Зеленский и непримиримые оппоненты - важная истори

Некоторые мои коллеги недоумевают - почему я как бы "зациклился" на фигуре Зеленского, возвращаясь снова и снова к этому феномену.

 

Будучи специалистом в истории, психологии, религии, антропологии и др. Я вижу, что приход к власти Зеленского это неординарное событие, которое мы до конца еще не понимаем.

Мы живем в новую эпоху, в которую новые вызовы будут приводить к появлению новых схем. И иногда те, кто пытается оценить новое с позиции старого - могут не увидеть важных вещей.

А с другой стороны, история помогает нам находить важные прецеденты в прошлом. КОТОРЫЕ ПРОЛЬЮТ СВЕТ НА НАШИ ПОИСКИ.

Хочу в этом тексте обратить внимание - значительное число украинских (включая евреев Украины) интеллектуалов - “встретили в штыки” появление Зеленского - и обрушили на него гневные и злобные претензии.

Этот феномен требует глубокого осмысления.

 

 

Мне лично очень интересен Зеленский и я вижу очень много продуктивного в его инициативах.

И я регулярно получаю инсайты для лучшего понимания ситуации.

Хочу поделиться с читателями одним из инсайтов.

В человеческой истории, а точнее в еврейской части человеческой истории, а если еще точнее - в украинском сегменте еврейской части человеческой истории несколько столетий назад возник интересный феномен, который тоже при рождении был подвергнут беспрецедентной атаке оппонентов из интеллектуальных кругов.

Что это за история, которая нам поможет пролить свет на нынешний сюжет?

Это история возникновения хасидизма - одного из направлений иудаизма.

Иудаизм - одна из древнейших религий.
Как религия - она весьма консервативна, хотя и периодически испытывала трансформации, особенно в связи с историческими вызовами.

Так, например, когда Римляне изгнали евреев из своей страны в первом веке н.э. - иудаизм вынужден был отказаться от связи с землей, от Храма, от многих законов ритуальной чистоты и др. Это было изменение иудаизма.

Но это изменение имело очевидные внешние причины и поэтому трансформация иудаизма в “диаспорный” формат не вызывала оппозиции.

Но в 18 веке - внутри иудаизма возникло новое течение - хасидизм.
Автор его - Исроэль Баль Шем Тов - жил в Меджибоже (сейчас территория Хмельницкой области Украины).

 

 

КСТАТИ, ЧЕРЕЗ ПАРУ ДНЕЙ (после написания этого текста) В ШАВУОТ БУДЕТ ЕГО ЙОРЦАЙТ - ГОДОВЩИНА СМЕРТИ и тысячи людей съедутся на его могилу в Меджибож.

Я сейчас не буду вдаваться в суть хасидизма.

Перейду сразу к интересующему нас феномену.

Возникновение хасидизма вызвало мощный всплеск оппозиции.
Очень большие раввины - во главе с Виленским гаоном (один из самых великих еврейских мудрецов) - набросились на хасидизм со всей мощью и темпераментом.

Самое интересное - до появления хасидизма не было особых самоназваний евреев Европы (они в целом назывались ашкеназами).

Оппозиция хасидизму взяла себе самоназвание МИСНАГДИМ - что в переводе означает “те кто против”.

Обратим внимание - классический иудаизм выбрал для себя самоидентификацию не с точки зрения позитивных ценностей, а с точки зрения своего неприятия хасидизма.

Потом это название сменилось на ЛИТВАКИ - так как глава оппозиции хасидизму Гаон жил в Вильно - в Литве.

Но самоназвание МИСНАГДИМ - очень долго служило самоопределению классических евреев.

Вдумайтесь - умнейшие люди настолько сильно ополчились на хасидов, что сам факт своего “народного ополчения” стали их самоидентификацией.

Это все равно, что если спросить человека “какова твоя миссия в жизни?”
И он ответит - моя миссия - воевать против хасидизма.

Более того, миснагдим даже доходили до доносов и известно, что по доносам миснагдим первый Любавичский Ребе был посажен в тюрьму.

 


=-=-=-

А теперь проведем параллель с миснагидами времен Баль Шем Това и интеллектуальной оппозицией Зеленскому.

Наша история показывает, что вполне возможно, чтобы правильное течение (а хасидизм - доказал историей, что он нормальное внутриеврейское течение) было встречено столь яростным отпором вполне праведных оппонентов.

Так что список и заслуги оппонентов - не доказывают неправильность объекта их критики.

А какой более глубокий вывод можно сделать?

Хасидизм - это было новое слово в еврейской духовности, тяготеющей к консерватизму.

И всегда есть люди, стремящиеся к стабильности и есть люди, стремящиеся к радикальному обновлению.

И те и другие - приличные люди, но имеющие разные модели восприятия реальности.

И нужно понять, что и те и другие нужны и важны.

 

 

=-=-=-=-=-=

А теперь важные выводы.

А. Если много умных людей дружно набрасываются на некий проект - это еще не значит, что проект плохой или неправильный.

Б. Миснагиды сначала тоже были горячими головами, но потом остыли и спор перешел в цивилизованную плоскость.

Поэтому я надеюсь, что разгоряченные оппоненты Зеленского постепенно снизят эмоциональный накал - и это поможет им говорить менее эмоциональные, но более зрелые вещи.

В. Ценность миснагидского движения состояла в том, что оно помогло хасидизму остаться в разумных рамках, не переходя к неразумному радикализму.

То есть здравая критика миснагидов не опровергла хасидизм, но простимулировала его качественный рост. Поэтому я очень верю, что критика Зеленского не помешает его росту, но поможет ему быть максимально адекватным нынешнему миру.

И также как хасидизм начиная с времен Баль ШемТова возмужал и распространился начиная с территории Украины по еврейскому духовному миру - будем верить в то, что новоукраинский политический опыт - возмужает и поможет другим народам в их пути развития и прогресса.

 

==-=-=-=
PS Главная моя цель от этой статьи - это примириться с хором "нытиков", которые никак не могут начать видеть позитив в новом феномене, а все еще зависли в режиме поверхностной критики...

Я уже написал гораздо более жесткую статью, где объясняю феномен этого "нытья", но выставлю ее завтра - так как две статьи в день - будет многовато....

Хотя - тут завтра начнется три дня - Шабат и 2 дня праздника и статья потеряется..... поэтому я следующую статью может быть выставлю уже после праздника.

Или выставлю два раза.
Сначала сегодня ночью.
А потом еще раз - после праздника.

Так что трепещите ;) и ждите серьезного разбора полетов в следующем материале.


Рецензии
Важную Вы, Брук, работу делаете.
Непримиримость не всегда полезна и самим непримиримым.

С уважением к Вам и Вашим читателям -

Георгий Сотула   08.06.2019 18:45     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.