Ретроспектива Репина в Третьяковской галерее – событие неординарное. Наш выдающийся художник представлен в ней во весь свой немалый рост, но складывается впечатление, что он всегда был у нас перехвален; его даже сравнивать нельзя с гениальным Серовым. Репин был выдающимся профессионалом, которому были доступны разные жанры и стили: он мог писать и как классицисты, и как натуралисты, и как импрессионисты, и «сделать под Бёклина», или под кого угодно. Но в портрете он уступал Серову, в картинах на евангельские темы был слабее Ге; его официозные работы – живописно беспомощны, - в отличие от эскизов к нему, полотно «Юбилейное заседание Государственного совета» смотрится полной неудачей. «Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» выполнена настолько халтурно, что в ней даже нарушена перспектива, и изображение рассыпается на несколько плоскостей.
Приходится признать, что величайшим произведением Репина является мною нелюбимый за его реализм «Крестный ход в Курской губернии», на котором изображен, ни много, ни мало, - Русский народ, как он был.
Есть еще один аспект этой выставки, который оказался для меня неожиданным. Благодаря тому, что Репин прожил долгую жизнь, был всеяден и необыкновенно плодовит, ему удалось дать столь исчерпывающую картину России, которую мы потеряли в 1917 году, что, когда выходишь с выставки, кажется: - ты в ней побывал наяву.
А если после этого посетить находящуюся на том же этаже ретроспективу Файбисовича, изобразившего как советскую, так и постсоветскую Россию, то становится очевидно, что мы ее потеряли - навсегда!
Май 2019 года
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.