Тема для двух докторских

Часть 1. “Кассандра”.
     Звоню другу, говорю в шутку, "Ты почему меня не поздравил с "Днем геолога"? А он мне серьезно отвечает:" Ты же отошел от геологии. Уже давно. Так что, сначала ты мне позвони и поздравь меня. Тогда и я тебя поздравлю".
"Отойду", конечно, придет время. Все мы там будем.Но бывших геологов не бывает, дорогой Анатолий Иванович.Геология -это состояние души. Песня. Будь в моей биографии только один полевой сезон - "Тиманский" и ни одного диплома (ни кандидатского, ни университетского), я и тогда считал бы себя геологом. А если принять во внимание, что я родился в семье геолога и что имя "Владимира Владимировича Белоусова" мне известно со школьной скамьи, так как руководителем геологического кружка при МГУ, в котором я занимался, был аспирант В.В.Белоусова - Саша Шурыгин. то вычёркивать меня из "списка ныне живущих геологов" еще рано.
     "Вам до Белоусова, как до звезды. У вас есть в отделе профессор  Тюрин, вот и пишите у него свою диссертацию по бокситам". На последнем слове голос доктора геолого-минералогических наук В.М.Григорьева сорвался на петушиный крик. Это была моя первая аттестация в ВИМСе. Отвечая на дежурный вопрос о моих научных планах, я откровенно сказал, что "в моих планах" поступление в аспирантуру к Владимиру Владимировичу Белоусову. Я ничего не выдумывал. Собеседование я прошел, а утверждение темы планировалось на ближайшем заседании кафедры "Динамической геологии" МГУ через неделю. Правда ,тема диссертации еще не была сформулирована.
     "Вы не возражаете,если мы тему сформулируем так: "Палеотектонические условия формирования мезозойских бокситовых месторождений Тургайской бокситорудной провинции"?,- спросил меня Владимир Владимирович Белоусов, оторвавшись от текста. Его кабинет в "Институте физики Земли" никак не походил на “звездный”. Открывая дверь в кабинет, посетитель сразу же упирался в перегородку, в верхней части которой была прикреплена полочка для головных уборов, а под ней три-четыре крючка для верхней одежды. За перегородкой: стол, окно и электрический чайник на подоконнике.Владимир Владимирович писал записку завкафедрой проф. Георгию Петровичу Горшкову, в которой просил включить в повестку дня очередного заседания кафедры и вопрос об утверждении темы моей диссертации.Владимир Владимирович не мог присутствовать на заседании кафедры и эту записку Г.П.Горшкову должен был передать я.
     Возражений по поводу названия темы у меня не было, но вопрос к Владимиру Владимировичу  был.Тот материал, который я представил ему на собеседовании,по моим представлениям, никак "не тянул" на кандидата в аспирантуру. Поэтому я спросил: "Может быть мне повременить с поступлением в аспирантуру?".- "Вы ведь в заочную аспирантуру поступаете,-ответил Владимир Владимирович, - так что время для сбора материала у вас будет. Не вижу смысла откладывать на потом с поступлением. Потом я буду старый". Как я уже сказал, возражений по поводу "формулировки" темы диссертации у меня не было. Я был уверен, что и у членов кафедры "Динамической геологии" возражений не будет. Я ошибся.
     "Это тема для двух докторских!",- почти прокричал профессор Владимир Ильич Славин, когда Георгий Петрович Горшков зачитал название темы моей диссертации.Георгий Петрович мягко возражал профессору Славину. Тональность обсуждения постепенно снижалась. Тема моей диссертации была утверждена.
     P.S. Анатолий Иванович, оцени прогностический талант проф. В.И.Славина. Кассандра! Помнишь, что ты мне сказал в телефонном разговоре, после моей защиты? "Докторские защиты такого уровня слышал, а вот кандидатские - не припомню". Так проф. В.И.Славин об этом и говорил, что это тема - для докторской и даже для двух. Так и получилось. Я смог завершить эту работу только благодаря твоей помощи, твоим методам линеаментного анализа в твоем исполнении. Вдвоем с тобой мы справились с этой темой.Браво профессору В.И.Славину! Позже я расскажу о том, как он меня чуть не завалил при сдаче "кандидатского минимума" по спецпредмету - геотектонике.


Рецензии