Хаапсалу

В этом году я навестила мою дорогую таллиннку в апреле. С самого первого дня моего приезда в город-сказку в течение почти трёх недель погода стояла изумительная: от + 8 до +18, ни разу не было дождя, небо синее, лучистое, солнышко ласковое, зацвели вишня и сакура, нарциссы, тюльпаны, анютины глазки, трава густая выросла, а одуванчики!.. Распускались всегда в мае, а тут в апреле землю покрыли. Красота необыкновенная! Сказочная красота!

Подобная погода в Эстонии в апреле по архивным данным была в 1962 году - 57 лет назад!

Где только я не была в Таллинне! Посетила Собор А. Невского, гуляла по старинным улочкам Вышгорода и Старого города, любовалась красотой города и моря Балтийского со смотровых площадок, посетила Олевисте и Нигулисте, в Домском Соборе была.

Ратушная площадь, музеи "CUMU" и в Екатерининском Дворце, Кадриорг, единственная в мире Русалка, побережье Балтийского моря, Пирита, Горхолл, Казанская церковь, башня Толстая Маргарита, площадь Башен, Никольский Собор и Собор Петра и Павла, Доминиканский монастырь и многие-многие-многие другие достопримечательности Таллинна я посетила- посмотрела-полюбовалась.

И каждый раз (ведь в шестой раз ездила по приглашению моей знакомой незнакомки – Дорогого Человека для меня!) я не переставала восхищаться тем, как жители Таллинна трепетно относятся к своему городу, как хранят достопримечательности. А чистота какая! Как говорят: "Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят".

С моей дорогой таллиннкой мы ездили в пригород Таллинна – в Нымме, Пяэскюла, любовались домиками, корабельными соснами, живыми изгородями, ёлочками-красавицами, цветами. Всегда приятно удивлялись порядку около домов: есть домики, как на картинке нарисованные – сказочные. Воздух изумительный:дышишь и надышаться не можешь.

Пруд Ыйсмяэ, озеро Харку - там мы прогуливались не по одному разу каждый мой приезд.

Каждый раз, когда я приезжала в гости, мы посещали Александро-Невское старейшее кладбище, где покоится мама моей доброй знакомой (Вечный Покой Светлому Человеку!). Букеты искусственных цветов, которыми мы украшали могилу, я всегда привозила из России как привет из родной страны: ведь где бы ни жил человек, куда бы ни занесла его судьба, но Родина у него одна – та, где он родился и вырос.

Знакомые таллиннки при личных встречах всегда проявляли ко мне дружелюбие. Когда была возможность, предлагали прогуляться, показать достопримечательности города-сказки.

В этот мой апрельский приезд добрый сосед предложил съездить в Хаапсалу (старое русское название Гапсаль, Хапсаль) – город на северо-западе Эстонии. Я с радостью согласилась. Предвидела, что впереди меня ожидает интересное путешествие, но реальность превзошла мои ожидания: я окунулась в сказочный мир прошлого.

Пока ехали в Хаапсалу, я любовалась окрестностями, удивлялась ровности дороги: капля не прольётся. Увидела необычные автобусные остановки, для освещения которых решили использовать солнечные батареи. Это первый подобный проект в Эстонии: всего на девяти остановках в волости Аудру Пярнуского уезда установили новое оборудование.

Видели аистов, пролетающих и на гнёздах сидящих… Парящий аист на фоне синего неба – это прекрасно!

Хаапсалу, один из лучших курортов Эстонии, с трёх сторон окружён морем. Летом тут можно купаться, а круглый год – лечиться целебными грязями.

Приехав в Хаапсалу, мы в первую очередь посетили Епископский замок – это архитектурный ансамбль 13–16 веков. А ещё это место называют "Замком Белой Дамы", потому что некоторым удавалось увидеть здесь призрак.

Я расскажу о легенде. Когда в замке жил епископ, особам женского пола запрещалось, по монастырскому уставу, входить в замок. Но один из каноников влюбился в прекрасную девушку и тайно провёл её в церковный хор, переодев её в мужскую одежду. Когда их секрет раскрыли, мужчину отправили в темницу, а красавицу замуровали в крепостной стене, оставив ей немного воды и хлеба. Люди долго слышали её зов о помощи. До сих пор, как утверждает легенда, время от времени можно увидеть в окне женскую фигуру, или же силуэт её отражается на крепостной стене. Чаще всего это происходит в августе в ночь полнолуния. Дева тоскует о своём избраннике, символизируя вечность любви.

Затем мы прошли к заливу Тагалахт, поднялись на смотровую пятнадцатиметровую вышку полюбоваться красотой - синим морем, лучистым небом, плавающими лебедями и утками. К перилам были подвешены два бинокля. Конечно же, мы очень удивились доверчивости смотрителя вышки: не побоялся, что кто-то может их утащить. Эта доверчивость к людям вызывает огромнейшее уважение.

Был буклет на эстонском языке, но мы всё равно поняли, что в нём помещены и описаны фотографии птиц, которые гнездятся в этом заливе, кроме множества лебедей и различных видов уток, которых в естественных условиях встретить сложно. Также здесь по осени делают остановку серые журавли и гуси, готовящиеся к перелёту в тёплые края.

Я была очарована! Вспомнился Бальмонт:
Белый лебедь, лебедь чистый,
Сны твои всегда безмолвны.
Безмятежно-серебристый,
Ты скользишь, рождая волны...

В курортных городах принято устраивать длинные пешеходные дорожки, чтобы отдыхающая публика могла прогуливаться, не торопясь, и любоваться увиденным.

В Хаапсалу променад начинается от здания Ратуши. Отдыхающие следуют к морю, совершают моцион, дышат воздухом.

И мы совершили променад от моря к одному из самых красивых деревянных зданий Эстонии – Курзалу.

Он был спроектирован архитектором Кнюпффером и построен в конце 19-го века. Здесь собирались отдыхающие, чтобы пообщаться, послушать концерт, принять участие в каком-нибудь собрании, перекусить, обменять книги в находящейся там библиотеке.

Сегодня Курзалу открывается в тёплое время года с началом туристического сезона. Здесь играет оркестр, проходят развлекательные мероприятия. Рядом с Курзалу мы увидели статую белого медведя.

Посетили и "Скамью Чайковского", которая расположена ближе к концу променада. Памятник был создан на народные деньги, собранные в Эстонии в конце 30-ых годов.

"Скамья Чайковского" в Хаапсалу была установлена в 1940 году, когда широко праздновалось 100-летие со дня рождения композитора.

Скамья сделана из сааремааского доломита, на спинке – бронзовый барельеф композитора и нотная строка фрагмента народной песни "Kallis Mari". Автор памятника – местный скульптор и художник Роман Хаавамяги.

Чайковский – один из многих русских, чье имя связано с Эстонией. И это замечательно, что никакие веяния в политике не отменили памятные места и имена.

Рядом со скамейкой установлен аудиогид, рассказывающий об истории создания памятника на эстонском, английском и русском языках, также мы послушали отрывок из балета " Лебединое озеро ".

Конечно же, я сделала множество снимков на протяжении нашей чудесной прогулки, которыми теперь любуюсь.

Очень я благодарна доброму соседу за подаренную мне СКАЗКУ!


Рецензии

Я живу не так уж близко(по нашим меркам) от Хаапсалу и бывал там всего несколько раз. Конечно приятно читать положительный отзыв о нас. Но не всегда и не
во всём мы такие уж хорошие. Есть и то что стыдится надо. Я сам стараюсь и во внутрь заглядывать. Может быть и такое, что губы ярко накрашены, но шею давно не мыли. Для меня оставляют приятное впечатление наши небольшие города и посёлки в южной части республики. Подобные уютные городки есть в Латвии.
Конечно спасибо московскому другу Владимиру, но уж очень хорошим меня расписал.
Неудобно даже.

С уважением,


Арно Кроон   16.09.2019 18:38     Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемый Арно, всего Вам доброго, здоровья!

Романова Татьяна Владимировна   17.09.2019 10:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.