и инжир, репа, сладкий укроп,  фасоль, чечевица, горох. Блюда заправляли разными специями: горчицей, тмином, кориандром. Ели сытно, но мало, руководствуясь правилом: «Кто много ест, тот плохо спит».

       Нана  жила одна в глиняном доме с тростниковой крышей, окруженном кустами акации и фруктовыми деревьями. Густой  орешник весело  скатывался к маленькому пруду в конце сада.  Девочка рано осиротела, долгое время она жила с  родственниками, но однажды решила навестить захоронение родителей в своем дворе. Она с любопытством осматривала просторное жилище из пяти комнат без окон, огибавшее   внутренний дворик — место погребения своих предков. Нана присела на корточки возле священного камня, а потом несмело вошла в дом и    легла на ложе, покрытое циновкой. Вокруг нее по комнате порхали причудливые  тени, похожие на огромных   бабочек.  Долго Нана смотрела на  луну, скользящую в проеме потолка, потом  глаза закрылись и девочка погрузилась в глубокий сон. Еи снилось, что темно - синее небо над домом вдруг озарилось ярким светом и на небосклоне появился серебряный змей с крыльями. Вот он приземлился  и на землю в маленьком дворике сошла необыкновенная женщина с огненными медными волосами и золотым нимбом вокруг головы. Ее гибкий стан украшали серебряная лента и лазуритовое колье. В ушах сверкали золотые подвески. Сверкающие браслеты тихо позвякивали на тонких руках, которые она протянула к Нане и произнесла мелодичным голосом: " Тебе суждено предназначение высокое. Выполни свои долг и я помогу тебе". Потом незнакомка исчезла в темноте и Нана ощутила ласковое прикосновение  знакомых с детства рук. Папа и мама , державшие друг друга за руки, заботливо склонились над  дочкой. Чуткое ухо уловило едва слышный шелест  слов:
 - Оставайся здесь. Мы будем тебя охранять.
       Мягкие очертания полузабытых лиц еще долго маячили в памяти девочки, согревая душу и сердце. Родственники всегда добросовестно заботились о ней,  но Нана  пугливо пряталась от всех в отведенной для нее комнате. Росла она замкнутой, молчаливой, стесняясь  красных пятен на лице и теле, которые постоянно шелушились и чесались. Девочка с грустью смотрела на смуглые гладкие тела соплеменниц, отливающие бронзой, вдыхая сладковатый запах  разливавшихся в знойном воздухе  благовоний.   Стройная, сиротливо озирающаяся вокруг,  Нана с тонкими каштановыми волосами,  спадающими   на хрупкие плечи,   походила на легкую, прозрачную стрекозу, готовую улететь куда - то от порыва горячего летнего ветра.   У нее были огромные зеленые  глаза, бледная кожа и ловкие руки, которые не боялись работы. Но ее берегли от тяжелых домашних дел. Ей всегда  было так одиноко и это грустно, что сердечко сжималось и часто - часто билось в груди. И это щемящее чувство будет сопровождать ее долгие годы нелегкой жизни.
      
      Когда девочка поселилась в доме родителей, она  коротала длинные  однообразные дни девочка  в обществе  кошки и других  обитателей сада.  Юркий серенький мангуст с радостью узнавал  хозяйку и  часто  играл с нею  и даже подмурлыкивал, как кошка. Но маленькое пушистое существо вмиг преображалось, завидев змею. Его длинное тело с большим пушистым хвостом мгновенно превращалось в молнию. Зверек виртуозно дразнил кобру выпадами, а потом, изрядно измотав ее, наносил неожиданный удар, мертвой хваткой вцепившись маленькими острыми зубами в шею гада.   Рыжая любимица - кошка всегда была с Наной в доме и на улице.  Когда Нана болела, то пушистая подружка не отходила от нее ни на шаг.  Нана слышала шелестящий голос мамы:
-  Ничего страшного, доченька. Все плохое когда — нибудь проходит. Надо только немного потерпеть и не терять расположения духа.
     Нана, как птичка,  стряхивала с себя дурные мысли и   начинала заниматься привычными делами,  радуясь солнышку и щебетанью птиц.

       Еду Нане  приносили  родственники: в основном это были  лепешки из ячменя, финики, молочные продукты и различные сорта рыбы.  Мясо ели только по большим праздникам.  В кувшин перед домом наливали чистую пресную воду из городского колодца для омовений.  Пила Нана в основном фруктовые соки. Финики, виноград и орехи в изобилии  были на ее столе. Нану никто не обделял едой и заботой, но никто не был к ней и особенно привязан. И  росла бы она в полном одиночестве, если бы не стая птиц. Девочка целыми днями слушала птичий гомон, постепенно начиная понимать  язык птиц и научившись подражать   выкрикам  пернатых так умело, что птички мгновенно откликались на ее голос  и охотно выполняли ее команды.  Когда надо было спасти от их нашествия  нехитрые  посевы, Нана подражала  карканью встревоженных опасностью ворон,  вызывая  быстрое бегство или  искусно воспроизводила особые звуки потерявшихся в траве птенцов,  заставляя отовсюду слетаться птиц не только за крошками, но и за  гусеницами и  тлей, поедающих  посевы и листья на кустах. Прилетали воробьи и торопливо клевали рассыпанные во дворе крошки лепешек. По бокам стаи располагались сторожа. Нана выискивала глазами самцов, которые проявляли внимание к питомцам гораздо больше, чем самки. В воробьиной стане была своя иерархия, которую Нана хорошо изучила при внимательном наблюдении.  Радость и покой вселялись в душу девочки рано утром или на закате, когда разливались на много миль вокруг  нежные  трели соловьев.            
      
       Еще Нана любила лепить из глины. Она долго и внимательно наблюдала, как мастера ваяли  посуду на  гончарных кругах, обжигали ее на солнце и расписывали цветными узорами. Из - под ее ловких рук выходили красивые глиняные игрушки. Это были кошки, собаки, мангусты и ящерицы. Руки порхали над каждой фигуркой, которую Нана умело обжигала на солнце и раскрашивала. Девочка была тревожной и пугливой,  пряталась от чужих глаз и   отличалась тщательно скрываемой самобытностью. Может быть, соседи бы подсмеивались над ней и оберегали детей от общения со странной девочкой.
       Но однажды она играла с игрушками у входа в дом и в ее садик заглянул мальчишка, который нередко задирал своих сверстников.
- Можно посмотреть, что ты делаешь? - спросил он.
- Пожалуйста, заходи. Посмотри, какие игрушки я умею лепить.
Эду с удивлением рассматривал изделия Наны. Она чутко подметила, на каких зверьках он дольше всего задерживал взгляд.
- Хочешь, я тебе их подарю? - дружелюбно спросила девочка и протянула игрушки мальчугану.
Тот засопел от удовольствия.
        Потом после работы с родителями Эду пришел в гости с целой миской спелых слив.
- Нана,  ты так хорошо улыбаешься, угощайся.
- Спасибо, Эду. Я рада, что ты пришел.
        Мальчик смотрел на Нану так весело и дружелюбно, что Нана не стала прятать глаза и улыбнулась в ответ. Так началась их многолетняя дружба.
        Вскоре вечером  к дому Наны потянулись другие дети и всем она добродушно дарила свои игрушки. Часто они все вместе затихали во дворе Наны и лепили, кто орех или апельсин, а кто виноградные гроздья. Раскрасневшаяся Нана часто улыбалась и радовалась появлению друзей, которые избавили ее от чувства грусти и одиночества. Когда разыгрывались сцены охоты или сказочные сюжеты с участием глиняных птиц и зверей, Нана так здорово подражала их голосам, что все только диву давались, а Нана была счастлива, общаясь со сверстниками. Взрослые с одобрением наблюдали за играми своих чад. Вскоре настороженное отношение  окружающих к девочке сменилось ласковым добродушием.

      Однажды Нана решила вылепить очередную игрушку. Тоненькие пальчики привычно и умело разминали глину.  Девочка не успевала представить картинку, как руки, порхая над куском глины, повинуясь какому - то непонятному инстинкту, начали лепить  необычный и фантастический образ. Вначале это была юркая ящерица, которая все росла,  увеличивалась в размерах. Она превратилась в большого старого  крокодила, похожего на корягу. Потом  существо выгнуло спину, встало на дыбы на крепких когтистых лапах. Из тонких глиняных пластин  выпростались огромные крылья. Нана вставила зеленые камушки на месте глаз. Вначале  дракон ( это существо оказалось драконом)  смотрел на нее пристальным немигающим взглядом. Потом ей показалось, что он слегка пошевелил крыльями и подмигнул ей. В оскале пасти промелькнула едва заметная улыбка. Друзья долго любовались невиданным чудищем и гадали, кому его подарит Нана. Но девочке решила оставить странную игрушку себе и часто лунными ночами мысленно уносилась на крылатом драконе в высь. Ей снились фантастически красивые сны полета над тонущими в ночи просторами. Драконы  кружились в звездном небе вокруг нее, а утром превращались в поросшие мхом и кустарниками пологие холмы, напоминающие древних  чудовищ.

       Нана научилась непринужденно общаться с окружающими и  полюбила своих земляков, которые даже внешне походили друг на друга. Они  были невысокого роста, с прямыми носами, большими черными глазами и курчавыми волосами.  Обильную растительность на лице и теле   тщательно сбривали, чтобы предохранить себя от насекомых. С этой же целью они не носили нижнего белья, зато до конца дней своих  не снимали с талии надетого на голое тело магического двойного шнурка, оберегавшего жизнь и здоровье.   Полотнищами ткани  обматывали нижнюю часть туловища, а сверху  надевали тунику. В холодные зимние  дни носили шерстяные накидки.  В жаркие дни на мужчины оставляли на теле только   набедренную повязку  с бахромой на одной стороне. Бахромчатый край мог прикладываться к юридическим документам вместо печати.
       Все шумерские семьи  походили одна на другую. Строго соблюдались  традиции,  младшие почитали старших. Женщины подчинялись своим мужьям, во время приема гостей они  появлялись в комнате только, чтобы принести изюм и орехи, ячменное пиво и вино. Шумеры не любили шум и гомон, негромко и неторопливо говорили о погоде, ценах на базаре, обсуждали свои дела. Из кухни доносился пряный аромат мяса молодого ягненка, секреты приготовления которого знала каждая девочка. Среди окружающих, которые жили семьями и общинами,  Нана  ощущала себя чужой среди своих. Она интуитивно чувствовала, что ей суждено какое - то иное предназначение высокое.
- Что будет с этими людьми в будущем? Что будет со мной? - думала она. И этот вопрос не давал ей покоя.      
   
        По ночам она смотрела на небо, усыпанное звездами, пытаясь найти на нем одну из двенадцати планет солнечной системы  -     Нибиру, которая движется по очень вытянутой эллипсовидной орбите и  через каждые 3600 лет  приближается на самое  малое расстояние от Земли, тем самым сближаясь и с Марсом и с Юпитером,  после чего обратно исчезает в темных  глубинах Вселенной. На этой планете  живут анунаки -  боги. Они много раз прилетали на  Землю на крылатых тарелках  и здесь наладили  добычу золота, необходимого для защиты разрушающейся атмосферы их родной планеты. Раз в 3600 лет, в моменты наибольшего сближения с Землей  анунаки перегружали добытое золото на Нибиру, которая являлась  спутником планеты Плутон.
   
        Нана видела расположение планет и изображение богов на глиняных табличках. Главным был бог Ан. Он имел свой символ - рогатую тиару,  посох, корону и скипетр и управлял собранием Богов, среди которых главными были бог воды и мудрости Энки и богиня  войн,   плодородия Инанна.   Ан хранил загадочные «ме» - судьбы всего сущего.  Как же появился мир? Небо и земля первоначально представляли собой гору, основанием которой была земля, а вершиной – небо. Небо олицетворял бог Ан, землю – богиня Ки. От их союза родился бог воздуха Энлиль, который отделил небо от земли и создал Вселенную в виде неба и земли, разделенных воздухом. Владыка ветра и воздуха, божество стихии,   управлял миром, расположенным между землей и небом. Он карал царей за пренебрежение к ритуальным жертвоприношениям и древним праздникам, требуя благодарности за то, что даровал власть:
                Я — властитель трона, земли и города,
                Все, что я дал, я могу забрать обратно.
                Если же он будет приносить мне жертву,
                Я буду ему дарить трон за троном, дом за домом, удел за уделом.
   
         В качестве наказания божество насылало на мирные земли то гибельный потоп, то  враждебные горные племена. Однажды Энлиль влюбился в богиню Нинлиль и силой овладел ею, когда она плыла в лодке по Нунбирду. За этот бесчестный поступок Энлиль был низвергнут в подземное царство. Однако, Нинлиль, носившая под сердцем дитя, отказалась оставаться без него на земле и последовала за ним. В преисподней родился  Нанна - бог луны, но там он не мог   освещать небо по ночам. Энлиль разработал хитроумный план: Нинлиль стала матерью трех божеств подземного царства, заменивших там Нанну,  который смог  подняться на небеса. Землю стали освещать бог луны  Нанна,  бог солнца  Уту, звезды и планеты. Кроме Уту и Нанны от союза  неба и земли родились бог жестокой  войны Нинурта, а также бог подземного царства Нергал — воплощение всего губительного.
   
         Бог луны  имел благосклонность  к крупному рогатому скоту и плодородию. Он определял судьбы животных и мертвых. Для этой цели каждое новолуние Нанна отправлялся  в подземное царство. Богом солнца являлся Уту  -   порождение ночи, который был для Нанны сыном и слугой. Его образ был связан не только с солнцем, но еще и со справедливостью. В полдень  Уту судил живых. Также он боролся со злобными демонами. Считалось, что Уту дает людям богатство, пленным - свободу, а землям – плодородие. Этого бога на глиняных табличках изображали в виде длиннобородого старика с тюрбаном на голове.
   
         Господином земли был Энки -   покровитель пресных вод и всего человечества. Это был один из трех главных богов наряду с Ану и Энлилем. Он обладал колоссальными знаниями, был магом и волшебником и делился многими навыками с обычными людьми. Именно он стал защитником образования, мудрости, школ,ремесла писцов, олицетворяя силу  человеческого коллектива, пытавшегося подчинить себе природу. Энки помог людям изменить среду обитания. Он превратился в могучего быка и  наполнил  реку Тигр свежей, сверкающей животворной водой, соединившись  с рекой, превратив его в дикую корову. Он поручил надзор за каналами, питающимся от Тигра и Евфрата, богу Энбилулу. Он наделил реки рыбой и тростником, создал болота с глиной для строительства жилищ и поручил заботу о людях богу, «любящему рыбу».  Делами на море ведала богиня Нанше, а бог бури Ишкур отвечал за животворный дождь, который окроплял осенью и зимой   землю. Заботу о плуге, ярме и бороне бог мудрости поручил земледельцу Энкимду. Богиня зерна Ашнан послала на землю злаки и плоды.  Энки не забыл о создании кирпичей для строительства домов, храмов и городских стен, создав для этого бога Куллу и   бога Мушдамму - помощников «великого строителя Энлиля». Бог пастухов Думузи был ответственным за то, чтобы скот размножался и  давал людям жирное молоко. Энки позаботился и о делах женщин, поручив богине одежды Утту научить их прядению и ткачеству. Он умиротворил прекрасную богиню Инанну, наделенную «посохом, жезлом и заботой пастырства». Дева — воительница имела огромную  власть уничтожать «неуничтожимое» и губить «непогубимое». Вот почему во время войн и опасностей люди обращались к Энки и Инанне. А вот в мирные периоды их  алтари пустовали, там не делалось множество жертвоприношений, столь нужных для привлечения внимания богов.
   
        Но на земле давным - давно жили бессмертные рудокопы,  среди которых  зрело недовольство, что им приходится заниматься неквалифицированным тяжелым трудом в шахтах. Тогда  верховные боги Ану и Энлиль решились на смелый эксперимент по созданию помощников - земных людей. Энки, бог мудрости, к которому боги всегда обращались за помощью, устроил богам обед в честь сотворения человека. Энки и Нинмах пили много вина и быстро опьянели. Нинмах взял немного глины и сделал шесть различных человеческих созданий, чье происхождение покрыто тайной.  Энки сотворил бесплодного евнуха, потом слабовольного и уродливого  человека.  Потом Энки протрезвел и создал нормальных людей. С тех пор возник обычай трезвого образа жизни во время рождения детей, чтобы люди не рождали калек. А для чего был сотворен человек?  Чтобы служить богам, обрабатывать землю и освободить богов от необходимости самим создавать все необходимое.
   
        Чем люди похожи на богов и чем отличаются от них? В детстве Нана слышала рассказ об Энки и Адапу. Боги были очарованы красотой земных женщин и Энки не стал исключением. От такого союза родился Адапу, который был земным существом, но наделенным необыкновенным умом и знаниями. Энки опекал Адапу и даже доверил ему свой летательный аппарат, на котором вскоре случилась авария. Правитель богов Ану проведал об этом и страшно рассердился на Энки, решив поменять Энки и Адапу местами, подарив человеку бессмертие, если тот на Совете продемонстрирует свои недюжинные таланты. Энки догадался обо всем и дал Адапу совет: «Если тебе дадут одежду, надень ее. Если дадут масло, соверши помазанье. Но если тебе предложат хлеб и воду, откажись — это смерть». Адапу выполнил первое испытание богов — прилетел на Совет на летательном аппарате. Ану отругал Энки за открытие человеку сверхъестественных знаний — Плана небес и земли. Совет двенадцати проэкзаменовал Адапу и боги быстро поняли, что этот человек во многом сведущ и не стали винить его в поломке крыла «Южного ветра». Они предложили отведать ему хлеба и воды бессмертия, от которых Адапу отказался, не зная, что Энки обманул его. Тогда сердитый Ану сказал :
 -  Если отказываешься от хлеба и воды жизни, возвращайся к себе на землю и умирай.
   
        Правитель богов Ану заподозрил Энки в коварстве и спросил, почему Энки так поступил, на что тот ему ответил:
 - Боги научили людей ремеслам, добыче пропитания и полезных ископаемых, чтобы люди работали на них. Если люди обретут бессмертие и научатся делать летательные аппараты, смогут покорить Вселенную и летать к звездам, то они перестанут подчиняться богам и начнут враждовать с нами за власть во Вселенной. Они перестанут добывать для нас золото, которое нужно нам для распыления, чтобы защитить от губительных лучей солнца нашу озоновую зону.
 - Мы употребляем золотой порошок в пищу, который помогает нам сохранять бессмертие и наши магические способности. Мы помогли людям очистить землю от огромных драконов,оставив безобидных маленьких варанов, чтобы люди выжили и не подвергались опасности. Но если люди сами сделают мощное смертоносное оружие, они развяжут войны и начнут уничтожать друг друга. Поэтому человек должен быть ограниченным в своих возможностях и пользоваться лишь тем, что даровали ему боги.
      Ану счел эти доводы убедительными и решено было смертного Адапу вернуть на землю и не дарить ему бессмертие
      
       Нана пыталась осмыслить историю взаимоотношения богов и людей. Где — то в подсознании зрел вопрос: кому же верить, если мудрейший Энки совершает обман? Но эта мысль не получала четкого оформления, она копошилась в мозгу. Детский ум не способен осмыслить сложные перипетии бытия. Мысли роились, как мухи, пропадали и возникали вновь, сплетались с чувствами. Казалось, часто ее разум  был с сердцем не в ладу. Во многое очевидное, грубое и реальное она отказывалась верить, предпочитая уноситься в мир фантазий, где царили гармония и любовь.
      
        Ее любимой богиней была богиня Инанна -   богиня войны,  и любви, плодородия  и правосудия. Она была внучкой Энлиля и правнучкой Ану. Ее имя обозначало «любимица Ану» или «сильная, сладко пахнущая госпожа».  Шумеры называли ее «царицей небес», богиней любви, супругой бога - пастуха Думузи. Она была необыкновенной.   Жила она в прекрасном дворце на самом краю небесного свода, откуда каждое утро выезжал на своей колеснице ее брат – лучезарный бог Солнца  Уту. Сама Инанна сияла на небе яркой планетой, которую впоследствии назвали Венерой. Она часто опускалась с небес на землю. Там где ступала ее нога, цвели благоухающие цветы, зеленела сочная трава. Она даровала шумерам грозы и дожди. Она шла по земле, завораживая всех чарующим пением:
                Я ступаю по небесам, и дождь
                проливается вниз;
                Я ступаю по земле, и травы и злаки
                идут в рост.
     Благодаря ее стараниям на ранее бесплодной земле  вырастали финиковые рощи и виноградники.  Как  по мановению волшебной палочки, козы и коровы покрывались лоснящейся шерстью, давали людям много молока и мяса. Ей усердно молились в надежде на богатый урожай и приплод телят, жеребят и овец. Однажды к ней пришла любовь. Она понравилась божественному пастуху Думузи и божественному земледельцу Энкимду. Они приходили свататься к прелестной богине - деве, но она колебалась и не знала, кого из них предпочесть. Вначале Инанна говорила близким: «Мне не люб  пастух. Я не хочу носить тонкие ткани из овечьей шерсти, в которые он мечтает одеть меня. Мне гораздо милее земледелец Энкимду, покрывающий землю буйной зеленью, выращивающий спелые колосья!» Но сладкими речами Думузи склонил Инанну к браку, а добродушный Энкиду смирился с ее выбором. Так сложилась пара, олицетворяющая собой культ жизни, та возник потом шумерский город Урук.
      
        Инанна была сильной и властолюбивой. Она расширила свое владычество на земле, отвоевав власть у мужчин. Вначале ее власть распространялась только на город Урук, когда брат Уту пользовался могуществом в Иерусалиме, отец Наннар имел власть над Синаем, а дядя Ишкур — над Баальбеком. Выходя замуж за сына Энки Димузи, она вынашивала честолюбивые мечты. пытаясь расширить границы своего влияния через наследника. Он должен был получить сына от связи со сводной сестрой Гештинанной. Но трагические события помешали этому.

      Однажды Инанна решила  стать владычицей нижнего мира, где  правила ее сестра Эрешкигаль, богиня смерти и мрака, которая отличалась жестокостью и коварством.   Инанна предупредила слугу Ниншубуру, что  если она не вернется в течение трех дней, то тот должен отправится в Ниппур и уговорить  Энлиля спасти ее. Если Энлиль откажет, то надо было идти в Ур к богу Луны Нанне. В крайнем случае  надо было отправляться в Эриду к Энки.
      В роскошном царском одеянии и украшениях из золота - символа знатности и божественной магии Инанна приблизилась  к храму из ляпис-лазури, где обитала Эрешкигаль. Лазурит шумеры считали особенно драгоценным камнем, который помогал в продвижении к власти и богатству, в защите от злобы и коварстве врагов, в укреплении ума и здоровья.

Инанна ко дворцу, лазурной горе, подходит,
Ко вратам подземного царства спешит, полна гнева,
У врат подземного царства кричит гневно:
“Открой дворец, привратник, открой!
Открой дворец. Нети, открой, и к единой моей
Я да войду!”
Нети, главный страж царства,
Светлой Инанне отвечает:
“Кто же ты, кто?”
“Я — звезда солнечного восхода!”
“Если ты — звезда солнечного восхода,
Зачем пришла к “Стране без возврата”?
Как твое сердце тебя послало на путь,
Откуда нет возврата?”
Светлая Инаина ему отвечает:
“К великой владычице, Эрешкигаль,
Ибо мертв Гугальанна, ее супруг, —
Погребальные травы ему воскурить.
Погребальное пиво ему возлить.

      Привратник Нети провел ее через семь врат, за каждыми из которых Инанна вопреки своим протестам, лишалась одной из одежд и амулетов, дающих волшебную силу: золотых браслетов на руках и ногах, короны на голове, трости из лазурита в руках, бус из лазурита и  ослепительно сияющей одежды из бисера, золотого обруча в левой руке - символа царской власти и чудесных нагрудников с надписью "входи", "выходи". Лишенная магической защиты и  абсолютно нагая предстала Инанна перед Эрешкигаль и семью судьями нижнего мира. Эрешкигаль злобно одарила ее мертвенным взором   и Инанна превратилась в труп, который с помощью крюка затем подвесили на столбе.

   Через три дня, не дождавшись госпожи, слуга  начал умолять богов спасти Инанну. Энлиль и Нанна отказали ему, но Энки, зная, что земли перестанут дарить плодородие, а женщины не смогут рожать,  вонзил свои руки в почву, достал из-под ногтей  куски глины и вылепил из нее двух загадочных существ — Кургарру и Калатурру.  Получив от Энки “траву жизни”, “воду жизни” и соответствующие наставления, эти существа отправляются в нижний мир во дворец Эрешкигаль. Та насмешливо заявила им, что они могут забирать труп прекрасной богини. Сняв тело Инанны с крюка Кургарру и Калатурру побрызгали его “водой жизни”, посыпали “травой жизни” и воскресили богиню. Но семь подземных богов-аннунаков преграждают  путь наверх, потребовав  замену.

       Инанна вернулась  в верхний мир в сопровождении толпы демонов, которые должны были забрать того, на кого она укажет. Инанна вошла  в Урук и увидела,  что  ее супруг Думузи вместо того, чтобы оплакивать гибель жены, пирует во дворце. Вне себя от гнева Инанна отдает демонам своего неверного мужа. Его спасла верная сестра, которая согласилась на полгода сменять брата в подземном царстве. Когда был наверху Думузи, наступали весна и лето. а когда его сестра Гештинанна царили на земле осень и зима.


       Инанна прославилась не только как женщина — воин и богиня плодородия. То холодная и расчетливая, то охваченная чувствами нежности и страсти, она умела владеть сердцами и внушать мужчинам любовь. Только прославленный шумерский герой  Гильгамеш не поддался ее чарам. Свои честолюбивые устремления она воплотила даже через врага Шумер — симита Саргона Великого, вначале бедного садовника, а потом основателя Аккадской империи, объединившейся с Месопатамией.  Она постоянно меняла мужей и возлюбленных. В искусстве любви она не уступала своей воинской доблести. Так Инанна, когда на шумер впоследствии напали враждебные племена,  нашла героя, который освободил по воле Энлиля их от порабощения. Инанна была непонятной, коварной, злобной и величественной одновременно. Нана же воспринимала любимое божество как воплощение ума, мужества и добродетели, направленное на служение людям.
   
        Не тщеславие и коварство, изворотливость ума, гнев и яростная чувственность, а очеловеченный светлый и мудрый образ богини Инанны заставлял девочку верить, что молитвы, возносимые к ней помогут  в трудных ситуациях выжить и победить. Столкновение сознания, где царил установленный порядок мировосприятия и подсознания, где роились смутные переживания, казалось, взрывал черепную коробку, что   вызывало резкую головную боль, избавиться от которой можно было лишь тогда, когда найдены ответы на трудные вопросы о смысле бытия. Но Нана была еще слишком мала. Она была  не только удивительно доверчива, но и открыта миру, пытливо изучала мир природы и людей, интуитивно различая добро и зло, распознавая хитрость и обман. Ей чужды были зависть и злость. До всего ей хотелось докопаться самой, все осмыслить. Но пока целостной картины мировосприятия не было и осколки знаний и верований не всегда стыковались друг с другом. Она часто смотрела в звездное небо и с тревогой засыпала с вопросами, на которые ей пришлось  искать ответа всю свою жизнь. Долгое время она шла по пути к себе, непохожей ни на кого другого, ибо жизнь - это бесконечное восхождение к своему обожествленному «Я». И смысл жизни не в достижении поставленной амбициозной цели, а в проживании разных ее мгновений, в уроках собственного опыта и собственных впечатлений.
 

                2
   
    
      Однажды Нана заметила, что ее кошка, страдавшая какой — то странной линькой и выпаданием шерсти на боках, стала со временем здоровой и пушистой. Кто — то прищемил ей однажды лапу и она ходила, прихрамывая, делая длинные остановки. Нана заметила, что кошка ест остролистную траву (порей — примечание автора). Пропалывая посевы, девочка собирала эту траву,  кипятила ее и пила отвар. Ее ноги стали меньше болеть. Потом Нана заметила, что кошка   перестала хромать и нередко куда — то надолго исчезала. Девочка решила  проследить за ней.
        Однажды она взяла лепешки и кувшин с водой и отправилась вслед за кошкой в сторону сливавшихся с небом у горизонта гор. Шли они долго, кошка бежала впереди, оглядывалась, но не останавливалась. Нана удивленно рассматривала широкую бесконечную равнину полынной степи, залитую солнцем и, как поясом, перехваченную цепью холмов. Они сливались с бескрайним синим небом в лиловой дали. Тишину прерывала монотонная песня сверчков и стрекотание кузнечиков. Горчичный аромат  мятлика и солянки, нежный запах ирисов  щекотал нос. Воздух хотелось пить, как кристально чистую воду, разлившуюся в белом море ковыля. Ноги царапал  низкорослый степной кустарник.  Нана уколола ногу. но упрямо  выпрямилась и ей хотелось воспарить птицей над огромным степным  простором.   И вот приблизился каменистый холм с финиковой рощей на склоне.  Может быть, здесь когда - то был недавно пугающий ее воображение дракон? А теперь он навечно распластался среди равнины, широко раскинув мягкие пушистые лапы. Где-то вдали пели птицы. Нана распахнула руки, она как — будто пыталась взлететь. Удивительное чувство легкости   и свободы наполнило ее тело. Нана  торопливо поднялась на вершину холма и посмотрела вокруг с видом победительницы. Груз  уныния и печали, как хрустально чистая слеза, выплеснулись из ее широко распахнутых зеленых глаз.  Она увидела, как в одной из расщелин  скалы  ручейком стекала вода. Там был чистейший родник. В небольшой впадине образовалось прозрачное  озерцо с берегами из белой глины. Нана долго вглядывалась в свое отражение. Легкий ветерок теребил ее длинные каштановые волосы. Она залюбовалась своей стройной, как тростинка, фигуркой. Ей нравилось рассматривать длинные изогнутые брови, большие внимательные глаза, нежный овал лица. Блики солнечных лучиков золотили ее загоревшую  кожу.
 - Наверное, я сейчас с венком цветов на голове похожа на богиню Инанну. Я такая же сильная, рослая, благородная, - подумала она и тут же испугалась своего сравнения.
   
          Нана словно расцвела.  Она плавно всплеснула руками, словно танцуя на этом безмолвном величавом просторе.  Потом она спохватилась: где же спряталась ее рыжая любимица? А кошка долго каталась по глинистым берегам, переворачиваясь с боку на бок, приглашая Нану  к игре. Нана потрогала руками глину. Та была мягкой и липкой, не такой, как сухая и красная, из которой обжигали кирпичи для домов. Девочка разделась и вымазалась глиной с головы до ног. Потом она долго купались в прозрачном  чистом озере. Ранее фыркающая от воды кошка поразила девочку своим необычным купанием. Нана набрала в узелок липкой глины, в кувшин налила родниковой воды и они вдвоем направились назад, к дому.
   
         Веселая игривая любимица опять бежала впереди. Вдруг Нана заметила в белесо - голубом небе большую темную птицу, которая парила высоко — высоко под облаками. Нана догадалась, что это орел высматривает добычу и кошка привлекла его вниманием. Жители рассказывали, что орлы так же долго кружились над стадами и хватали острыми когтями ягнят, унося их далеко в горы. Орлы почитались в народе в качестве священных птиц. Выбирая место для поселения, мудрецы советовали смотреть вокруг. Там, где жили орлы, было много живности и посевов — пищи, необходимой для выживания. Полет орла в небе воспринимался как могущество над огромным миром земли и воздуха, подобное сиде богов. Люди давно подметили,  когда эти  птицы низко кружат над землей - жди смерти или эпидемии, а если высоко парят - ожидай удачи.  Шумеры обожествляли орлов, в глазах которых отражалось солнце, от которого орлы не прятали своих глаз. Об орлах складывались  легенды. Нана знала сказание о том, как орел дружил со змеей и дружба их длилась много веков, но однажды голодный орел нарушил клятву о дружбе и склевал детенышей змия. После этого началась их вражда. Змеи поедали орлиные яйца и их птенцов, а орлы охотились за змеями и змеенышами.
    
        Старики рассказывали, что где — то  живет огромная божественная птица Анзуд с головой львицы.  Лапы  орла стояли на двух гривастых львах.  Посредник между земной и небесной сферами,  между богами и людьми,  воплощал одновременно  злое и  доброе начала. Анзуд  в свое время украл для богини Инанны таинственные «ме» -  «таблицы судеб» у верховного бога Энлиля. Богиня-мать Дингирмах отправила навстречу Анзуду «бога войны Нинурту» и дала ему в дорогу семь ветров. Бог настиг Анзуда и послал вдогонку птице стрелу. Но, обладая «таблицами судеб», но тот заклинаниями излечил свои раны. Нинурта смог забрать у него «таблицы судьбы» у Анзуда лишь с третьей попытки. В ознаменование победы Нинурта взял  знак могучего Анзуда в качестве своего символа для своего герба.
     В детстве Нана слышала сказ о гигантском орле Анзуде, жившим на горе на огромном дереве. Улетая на охоту,он оставлял в гнезде своего орленка. Легенда гласила, что в отсутствии орла кто - то в гнезде расставляет угощенье перед орленком.
                Птенец пожирает жир овечий,
                А тот ему яство в клюв толкает.
                Сидит орленок в гнезде орлином,
                Он глаза ему сурьмою подкрасил,
                Голову душистым можжевельником украсил.
     Орла долго не было. Когда он вернулся с охоты, то сильно испугался, ибо  орленок не отозвался на его зов. Орел был в ужасе, но, подлетев к гнезду,  увидел  своего птенца довольным и  сытым, с венком на голове.  Обрадованный орел пообещал наградить того, кто это сделал. Он предложил герою  славу и богатство, непобедимое оружие, но человек отказался и попросил дать ему магическую силу для длительного скорого бега. Орел согласился. Однажды в сражении людям понадобилась помощь богов. Герой бегом отправился к Инанне. Благодаря магии он быстро доставил послание вождя о помощи. Инанна ответила человеку, что возле города Урука развелось много рыбы и там есть «гигантская рыба, как бог между рыбами. Она резвится, хвостом плещет, и блестит чешуя ее хвоста в священном месте, среди сухих тростников. И вокруг выросло много тамарисков, среди которых один стоит в стороне. Герой должен срубить этот тамариск, выдолбить из ствола его чан, вырвать тростник, которым заросли священные места, выловить гигантскую рыбу и принести ее в жертву Инанне, предварительно сварив. После этого людям будет дарована военная победа. С тех пор шумеры особо почитают священного Анзуда. Понятен был священный ужас девочки перед могуществом орла.
      
       Нану обуял дикий панический страх.  Кроме того,  у Наны не было лука и стрел и она не знала, как защититься от грозного хищника, который внушал страх даже взрослым мужчинам. Нана слышала рассказы о том, как орлы, вонзив когти в жертву, ломают ей хребет, почуяв кровь и уносят бездыханных существ в свое орлиное  гнездо. Если животное крупнее и сильнее орла, то птица погибает, предпочитая умереть, но не выпускает из острых когтей  добычу. Несмотря на сильный страх, который липкими лапами сковал ее маленькое тщедушное тельце. Нана метко кинула войлочную шляпу на притихшую от испуга кошку, легла, положив на нее голову  и  начала стремительно брыкаться,  размахивая кувшином и узелком с глиной. Она зажмурила глаза и приготовилась дорого отдать свою жизнь и жизнь своей четвероногой подружки. Она не видела, как, совершив несколько кругов, пернатый хищник камнем пикировал вниз. Открыв глаза, девочка увидела  приземлившегося рядом орла. Нана давно привыкла не причитать и не жаловаться на судьбу. Она замирала, погружаясь в мир грез, но в минуты опасности в ее мозгу проносилось, как молния: « Я смогу, я сумею, я  справлюсь». Вот и сейчас девочка исступленно крутилась на земле и пронзительно кричала до тех пор, пока ошеломленный увиденным  орел,   не набрал высоту, тяжело   взмахнув крыльями. Потом он стал совсем маленьким и  скрылся за облаками. Нана долго всхлипывала, прижимая кошку к груди. А та  дрожала всем телом и  громко мурлыкала, облизывая лицо своей храброй защитницы. Сколько времени пролежали они на траве, укрывшись шляпой, Нана не помнила. Помнила только, как рядом с ней проскользнула в нору большая  змея, чешуя которой переливалась на солнце всеми оттенками драгоценного изумруда и лазурита. Потом обессиленная от тяжелых переживаний девочка бросила разбитый кувшин и узелок с глиной и они вдвоем с кошкой  медленно побрели домой. Потом лицо Наны часто светлело, когда она  вспоминала, как смотрел  на нее орел круглыми осоловевшими  глазами. а потом   улетел восвояси. Почувствовав радость победы, она всегда  убыстряла шаг. 
    
        Нана рассказала о случившемся соседским детям и любопытная ватага неоднократно пролезала в проеме  глиняной  стены, ходила купаться в чистом озере, что было намного веселее и приятней, чем барахтаться в канале, заросшем илом. Дети мазали друг друга глиной, плескались, громко смеялись. Набрав кувшины с родниковой водой,они возвращались назад. С ними всегда были  мотыги, чтобы защищаться от змей, а  один из старших подростков брал с собой лук и стрелы, чтобы отпугнуть орла. Кошка больше не сопровождала Нану в дальний путь и ждала ее у порога дома.    Вскоре за ними потянулись взрослые. И часто можно было видеть груженый кувшинами караван людей, возвращавшихся от орлиного холма, обросшего легендами.
     Старожилы рассказывали, что  орлы бессмертны, как боги потому, что через каждые тридцать — сорок лет срывают клювом когти,  стачивают клювы о камни, выщипывают перья на отяжелевших от времени крыльях, купаются в родниковой воде и омолаживаются в течение трех месяцев, покрываясь новым пером. То ли от веры в чудеса волшебного родника, то ли действительно глина и вода обладали целебной силой, но вскоре  кожа девочки стала гладкой и упругой, покрылась загаром. Волосы стали пышными и блестящими и красивым каскадом волн стекали с ее худеньких плеч. Нана перестала стесняться свой внешности и сторониться людей.
     Ее часто просили рассказать, как она спасала кошку от орла, восхищаясь храбрым поступком девочки, но одних детей к далекому холму больше  не пускали. Пугливая, как серна, Нана, вздрагивающая от каждого шороха и стука в холодные ветреные дни, стала спокойной и уверенной в себе. От людских похвал она не возгордилась, но часто размышляла  уже не только себе, но и других  людях, о том, как надо преодолевать страдания, болезни  и боль. Думала Нана постоянно,  превращая воображаемые картины в изделия из глины, которые становились все более разнообразными и интересными. Она подрастала и уже строила планы на будущее. И в эти планы обязательно входила забота о близких, любимых и дорогих для нее существах. Постоянно пульсировала доводящая до головной боли мысль: «Что делать, как жить, чтобы воплотить в жизнь эти планы?»
               
                3
               
      Нана  решила отправиться в большой город. Она поняла, что нужно многому  научиться, чтобы помогать другим людям. Но в больших городах в школах занимались  только мальчики, которых готовили служить при храме или при дворце. Нана поделилась  с родственниками, что хочет пойти в храм и совершить жертвоприношение, поблагодарить бога Энки за помощь при нападении орла. Кроме того, Нана из подслушанных ею разговоров с соседями узнала, как погибли ее родители.  Однажды соседи забеспокоились, почему не видно членов семьи Наны. Они зашли в дом и ахнули. В луже крови лежала мама, которой коварный зверь перегрыз горло. Отец отважно сражался с леопардом, он разорвал ему пасть, но упал мертвым рядом со зверем, которому засунул руку  в глотку. Так и запечатлелась в памяти жителей картина трагедии семьи и погибшего хищника. Весь город участвовал в похоронной церемонии и долго походил на растревоженный пчелиный улей.  Люди знали, что леопарды живут в далеких южных лесах и в зоопарках правителей больших городов. Потом кто - то вспомнил, что мимо проезжала повозка, запряженная ослами. Может быть, хищника привез чужеземец? А Может быть, это дело рук демоницы Лилит?
       Кто - то говорил, что во время свадьбы родителей Наны вблизи дома бродила безумная красавица, грозившая отомстить за неразделенную любовь, взывавшая к Лилит. Она выкрикивала проклятия, что изведет со свету всю семью Наны. Накануне трагедии бабушка, увидевшая во сне пророчество Инанны о гибели маленькой девочки, упросила родителей отпустить внучку погостить в дом Тетушки, с которой она коротала дни своей старости. Так девочка осталась жива и невредима. Вот она и отправилась в крупный город Ниппур, чтобы принести жертву богам и , возможно, узнать у своего Дядюшки больше о причинах трагедии в ее доме. Родственники беспокоились за жизни Наны, но перечить  на стали,  дали ей повязку с бахромой, еды и денег  и Нана отправилась в дальний путь. Она решила, что, если сам Энки обманул Адапу, то большого греха не будет, когда она после жертвоприношения  пойдет учиться в школу, но об этом никому не скажет.  По дороге Нана обрила голову наголо, надела короткую тунику и войлочную шапку, с помощью глины сделала красные пятна на руках и ногах, какие были у нее раньше во время болезни. Шла она долго, иногда повозки с быками осликами останавливались возле нее. Нана всем говорила, что она сирота и идет в большой город в храм совершить жертвоприношение. Так она с добрыми людьми, которые кормили ее в пути, постепенно приближалась к Ниппуру.
    
        Нана любила просыпаться рано утром, выходить на дорогу, когда еще кое — где в светлеющем небе поблескивали звезды и прохладный ветерок изредка освежал лицо. Вот на дороге к неи приблизилась арба, запряженная ослом. Хозяин приветливо пригласил подвести Нану. Ослик тронулся с места, арба монотонно затарахтела. На мягкой тряпице так хорошо дремлется. Небо алеет,  утренняя зорька согревает небо и землю. Огромное раскаленное солнце выплыло из — за молочных облаков. Ослик звучно шлепает по дороге, птицы поют. Так весело и светло  на душе с пробуждением нового дня и от новых впечатлений, которые девочка не только запоминала, но и пыталась постичь потаенный смысл происходящего. Далеко видно все кругом, легко дышится полной грудью. Вокруг, куда ни бросишь взгляд, зеленеют поля с посевами, на которых с утра до ночи трудятся под палящим солнцем земледельцы в широкополых шляпах. Дождей давно не было, но кругом дышали прохладой вырытые человеческими руками  каналы, с помощью которых орошалась эта выжженная солнцем шумерская земля, которую  земледельцы умело сохраняли от засоления.
       Шумеры не знали голода. Иногда на посевы налетали стаи саранчи, все сметая со своего пути. На глазах гибли посевы. Тяжело было смотреть, как были обречены на гибель плоды непосильного труда. Но и здесь мудрость черноголовых помогала находить выход из тупиковых ситуации. Крестьяне расставляли мелкие сети и ловили саранчу, которую затем жарили и ели вместо лепешек и мяса, неизменно запивая ячменным пивом, которое заготавливали впрок или привозили из соседних земель. Пивом порои расплачивались за работу со строителями или рабами. Мясо саранчи содержит превосходный белок,  полезный для человеческого организма. Не случайно самки богомолов съедали возлюбленных после оплодотворения. Белок насекомых не менее полезен для организма, чем мясо молодых ягнят. которые так ценили шумеры.

       Вот посевные поля сменились пастбищами, на которых неторопливо пасутся тучные стада коров и овец.  Везде много солнечного света, и пастухи трудятся в поте лица также усердно, как земледельцы. Нана была поражена увиденным и в ней зрело чувство любви к родной природе, к своим соплеменникам, к своей Родине. Она думала о том, как  разнообразна природа, даровавшая миру просо и ячмень, осликов и быков, соловьиных птах, орлов и змей, как славен труд шумеров и как мудро устроен их быт,  их традиции и общинные устои. Вот возница съезжает с основной дороги, сворачивает в другую сторону и ласково прощается с Наной, а она продолжает свой путь.
    
       Еда, которую Нана взяла из дома, давно кончилась. Но ведь, когда она просила кружку молока или кусочек ячменной лепешки и ночлега, никто ей в крове и скромной трапезе не отказывал. От платы все отказывались, хотя жили скромно и работали в поте лица. Нередко она коротала вечера с земледельцами или скотоводами, слушая нехитрые истории из их жизни. Никто не жаловался на тяжелую долю, все благодарили богов за   урожай или богатый приплод. Все семьи, дети и наемные работники в порядке держали свой инвентарь, кувшины и корзины, читали молитвы богам и совершали обряды и ритуальные танцы в честь урожая и дождя, сливаясь в танце с природой. Природные условия шумер были суровы, но мастерство землепашцев помогало получать хорошие урожаи. Все земли были покрыты оросительными каналами.   На мокрые поля выпускали волов с обвязанными копытами; те вытаптывали сорняки и выравнивали землю. Маленькими мотыгами взрослые и дети удаляли следы копыт, потом  рытвины сравнивали бороной, чтобы земля была мягкой и  плодородной. За землей ухаживали как за самым дорогим существом, называя ее матушкой — кормилицей. Землю пахали, боронили, засевали так аккуратно, чтобы семена попадали в землю на одинаковую глубину «в два пальца». Весной можно было увидеть многочисленные группы из трех человек: погонщика волов, идущего за плугом и человека, бросающего семена. Осенью опять делились на тройки,  чтобы один жал, второй вязал, а третий складывал снопы. На полях от зари до полуночи трудились и рабы, которых брали в плен в результате войн. Но они были скорее наемными слугами, о которых хозяева рачительно заботились. Они тщательно охраняли  посевы от птиц, животных, желающих поживиться за чужой счет пришельцев и даже от волов . Существовала поговорка: «Вол близко к току — поле не будет засеяно».
   
        Планомерно и продуманно распределяли землю под царские, жрические и принадлежащие землепашцам небольшие клочки земли. В полях колосились рожь и ячмень. Специально завозили и выращивали смолистые деревья, которые служили защитными полосками от солнца и ветра. Из них, тростника и  из старых и  пальм изготавливали стройматериалы для жилищ, плугов, лодок и кораблей.   В земледельческой  стране развивалось многоотраслевое хозяйство, где была своя специализация.  В этом хозяйственном укладе была жесткая иерархия, где были богатые и бедные, низшую ступень  занимали рабы, принадлежавшие храму, дворцу или свободным земледельцам, но не было проявления жестокости и насилия. Жрецы и чиновники строго рассчитывали налоги и сколько каждой семье полагалось одежды и еды в зависимости от урожаев, помогая по звездам и луне предсказывать природные явления и повышать тем самым урожайность полей. ( В шумерской цивилизации более всего были развиты астрология и математика по сравнению с другими  древними цивилизациями. что объясняло развитие так называемого "жрического социализма", ибо у шумер были во многом были сглажены проявления социального неравенства. Примечание автора).
    
         Благосостояние шумеров зависело и от труда скотоводов, которые так же как земледельцы, получали за свой труд продовольственный паёк. В храмовых хозяйствах выделялись специальные земельные участки, урожай с которых предназначался на прокормление  «людей скота», «людей овец», «людей коз».  Повсюду ласкали взор изумрудной зеленью пастбища. На них паслись стада в сто — двести, порой в пятьсот голов. Коровы давали в изобилии молоко, а волы и быки были тягловой силой. Во многих хозяйствах даже откармливали свиней и птиц для продажи мяса. По дорогам плелись в упряжках  выносливые ослики. Собаки охраняли хозяйство крестьян. За злобный лай их не очень жаловали ни пастухи, ни землепашцы, сочинившие поговорку: «Бык пашет, собака портит борозду». Больше всего в хозяйствах ценились быки и бараны за их плодовитость и выгоду. Люди подмечали особенности повадок животных и сочиняли о них басни и сказки, помогающие  понимать также характеры людей. Быков и баранов считали глупыми и упрямыми. О них с шуткой говорили: «Мой ослик не создан для быстрого бега, он создан для того, чтобы орать!» С давних времен люди приручили лошадей, ездили на них верхом, хотя отмечали их норовистый нрав.  Одна лошадь сказала, сбросив всадника: «Если всегда таскать на себе такой груз, можно и обессилеть!» Мастерство дрессировщиков обнаруживалось и в том, что шумеры не только ловили газелей и кабанов, но укрощали даже своевольных и сильных медведей, которых выставляли около городских ворот для устрашения и на удивление всем входящим в город. Дело  по приручению диких зверей было трудным и опасным,  но поразительно  мастерство людей, умеющих использовать все богатства природы для своих нужд.
    
        Однажды вечером Нана трапезничала в доме крестьянина, куда пришел охотник , чтобы обменять свои трофеи на хлеб и ячменное пиво. Впереди  бежали грязные  охотничьи собаки, а за ними шел богатырь, от которого разило потом, гарью и запахом леса.  На плече он нес часть туши кабана, а на поясе висела  связка диких уток.  Хозяин встретил гостя дружелюбно, жена тут же приготовила жаркое и пригласила всех к столу.  Девочка вместе со всеми жадно слушала  рассказы пришельца, восхищаясь его пытливым умом, наблюдательностью и житейской смекалкой.  Он поражал своим  свободолюбием, хотя и платил, как  все, налоги храмам, царям и князьям. Скотоводы и землепашцы были благодарны охотникам, потому что они не только в обмен на пиво и хлеб приносили им мясо и шкуры диких животных и птиц, но и охраняли поля от потрав, а скот от нападений хищников.  Нередко при описании своих  подвигов охотники любили прихвастнуть. Над этим их качеством посмеивались более скромные сородичи: «Он ещё не поймал лисицу, а уж делает для неё колодку». Во время трапезы охотник рассказал всем сказку.
-  Лис сказал своей жене:
-  Идём со мной! Давай изгрызём город Урук, словно это лук–порей у нас под зубами! Мы будем попирать город Куллаб, словно это башмак у нас под ногами!
       Но не успели они подойти к городу, как на них зарычали собаки:
 - Геме– Туммаль! Геме– Туммаль! (так звали  лисицу). Иди домой! Ступай прочь!
      Лис и его жена тотчас убрались восвояси. Охотник так искусно изображал события в лицах, что слушатели покатывались со смеху. Нана громко смеялась вместе со всеми и еи было хорошо в кругу этих людей. Она помнила и басню  про  лисицу, которая помочилась в море и сказала: «Все море сделала я».
      
        Вечером все сидели на лавочках у дома на свежем воздухе, один рассказ сменялся другим. Однажды к девяти волкам приблудился десятый. Он был очень голоден и хотел хитростью добыть себе еду. Поэтому он вкрадчиво произнес: «Я разделю вашу добычу для вас! Вас девять, так пусть одна овца будет вашей общей долей. А я один, так пусть мне достанется девять овец — это будет моя доля!» Пока волки грызлись друг с другом, вцепившись в одну овцу, их хитрый сородич сытно неторопливо пообедал. 
        Волки наносили громадный ущерб  людям, уничтожая овец, телят и ягнят. В некоторых сказках высмеивались также и  спесивые неуклюжие слоны. «Слон хвастался, гордо говоря: «Нет подобного мне в мире!». В ответ ему самая маленькая пичужка мудро ответила: «Но ведь и я, как я ни мала, была создана точно так же, как и ты!» Может быть, здесь тоже отразилась мечта о социальной справедливости, мысль о том, что природа всех наделила равными правами? Кто знает?
    
         Потом в разговор опять вступил охотник. Он поведал страшную историю, которая разбередила душу Наны. Трудно жилось трудовому люду, обремененному непомерными налогами. Многие мечтали разбогатеть, построить дом в большом красивом городе и безбедно жить в кругу семьи, не подвергая себя смертельной опасности, которая подстерегала людей   на охоте. Однажды одному охотнику повстречалась прекрасная незнакомка, одурманившая отца многочисленного семейства богатыми  посулами. Она подарила ему мешочек с золотыми украшениями и монетами и попросила в южных лесах поймать крупного леопарда, пообещав, что доставленного по данному ею адресу хищного зверя выкупят за большую сумму денег. Этого хватит на осуществление мечты охотника о красивой безбедной жизни в Ниппуре. Охотник выполнил обещание, он  добыл леопарда. Он связал зверя, обмотал тряпками его пасть и повез в маленький городок, чтобы передать его в нужные руки. Подкупил стражу и приехал к указанному женщиной дому на окраине города, из которого аппетитно пахло жареным ягненком. Охотник не заметил, как хищник выпутался из веревок и помчался на запах пищи. Испуганный мужчина, увидев страшную гримасу зверя, готовившегося к нападению, бросился прочь. Он торопливо гнал осликов и очнулся далеко от города и ничего не знал о том, что произошло позднее. Но об этом хорошо знала Нана, которая, окаменев от ужаса, жадно слушала страшную историю гибели ее семьи. У девочки поднялся жар. Она долго лежала на циновке в домике скотовода и бредила. Ее выходили добрые люди и предложили остаться у них, но Нана упорно решила продолжить свой путь в Ниппур.
      
       Она по дороге знакомилась  с новыми жителями Шумер. Были здесь и  птицеловы, в чьи сети попадали дикие утки и гуси, жившие на болотах, хищные птицы — ястребы и соколы — и полевые птицы — вредители посевов, и рыбаки, жившие за пределами городов. В реках и каналах в изобилии водилась рыба, рыбу разводили даже в прудах. Рыбные блюда были самыми любимыми. Рыбу ловили повсюду вручную, сетями и с помощью дротиков. В ход шел и рыбий жир который не только добавляли в блюда, но им смазывали колеса повозок, чтобы они служили дольше.  Наряду с храмовыми и царскими рыбаками и охотниками в Шумере существовала большая группа охотников и рыбаков, занимавшихся промыслом для себя. Рыболовам–«частникам» разрешалось арендовать участки для ловли рыбы, однако это порой обходилось недёшево. Тем не менее рыбаки считались относительно состоятельными людьми, «счастливой доле» которых завидовали жители городов. Шумеры говорили: «Какие бы перемены ни происходили в городе, рыбаки сами наловят себе пропитание». Но именно в первую очередь  сельские труженики обеспечивали богатство и благосостояние своей страны.
   
        Нану восхищало спокойствие и дружелюбие   трудолюбивых людей. Они были медлительны и неразговорчивы, ценили  простые житейские радости: вольную жизнь,  порядок и размеренность уклада, запивали скромную безыскусную еду ячменным пивом и после работы быстро погружались в короткий крепкий сон. Жили они подобно мощному дереву в гармонии с ритмами природы и  временами года. В семейных отношениях  царили  привязанность друг к другу, забота о многочисленном потомстве, о своих и чужих детях, которых взрослые рано  приучали  к труду и которым передавали свою собственность по наследству.  Когда приходила засуха и урожай был не таким обильным, они охотились на мелкую живность и уток. Если враги нападали на родную землю,землепашцы и пастухи становились воинами и защищали свои семьи,  не жалея собственной жизни. Они легко убивали и умирали, спокойно и  монотонно рассказывали о смерти. Отдать жизнь в бою, не требуя наград, считалось высшей ценностью. Нет ничего страшнее их ярости, подобной буре,  если кто - то посягал на их свободу, кров и жизнь домочадцев. Им не приходило в голову идти грабить чужие дома, чужие земли. Они хранили свою веру, свои обычаи и свою любовь к Родине. Они не были глупыми, отличались сметливостью и практичностью, знали свое дело и могли объяснить секреты своего мастерства до малейших деталей, но мучительными размышлениями о смысле бытия себя не утруждали.
    
       Нана же постоянно погружалась в мир ей одной ведомых мыслей и чувств. Радость быстро сменялась грустью и привычная меланхолия надолго овладевала ею, заставляя искать выхода и трудных жизненных ситуаций с помощью размышлений. Временами она погружалась в свои фантазии так глубоко, что порой казалась окаменевшей,  не замечая ничего вокруг. Она не любила шумных компаний и игр, предпочитая им общение с собеседниками. Голос ее не был громким и резким, журчал, как ручеек, но отличался разнообразием тонов и звуков, как музыкальный инструмент, с помощью которого музыкант создает богатейшую симфонию переживаний. Она часто грезила наяву, закрыв глаза, перекодируя мысли и чувства в яркие образы, надолго запечатлевшиеся в ее памяти. Она любила ночью смотреть на звездное небо и слушать и слышать тишину. Только блеск ее огромных  живых глаз и взмах головы, чтобы откинуть со лба пену густых волос, передавали огромное напряжение богатой внутренней жизни этой не по годам взрослой девочки. Нана завидовала простым людям, живущим в мире и покое, но она рано поняла, что она другая и, видимо, выпало на ее долю иное предначертание судьбы.
      
       Однажды один земледелец собрался в город на базар и предложил подвезти туда Нану. В пути он ей сообщил, что в  городе, куда направлялась девочка,  приключилась беда. В один день погибли по неизвестной причине сразу  несколько младенцев, а в одной колыбели нашли  змею, которая обвивала тело ребенка. Змею не решились убить,  вынесли за город. Жители  решили, что в город проникла  Лилит. Нана до этого  ничего не знала о Лилит и жадно слушала рассказ о демонице, насылавшей смерть на младенцев. В давние времена бог Энки сотворил  мужчину и женщину,  слепив их из глины. Но женщина  Лилит отказалась  подчиняться своему мужу и заявила, что она является равной мужчине, так как является полноценным творением богов. За ней  послали  трёх ангелов, чтобы вразумить её и наставить на путь истинный, но Лилит пустилась в бега. Она дошла  до Красного моря, где ее и настигли ангелы, которые должны были ее убить, но в итоге наказали другим способом.  Лилит  стала бесплодной. После этого она  мстила земным   женщинам,  проклиная их, похищая и убивая детей. Слово «лилу» обозначало ночь и ночных созданий, поэтому именно ночь стала стихией этой сущности. Ее пленительная красота сочеталась с губительной силой, ее  поцелуй обрекал на смерть. Она  стала супругой ангела Самаэля — так изначально звали Сатану. Она была ветреной, неверной женой,  перевоплощаясь в земную женщину,  совращая людей,  ангелов и демонов своей красотой. Ее всегда сопровождали  совы, как олицетворение ночи, и змеи, как  образ Самаэля  в виде Змея-Искусителя. К ней обращались маги, желая приворожить любимых или сотворить другие черные дела,  добиваясь богатства. Но если маги допускали ошибки, то Лилит обрекала их души на вечные страдания и голод. Одержимые страстью женщины совершали ритуал, используя  шесть фиолетовых свечей, вино, ритуальную чашу, благовония и заклинания. Раз начав, они не могли остановится, прибегая к помощи Лилит все чаще, вызывая ее паучьею или змеиную  ипостаси и  платили ей  соответствующую цену.
    
        Пожилой земледелец рассказал историю ветреной, хладнокровно забавляющейся игрой страстей Лилит, которая полностью отдавалась  своим  прихотям, не задумываясь об окружающих:
                Вот однажды в священные земли Атлен,
                Прибыл с войском божественный Князь.
                Красота юной Девы взяла его в плен,
                Пробудив в нём любовную страсть...
                Впал в безумье он от безответной любви,
                Ведь отвергла Лилит его пыл.
                Охраняли Лилит её верные львы.
                Стражей Князь обезглавив убил.
                Обняла их Лилит и слезами спасла,
                Пробудила для жизни опять.
                А сама белой птицею ввысь унеслась,
                Но преследовал птиц злобный Князь.
                Он громил и крушил, убивал, разорял,
                Сея смерть, беззаконье кругом.
                И взмолилась Лилит: "О святая Земля,
                Дай мне силу бороться со злом!"
                Услыхав стон отчаянья девичьих слов,
                Из глубин поднялся Древний Змей:
                "Ты получишь, Лилит, и защиту и кров,
                Но навеки ты станешь моей!!"
                "Я готова", - в слезах прошептала она,
                Древний Змей ей промолвил в ответ:
                "Ночью будешь Великой Царицею Сна,
                Утром демонов выпустишь в свет».
     Нана, раскрыв рот слушала волшебную историю, как воины Лилит разбили окружение Князя и тот решил перехитрить Лилит, переодевшись в женскую одежду.
Славный пир намечается в царском дворце.
Ждёт гостей восхитительный день.
                Словно дама одетый, вуаль на лице,
                Князь проник незаметно, как тень...
                Предложила Лилит Князю выбрать юнца,
                Он же дамой явился на пир.
                Выбрал Князь, не снимая вуали с лица,
                Сел к столу и с собой пригласил.
                Тут же грянула музыка, сотни даров
                Поднесли и сложили к ногам.
                Юных дев голоса восславляли любовь.
                Ароматом дымил фимиам...
                "Солнце село, пора под шатёр молодым"-
                Звонкий голос Лилит огласил.
                "Столько чести всегда незнакомцам чужим?"-
                С удивлением Князь вопросил.
                "Только тем, кто на свадебном пире своём,
                Наш обычай любви поддержал:
                Выбрав пару себе и вдвоём с женихом
                Вместе сел и дары принимал!"
                Понял Князь, что Лилит посмеялась над ним,
                Разозлился, обличье сорвал:
                "Почему ты хотела, чтоб был я с другим?"
                Он спросил доставая кинжал.
                "Потому что со мной тебе быть не дано!" -
                Отвечала с насмешкой Лилит,
                "Я Богиня Любви и Владычица Снов,
                Сильный Духом со мной устоит,
                А иному погибель союз мой несёт!"-
                С грустью Дева ему говорит...
                "Много силы во мне! Спесь тебя не спасёт,
                Я гордячку смогу покорить!"
                Разъярённый словами он бросился в бой,
                Но ему не сдавалась Лилит,
                Молода и сильна, ей неведом покой,
                То смеётся, то птицей взлетит.
                Как подкошенный Князь опустился без сил,
                Зарыдал: "Что мне делать, как быть?
                Сердце гложет любовь, я бы смерти испил,
                Без тебя всё равно мне не жить!"
                Пожалела Великая Дева его, -
                "Поцелую тебя милый друг."
                Подошла, обняла, посмотрела в лицо,
                Обожгла жаркой нежностью губ,
                И мелодии жизни заполнили кровь,
                Взрыв эмоций, и радость, и грусть!
                Он узнал что такое Богини Любовь,
                Смерть испив от нахлынувших чувств.
      
         Давно смолк голос земледельца, но воображение рисовало новые картины, слагались новые стихи. Как  же разнообразен мир человеческих чувств. Где проходит та грань  любви, отделяющая пагубную страсть от  светлых чувств привязанности друг к другу, воплощенных в образе  отца и матери, приходящих к Нане во сне.   Сон сомкнул глаза и сквозь дрему девочка услышала голос матери:
- Ты узнала о страшной трагедии семьи. Тебе предстоит узнать много темного и светлого. Всему свое время. Для того, чтобы многое понять, надо жизнь прожить. Человек проходит длинный жизненный путь. Бывает в жизни умопомрачение, когда человек теряет разум, не может преодолеть страх или гнев и погружается в уныние. Любовь к тем, кто тебе дорог, мужество помогают его преодолеть, как ты сделала. спасая кошку и свою душу от болезней и страха. Иногда человек испытывает страсть и возбуждение, которые толкают его на подвиг или преступление. Надо пройти трудный путь к просветлению, когда человек живет в ладу со своей совестью,с красотой природы и с другими людьми, преодолевая внутренних демонов - драконов и гордыню.  Не сдавайся, моя девочка, сохраняй спокойствие.  Ты выбрала правильный путь, иди по нему и ничего не бойся.
   Голос смолк, а  светлые и красочные сны вторили  мудрым  словам материнского  благословения. Больше Нане никогда не снились родители, но вещие сны  неоднократно посещали ее. Утром вместо Наны в повозке проснулся мальчик Анук.
               
              Картинка взята из Интернета.
Примечание. Недавно в Аравийской пустыне нашли и других местах планеты ученые нашли золотые рудники эпохи Палеолита(древнекаменного века), когда древние люди только освоили шитье одежды из шкур костяными иглами. Золотые запасы там были исчерпаны.Только несколько лет назад научились получать нано золото восстановлением золотохлористоводородной кислоты цитратом натрия. Нано золото или коллоидное золото - драгоценный раствор из мельчайших частиц  металла и воды стали применять в медицине для лечения тяжелых заболеваний и в косметологии, чтобы замедлить старение. Еще в Древнем Египте Клеопатра знала эти секреты красоты.
      Существует гипотеза, что планета Нибиру - это Марс и с помощью нано золота марсиане очищали ауру планеты от тлетворного влияния лучей солнца (не отсюда ли название золота - аурум). На вопрос, куда переселились марсиане, еще предстоит найти ответ. Но поражает знание шумеров, которые в основном, занимались земледелием, практическими проблемами борьбы за выживание на скудной земле, а не освоением небесного, космического пространства, строения солнечной системы.
     Представители инопланетной цивилизации обладали глубокими знаниями генетики. Могли ли они путем генетических экспериментов из древних людей произвести представителей более высокоразвитой расы для работы на золотых рудниках? Шумерская мифология ставит перед нами вопросы, на которые еще предстоит нам ответить. Люди зулусского племени а Африке вспоминают о белых людях, которые умеют летать. Стоит ли отмахнуться от нелепых фантазий полудиких племен?  "Мы ленивы и нелюбопытны...", - написал А.С. Пушкин в эпиграфе своего "Путешествия в Азрум". Сколько открытий чудных у человечества еще впереди, но, может быть, следует нам глубже покопаться в истории?



               







               


Рецензии