Драконовский метод

        В начале 80-х впервые в КБ я стал руководителем группы прикладных программистов. Инициатором и помощником группы в системных делах была Алла Петровна, моя жена.

        Можно считать Аллу внештатным работником нашей группы. И участливым помощником всех программистов-прикладников КБ, работающих  на ЭВМ БЭСМ-6. Алла создала универсальную программу для ввода данных в диалоге для любых приложений и обмена данными между ними.

        Конструкции могут состоять из простых элементов: балка, цилиндр сфера, конус, тор и т.д. Для таких конструкций  у нас в отделе прочности уже были хорошие диалоговые программы.

        Но конструкции могут быть сложными, например, в виде валенка. Для таких случаев нужна была универсальная прикладная программа на основе МКЭ (Метода Конечных Элементов).


        Звонит как-то Алла из машзала:
- Лев, приди-ка, тут такой интересный человек из Москвы, из «Энергии». Находка!

        Познакомился я с гостем с библейским именем Исаак. Он приехал в наше КБ внедрять свою разработку.

        Рассказал, что его брат, тоже с библейским именем, Иосиф - прочнист, программист и сам разработал и развивает комплекс программ для БЭСМ-6 на основе МКЭ (!!!)  – «ДРАКОН» (Диалоговый РАсчёт КОНструкций). ДРАКОНовский метод.


        Исаак пригласил нас с Аллой в Москву для детального разговора со своим братом, Иосифом.

        И мы поехали в столицу, в КБ С.П. Королёва -НПО «Энергия». Наше КБ было когда-то их филиалом. Здесь на ножки становились все наши ведущие прочнисты.
 
        В эти, давно ушедшие от логарифмических линеек, времена  существенной силой в НПО «Энергия» стали программирующие прочнисты - основа нового поколения проектировщиков! Иосиф среди них.

        Познакомились с Иосифом и поговорили, считай, по-родственному. Он сам родом из Куйбышева. Исключительно теплая была встреча с воспоминаниями о, давно минувших, днях. Договорились о заимствовании его ДРАКОНовского метода «безвозмездно». 

        Их расчетная культура, благодаря комплексу МКЭ «ДРАКОН» распространилась и у нас, в ЦСКБ.
 
        ДРАКОН развивался, и мы получали от Иосифа его новые версии, новые консультации.

        Вопросов при освоении и использовании было много. Я писал их в тетрадь, под копирку и нумеровал. Ответ получал с той же нумерацией. Приезжал я к Иосифу не один раз.

        Забавно было за ним наблюдать, как за главным по использованию ДРАКОНа. Утром кто-нибудь приносил из машзала распечатки расчетов. Вся «поленница» распечаток сначала попадала на стол Иосифу.

        Он был неотразим. Иосиф проворно расправлялся с каждой распечаткой. Добродушно отпускал колкие шуточки и замечания. Что-то остроумное говорил и в свой адрес, откладывая распечатку для коррекции ДРАКОНа. 

        Сейчас все молодые специалисты программное обеспечение воспринимают, как должное! Нам же довелось это создать, внедрять и первыми использовать!
 
        Однажды, перед возвращением домой из командировки,  я попался «на крючок» земляку, который всегда искал способа с кем бы передать в Куйбышев материальную весточку. Жил он в  доме при гостинице. Пригласил меня перед самой отправкой посидеть, попить чайку.

        Я обязался передать посылочку его старенькой маме, а на работе уважаемому однокласснику передать письмецо и связку  лещей. Любезный человек. Заболтал меня беседами за жизнь. Я норовил ехать на вокзал, а он все тормозил меня, мол, успеешь.

        И поехал я электричкой из «Подлипок», практически опаздывая. Случайно попадается мне в электричке Исаак, брат Иосифа,  и замечает, что я совсем припозднился.

        Видя, что я, как всякий гость столицы того бесколбасного периода, весь в подарках, Исаак сошел со своего маршрута и на последнем отрезке пути через площадь трех вокзалов, рванул, знакомыми ему, диагоналями, подцепил грузчика с тележкой, впрягся в роли коренного рысака и эвакуировал меня в последний уходящий вагон поезда № 10 «Москва-Куйбышев». Не вру, было как в кино!

        Грузчик и Исаак забрасывали в задний вагон движущегося поезда и меня, и всю мою поклажу: лещи для одноклассника, посылочку для старенькой мамы от сына-москвича, апельсины с колбасой и магнитную ленту с обновленной версией ДРАКОНа.

        Из всех программ для нас важнейшим стал этот комплекс. Тяжела и неказиста без ДРАКОНа жизнь прочниста.

        Но все, что было с таким трудом создано на предприятии программистами-расчётчиками, могло в одно мгновение рухнуть и чуть не рухнуло, когда от руководства ВЦ по подразделениям разослали неуместное ошарашивающее указание для всех: «Предприятие прекращает использовать ЭВМ  БЭСМ-6. Поэтому всем предлагается  перейти к использованию  ЕС  ЭВМ».

        Все расчётные программы, и в том числе "ДРАКОН" перечеркиваются!

        Этот приказ опоздал ровно на 30 лет! Еще Никита Сергеевич Хрущев в 1954 году, желал видеть в стране ЕС /Единую Систему/. Такая разработка была поручена Украинской Академии Наук, тов. Глушкову В. М. Тема затянулась. ЕС морально устарела, размножилась в стране со всеми своими бесконечными авостами, скудным ОДНОПРОГРАММНЫМ математическим аппаратом с одним языком программирования - Фортран.
 
        Немая сцена! Но, конечно, только у рядовых пользователей расчётчиков ЭВМ БЭСМ-6. Руководство большинства подразделений не владело ситуацией. Ну, пришла бумажка, ну выполним, в чем проблема!

        Алле пришлось немедленно организовывать «протест», исходящий от руководителей расчетных подразделений. Инженеры-программисты заставили своих руководителей подписать, подготовленные ими, аргументированные ответы с категорическим отказом выполнять предписание ВЦ.

        Все свелось к техническому совещанию в кабинете зам. начальника ВЦ. Его, как кость тигру, кинули на растерзание толпе программистов.

        Кабинет и приемную заполонили  протестующие. Символически на всем предприятии надолго погас свет!

        Выступления были  эмоциональными и аргументированными. Говорить хотели все...

        Памятное было событие. Справедливость победила!

        Лучшая по своей идеологии тогда, да и сейчас, отечественная гениальная ЭВМ БЭСМ-6 выжила (!) А вместе с ней и программа "ДРАКОН".


К конкурсу Даилды Летодиани http://proza.ru/2019/06/09/200 , спасибо!

Фото из Интернета, спасибо автору!


Рецензии
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.