Русская Одиссея продолжения глав 2

                Третья глава
                ТАЙНЫЙ РАЗГОВОР

     После шумного пира, когда разошлись подвыпившие гости, и удалились слуги, в опустевшем шатре остались Батухан, его молчаливый брат Орду и незаменимый советник Субедей. К ним был вызван лучший тысячник «бешеных» — Хорон, отличающийся сообразительностью и жёстким исполнением любого приказа. Он незамедлительно явился.

      Приглашённый имел внушительный вид и, судя по всему, обладал недюжинной силой. Моложавый, широколицый монгол уже прошёл кровавый путь через поверженные страны, переняв боевой опыт и звериные повадки непобедимой армии.

      Джихангир, внимательно посмотрев на тысячника, отбивающего низкие поклоны, призвал его к себе:

- Садись ближе: разговор у нас секретный, и тебе оказана большая честь. Ты со своими воинами поедешь в Монголию. С собой возьмешь законную часть добычи для Великого Кагана. По дороге выполнишь важное задание, о котором расскажет Субедей. Кроме этого, будет тайное поручение, если справишься — станешь моим темником, и награды не обойдут тебя.

     Первый помощник Батыя доводил до Хорона приказ хриплым отрывистым голосом, пронзая собеседника суровым взглядом:

- Твоя тысяча поскачет через Киев к Ростову Великому с проводником-толмачом[19]. С вами будет новый баскак[20]. Он сопроводит отряд до главного города — Владимира, а далее — сами. Для успокоения встревоженных жителей везде говорите, что с баскаком проводите перепись населения для более полного сбора дани. Сами же, как коршуны, врасплох нападёте на Ростов Великий и его крупные сёла. Главное, чтобы была неожиданность — тогда ваша волчья стая крепко охватит арканом город. Отберёшь для Монголии тысячу молодых мужчин и юношей и столько же девок покрасивей от 14 до 18 лет. Товаров, золота и серебра гребите, чтобы тюки и сумы были полны. Не забудьте взять для урусских невольников их оружие. Оно пригодится, когда они станут воевать за нас в Восточной Азии во славу нашего мирового царства. Заберите в Орде три тысячи лошадей, и на Руси захватывайте — в пути пригодятся. Грабьте смело и нагло, баскак повелит коназам не мешать вам. Думаю, ни одна урусская дружина не преградит «бешеным» дорогу — всё будет выглядеть вполне законно. Каждый покорённый народ должен платить дань кровью своих мужчин, участвующих в наших походах.

      Дальнейшие распоряжения были от Батухана:

 - Две пятых добычи оставьте в моей новой столице на реке Итиль — в Сарае. Столько же отвезёте в Монголию Великому Кагану и ханам на подарки, да смотри, чтобы каждому досталась ценная вещь. Остальное из захваченного — ваша доля. Теперь о женском полоне. Девок передадите сначала моей матери Ори-Фуджинь. Она выберет сотню привлекательных урусок для нашей родни, но десять красавиц оставит мне. Завершив священный поход, я заеду на далёкую Родину. До этого времени ты, верный Хорон, будешь находиться с тысячью нукеров в Монголии, подчиняясь Ори-Фуджинь. Если нужно — поднимешь оружие против ближних врагов, если умрёт Каган Угедей. Следующим правителем монгол должен стать кто-то из моих родных братьев. Ты и твои воины выполнят всё, что потребуется. Это и есть секретное поручение и, в случае удачи, ты не будешь забыт.

     Субедей тщательно растолковывал тысячнику некоторые подробности необычного похода:

- Дадим тебе, Хорон, золотую пайцзу[21], а значит, все подданные нашего государства окажут вам любую услугу. Сейчас Великий хан[22]
--------
[19] Толмач – переводчик.
[20] Баскак – сборщик даней.
[21] Пайцза – пластина из металла или дерева, служившая пропуском во всех монгольских владениях.
[22] Великий хан – Великий Каган.
тяжело болен, и его смерть не за горами, когда он умрёт — сразу пошли нам весть со своими людьми. Иди и готовься, завтра поутру тысяча «бешеных» должна быть в пути.

                Четвёртая глава
                КРОВАВАЯ ЗАРЯ НАД ЕВРОПОЙ

     На рассвете следующего дня тысяча монгол уже выбиралась из необозримого ордынского лагеря у подножия Карпатских гор. Долгое время они выходили на восток из огромной массы юрт, повозок, табунов лошадей и гуртов скота. Оказавшись в чистом поле, Хорон остановил своих безбородых воинов и, поднявшись на стременах, сказал:

- Монголы! Выполняя указ мудрого джихангира, мы возвращаемся на восход Солнца, и вы об этом не пожалеете! Не пройдёт и года, как покажутся перед нами родные реки Керулен и Онон! Но прежде, багатуры, нужно изрядно пограбить и набрать большой полон на Руси, где нас ждёт богатая добыча.

     Восторгу «бешеных» не было предела. Их коренастые лица светились от счастья. В утреннем морозном воздухе прогремел военный клич непобедимых:

- Уррагх[23]!
     Кровавое солнце вставало с востока, озаряя верхушки гор и чернеющий на снегу многолюдный стан завоевателей. Оно проникало всё дальше и дальше. Дневная звезда уже осветила Польшу и Венгрию, где в страхе перед монголами люди истово молились, надеясь на чудо.

     Багровый шар, наконец, поднялся над всей трепещущей Европой. В Германии уповали и, как показали события, зря на бронированную конницу хвалёных рыцарей. В Италии Папа Римский, молясь Богу, призывал к всеобщему крестовому походу против Орды. Феодальная Франция была оптимистичней, рассчитывая собрать все свои значительные силы. Она полагалась и на помощь Англии, и на рыцарей — единоверцев из других государств континента. Французы верили в успех. Много сотен лет назад именно франки в союзе с Римом дали бой полумиллионным полчищам гуннов Аттилы и победили их.

      «Вечерние» страны, находившиеся в растерянности, ещё не ведали, что вскоре частью будут разбиты азиатскими завоевателями. Неожиданное
--------
[23] Уррагх! – вперёд.
спасение Западу придёт от простого сотника[24], скачущего сейчас в составе тысячи «бешеных». Он с гонцом из далёкой Монголии доставит скорбную для Орды весть, которая окажется счастливой для перепуганных насмерть европейских католиков. Скончается Великий Каган — и сразу по всей безграничной кочевой державе объявят длительный траур. Значит, не избежать курултая[25], где соберутся царевичи-чигизиды для избрания нового Великого Хана.

      Батый, стоявший уже у побережья Италии, повернёт свою огромную армию назад не только по этой скорбной причине. Орда забеспокоится, куда девать несметные богатства, награбленные в покорённых странах. Кроме того, необходимо будет удерживать в повиновении порабощенные народы, особенно свободолюбивых и упорных русских.

     ...Монголы так и не дошли до последнего моря, не выполнили священного завещания Чингисхана. «Вечерние государства» хватили страшную беду опустошительного нашествия лишь одним краем — основная тяжесть пала на плечи раздробленной Руси. Она несла свой тяжкий крест, сотни лет, спасая неблагодарную Европу потоками крови и денежного серебра.
--------
[24] Cотник – предводитель сотни воинов.
[25] Курултай – съезд монгольских ханов и военачальников.


Рецензии