курсовая работа - нхк - трикстеррсттввоо

                Трикстер:
; градус отрицательности  и  ; ракурс относительности
               

                Глава 1
      Понятие (и, понимание ..мною слова-понятия) `трикстер`
               
               
           Изначально в древних мифах трикстер - это некие: божество, дух, ..человек, и/или антропоморфное некое существо - сеющее смуту в умах, сердцах и материальной среде; некый насмешник, пересмешник; циник, позёр, лицемер и лицедей.

           При этом степень отрицательности оценок трикстера колеблется в довольно-таки широком диапазоне. Можно сказать что образ сий - развивался, расширялся, .. модифицировался, .. модернизировался. и к нашему времени образ его весьма ..неоднозначен, - амбивалентен весьма; сочетает в себе как отрицательные так и, условно героические, - как изобличителя общественных пороков к примеру и т.п. Т.е.  сложный такой персонаж, персоналия. Вот.

           Что однозначно - так это то, что трикстер - всегда однозначно провокатор, ..равнодушным не оставит; провокатор изменений. Сначала как безыдейный провокатор, - в качестве некоего шута, возмутителя спокойствия. и, трикстерство для таких - как бы самоцель, фрикстерство. Затем - интереснее - ыдейный трихкстер: за маскою шута, плута, пикаро, авантюриста, вора, клоуна, преступника - ..`падший ангел`, со светлым по сути как бы началом в душе, - имеющий в сущности доброе таки серце душу; наделённый несомненно определёнными талантами. Не лишён яркого интеллекта, воображения, фантаззии - художественности и, философийности (..философики что ли)..; - что может выражаться в его артистиззме ярко выраженном, философийности соотв.. Этакый ..благороднай трихстерр, - философик, - ..в душе по крайней мере соотвв..
Его девиз: "с помощью пистолета и доброго слова я смогу добиться большего, чем просто (лишь) добрым словом"; тезис "не мы такие, жизнь такая" - тоже может быть дежурным, - служить оправданием его деяниям асоциальным.

           В разной степени - циничность трикстерская, - как бы тоже соотв. спровоцирована как бы, - по легенде (..как повод, внешнее прикрытие лишь ) как минимум, - ..теми самыми недостатками как бы что ли на Зем-ле, которые его и вынуждают соотв. вести себя потрикстерски и никак иначе (..грубо, дерзко). Такие вот меры да ..методы - вынужденные однако что ли. И, с одной стороны - такое поведение - ..средство самозащиты, самообороны; с другой же - может таки показаться что опять же, - это лишь повод, чтобы побезобразничать; спокойствие повозмущать окружающих; для достижения своих некиих отнюдь небескорыстных нехристианскых весьма целей.
Такие вот причины уважительные предлоги, - якобы из соображений самообороны ..
Изображая жертву как бы что ли даже, играя и такую роль страдальца типа.

          Пожалуй, справедливо разделить: на "злого гения", аля "Джокера" - деструктивнага, разрушающего всё на своём пути, - потому что просто его `тёмная` сущность личина, природа - таковы; и на соотв. `доброго (благородного)`, - который борется как бы.., соотв. - теми же (артистически-циничными) жёсткими довольно-таки методами тёмных сил,  - действенными в этой среде, эффективными на Земле, - в предлагаемых условиях.
Маска - прикрытие. Иначе не представляется возможным победить - зло, хаос и т.п.. 
Категоризация классическая архаическая, - деления людей на `волков` и, "овечек" - наглядная красноречивая иллюстрация - подтверждение, что без игры не выжить, увы.
..Психология обывательщины что ли, наверное, как-то так вот.
Чтобы авторитетом выказаться для народу, быть бывать - в роли волка полагаетси..
Иначе - съедють ведь ж, вот. Бес компромиссу - никак. Зрелый индивид - осознаёт.. всю прелесть и горесть такой игры - перехитренья шаблонов, стереотиповв, кодовв..,  которые отнюдь бесжалостны к слабостям; - сан-тиментам, лирике, сентиментам; прочим проявленьям - сердешным, утончённым, мягкосердечным; - воспринимаемым как малохольность, слабость, ранимость. Ведь тонкая такая (глубокая) душевная организация -
только для истинных мудрых ценителей знатоков и есть (- наоборот в противовес расхожему плебее-обывательскому мнению); - сила, достоин-ство, великодушие; ..а, не наоборот соотв. Для невежд такая культура - темнота. Им скомороха подавай - ..грубого, циничного; по ментальности - такому-то контингенту - он ближе, понятней и роднее. Вот.

          Образ скомороха - это некый культурный код можно сказать, - для низовых-то слоёв.. социальных сословий/классов социальноей же некоей лестницы условноей и реальной.
Скоморох - трихкстерр - публики кумир - народу - толпы,(стада); коллективного бессознательного. Можно иногда перевоплотиться - ощутить прелесть народной славы соотв.

          И, маркером благородства - ..в королевстве кривых зеркал, на карнавале масок может служить,  как правило в некоей экстремальноей ситуации, - проявление человеческих качеств; благородства, великодушия, человечности, душевности, сердешности и т.д. т.п.

Если приводить примеры в памятниках культуры: в "12-ти стульях" - О. Бендер одновременно и циничен (..деспотичен, трагикомичен, зловеще обаятелен и привлекателен, элегантен); проявляется во взаимоотношениях с К. Воробьяниновым;  можно заметить, усмотреть в этих сношениях - и проявления заботы (псевдо)`братско-отеческоей`, дружеского участия о нём.
В "Золотом телёнке" кажется к Петрухе - тоже как бы попытки культур-но развить негра-мотного уличного воришку. А к концу истории - даже делится своим трофеем - частью,., пускай только лишь толикою малою финансов из чемодана набитого деньгами. Благородно.

          Другой архетип трихкстера - Ходжа Насреддин - вообще сыплет добрыми делами налево и направо. Жёсток, циничен и бесцеремонен с зажиточными баями - в пользу себя и народу.
Можно сказать по принципу Робина Гуда, образы чем-то схожи в этом плане распределения, - что значит корни, истоки сюжетики - эпос, фольклор, - народное творчество - за народ..
          Мюнхгаузен барон - тот ещё прохиндей, эхксцентрик, артист; тот ещё, толи волшебник.., толи фантазёр, выдумщик, обманщик, плутт - смотря под каким ракурсом взглянуть соотв.
Такие вот знаменитые архетипические представители, - подпадающие под определение `трихкстера`.

          В эпоху постмодерности соотв. естественно интерес номинальный к образу трихкстера -..не убавился. Художники пера всё также неутомимо берутся за разработку таки образов плутов & пикаро (и прочей братии из списка соотв.) - в новейшей современной обстановке.
Вплетают своих героев в среду постиндустриализма, наделяют различными сочетаниями, комбинациями качеств характера, - актуальных в нынешних реалиях; с приметами времени; на фоне быта 3-го тысячелетия; в компутерну эпоху; в декорациях экранной кибер-эры ; в, новой как бы с виду , но , единной всё же - по сути-то, - одинаковой почти – среде обитания - на Земле, и, в душах человеческих; - ..которые не имеют склонности сильно меняться, (- на протяжении новой нашей эры по крайней мере, как показывает история).
Психология, ментальность, духовность - всё единоактуально во все времена и эпохи, вот.

          Оттого-то и мотив темы моего сообщения-доклада (- эссе по содер-жанию, по жанру всё ж) – трикстерства, - актуален как всегда. Зиждется на тех же столпах, слонах, черепахах;  на тех же `мелочах` - сакральных да сокровенных порою вместе с тем; дуалистичных.. - как и при Сократе к примеру (или ещё при ком-нить великом и древнем соотв.); - парадоксальных, амбивалентных, абсурдных таких вещах - таинственных и непредсказуемых д.с.п. (до сих пор).

                Глава 2
                Анализ произведения ..сетературы
                "18-ть ноччейй усталого человека"
               
         Трикстерство - ..как состояние души, или мера (вынужденная) - `реакция на застой`.
Так вот на примере конкретного творчества в этом русле, - это повесть моего знакомого, неширокопубликуемого (без обиняков), са-модеятельного литератора - любителя пописать, - почти что `в стол` как бы получается (..т.к. не печатается (пока, дай бог) в бумаге с.).
Вещь сия его - опус (..экзерсис, штудия ли; нет, всё же посерьёзней, ..без обид чтобы), справедливо претендующий на полноценное произведение, называется  "18-ть ноччейй усталого человека".
               
Почему же я выбрал в качестве примера современного образа трикстера именно сие произведение ??
- Потому что мне показалос, что автор описывает ситуации в своей повести - близкие ..по образу мыслечувств и мыследействий, - теме трикстерства соотв.. В его истории – тип трикстера - тихий, (но не без буйств); интроверт, вынужденный в силу обстоятельств, - должность режиссёра всё таки обязывает как бы, как ни крути - быть выдающимся экстравертом.
Для нашего времени типичная история - вести дневник; - сублимация, рефлексия; - примета времени можно сказать. Рассказ сий о молодом ре-жиссёре, вновь заступившем на вакантное место в театре. Он пытается старается выстроить грамотные творческо-практичные комфортные отно-
шения в сформировавшемся уже творческом коллективе (..насколько я понял по сюжету соотв.). 
         
Кстати, как референс, пускай и не прям сразу, - но всё же догнал и пришёл на ум схожий - ..киносюжет фильма с Филатовым в заглавной роли соотв., - про то как не просто ладить творческим людям друг с дружкою; как выживать буквально приходится в такой среде театра.

           В его сюжете можно рассмотреть и элементы психодрамы, - с кри-зисом толи среднего возраста, толи творческим кризисом; элемент бунтарства - на новом поприще, какой-то творческый максимализм.
Так вот, после многих попыток по-своему построить,  где-то и, поломав, разрушив кое-что; после всех перипетий - главный герой - молодой режиссёр, решается на отчаянный бесповоротный шаг, - покончить собой. Даже и предполагаемый успех премьеры пьесы - не останавливает его в этом радикальном суровом решении (а, даже скорее наоборот, - максимализм - умереть в зените славы,  ещё эпичнее ведь, - вот его экзистенциальный роковой монолог, мотив).
В этом желании умереть - молодым и успешным, ..`уйти красиво` - есть мотив трикстерства..

           Аутсайдер (востребованный или не очень) - в душе, состояние души такое - поэт - на задворках, на обочине цивилизации. Со стороны видно - самая проницательная точка зрения.

           Тема отшельничества некоего - довольно-таки смежная трикстерствованию, да ещё – отчуждения, - в современном особенно социуме. Противостояние общественным клеше, стереотипам, ..шаблонам. Форма протеста - яркое самовыражение индивидуализированных качеств и свойств.

           В кинематографе теме отчуждения можно сказать посвятили себя (- в том числе, - как минимум) такие авторы как:
Антониони и Гуэрра;
Джармуш и Кустурица;
Бунюэль и Куросава и др.
           Из наших отечественных:
Тарковскый и Кончаловскый;
Данелия и Рязанов;
Соловьёв и Муратова и др.

                Глава 3
                Артист – трикстерр

 - Писатели и поэты, музыканты кинематографисты = творческыя личности в общем, - априори - с позициею жёсткою художническою - бунтарскою +-. Кто-то вслух самонарекается таковым, или про себя уж точно.
Поэнт - априори - (чуточку) +- трикстерр.

           Бунт - не обязательно агрессия. как С. Дали высказался о Ж. Превере - "он борется со злом не минами и бомбами, а ..петардами", (- я примерно перенёс смысл образного высказывания).
Архетиповв трикстеров-агрессоров - в памятниках мировой культуры - весьма немало.

          Трикстеры-артисты, трикстеры-художники, поэты - методами своими бунтуют - творчеством своим; `стрелы, пули, бомбы, мины` их - это чаще всего (лишь) -слова, линии, символы, картины, мелодии - тоже тот ещё `огонь`, те ещё петарды; -праздничные ли, или, порою смахивающие действительно за камуфляж.
Сначала эти `автоматные очереди` ложатся на бумагу, затем они `простреливают` так, что .."щепки летят"; -когда тираж `взрывает` своей правдою все оплоты злодеев и подстрекателей.
Правда она такая, имеет свойство детонировать - да ещё как, история - тому подтверждение.
Печатное слово - имеет магию; силу, влияние - с которым сравнится не каждый скипетр царя.

           Писатель - как трикстер на бумаге. Не всегда он отсиживается-таки в глухой засаде, тылу; в рабочем кабинете - штабе - за письменным столом, с печатною машинкою в обнимку. ..Нет, иногда в поля выбирается наш герой, - да ещё как. Высказывания публичные - часть его деятельности как писателя.
Как известно, "воображение же писателя - берётся-таки из реального же опыта оного", вотт.
Ежели человек пришёл, точнее дошёл (- `до ручки`) к писательской стезе - значит элементы трикстера - в оном - определённо имеются, иначе и быть не может. Просто степень этого - уже второй вопрос; насколько тяготеет он к волюнтаризму, бунтарству и пр. `балагурству ..балаганству` (в самых хороших смыслахх соотв.); короче к самовыражению, ..артистизму, ..`ыдейному противостоянию - всеобщему застою`, и т.д. и т.п. Вот. Толи маска, толи личина.

           Трикстеротворчество - состояние души, умонастроение такое, от-влечённое, абстрактное.
Мысленное воображаемое сношение с обществом/социумом. Внутрипси-хологическый жанр некый.

           Когда реальные социальныя сношения - социальное экстравертное самовыражение с контактом: с разною степению критических выпадовв - в сторону общественных пороков, в виде к примеру- сарказма, сатиры, - как приёмов коммуникативноей критической публицистики соотв. и т.п..

           Каждому свой жанр: главное не размениваться на постоянную ед-кую манеру - не увлекаться, иначе можно захлебнуться в собственной слюне;  а, дело порою неблагодарное и бесполезное даже порою. Поэтому тут надо трезво и с холодною головою доказывать свою правду, не эмоционируя особливо; иначе здоровья не хватит ни на что. Переделывать мир - дело затратное, тут грамотный подход требуется, просто необходим, чрезвычайно; ..гармонично, методично.., поступательными движениями, потихонечку. Иначе, надорваться можно; а оно вам надо. Но и, холить и лелеять себя - другая позорная крайность, (- пускай и назыв. красиво `эпикурейство`).
`Медленно, да/но верно`;  "два шагу вперёд, один - назад"; восстанавли-ваться после `битв` полагается, делать паузы; `с чувством с толком с рас-становкою`, вотт.

            Т.е. мы подошли теперь уже к след. можно сказать форме / разновидности проявления трикстерства - ..потребности в публичности, социальноей аффектации и т.п.

           Хорошо, состояние души - поэнт. Образ трикстера - предполагает некую социальную активность. Разобрались. Значит трикстер-поэнт = некый социально активный поэт, + аля `общественный деятель`.

          Вообще психология творчества предполагает наличие хаоса в, промежуточных стадиях творческого акта/процесса. Игра - по правилам, по своим правилам; при этом непредсказуемость имеет место быть. Импровиззацция - в рамкахх определённого жанра.

           На публику трикстерствование = эпатаж. Смягчается, амортизируется как правило - юмором.
Смеховая культура тесно связана с культурою трикстеризма. Иначе не было бы такого успеха у архаичных теперь уже шутов и скомороховв. На смену им пришли самодельные кустарные квн-щики и стэндапники; шоумены по современным меркам, в сути - те же шуты, скоморохи, клоуны..

           Так что, `свято место - пусто не бывает`, - ниша вакантноею не остаётся. Народу как известно нужно для счастья или просто развлечения праздного удовольствия: хлеба да зрелищ, соотв. `шоу маст го он` (- `шоу должно продолжаться`). Сериал - мыльная опера, и т.п. медиа-шлак, -
актуальны всегда, как актуален зомби-ящик; как актуален был балаган с труппою скомороховв и т.д., - на потребу дня, брюха точнее; низкопояс-ных чакр и ценностей нижетазовых соотв..

          Таков вот пример трикстерского выпада можно сказать против тех же пороков социальных - как чревоугодничество, лень; тяга к грубым проявлениям и агрессии, жестокости и брани; которые почему-то всё ещё паразитируют на теле Земли. Хотя вместе с тем сколько прекрасного и величественного было уже создано, не только уже лишь природою-мамою, но и великими гениями этой Земли.  А низость всё также соседствует с высшими проявлениями духа. Мир всё также противоречив как и тысячелетия назад, как будто история, наука, искусство - ничему не учит человечество. Хотя обобщать тоже не стоит. Просто не хватает кому-то времени и сил на получение правильных знаний - в нужное время и в нужном месте; - в т.ч. недостаток воспитания в детстве, и образования в последствии.

          Такая мораль, даже морализаторство и немножко нравоучительствование, критическое суждение в общем и короче говоря. Но, сострадания нужно набраться (чуть ли не христианского даже),  чтобы терпимее быть к недостаткам, слабостям - окружающей действительности. Нужно хотя бы, позаботиться о своём `саде`, ..`спастись самому, и, спасутся (потом когда-то)-тысячи`.
При этом по возможности, конечно же - помогать ближнему, - по мере-то сил и способностей и т.п.

                Глава 4               
                «Трикстер в СССР»

Марк Липовецкий. Трикстер в СССР // Интернет-портал Арзамас Академи. URL: https://arzamas.academy. Дата обращения: 28.05.2019.

               
                Начало цитирования:
>>
О том, почему трикстеры правили бал в СССР, кому наследуют Pussy Riot, как читать тексты Булгакова и почему в советской культуре трикстеры важнее серьезных национальных героев, рассказывает литературовед и критик Марк Липовецкий.

                1.Трикстер мифологический и трикстер современный

Изначально трикстер — понятие мифологическое; в Новое время (также называемое модерностью) к нему восходят культурные роли плута, шута, вора, авантюриста, самозванца, юродивого и так далее. Однако, говоря о советской культуре, Марк Липовецкый возвращается к термину «трикстер», чтобы отразить синкретический характер самых ярких её персонажей. Если Остапа Бендера еще худо-бедно можно отнести к плутам (хотя его плутовство явно отличается от классических образцов хотя бы тем, что у него нет хозяина), а Беню Крика — к ворам (хотя, как и в случае с Бендером, артистизм здесь явно преобладает над прагматикой), то невозможно отнести к какой-то определенной категории эренбурговского Хулио Хуренито, Ивана Бабичева — изобретателя «Офелии» из «Зависти» Олёши, Воланда со свитой — эдакого многоликого трикстера, Веничку из «Москва–Петушки»..  Они очень разные, и при этом они все трикстеры.
 
          Трикстеры XX века очень далеко отстоят от мифологического прототипа: часто они далеко не просты, а даже интеллектуальны, их трюки могут иметь социокультурное значение и так далее. Конечно, есть общие черты — амбивалентность, пребывание на границе между противоположными категориями и состояниями, создание своеобразной «криминальной» ситуации и существование внутри неё. Еще важная общая черта — это специфические отношения с сакральным. Американский исследователь Льюис Хайд верно отметил, что, если трикстер не соотносится с сакральным, он просто жулик.

Сакральный контекст новых трикстеров лучше всего описывается с помощью категории траты, введенной Жоржем Батаем. Трата всего ценного, всего авторитетного — это, с одной стороны, форма интимизации отношений с миром, а с другой — обретение свободы особого рода. Анархическое разрушение, свойственное трикстеру,;— это ритуал обретения свободы, причём очень опасной свободы. Дмитрий Александрович Пригов, который, как я полагаю, вполне сознательно «ставил» себя как трикстера, часто повторял: в чем состоит моя функция? Чтобы явить свободу со всеми опасностями — «являть имидж художника, инфицировавшего себя свободой со всеми составляющими её предельности и опасности». И ни в чем другом.

                2.Трикстер — главный герой советской культуры

Всем известно, что именно в плуте формируются черты личности Нового времени. Плут — это первый тип, оторвавшийся от традиционных связей, полагающийся на самого себя, на свой разум, расчет и так далее. И глядя на советского трикстера, очевидно, что именно через него реализовывалась логика модерности в Советском Союзе. Официальная культура объявляла своего «нового человека» идеалом Нового времени. Но на деле он оказался картонным персонажем, совершенно не выдерживающим испытания временем. В «Зависти» Олёши есть новые люди — Андрей Бабичев и Володя Макаров, им противостоят поэт Николай Кавалеров и трикстер Иван Бабичев. Это все — версии модерности. Во второй части книги Олёша сталкивает их лбами и довольно искусственно приводит Ивана и Кавалерова к поражению — хотя логика текста свидетельствует со-вершенно о другом.

Советская популярность трикстера поразительна по сравнению с тем, какую роль ему отводит русская литература XIX века: на Западе мы видим обаятельнейших Труффальдино, Хромого Беса, Фигаро, Рас-тиньяка — а в русской классике? Гоголевский черт из «Ночи перед Рождеством»? Хлестаков? Чичиков? За ними следуют уже отчетливо отрицательные герои Достоевского — Смердяков с Петрушей Верховенским. Советские трикстеры ХХ века на этом фоне смотрятся как суперзвезды, как бесспорные любимцы публики.
 
           Русский XIX век не создал мощной фигуры трикстера в силу специфического для русской послепушкинской культуры противостояния индивидуализму. А трикстер, плут, и есть воплощение индивидуализма, поэтому в русской классике он дискредитируется. Толстовский Долохов — настоящий трикстер и одновременно мрачнейшая фигура во всей панораме «Войны и мира», рядом с которой можно поставить только Наполеона — воплощение крайнего индивидуализма в культуре XIX века.
 
           Это негативное отношение, как ни странно, доходит до Булгакова. В «Собачьем сердце» плутовской индивидуализм резко снижается в фигуре Шарикова. Здесь традиция дискредитации трикстера утрирована настолько, что парадоксальным образом возвращает нас к мифологическим глубинам: Шариков полностью соответствует юнговскому (появившемуся через тридцать лет) определению трикстера как архетипа звериного в человеке.
 
            Но почти одновременно с «Собачьим сердцем» (1925) Олёша пи-шет «Зависть» (опубликована в 1927-м), где Иван Бабичев — совершенно иной трикстер, артистично бунтующий против (мнимого) рационализма советского проекта. А ещё раньше (в 1921-м) Эренбург написал «Необычайные похождения Хулио Хуренито», в котором трикстер-интеллектуал становится центром всей современной цивилизации.

                3.Трикстер против цинизма

Почему фигура трикстера стала центральной для советской культуры? Это связано с цинизмом как реакцией на (советскую) модерность — феноменом, описанным философом Петером Слотердайком в «Критике цинического разума», но очень мало разработанным по отношению к советской культуре. Как следует из советской же литературы 1920–30-х, а потом и 1960–70-х, цинизм стал нормой выживания и массовым ответом на методичный цинизм власти. Галерея советских циников разнообразна и богата: от массового циника, борющегося за существование, в рассказах Зощенко и пьесах Эрдмана до трагического Пилата у Булгакова, от сатирически оплеванного Корейко до опоэтизированного  романтизированного суперциника Штирлица.

Трикстер представляет этому цинизму, возможно, единственную альтернативу. Цель его игры — подрыв власти, не важно, символической или политической. Причём этот подрыв трикстер осуществляет через языки власти, выворачивая их наизнанку, доводя до абсурда, но ничего нового не выдумывая. В этом смысле трикстер — это выражение «власти слабых» (как назывались важное для диссидентства эссе Вацлава Гавела и важная для феминизма книга Элизабет Джейнвей).
 
           Показательно, что в большинстве упомянутых мной произведений на первом плане — именно конфликт трикстера и циника: Остап Бендер vs. Корейко, Хулио Хуренито vs. цинизм различных политических доктрин, Воланд со свитой vs. москвичи, чей цинизм представлен как тривиализация цинизма Понтия Пилата, Веничка vs. Бог и ангелы как воплощение цинизма (помните последнее рассуждение Венички о том, что напомнил ему смех ангелов?), лиса А Хули vs. волк-оборотень Саша Серый, по совместительству генерал ФСБ («Священная книга оборотня» Пелевина).

                4. Трикстер как оправдание цинизма?

Трикстер всё же не только пародия на цинизм власти. Он реагирует и на противоположную вещь, на социальный цинизм обычного человека, который в советском государстве стал необходим для повседневного выживания. Этот второй цинизм трикстер возвышает, как бы избавляет от чувства вины, чувства стыда, незаконности. Ведь трикстер превращает цинизм выживания в спектакль, в шоу. В выживании самое главное — прагматика: что-то получить, продвинуться в иерархии и так далее. А трикстер прагматический эффект снимает. Остап Бендер охотится за сокровищами, однако, получив от Корейко миллион, он теряет смысл существования: прагматика оказывается Бендеру не нужна. Ну а Веничка отрицает прагматику сразу, полностью и демонстративно. Поэтому трикстерский жест самодостаточен как эстетическое произведение.

                5. Трикстер в официальной культуре

Русская культура ХХ века предпочитает трикстеров утонченных, сложных, остроумных. И, конечно, пародирующих «культурного героя» — в лице советской власти и власти в широком смысле (если иметь в виду «Хулио Хуренито» или «Москва–Петушки»). Эта логика была усвоена даже соцреализмом. Рядом с героем, воплощающим власть, помещался трикстер: Меншиков рядом с Петром, дед Щукарь рядом с Давыдовым, Малюта рядом с Иваном Грозным. Эту связь иронически воспроизвел Булгаков в «Иване Васильевиче», поместив рядом с псевдо-Грозным — Буншей вполне убедительного вора Жоржа Милославского. Трикстеру с его синкретизмом находится место и в неофициальной, и в официальной культуре. Остап Бендер, несмотря на все трудности, существовал в официальном поле до 1948 года, когда очередная публикация романов была признана «грубой политической ошибкой» и «клеветой на советское общество». Но уже в 1956 году происходит возвращение Бендера; более того, вскоре с фильмом Михаила Швейцера (1968) он входит в широкий круг советских кинотрикстеров. Другие трикстеры официальной культуры — Василий Теркин, Костя-музыкант из «Веселых ребят», Стрелка из «Волги-Волги», Пётр Олейников в различных киноролях.

Советская комическая культура многих властных персонажей пре-вращала либо в дураков, либо в трикстеров. Героические Штирлиц и Чапаев в анекдотах становятся трикстерами. Широко известно, что, создавая Василия Тёркина, Твардовский опирался на фольклорную традицию солдатских сказок, в которых солдат — это тоже трикстерский персонаж. Но трикстер, входя в официальную культуру, подвергается своего рода кастрации, и это видно в основной части «Василия Теркина». Когда же Твардовский пишет поэму «Теркин на том свете», он выводит своего причесанного героя из официальной культуры, и его трикстерский потенциал раскрывается в полном объёме. И то же самое происходит с персонажами, перемещающимися из кино в анекдот. Потенциал, который в них присутствует, но не акцентирован, реализуется в фольклорном жанре.
 
Разумеется, трикстеров немало и в других культурах. Но, как это часто бывало, в советской культуре всеобщие черты выразились в утрированной, почти гротескной форме: трикстеры у нас, пожалуй, важнее национальных героев. Допустим, в голливудском и британском кино много плутов, но чаще всего они именно плуты, как «Отпетые мошенники» Майкла Кейна и Стива Мартина, герои Роберта Редфорда и Пола Ньюмана или Макс Биалисток из «Продюсеров», как, впрочем, и многие другие. Хотя есть и исключения — грандиозный успех классического трикстера, а не просто плута Саши Барона Коэна тому пример.

                6.Трикстеры по всему диапазону

Модернизм, а еще больше постмодернизм созвучны трикстерскому подрыву оппозиций, нарушению границ, языковой игре и тому подобному. Может показаться, что трикстеров в советском модернизме больше, чем в постмодернизме. Это не так: модернистские фигуры заметнее, но и в постмодернизме трикстеров предостаточно. Это и Веничка, и Гуревич из «Вальпургиевой ночи» того же автора, и пелевинская лиса А Хули, и, конечно, артистический проект Дмитрия Александровича Пригова, выстраивавшего образ современного художника как «программного» трикстера.
 
В связи с Приговым возникает вопрос: можно ли трикстером назвать не культурного, а исторического, реального персонажа? Можно, но только когда его или ее поведение строится как художественный образ, иначе говоря, если мы имеем дело с жизнетворчеством, как в случае Алексея Кручёных, Даниила Хармса, Фаины Раневской, Николая Глазкова, Абрама Терца. То есть с художественным образом, лишенным прагматического эффекта. Во всех иных случаях налицо вариации цинизма. Даже (и особенно) когда утилизируются приёмы из арсенала трикстеров (Жириновский).

                7. Трикстер и циник в современном обществе

Глядя из сегодня на советскую культуру, мы понимаем, что именно циник, поэтизированный трикстером, и был человеком советской модерности. Этот тип сформировался тогда, но функционирует сейчас и сейчас определяет постсоветскую политику и постсоветское общественное мнение. Трикстерский юмор протестов 2011–2012 годов и «панк-молебен» Pussy Riot, неотъемлемый от протестного движения, свидетельствуют о том, что трикстер вновь становится востребован, когда цинизм власти, с одной стороны, невыносим, а с другой — непреодолим иными, политическими или социальными, методами.

<< .
                -- конец цитирования --

Марк Липовецкий — доктор филологических наук, специалист по литературе постмодернизма, профессор Университета Колорадо (США). Совместно с отцом, Наумом Лейдерманом, написал двухтомный учебник по современной русской литературе, занимается изданием пяти-томника Дмитрия Александровича Пригова.;
               
                Приложения.

                A.               
                # 1.  Анализ анкет

Опросантам  было предложено пройти анкетирование по следующей форме:

«Тип трикстера в фольклоре и литературе».

1. Что Вы понимаете под словом `трикстер?
2. Какие фольклорные и литературные персонажи такого типа вам известны?
3. Как бы Вы охарактеризовали основные качества таких персона-жей?
4. Известны ли Вам примеры подобных людей в реальной жизни? знаете Вы их лично или со слов других?
5. Какую оценку Вы дали бы современному трикстеру с точки зрения социальной?
6. В каких сферах деятельности чаще всего встречаются подобные индивиды?
7. Можно ли сказать о том, что существует общественное внимание к такому типу личности и в чем его причины?
8. Хотели бы Вы считаться / быть трикстером? Объясните, пожалуйста, свой ответ.
9. Какова, на Ваш взгляд, миссия / роль трикстера ?  [: благородный разбойник или преступник, нарушающий законы (нравственные, юридические и др.) ? ]

                ----   
                Анкетные данные информанта

имя (ф.и.) опросанта _________________________   
место жит-ва              __________________
возраст ___________      образование        ____________________      
место рождения                ________________________
род деятельности  респондента____________________


#2.  Пример нескольких заполненных соотв. анкет

                № 1.
                Тип трикстера в фольклоре литературе

1. Что Вы понимаете под словом `трикстер?
– Хитрец, игрок, проныра, шут, провокатор, нарушитель спокойствия;
2. Какие фольклорные и литературные персонажи такого типа вам известны?
- Джокер, Маска, Хаджа Насретдин, Остап Бендер, ..Колобок;
3. Как бы Вы охарактеризовали основные качества таких персона-жей?
- Хитрый, неуловимый, двуличный, манипулятивный, дурашливый, иррациональный, смекалистый, остроумный, смелый;
4. Известны ли Вам примеры подобных людей в реальной жизни? знаете Вы их лично или со слов других?
- Известны;
5. Какую оценку Вы дали бы современному трикстеру с точки зрения социальной?
- Это манипулятор, который может быть как интересным собеседником и шоу-мэном. Но он может быть опасен для людей, если имеет разрушительные намерения. Он не умеет строить глубокие отно-шения;
6. В каких сферах деятельности чаще всего встречаются подобные индивиды?
- В психологии, рекламе, тренингах, шоу-бизнесе, просто безработные оригиналы;
7. Можно ли сказать о том, что существует общественное внимание к такому типу личности и в чем его причины?
- Существует, прежде всего, из-за его оригинальности. Он интересен, остроумен, непредсказуем, неординарен, чем притягивает к себе людей. С другой стороны, среди них много манипуляторов и непредсказуемых личностей, которые могут и разрушать жизни других людей, пользоваться ими, быть паразитами;
8. Хотели бы Вы считаться / быть трикстером? Объясните, пожалуйста, свой ответ.
- Да, хотелось бы иметь некоторые качества трикстера, чтобы уметь видеть ловушки в жизни, не давать себя обмануть. У трикстера, как мне кажется, хорошие и гибкие личностные границы, благодаря чему он успешно лавирует в мире человеческих взаимоотношений. Я бы хотела быть хитрее, сообразительнее, гибче, смелее;
9. Какова, на Ваш взгляд, миссия / роль трикстера ?  [: благородный разбойник или преступник, нарушающий законы (нравственные, юридические и др.) ? ]
- Он может взять любую роль в зависимости от своих целей или их отсутствия.

                Анкетные данные информанта  № 1
Имя (Ф.И.о.) опросанта __Саматова Валерия Анатольевна________
место жит-ва ___г.Казань__ Возраст _34 ___образование ___высшее _ Место рождения __г.Казань___  род дея-тельн.ти___копирайтер____.

                № 2.
                Тип трикстера в фольклоре и литературе

1. Что Вы понимаете под словом `трикстер?
- Шут, обманщик, шулер;
2. Какие фольклорные и литературные персонажи такого типа вам известны?
- Скоморохи, юродивые, Арлекин, Иван-дурак, Амур, Гермес;
3. Как бы Вы охарактеризовали основные качества таких персонажей?
- Передача смысла не напрямую, иносказательность, хитрость, игра ради игры;
4. Известны ли Вам примеры подобных людей в реальной жизни? знаете Вы их лично или со слов других?
- Каждый – трикстер, кто-то – больше (сангвиник с холеризмом);
5. Какую оценку Вы дали бы современному трикстеру с точки зрения социальной?
- Он теперь чаще себя самого обманывает;
6. В каких сферах деятельности чаще всего встречаются подоб-ные индивиды?
-  Public relations;
7. Можно ли сказать о том, что существует общественное внимание к такому типу личности и в чем его причины?
- Все кинозвезды. Зависит от степени обаяния. Люди сильно верят в лайфхаки. И стараются обмануть судьбу;
8. Хотели бы Вы считаться / быть трикстером? Объясните, пожалуйста, свой ответ.
- Такой задачи нет;
9. Какова, на Ваш взгляд, миссия / роль трикстера ?  [: благородный разбойник или преступник, нарушающий законы (нравственные, юридические и др.) ? ]
- Это зависит от его жизненного пути, опыта. Его миссия может от-личаться от роли. У него все средства пригодны.

[Имя информанта №2  – Михаил .. , 45 лет, педагог культурологии, истории, Москва..].

                № 3.
            Тип трикстера в фольклоре и литературе

1. Что Вы понимаете под словом `трикстер?
- Типаж;
2. Какие фольклорные и литературные персонажи такого типа вам известны?
- Локи, Дионис;
3. Как бы Вы охарактеризовали основные качества таких персона-жей?
- Это лжец, проныра, хитрец, интриган,аморал, манипулятор;
4.Известны ли Вам примеры подобных людей в реальной жизни? знаете Вы их лично или со слов других?
     - Я;
5. Какую оценку Вы дали бы современному трикстеру с точки зрения социальной?
- Это провокатор и манипулятор социально-культурного действа;
6. В каких сферах деятельности чаще всего встречаются подобные индивиды?
- Политика, юриспруденция;
7. Можно ли сказать о том, что существует общественное внимание к такому типу личности и в чем его причины?
- Да, конечно. Обаятельные мерзавцы;
8. Хотели бы Вы считаться / быть трикстером? Объясните, пожалуйста, свой ответ.
- Я им и являюсь. Нет, теперь когда узнал, как это называется – не хотел бы.));
9. Какова, на Ваш взгляд, миссия / роль трикстера ?  [: благородный разбойник или преступник, нарушающий законы (нравственные, юридические и др.) ? ]
- Благородный разбойник, однозначно.

[Имя информанта №3  – Николай .. , 35 лет, менеджер, г. Дзер-жинск.].


     #3.  (..Обобщающее) резюме информации в анкетировании

Возрастная категория аудитории информантов была от ~ 25 до 60-ти лет.
Итоги опроса показали, что из десяти-пятнадцати опрошенных – чаще всего знают персонажей – напоминающих, ассоциирующихся с фильмами и сказками.
Немало опрошенных не прочь побыть в шкуре трикстера, однако причиной препятствующей – называют страх, обстоятельства, – как основные тормозящие таки причины отказа от этой экстравагантной роли.
Информанты часто считают это опасным делом. Оценивают проти-воречиво.
Респонденты склонны как восхищаться трикстером, так и соглашаться с осуждением его ненормального поведения соотв.
Такое амбивалентное отношение к сией личности вполне сходится с бытующим и попадавшимся мне в различных источниках мнением, отношением (– неоднозначным, сложным, вариативным, ..переменчивым в общем).


               




                B.
                Графическая информация


[презентационный некый материал]

(схемы, картинки, ..)


(..)

[..]


Рецензии