постарайтесь не умирать

Из наблюдений монахини-сиделки...........

Бог послал мне это трудное послушание - чтобы я наконец начала ценить жизнь. Через душу моей подопечной. Ах, какой она смелый и сильный человек, эта 40-летняя хрупкая женщина, ведущая трехлетнюю войну с неизмеримо превосходящим ее потенциал противником.
Мы вместе уже полгода. В ее крошечной квартире все это время в основном пусто. Однажды приезжала из другого города мать, красивая, уверенная в себе женщина, пробыла пару дней и отбыла, поплакав навзрыд и расстроив дочь.
И на день ее рождения прилетела из-за границы дочь, полная своим счастьем медового месяца и безоговорочно верящая в мамино выздоровление. Но часто звонят друзья отовсюду, иногда на звонки приходится отвечать мне.
Как это тягостно - сказать правду или соврать...
Сейчас 4-тая стадия, рецидив, и состояние ее каждый день ухудшается.
Кто, как не сиделка, понимает больше всех, насколько может человек потерять в себе человека под страхом смерти. Но она – упрямый оптимист.  Немыслимый оптимист.
-Я живу, и намерена делать это ещё долго! – сообщает уверенно она мне. А я прячу глаза, проговаривая мысленно в сороковой раз отченаш.   
Мы делаем необходимые утренние процедуры, она почти не ходит, поскольку сильнейшие отеки, но я подвожу ее к окну. Там дождь и дождь. С шестого этажа мы наблюдаем несколько минут, как  зонтики расцвечивают мир.
====
- Мне надо приобрести беговую дорожку, - утверждает она. - Я хочу двигаться.
Я соглашаюсь, начинаю звонить за советом к знакомым, которые понимают в таких дорожках, ведь помещение наше не просторное, это надо учесть. А ноги ее не держат совсем.
Днем был консилиум. Сказали продолжать капать поддержку. Никакой химии. Говорят, они не имеют права. В нынешней ситуации одно введение страшно дорогой "Кадсилы", на которую собирали средства многочисленные ее друзья,  может ее убить. Только паллиатив, капельницы на дому со всякими поддерживающими смесями и препаратами.  Лечения больше не будет. Теперь, сколько Бог даст и организм выдержит. Дальше, предполагаем, всё совсем не весело — обезболивающе по необходимости, потом наркотики...
Ну, понимаете, обычная жуткая история.
Это может быть неделя, месяц, полгода, никто не знает.
====
Врачи говорят, кто бы какие чудеса сейчас не предлагал (вакцины, иммунотерапия, моноклональные тела, волшебные препараты и т.д.) — это профанация и выкачивание денег. Эффект от таких вещей будет кратковременный (ну максимум неделя) и неэффективный.
Помимо основной проблемы (обширное метастазирование и жидкость во всех полостях), еще и серьёзная почечная недостаточность. Стоят стенты в обеих почках, в животе набирается жидкость. Из лёгких тоже сливают жидкость раз в неделю (по 1,5-2 литра), иначе она задыхается. Есть жидкость в перикарде сердца (что не идёт ему на пользу).Но таких не берут даже на гемодиализ. Так что вот, как-то так, кроме молитвы, и сказать нечего...
====
Она сознается, что ко всему готова. Боже, что в ее душе??? А мне остается только снова и снова проговаривать молитву.
 Только один Господь знает, насколько ей тяжело и как стойко это все терпит она.
Но… Она  не плачет, не истерит, она мне улыбается. А я отвожу глаза... И шепчу: " Пресвятая Богородица, всесильным заступлением Твоим помоги мне умолить Сына Твоего, Бога моего, об исцелении рабы Божия Елены. Все святые и ангелы Господни, молите Бога о больной рабе Его Елене".
- Я буду грызть эту реальность до последнего! Я верю в свою силу духа, - упрямо повторяет она.
И я в ответ думаю, что никто не отменял веры в чудеса, в Божью милость, в любовь и поддержку, в жизнь и её мощь и силу.
Я восхищаюсь этой хрупкой талантливой женщиной. Нет, я обязана не отдавать ее черной пустоте, я делаю все, что могу и не могу.
 Ее воля и дух настолько сильны, что только надо учиться у нее, как нужно жить и любить саму жизнь.
=====
Прошел месяц.
Она решила записать видеообращение ко всем, кто ее знает, кто помогал ей.
"Дорогие мои, на сегодня ситуация не только не улучшилась, но ухудшилась.
Похоже, я на финишной прямой... Не знаю, сколь она длинна.
Не надо советов, рецептов и т.д.
Практически не хожу уже.
Завтра привезут пластыри с опиатами.
Начала отниматься правая рука. Точно так же было, когда начинал расти метастаз в головном мозге. Я не транспортабельна, значит, гамма-нож мне недоступен (учитывая анализы и состояние, тем более).
Несколько раз в неделю приходит знакомый священник, исповедует и причащает.
Я очень вас всех люблю, очень вам всем благодарна.
Всё ещё с вами."
====
Неужели Милостивый Господь не поможет ей вырваться из плена болезни?
Всемилостивый,  молю и на коленях прошу: спаси эту женщину от недуга, продли дни ее, дай ей силы перебороть боль, сотвори чудо...
Failure is not an option!
====
Она любила писать сказки со счастливым концом. А для себя написать не успела... Как можно быть такой сильной на неотвратимой и страшной "финишной прямой"...Так любить жизнь, людей! Так бесстрашно принять свои страдания...
И быть благодарной. Это ли не есть то самое чудо - только не ниспосланное, а самою Леной сотворённое.
====
Сегодня, 14 июля 2019 г в 06:50 Лена ушла.
Упокой Господи душу ее...
---
Спасибо, что была в моей жизни... И прости, что молитвы мои не помогли... Грешна я.
---
 Последниегоды её жизни были не только страшными, но и наполненными — любовью, путешествиями и надеждой. И я хорошо понимала её жажду и волю. Она отказывалась умирать. Она отказывалась смиряться. Она отказывалась «отмучиться и отдохнуть на небесах» — она хотела жить, оставаться в своём изрезанном, пронизанным метастазами и отравленном химией теле.
И какое отчаяние от невозможности отвратить неотвратимое.
 Знаете, это как будто человек кричит и соскальзывает в черную ледяную воду, цепляется за треснувший лёд до крови из-под ногтей. А мы все стоим вокруг — ничего, мы надеемся, давай-давай, молодец, мы молимся. Смерть, она в принципе такая, уродливая, одинокая, и в ней никому не поможешь... Сколько угодно люби, поддерживай, помогай, но задыхаться в чёрной воде мы все будем по одному.
А дальше-то, конечно, да — на небеса, как же иначе...
 И чуда нет. И даже гигантская воля не спасает сильного человека.
Она может дать ему только отсрочку, которую он проведёт в отчаянии, в надежде и любви. Вот в этой отсрочке мы с нею были, и это лучше, чем ничего.

Если бы я была сейчас дома, я бы приготовила ватрушку или черничный пирог по её рецептам. Я эту ватрушку пекла, как заведённая, с марта — потому что для меня это было про её жизнь.
 Горе, отчаяние, боль — они всё равно поправимы, пока вы здесь и ледяная вода над вами не сомкнулась.
Постарайтесь не умирать, пока это возможно...


Рецензии
Силы духа всем хорошим людям...
И прозрения заблудшим...
С уважением...

Ольга Андрис   08.06.2023 14:11     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.