Дядька демьян

(Сказки от Ольги)

Моя встреча с Алексеем получилась очень радостно, будто именно меня он дожидался в квартире у хозяйки. Он меня обнял, и видимо не зная, что я здесь не впервые, поделился радостью:
- Ты вовремя, Сказочник! Сегодня дядя Демьян обещал прийти! Сто лет не виделись. Может расскажет, как там наша матушка…
Хорошо, что уходя от Ольги, я догадался спросить шепотом у Русланы про Демьяна. Она мне и поведала, что это ее родной дядя, известный былинный богатырь Демьян Куденевич. Перелестав кучу сказок и былин, я нашел так мало про Демьяна, что даже подумал о том, что Руслана посмеялась надо мною, говоря, что он известный богатырь. Однако когда Демьян вошел в комнату Ольгиной квартиры, я понял, что Руслана не шутила. Действительно, неторопливый дядька лет сорока с густой русой бородой был не выше среднего роста, но первое, что пришло мне на ум, это «исполин». Он был настолько широк в плечах и так силен, что любой наш силач перед ним выглядел, как карлик. С нежностью и теплотой он обнимал Лёшку и Руслану, что-то неслышно говоря только им, а когда он сел за стол, ребята пристроились с двух сторон от богатыря, и лица их выражали безмерное счастье. В его речах я услышал, или разобрал только имя «Лада» и слово «без меры…»
Он был суров, но приветлив, хотя настороженно посмотрел на меня. Услыхав, что я Сказочник Демьян нахмурился, но узнав о моем знакомстве с Кощеем и хорошим отношением Зелантия ко мне, улыбнулся так светло, что я понял: недоверие Демьяна растаяло, как снег на солнце. Некоторое время Демьян переговаривал с племянниками, называя незнакомые мне имена и описывая непонятные мне события, а когда все было уже сказано, Руслана попросила рассказать Демьяна о себе. Для правдивой сказки… Ольга тоже попросила гостя рассказать свою историю. Она успела прочитать принесенную мною сказку и одобрительно улыбнулась мне. Демьян внимательно посмотрел мне в глаза, словно ища в них корысть или лихомыслие, после чего потягивая квас из большой кружки начал свой рассказ…….

Случилось это в те времена, когда Русь только-только поднималась трудами ратными Князя Святослава. И хотя былинники и сказители рассказывают о разных временах, но история эта началась именно в дни, когда Святослав одолев силою хазар, установил власть Руси в Доростоле….
А на другом конце земли в это время племена германцев собрав все силы черные, призвав на помощь слуг Чернобога воевали остров Руян… Много дней и месяцев Белые Витязи Аркона защищали свой дивный остров, но силы защитников таяли, ибо черное зло наполнявшее Мир становилось все сильнее. Каждый день гремел битвою, устилая поле порег славным градом телами убитых врагов. Но среди черных тел, как слеза Святовита белел плащ витязя Арконы. Погибель была неминучей.  И вот, в один из тяжких дней, Князь Арконы, Мировид, призвал пред очи свои могучего и смелого витязя Демьяна. Пришедший из сечи, в белом плаще запачканном кровью и в рваной кольчуге, Демьян слушал князя и не верил своим ушам:
- Демьян! Властью княжеской Арконы, и Именем Святовита я приказываю тебе собрать всех женщин и детей и, посадив их в челн, вывести остатки нашего Рода в земли Словенов, сродников наших.
Демьян был сердит:
- Князь! Как я смогу выполнить твой наказ, когда сила моя нужна тут, в храме? Несмываемым позором на все времена покрою я имя свое, коли сбегу из сечи жестокой, в которой гибнут собратия мои…. Пошли кого другого, князь, а мне дозволь остаться, и принять смерть в бою за град наш светлый! Ты сам, князь, сказывал, что я самый сильный воин, среди витязей Арконы! А нынче, когда нас осталось чуть более десяти дюжин ратников, супротив несметного черного воинства, я должен спасать свою жизнь? Я хочу биться и умереть вместе с собратия мои.
Но князь был непреклонен. Решив, он не стал выбирать иного ратника:
- Я и сейчас повторяю, Демьян Куденевич, что ты самый сильный и отважный среди нас, потому мой выбор и пал на тебя. Долг наш не токмо защищать Аркону сердцами и жизнями своими. Ты не жизнь свою спасти должен, а жизнь нашего Рода. И если буде надобно, то умрешь, дабы спасти и сберечь наш род арконцев, который будет жить в детях и внуках наших. И сейчас отвести их от погибели - это твой долг перед ликом Святовита! Для спасения оного надо пять дён без устали грести на челне в сторону восхода, защитить род наш от нападки варягов, да и добраться до деревень в землях словенов тоже непросто. И женщинам и деткам нужна будет защита от зверя лесного и человека лютого. Ты один с этим справишься, а взамен тебя мне придется отрядить десяток воинов…. А их у меня и так мало…
Демьян стоял с низко опущенной головой. Он понимал князя, но уходить… сердце его рвалось на части.
- Мы все едино, не сможем уйти морем, незримо для ворога… нас приметят и погонятся в лодьях и дракаррах за добычей. От одного дракакра я еще отобьюсь….
- Никто не погонится за вами. Обещаю. Иди, собирай людей. Времени до ночи совсем ничего осталось…
Проговорил князь, и Демьян, понимая бессмысленность споров, пошел исполнять княжескую волю.
Аркона горела. Вражье войско забрасывало храм бочками с горящей смолой, и спасения в этом черном дыму и жгучем пламени не было. Демьян, поблагодарив Святовита за то, что он прикрыл Луну темными тучами, медленно выводил челн из потаенного протока, в котором спасались сотня женщин и детей. Налегая на весла, он вел ладью в беспросветном мраке меж отвесных белых скал, ожидая услышать вой и крики врага. И когда уже весла тронули бурлящую волну Варяжского моря, Демьян услышал страшные крики. Быстро шевеля веслами, он отвел ладью подальше во мрак чернеющих волн, дабы с берега не засыпали ладью стрелами и оглянулся. От увиденного на берегу, лик его сделался каменным. Враги кричали не потому, что заметили ладью, им было не до морских далей. Из распахнутых ворот крепости вышли в белых плащах поверх кольчуги все живые витязи! Они строем ударили на врага, сминая всех, кто попадал им под удар копья или меча! Морская волна и западный ветер уносили ладью все дальше и дальше в туманную пелену, а Демьян, бессильный помочь друзьям смотрел сквозь слезы, сбегающие по щекам, как один за другим падали лучшие на земле воины под ударами множества врагов….
Пять дён, без устали и продыха, тревожил веслами Демьян темную варяжскую волну, а ночами ставил неприметный парус. Пять дён беглецы плыли к берегам словенов, оплакивая сродников и другов, ибо у каждого из тех, кого несла спасительная ладья, на башнях и под стенами Арконы погибли в битве отцы, братья, мужья, деды…. Не было меры горю скорбящих беглецов, ничем не измерить боль в душе могучего Демьяна Куденевича.
Долго ли, коротко ли бродили арконцы по лесам дремучим Руси, много тягот изведали, и наконец добрели до селений словенов.  Демьян, за дни хожения пол лесам, не единожды вступал в схватки с лихими людьми, и понимал, что он не сможет построить свой посад, и однажды в ночи у лесного озера, во сне явился к демьяну Святовит верхом на своем могучем белом коне! И услышал Демьян его громовой глас:
«Верный мой Демьян! Не должно тебе род Арконцев хоронить от света чистого. Велю тебе расселить женщин и детушек по деревням сродников ваших. Девушек выдай замуж, женщинам помоги устроить жилье, детей отдай в семьи добрые. Так не сгинет Род могучих витязей и возродится дух витязей Арконы в народе словенском, не угаснет отвага ваша….»
Верный страж храма Святовита, Демьян выполнил наказ Бога! В разных деревнях и посадах он оставлял тех, кому приглянулась жизнь в том или ином месте. Сирот отдавал на воспитание добрым людям. Более всего сердце его болело за Ильюшку, внучка князя Мировида. Немочен он был… В дни осады выскочил мальчонка на стену, мамку проведать, и попал на глаза черному лучнику. Пустил тот стрелу, но мать его, Любава, дочь Мировида, помогавшая защитникам крепости, прикрыла сына собой. Пронзила черная стрела сердце материнское. Спасла Любава Ильюшу да вот упав на сыночка немочью его наградила… Не хожалым стал малец. Вот его-то неподалеку от града Мурома в деревне и принял в дом селянин Иван. Видать душа у него была жалостливая, обещал мальца, как сына ростить.
Целое лето и еще половину плаксивой осени ходил Демьян в землях словенов из конца в конец и везде оставлял сродников своих, обещая возвернуться и доглядеть: как, мол, тут они? Не забижает кто? И уже к снегам холодным дошел он вдвоем с сестрицей своей Ладою до града Переяславлю. Там и остановился на малый срок. Может и до лета прожил бы там, да нужды в том не стало. Сестру его, Ладу сосватал молодой и храбрый воевода князя Мстислава Изъяславича. Сыграли свадебку, как должно, честь по чести, и отправился Демьян обходить земли словенов да навещать сродников своих. Чуяло его сердце беды великие. Потому и не пошел Демьян на службу княжескую. Решил не граду Переяславлю служить, но всей земле русской! Так вот и по сей день бродит по границам земель словеннов, и защищает род русский от лиха темного могучий богатырь Демьян Куденевич, последний Белый Витязь Арконы…..

Тягучая тишина висела в комнате, и сгустившийся вечерний сумрак помогал увидеть глухие леса земли Русской, по которым, не страшась ни зверя лютого, ни человека лихого, ни рати темной, ходит дозором непобедимый исполин с очень пронзительными и добрыми глазами.
Я тряхнул головой, словно прогоняя колдовской морок, и снова увидел доброго дядьку, а рядом с ним племянников с грустными лицами. Немного осмыслив услышанное, я спросил у гостя:
- А можно узнать. Почему везде пишут о богатыре Демьяне Куденевиче, косожского рода? Что это на люди такие, косожцы?
Демьян громко засмеялся:
- А про это, человек добрый, ты у сказителей узнай! Когда пришел я в Переяславль, меня стали спрашивать, какого я роду-племени. Так я не сказав, что род мой с Руяна, выпалил, что мой Род живет за порогами Косожскими. Так они про косожский род, которого отродясь не было, и придумали, Они же эту сказку и до вас донесли. Ты уж добрый человек, не повторяй эти враки…
- А еще я читал, что защищая Переяславль от половцев и князя Глеба, ты одолел сотню врагов. Это правда?
Демьян стал серьезен:
- Неправда. Было их там пять дюжин с половинкою, и дело то не хитрое, коли умом пораскинуть. В тесном распадке мы бились, так что более трех супротивников подступиться не могли, а потому нет разницы, сколько ворогов перед тобой… дюжина, или десять дюжин. Клади их одного за другим, и победа с тобою будет.
Я не согласился:
- Но, что бы так долго биться нужна огромная сила, дабы не устать и не опустить оружие… Хотя сейчас оружие иное.
Глаза гостя стали тонкими и колючими, как кинжалы, а кулаки сжались так, что мне стало страшно.
- Сила, говоришь? Оружие? Ничего ты не понял, сказочник! Оружие не воюет, воюет воин! И не сила бьет ворога, а дух чистый и стойкий! Я был самым сильным среди собратьев, но я видел воина, который так бился, как я не смогу никогда! Хотя он был много меньше и слабее меня! Обьятый поламенем, он словно факел Чести и Доблести ворвался в строй врагов и рубил их, пока дух его могучий не покинул горящее тело…. И знай, сказочник, и всем расскажи, что когда закончилось время Великого Святовита, то уходя, Он явился мне со словом прощальным. Сказал он мне с высокого седла, что сыны и дочери Арконы не напрасно расселены в земле словенов! Они с собой принесут народам Руси несгибаемый дух и мужество, стойкость и бесстрашие перед ликом смерти. Будут войны, будут беды, но в грозный час невзгод и кровавых сражений в сердцах словенских родов будет просыпаться могучий, непобедимый дух Белых Витязей Арконы!

Давно ушел Демьян, давно уже часы отбили полночь, а я сидел и смотрел в даль сквозь окно глядящее на море. Я никак не мог даже представить всю широту и доброту души человека, который за свой народ готов мечом и секирой биться хоть с тысячей вражеских ратников, и который без сожаления готов отдать жизнь свою за то, что бы Род его не исчез с лица русской земли….
Заметив, что Ольга смотрит на меня сочувствующим взглядом, я вспомнил о времени, и стал торопливо прощаться с хозяйкой и Русланой, извинившись за бестактную задержку. Лешка бросил сестре через плечо: «Я провожу» и вышел вслед за мной. Я оглянулся у лифта и посмотрел в глаза Ольги. Она, угадав мои мысли, сказала очень мягко и тепло:
- Да, друг мой, сказка получится горькой и печальной… Но все равно, сказочник, напиши ее как есть, правдиво.

08,06,2019 год


Рецензии