Моя воображаемая книга

Восточный фронт и «Однословный многорифм». Выбор форм и стилей

«Восток – дело тонкое», как верно отметил в своё время товарищ Сухов. Поэт, пишущий хайку, называется хайдзин. Хайку пишут только в настоящем времени.  Искусство написания хайку –  это умение в двух, или трёх строках описать момент. Традиционное хайку не имеет названия и не пользуется привычными для западной поэзии выразительными средствами (той же рифмой), однако использует ряд специфических приёмов, выработанных японской национальной традицией (например, двучастность, киго, кирэдзи, какэкотоба).  «Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию».  Так говорила японская поэтесса Мурасаки.

И совсем другое дело – «Однословный многорифм».  Это новая и самая жёсткая форма современной поэзии, где каждое слово должно иметь свою рифмическую пару. У Германа Гессе есть роман «Игра в бисер». В описанной им игре можно было совмещать между собой и ноты, и буквы, и цифры. «Однословный многорифм»  – это тоже игра. Игра словами, разнородными, составными и разноударными рифмами, и, в каком-то смысле, цифрами.  Как говорила Марина Цветаева: «Стих только тогда убедителен, когда проверяем математической формулой. Книга должна быть исполнена читателем, как соната. Знаки – ноты. В воле читателя осуществить или исказить».



Культ Футура

Мне кажется, что кое-что мы совсем упустили из виду. А именно, такое явление, как футуризм, где присутствует великое множество экспериментальных форм:  сунилинус, анаграммы, палиндромы,  логогрифы, моновокализм, криптограммы, верлибры,  абецедарии, акро, брахиколоны, анациклы, и т.д., и т.п.  С рифмой и без.  Бывает ведь и такая эффектная рифма, как поглощённая. Почему бы не попробовать собрать и издать оригинальный сборник в стиле от футур, представляющий почти все формы, жанры и стили?
 
Ну, например…
 
Заколдованный алфавит
 
                (Абецедарий-асиндетон)

Акварели Бархатной Веселье
Говорит Двуликим Естеством.
Жемчуг, Заколдованный Издревле.
Йога Камуфляжным Лепестком.
Мистика Нечаянных Оказий.
Полонит Реалий Суета.
Таинство Украденных Фантазий
Хитрости Цифрованной Чета.
Шалопутностью  Щеголеват'Ы,
Эксцентричны Юркие Ягнята.
 
Или акро:
 
Апрель – проказник и обманщик,
оПрава марта, пропуск в май,
миРов сиреневых шарманщик,
кудЕсник, страстный шалопай,
оскоЛком льда прирос к рассвету,
метелЬю странной канув в лету.
 
Или:
 
            (Сунилинус-агрессор)

Либобил
                тевтонответ,
Либобил
                дурнотонруд,
Либобил
                затеятаз,
Либобил
                лимитимил,
Либобил
                люэсэюл,
Либобил
                тапирипат,
Либобил
                сабанабас,
Либобил
                лозунгузол.
Либобил
                ланитинал…
Лихохил
                дебошобед,
Дугагуд  –
                терапарет!
 
                (Диамант)

Маг
Всемогущий, всезнающий
Заклиная, витая, исчез,
Где смешались, казалось, и Свет здесь и Мрак,
Потянувшись, мяукнув, воскрес
Вездесущий играющий
Бес.
 
Понимаю, что этого мало для принятия определённого решения.  Но вот так всё и сразу тут тоже не представить. Опять же, ограничение по знакам…
 
По-моему, неплохая идея… эх, да что там говорить… наверное,  меня бес попутал…
 
На всякий случай уточняю:  это разноплановый футурсборник авторских произведений, но не учебник по стихосложению.



Звёздные хроники, или Сверхновый Завет

Эти истории я собирал всю свою сознательную жизнь…
Своеобразные записки на манжетах…
Я записывал их на первых же попавшихся клочках бумаги, немало оригинальных произведений сохранилось на титановых микро кассетах.
В конце концов, я решился систематизировать столь богатый материал на лазерных мини дискетах…

Разумеется, обширность познаний ещё не гарантирует настоящего литературного мастерства, но откровенные аллюзии и неожиданные парадоксы в виде непредсказуемой идиомы через красочную призму вселенского бытия должны позволить моим героям переступить некую невидимую черту и войти в наш мир. Они имеют на это полное право, ибо они настолько реальны, что в них хочется верить и отыскивать в звёздных теснинах и в глуши времён.         
Ибо все мы точно знаем, что Материя и Движение её – вечны, только меняют Форму, а Истина – не столько в Форме, но и в содержании…



Слово редактора

Здравствуйте, дорогие читатели журнала «Литра»!

Начиная с этого номера, в журнале представлена колонка «Слово редактора», в которой главный редактор и члены редколлегии будут рассказывать о различных нововведениях и важных событиях журнала.

Судя по географии авторов, с уверенностью можно сказать, что журнал «Литра» уже приобрёл международный формат.

В наше непростое время, когда книжные прилавки заполонила так называемая массовая и бульварная литература,  особый смысл приобретает творчество, сделанное в поддержку Родины (нашей страны, армии и народа).

В связи с этим наряду с хорошо зарекомендовавшими себя рубриками «Стихи», «Проза», «Эссе» и «Публикация за баллы» появляются новые – «Гражданская лирика» и «Лаборатория слова».

Классика бессмертна, и нам сейчас так не хватает новых Маяковских, Есениных, Хлебниковых и Брюсовых.

Ведь для многих известных футуристов, имажинистов и родственных им направлений экспериментальная поэзия (сонеты, тавтограммы, тмесисы, палиндромы, акро, панторимы, абецедарии и многие другие литературные  формы) была своего рода лабораторией слова.  Отсюда и название.

В рубрике «Входящие» представлены два автора – Игорь Шевченко   (председатель правления АМПМ) http://shevchenko.haikukonkurs.ru/ и Александр Гами(ев) – создатель оригинальной формы поэзии «Однословный многорифм» http://my.mail.ru/community/mnogorifm/7FDDA8A262C4AA9F.html

Это сознательный выбор.

Во-первых, искусство написания хайку –  это умение в двух, или трёх строках описать момент. Традиционное хайку не имеет названия и не пользуется привычными для западной поэзии выразительными средствами (той же рифмой), однако использует ряд специфических приёмов, выработанных японской национальной традицией (например, двучастность, киго, кирэдзи, какэкотоба).  «Там, где льются изящные стихи, не остаётся места суесловию».  Так говорила японская поэтесса Мурасаки.

А во-вторых,  «Однословный многорифм» – это новая и самая жёсткая форма современной поэзии, где каждое слово должно иметь свою рифмическую пару. У Германа Гессе есть роман «Игра в бисер». В описанной им игре можно было совмещать между собой и ноты, и буквы, и цифры. «Однословный многорифм»  – это тоже игра. Игра словами, разнородными, составными и разноударными рифмами, и, в каком-то смысле, цифрами.  Как говорила Марина Цветаева: «Стих только тогда убедителен, когда проверяем математической формулой. Книга должна быть исполнена читателем, как соната. Знаки – ноты. В воле читателя осуществить или исказить».

Созерцательная восточная поэзия и комбинаторика,  обладающая очень яркой эстетически значимой формой – это две несовместимые вещи. Это то же самое, как лёд и пламень, Земля и Небо.  И это не битва различных форм, жанров и стилей, а скромная попытка объять необъятное и прийти к определённому консенсусу. «В единстве наша сила!»

Мы должны стремиться расти и развиваться, поэтому мы всегда открыты для новых идей и совместных проектов.

В добрый путь!

P.S.;  АМПМ – ассоциация мастеров поэтических миниатюр


 


Рецензии
Безусловно так!!!

Нина Богдан   30.06.2019 16:56     Заявить о нарушении
Думаю так...
Всех вам благ)))

Нина Богдан   30.06.2019 22:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.