30 равно 70... И мнение дилетанта, 14

Вам барыня прислала
Кусочек одеяла,
Коробочку конфет.
Велела - не смеяться и не улыбаться,
Губки бантиком не делать,
Черное с белым не носить,
«Да» и «нет» не говорить.
Вы поедете на бал?
                (Фольклёр детских игр нашего двора)

Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни. Спиноза, Этика, ч. IV, теор. 67.
                (Эпиграф Эрвина Шрёдингера к курсу лекций «WHAT IS LIFE? The Physical Aspect of the» - Что такое жизнь с точки зрения физики?)

Но что-то кони мне попались привередливые…
                (В.С.Высоцкий. «Кони привередливые»)

В далёком созвездии Тау Кита
Все стало для нас непонятно,-
Сигнал посылаем: "Вы что это там?"-
А нас посылают обратно.

На Тау Ките
Живут в тесноте -
Живут, между прочим, по-разному -
Товарищи наши по разуму.

На Тау Кита
Чегой-то не так -
Там таукитайская братия
Свихнулась, - по нашим понятиям.

Те таукитяне буянят,-
Все реже я с ними на связь выхожу:
Уж очень они хулиганят.

У таукитян
Вся внешность - обман,-
Тут с ними нельзя состязаться:
То явятся, то растворятся...

Я крикнул: "Галактике стыдно за вас!"-
В ответ они чем-то мигнули.

На Тау Ките
Условья не те:
Тут нет атмосферы, тут душно,-
Но таукиты -
Такие скоты -
Наверно, успели набраться:
То явятся, то растворятся...
                (В.С.Высоцкий. «Тау-Кита»)

В некотором анклавном царстве-государстве (может, и на Тау-Кита):
«Жил да был, жил да был, жил да был один король,
Правил он, как бог, страною и людьми.
Но, впрочем, песня не о нем».
Однако, «один король» не то, чтобы «король», а правитель, но «правил» он, правда, не один срок. Но, как было сказано, «песня не о нём» (ну, может, если только опосредованно).
И в том же государстве:
«Жил да был, жил да был
При дворе звездочёт,
Он звезду свою в небе искал.
По утрам спать ложился.
Под вечер вставал,
И, казалось, что даже не спал».
Таким образом, «песня», т.е. мнение здесь о дворовом чиновнике – прошу пардону - о придворном звездочёте. А если ещё точнее, то о его «численной» деятельности.
Вот иногда говорят о человеке: - Он звёзд с неба не хватает. В  том смысле, что человек - без царя в голове. Так звездочёт – совсем наоборот: считает по заказу правителя и комментирует для. Согласно установившейся практике островного государства носителем информации и её источником являлась организация звёздочёта и отчасти – звёзды.
На источник и «носительство» информации организации звездочёта выделяли бюджетные средства и платили зарплату (судя по тому, что занимался он своим «звездочётством»  тоже не один срок, как было выше указано, зарплата была приличной и вообще...).
Разумеется, кто платит, тот и получает – не все результаты счёта и т.б. резюме были открытом доступе...
Однако, как говорится, и на старуху бывает проруха: случилось будто бы невероятное, но очевидное невооружённым глазом – нонсенс, одним словом. После проведения рутинного репрезентативного счёта и его анализа резюме оказалось…
Стоп, не будем сразу о грустном.

Энциклопедисты в 18-м веке предупреждали, что прежде всего следует договориться о терминах. «И это правильно», как сказал классик в 20-м.
Вот, например, термин: «рейтинг доверия», где «доверие» имеет несколько отличные один от другого векторы... И, кроме того, это, как оказывается, отличается от «рейтинга одобрения» и т.б. от «электорального рейтинга» ...
Или ещё, например, статистика и статисты… Говорят, статистика знает всё и не врёт, а врут статисты ... Кстати, у термина «статист» тоже, как минимум, два значения - как и методов социологического опроса: есть т. н. «открытый», а есть «закрытый» - есть «статист», как служащий в статуправлении, и «статист», как манекен для «одобрянства» (впрочем, бывает два в одном лице).

Если отвлечься от темы, то как делается «На Вкраїні милій» - и это не лишено некоторой логики, как ни странно может кому-то показаться: теперь там официально в язык введены (с 3-го июня) феминитивы: «поетка», «членкиня», «критикесса», «директорка», «ораторка» и т.п. Понятно – да?
Или вот другое: Принцип (с прописной буквы) застрелил Фердинанда. Это случайность, но, - как форма проявления и дополнения необходимости. И то, что эрцгерцогу шансов уцелеть в Сараево в день годовщины своей свадьбы, 28 июня было очень мало – уже сама необходимость по мнению специалистов, т.к. организованные националисты (5 человек, кроме Гаврилы Принципа) были расставлены на всём пути следования кортежа (6 машин) из ратуши в госпиталь и музей.
Как это увязывается с темой мнения? Никак...

Но вернёмся к нашим баранам, как говорил Д,Артаньян.
Ещё среди нукеров правителя был чиновник для интерпретации слов правителя, отслеживания прессы и общения с нею. Надо отметить, что этот, чиновник – с дипломатическим образованием - имел, кроме других своих особенностей и достоинств, выражение лица – то ли от рождения, то ли от занятий – несколько как бы удивлённое, сосредоточенное в его глазах, широко открытых так, что больше невозможно («больше» -  не позволял протокол и приличие).
М-да, как говорил один товарищ: - Не в энтом дело...

Вспомним энциклопедистов.
Определение понятия «доверие». Во-первых, - это существительное. Словари Ушакова, Ожегова, Ефремовой определяют доверие, как убежденность в честности, порядочности; вера в искренность и добросовестность, уверенность в наличии положительных качеств. Например, иметь доверие к полученным сведениям, питать доверие к способностям.
Один из философских словарей даёт более развёрнутое определение с вектором на человека.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона критически определяет понятие: это «психическое состояние, в силу которого мы полагаемся на какое-либо мнение, кажущееся нам авторитетным, и потому отказываемся от самостоятельного исследования вопроса, могущего быть нами исследованным.
...доверяется тот, кто не хочет или не может решить или сделать чего-либо сам, полагаясь или на общепризнанное мнение, или на авторитетное лицо.
... доверие проистекает из сознания слабости, неуверенности в себе, признания авторитета».
Доверие во мнении других определено, как тема Евангелия от Иоанна: Ин 20:31, как доверие и повиновение в теме Иисуса Навина: Нав 10:25, как упование на бога, Христа, имя, слово и неисчерпаемую любовь бога: Пс 4:6, 9:11,19:8, 24:2, 51:10, 55:4,5,12, 90:2, 118:42, Притч 3:5, 3:6 («Во всём верь Богу, независимо от разума твоего. Доверься Господу во всём, что делаешь, тогда Он тебе поможет»); Наум 1:7, Деян 14:23, Ин 14:1, Рим 10:11, 1Пет 2:6, Ис 50:10, Соф 3:12. В результате этого доверия будем праведны, справедливы, спасены, блаженны, веселы и благоденствуем, окружены заботой, любовью и избавлены от бед, бесстрашны, руководимы и хранимы богом, Иисус готовит место для нас, стоим прямо («лишь благодаря Вашей несгибаемой гибкости Вы стоите сегодня утром так прямо» - Б.Брехт: «Утреннее обращение к дереву клёну», перевод А. Исаевой): Пс 19:9, 21:5, 31:10, 32:21, 36:5,6, 39:5, 55:4,5, Ис 25:9, Притч 3:5,6, 28:25, Иер 39:17,18, Наум 1:7, Ин 14:1,2.
Не следует уповать на идолов, других людей, себя, защищённые города, лошадей, оружие, богатство: 4Цар 17:14,15; Ис 31:1-3, 42:17; Иер 5:17, 13:25, 17:5-7, Притч 28:26, Пс 19:7, 31:1-3, 43:7, 51:7,9, Иов 31:24–28, Лк 12:13–21, 1Тим 6:17.
Очевидно, что в Библии по показанию специалистов о доверии больше рассуждает Соломон («Притчи»), который не призывает доверять царям (что характерно, сам являясь царём, но такова его мудрость, и потому, может быть, с ним была Суламифь?) или правителям и церковным иерархам. 
Но имеет место быть отличное мнение: «В Бога верить надо, но верить Богу вовсе не обязательно».

Что случилось у звездочёта при очередном опросе населения островного государства, и он случайно это обнародовал («и на старуху бывает проруха»)?
Недосмотрели. И оказалось - «доверие» правителю, имеет место быть лишь у 30% населения. Методика звездочёта возможно предусмотрела недосмотры разделом «одобрение», и появилось одновременно с «доверием» 30% «одобрение» (sic) – 70% (что особенно порадовало главного патриота сайта «Изба-читальня» - заместителя директора школы по научной работе, т.к. он против революций (30%) и ради этого вместе с местной "поеткой" готов идти служить в КГБ – по его и её откровенным признаниям). Такая совпадения.
Чиновник, который занимается прессой и т.п., обратил внимание на указанное соотношение результатов одного опроса: 30% и 70%, и у него обычно округлённые глаза ещё более округлились. Он пригласил звездочёта в застенок, т.е. за стену, за которой - главная резиденция правителя. Звездочёт приехал...
* * *
Давняя игра нашего двора: - Вы поедете на бал?

Игры нашего двора...
Детство в платьице с оборкой
Взмыло к небу над пригорком
И щебечет без умолку,
И летит на всех парах...
- Вы поедете на бал?
Ночь манила звёздным светом
И исчезла незаметно,
И неверные ответы
Не простила мне судьба.
- Суждено вам, -  c'est la vie!               
Проходной остаться пешкой.
Черный с белым вперемежку,
Эндшпиль*! Ну, давай, давай, не мешкай,
Господи, благослови!
* - Эндшпиль (от нем. Endspiel — «конец игры») — заключительная часть шахматной партии. Ключ к тайне мастерства, дающий возможность проходной пешке превратиться в любую фигуру, кроме короля.
(Наталья Бурнашева)

Что случилось (случайно) потом? И ведь случилось («лишь благодаря Вашей несгибаемой гибкости Вы стоите сегодня утром так прямо»). Несложно догадаться, ориентируясь по игре нашего двора… И звездочёт не замедлил прокомментировать случившуюся счастливую метаморфозу - одновременно практически: он заявил, что по новой методике опроса - «Результаты сенсационные».

Уже на следующий день «доверие» стало 72% (звездочёт понимает, что может остаться либо без финансирования, либо без должности, по Бальзаку: «Деньги – ключ к любой загадке»). Звездочёт объяснил предыдущий, упавший  результат рейтинга доверия применением не той методики и «эффектом черных очков» - реальные доходы не увеличиваются, а надежда на рост благосостояния не оправдалась, после знаменитой реформы, которая не нравится её авторам, оказывается, и внедрённая исключительно в интересах будущих «пансионеров», жители растеряли социальный оптимизм и больше не ждут улучшения экономической ситуации, и это негативно повлияло на мнение людей.
А всего-то и надо было поменять методику опроса: с т.н. «открытой» на «закрытую». И почувствовали счастье 70%.

Наиболее стойкие аборигены анклава, из оставшихся сил после настоящих и предстоящих счастливых случайностей, беззлобно ёрничают в интернет-комментариях:
«Там ошибка, рейтинг 107%...».
Из-за стены, якобы, обеспокоясь падением доходов населения, на которое указывают некоторые статистические агентства, что половине семей хватает денег только на еду и одежду, отметили (с серьёзным выражением лица), что причиной бедности является общая неблагоприятная обстановка в мировой экономике: «Это не только санкции, хотя и от них есть эффект. Это и торговые войны, и турбулентность в мировой экономике», и добавили (с тем же выражением), что власти принимают меры, чтобы исправить ситуацию целым комплексом мер. «Реализация (мер) призвана дать динамику общей экономике, а конечной целью является повышение благосостояния населения. Речь идет о конкретных результатах, которые люди почувствуют непосредственно в этом году». Прошла почти половина этого самого года, и злые языки продолжают в духе недоверия:
«Проклятый Обама! Всю мировую экономику развалил и до нас добрался. А этот, как его... Трамп вообще (у) меня в подъезде гадит постоянно. Слава богу, хоть скрепы в стране у нас».
«Причина в аппетитах олигархов в сфере энергоресурсов. После их роста цен, тянется все остальное от безвыходности».
«Турбулентность в мировой экономике - спасибо за объяснение, полегчало».

В завершение мнения, в качестве справки от недилетанта - определение понятия «доверие» в социологии и психологии.
Это «открытые, положительные взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека, с которым доверяющий находится в тех или иных отношениях». Важность доверия показана в книге Фрэнсиса Фукуямы «Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию», в которой автором рассмотрены страны с разным уровнем доверия: Россия, США, Англия, Франция, Германия, Япония, КНР, КНДР и др.
Доверие считается основой всех социальных институтов. В некоторых источниках по устойчивости институтов общества различаются:
1) общества, «где люди договорились о правилах игры (это могут быть законы, обычаи, традиции, сакральные заповеди и т.д.) и более не нуждаются в налаживании личных отношений для разрешения стандартных ситуаций (наиболее близки к этой дефиниции западные страны и страны Юго-Восточной Азии). В таких обществах основное разнообразие институтов сосредоточено на верхних уровнях их иерархии и предназначено для разрешения сложных ситуаций».
2) это те общества, «где люди, наоборот, не сумели договориться об общих правилах, и вынуждены компенсировать их отсутствие (иначе говоря, одновременное существование различных правил) личными взаимоотношениями (в том числе коррупционного характера) или временными драконовскими правилами и виртуальной мистической связью каждого с вождем. Отсутствие действенного права вынуждает перманентно обращаться к его первоисточникам, в том числе представлениям о справедливости, поэтому справедливость, часто понимаемая как всеобщее равенство доходов и даже равное бесправие, занимает высокое место в шкале ценностей. И в то же время отсутствие регулятора справедливости (права, обычая и т. д.) очень часто ведет к большей несправедливости и большему имущественному расслоению, чем в холодных обществах. В настоящее время можно даже указать формальный экономический критерий выделения теплых обществ - значение коэффициента Джини ; 0,4-0,5. Нетрудно заметить, что к теплым культурам прежде всего относится (анклав) и её западные соседи, а также Латинская Америка. Также на доверии основано социальное влияние».
Примечание. Картинка к тексту из liberty – пока – internet.


Рецензии