Два брата

(Сказки от Ольги)

Ольга читала мои каракули очень внимательно и неспешно, иногда едва заметно кивая и улыбаясь. Закончив просмотр последней странички, хозяйка улыбнулась и теплым голосом проговорила:
- Написано правильно, без обмана. Думаю, Раисе понравится. Спасибо, Сказочник, я очень рада, что поверила Руслане и пустила тебя на мой перекресток Миров.
Меня немного смутили такие похвалы, и я терялся в поисках нужного ответа, и меня выручила Руслана! Как раз в этот момент раздался звонок в дверь, и Ольга поспешила впустить гостей. Руслана, как всегда, улыбчивая и быстрая скользнула в комнату успев поздороваться, а следом за ней вошли два крепких бородатых мужика на одно лицо! Они весело поприветствовали меня и по-хозяйски уселись за стол, продолжая прерванную на полуслове беседу. Ольга, вошедшая следом, представила новых гостей:
- Знакомься, Сказочник! Это мои давние друзья-братья Денис и Нечай.
Братья замолчали и внимательно посмотрели на меня:
- Сказочник? Интересно…..
Проговорил один из них. Пока они смотрели на меня, как на зверя невиданного, я смотрел на них. Ликом они были один в один, но у Нечая борода и волосы черные, как вороново крыло, а у Дениса волос и борода светлые с рыжиной. Статью Денис был широким и кряжистым, с огромными и сильными руками, а Нечай, хоть и был силен, но статью был строен и скроен ладно.
- Матушка, Ольга Владимировна!
Воскликнул Нечай, а с каких дён у тебя в друзьях завелся врунишка?
Я опешил от такой речи, но сказать ничего не успел. Ольга опередила меня:
- Пошто же ты, друже любезный, так честишь моего гостя, ничего о нем не ведая?
В тон ей позвучал и голос Русланы. Раньше я не думал, что он может быть таким резким:
- Глуп ты, Нечай. Даром что ликом на Рода похож! Вериславу и Зелантию любы сказки друга нашего. Правдивы они до словечка последнего. Да и батюшка Царь Морской почитает Сказочника, аки Садко славного…
Нечай и Денис покраснели и смущенно стали оправдываться:
- Ты прости нас, гость любезный, только прежде мы не встречали сказочников, которые правду пишут. Все больше наврут сказители для пущей красы, а люди потом верят в небылицы и путают безоглядно добро со злом…
Я примирительно кивнул, и мы дружно стали пить чай с печением и конфетами. Мало, что понимая из их разговора о лошадях, нивах, распадках лесных да лугов заливных, я попросил братьев рассказать о себе.
Денис и Нечай переглянулись, будто в зеркало погляделись, потом поглядели на хозяйку, и когда Ольга каивнула, Нечай начал свой рассказ…..

Это началось очень-очень давно…. Когда Мир был еще совсем юным, создатель всего живого Род посмотрел на себя в зеркальную гладь озера, которое нынче зовется Синевирь, и создал людей. Люди стали жить в прекрасном мире, жениться и рожать детей. И почти у всех рождались по два сына или дочери, похожие друг на друга, как две капли воды. Да и на кого им было походить, коли лик людской Род – создатель  со своего лица вылепил. Ужо много людей жило на земле словенов, много сынов человеческих хаживали на охоту в чащобы Белой Вежи, и тогда Великий Велес научил людей землю пахать, хлеба сеять, да репу ращивать. Акромя того научил Велес словенов приручать Волков да Коней резвых, туров могучих да птицу глупую. Умелы и сметливы были словены. В ту пору народились и мы с братом. Два русых сыночка у золотоволосой матушки. Жили мы в доброй деревне, горя не знали, были как два яблочка на одной веточке. Но когда мы выросли и пришла пора нам к делу примеряться, то разошлись наши дороженьки. Я боле всего полюбил растить и холить коней резвых! Ах, как хороши гнедые да буланые красавцы! Как резвы вороные! С конями пропадал на пастбищах и любил табун водить в ночное…  Ну а братец мой любезный, Дениска, присох душой к сохе. Любил он хаживать по землице мягкой во след за волами да конями, нажимая на железный лемех. Любил запах свежей пашни промокшей под дождем. Как золотые крупинки ласкал он семена хлеба в ладонях, прежде чем уронить их в борозду. Жить не мог без запаха свежескошенного сена на заливных лугах и у опушки леса.
Счастливо мы жили! Но пришло время, и Великий Род призвал нас с братом служить ему в святилище своем. Словенов все боле и более селилось в землях Руси, и не поспевал он с делами один, вот и призвал себе двух помощников. Служить Великому создателю дело почетное, и обязательное. Хоть и не любо братьям в капище служить, а супротив бога не пойдешь…. Шли тогда два брата к Роду и вздыхали по дороге:
- Ох, лошадушки мои. Ох красавушки мои. Кто же вас в ночное отведет, кто напасть волчью злую отведет, кто покормит вас в час должный. Кто искупает вас и вычистит… Как же мне без вас, без лога сырого в ночи, без молочного тумана над речкой и в овражке….
Причитал Нечай, и Дениска вторил ему:
- Ох лемех мой вострый, кто тебя от ржи охоронит, нива моя мягкая, кто же тебя вспашет весною да по осени, и  кто зерно в борозду уронит… Кто луг выкосит и сена запасет для скотинушки, кто хлеба перемолотит да провеет…
Неожиданно пришла в голову коневоду думка нечистая и воскликнул он:
- Погоди, братец! А зачем нам вдвоем в капище быть? Давай в черед у Рода трудиться! Один дён я за двоих постараюсь, а ты тем временем землю паши, а в дугой дён, ты за двоих отбегаешь, покуда я коней своих буду обихаживати! Так и Роду послужим, и дело любое не забросим….
Сказано – сделано! Оба брата не покладая рук трудились один день в поле или в лугах, а в другой день в капище Роду Великому служили без устали верой и правдой. Все шло хорошо, но не долго….
Род был доволен работниками и даже не замечал, что с делами один из братьев управляется! Да и в самом деле, чего замечать, коли все справно и ладно? Но однажды сомнение поселилось в душе у Рода. Приметил он, что один день у коновязи вороной жеребец привязан, а в другой день – белая кобыла. «Что за дело чудное? И почему один конь, коли братьев два?» Не успел Род и задуматься, как бойкая сорока, сидевшая на частоколе заболаболила вперегон мыслям:
- А чему ты удивляешься, Создатель наш? Каждый брат приезжает на своем коне, и потому нынче конь один стоит у коновязи, а на завтра другой бат сваво коня привяжет…
Сорока только начала свою трескотню, как Род уже понял обман. Обида и гнев на обманувших его братьев, наполнили его сердце, и решил он испепелить обманщиков. На следующий день призвал Род братьев, и уже приготовил молнии огневые, как кару за обман, но дрогнула рука его могучая. Взглянул он в лица братьев и узнал в них самого себя. Остыла его ярость, но наказание должно было свершиться. И тогда Род огласил свою волю:
- За обман ваш нечастивый ждет вас, и всех словенов наказание! Более не будит рождаться Человек похожим на меня или на другого словена, дабы не могли вы обманывать людей подменой. Вы не хотели служить мне вдвоем, значит вдвоем вам отныне не быть! Теперича ты, Нечай, будешь пасти своих коней по ночам и никогда не сядешь рядом с братом, потому, как ты, Дениска, будешь светлым днем пахать, сеять, косить травы до той устали, что ночью спать тебе беспробудно! Один приходя в мир, будет прогонять другого, аки врага лютого!
Отпустил братьев Род, но с того дня волосы Нечая стали черны, а у Дениса светлыми с рыжиной, и зовут их теперь День и Ночь! Но Род был Богом добрым, и все же разрешил братьям улыбаться друг другу. Когда горит закат, значит Денис приветствует Нечая уходя на отдых, а рассвет, это улыбка засыпающего Нечая….
- Правда людская молва рассказывает о том, что мы по воле Бога стали вековечными врагами, и закат с восходом это зарево битвы между Днем и Ночью, когда мы изгоняем друг друга… Но это враки! Мы всегда были и будем братьями! От рождения Света до его угасания! Навечно!!!!!
 Закончил свой рассказ Нечай. Денис только согласно кивнул головой и могучей рукой обнял брата за плечи:
- Мы – братья! И крепче нашей дружбы нет и быть не может!
Подтвердил слова брата Денис.
Я с удивлением слушал это интересное повествование, и сам по себе у меня возник вопрос. Помятуя вспыльчивость и недоверчивость братьев, я спросил:
- Вы меня простите, но получается так, что сейчас в вашей сказке ни дня ни ночи?
Братья переглянулись и громко засмеялись. Нечай сквозь смех ответил:
- А ты умен, Сказочник! Верно подметил! Признаемся честно: тетушка Непогода нам помогла. Уговорили мы ее в который ужо раз, и она заволокла густым туманом все земли наши, пока мы с братом посидим и поболтаем!
Потерев затылок, я задал еще один вопрос:
- Простите, но коли Род не велел вам встречаться, словно вы враги лютые, значит, не стало у него сил? Выходит, вы снова его обманули?
Лица братьев стали суровыми:
- Где ты видывал, что бы День или Ночь обманывали? Нет! Просто Род добр и справедлив. Он знал нашу привязанность братскую, и сам указал нам с Нечаем на этот перекресток, где мы с братом можем встретиться и узнать друг о друге. Мы боле не обманывали никого!
Полночь стремительно погоняя вороных коней, приближалась и гости стали поспешно прощаться, говоря благодарности Ольге:
- Спасибо, душа-матушка за прием твой любезный! Пора нам, а то тетушка пожалуй утомилась туман держать над землею словенов. Ну и тебе спасибо, Сказочник! Как сказку напишешь, снеси Ольге, а она уж нам ее непременно почитает! Тогда и решим: честен ты или просто болтаешь пустое… Да…. Чуть не забыл!
Вдруг воскликнул Нечай:
- Давеча встретил в лесу Демьяна, так он велел кланяться тебе, Ольга Владимировна, и сказывал, что через три дня навестит. Дюже скучает по Лешке и Русланке…
- Дядя Демьян!
Радостно воскликнуа девушка!
- Урааа! А то я подумала, что он позабыл о нас. Завтра кликну Лешку, что бы пришел!
Братья вышли на площадку перед лифтом, Ольга приложила к дверям ладонь и они открылись, пропуская в лунно-молочный сумрак за дверью, двух братьев… Дверь закрылась, что-то сверкнуло, и Ольга вернулась в квартиру. Чувствуя некую неловкость, я спросил хозяйку:
- А почему они лифтом? Могли бы как Раиса… прямо с балкона.
Хозяйка весело засмеялась и ответила, кивая Руслане в мою сторону:
- Вишь, чего удумал! Раиса - кошка, тем более волшебная, а они простые ребята.
Портом добавила, провожая меня до лифта:
- Буду рада прочитать новую сказку! Приходи через три дня, как раз Демьян будет в гости, думаю он тебе по душе придется. Ну а ежели успеешь со сказкой, так будет замечательно!

По дороге домой я думал о братьях и о том, какая крепкая дружба их скрепляет. Ни тяжелый труд, ни долгая разлука не убивает в сердцах у них любовь к брату….

07,06,2019 год.


Рецензии