Женщины с портретов Серова. М. Ф. Морозова

    Валентин Серов.Портрет Марии Морозовой. 1897. Государственный Русский музей

       На портрете Мария Федоровна Морозова, урождённая Симонова ( 1830 —  1911) — супруга купца Тимофея Морозова, дочь купца 2-й гильдии Ф. И. Симонова, двоюродная племянница Козьмы Солдатенкова, мать Саввы Морозова.
     Одна из самых ярких российских женщин — представителей купечества, известная своим влиянием в обществе. Крупная фигура русского предпринимательства, оставила после себя самое большое состояние в России (30 млн рублей).

     Первой среди российских купчих была удостоена знака отличия за двадцать пять лет беспорочной службы в благотворительных заведениях по Ведомству учреждений императрицы Марии.
     Мария Фёдоровна происходила из семьи купцов—старообрядцев, владельцев шелко- и бумаготкацкой фабрики в Москве.

     Мария Федоровна была старшей среди троих детей Марии Константиновны и Федора Ивановича. С детства отличалась сильным характером. Получила прекрасное домашнее образование: знала немецкий и французский языки, разбиралась в математике. После ранней смерти отца воспитывать осиротевших детей помогал двоюродный брат матери — именитый фабрикант, банкир и меценат Козьма Солдатенков, который сам наследников не имел. Он же занялся поисками достойной партии для шестнадцатилетней племянницы
   
    Её выдали замуж за Тимофея Морозова, сына Саввы Васильевича.
Мария  была счастлива в браке и очень богата. Она исправно вела дела семьи, а потом и бизнес мужа, постепенно отошедшего от дел, и имела железный характер. Не сломили ее даже череда смертей: несколько из ее детей умерли в первые годы жизни, затем покончила с собой взрослая дочь Ангелина и довершила череду несчастий кончина супруга.

    1870—80-е годы стали очень тяжелым временем для Морозовой. Потеряв нескольких своих детей ещё в малых летах, в 1876 году она лишилась ещё одной дочери Алевтины, которая покончила жизнь самоубийством. В 1881 году тяжело заболела и едва не умерла Анна Тимофеевна, мать 10 малолетних детей.

 В память о её выздоровлении родители построили клинику на Девичьем поле. Отношения с Саввой испортились из-за его неблагоразумной связи и последовавшей в 1888 году женитьбы на разведённой женщине. В 1889 году на своей даче в Мисхоре скончался Тимофей Саввич.

    В литературе советского периода создавался образ лицемерной женщины, которая не любит своих родных. А. Н. Серебров писал, что по словам С. Т. Морозова, его мать : «… занимается благотворительностью, а никого не любит. Отец души в ней не чаял. Все — „душечка“, „душечка“! Умер он — она даже из приличия не поплакала!.. Никого, кроме рогожских попов, не принимает. Родню — только по большим праздникам».
   
    Но став после смерти мужа главой многочисленной семьи, Мария Фёдоровна продолжала помогать своим детям и их семьям. Она выделяла им деньги, пыталась уберечь их от возможных опасностей и ненадёжных людей. Савва Тимофеевич, заботясь о здоровье матери, регулярно навещал её . После смерти сына в 1905 году Мария Федоровна уже никогда не снимала чёрное платье.
   
     По воскресеньям после литургии к Марии Федоровне приезжали дети. Их было не мало: четыре дочери, два сына и множество внуков – только у старшей дочери Анны было пятнадцать детей. «С потомками своими чадолюбивая Мария Федоровна бывала неизменно щедра: каждому, кто подходил к бабушкиной ручке, полагался империал – золотая монета достоинством в пятнадцать целковых», – писал правнук С.Т. Морозов

Правнук Марии Федоровны С.Т. Морозов в книге «Дед умер молодым» дал такой портрет владелицы Никольской мануфактуры: «Прародительница обширного «клана» не интересовалась современным печатным словом, как и другими проявлениями общественного мнения.
      Занимая вместе со своими приживалками особняк в двадцать комнат, она не пользовалась электрическим освещением. Не решаясь из боязни простуды мыться горячей водой с мылом, предпочитала всевозможные одеколоны. В особняке на Большом Трехсвятительском переулке она прожила последние два десятилетия своей жизни безутешной вдовой, усердно молясь за упокой души супруга Тимофея Саввича».

  БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ.

 "Она была так высока, что «умела» помогать, она понимала человеческую душу, и потому от неё было легко принимать, она свято исполняла завет, который преподавала и другим, что «люди должны помогать друг другу".

   В первую очередь, она покровительствовала Рогожской общине старообрядцев и Православному миссионерскому обществу, членом которого являлась.Она выделила средства на строительство церкви Покрова Богородицы и храма-колокольни на Рогожском кладбище; также финансировала строительство общежития для сестёр Марфо-Мариинской обители, богадельни с приютом и церкви во имя Святого Апостола Тимофея (1901), церкви Николая Чудотворца при начальном училище в Зуеве.

      В последующие годы она выделяла крупные средства на стипендии, оплачивала обучение конкретных лиц, покупала книги для училищ. С особым вниманием Морозова относилась к Московскому техническому училищу (ныне — МВТУ), в котором с 1894 года она являлась почётным членом.

     При финансировании Марии Фёдоровны была построена лаборатория механической технологии волокнистых веществ. Фонд, учреждённый в училище на средства Морозовой, оплачивал продолжение обучения русских инженеров за границей. В ответ на это деяние и в знак уважения к заслугам Марии Фёдоровны Общество для содействия улучшению и развитию мануфактурной промышленности присвоило ей звание почётного члена.


      Она отличалась широтой взглядов: так, она всячески содействовала талантливым девушкам, выбравшим профессии актрис, музыкантов, учителей. Её ученицы были в Александринской, Голицынской, Николаевской, Ольденбургской, Титовской, Симоновской и Стрекаловской школах.

    Под её опекой находились девочки в шести частных женских гимназиях Москвы. Морозова выделяла средства для обучения нескольких студентов Московского университета, Московского технического и Строгановского училищ.

      Мария Фёдоровна  опекала Кореизскую земскую больницу в Крыму, оплачивала лечение конкретных лиц, состояла почётной попечительницей бесплатной лечебницы военных врачей, делала крупные пожертвования в Старо-Екатеринскую больницу Москвы, спонсировала в 1909 году там постройку корпуса для нервнобольных на 101 койку

 Она опекала Кореизскую земскую больницу в Крыму, оплачивала лечение конкретных лиц, состояла почётной попечительницей бесплатной лечебницы военных врачей, делала крупные пожертвования в Старо-Екатеринскую больницу Москвы, спонсировала в 1909 году там постройку корпуса для нервнобольных на 101 койку.

    Мария Федоровна скончалась 18 июля 1911 год а на 82-м году жизни. По мнению В. Ф. Джунковского, с кончиной Морозовой «купеческая Москва потеряла одну из своих видных и ярких представительниц».

  В день похорон миллионерши в соответствии с ее последней волей в Москве раздавали деньги неимущим, 26 тысяч рабочих на московских фабриках получили «премию» в размере дневной зарплаты и продуктовый паек, а также в двух московских столовых бесплатно накормили обедами тысячу бедняков.


Рецензии