Если ты в душе художник

Анютка ревела на кухне уже второй час. Радужные мечты вчерашней студентки колледжа  разбивались о быт провинциальной безработицы.
- Мне в одном месте отказали, в другом зубы заговаривают, только бы не дело обсуждать, на бирже косо смотрят, - не унималась она.
- Не хнычь, многие через это проходили, - Виктория Николаевна поставила перед ней очередную чашку чая с мятой.
Анютка посмотрела на свою бывшую учительницу.
- И у Вас было? Расскажите!
- Ещё хуже было. Я тогда далеко не студенткой была, зрелой женщиной. Уволилась из учреждения и хотела туда же временно, пока ищу другую работу, устроиться, ты не поверишь, художником – дизайнером, тогда такие должности ещё были в штате библиотек. А меня не взяли. Кое - кого я так задела независимостью, что решили раздавить меня любой ценой.
- По плохой статье уволили, да? – Анютка почти перестала плакать.
- Нет, статья нормальная, люди плохие. До того мелочные, что вцепились в эти полставки, не пожалели времени поразмыслить над планом мести, покопались в своих амбициях и «долгих» ящиках и вытащили – таки оттуда вот такую же девчонку, как ты, и подсунули эту работу ей. Я  после увольнения в первый же день – с заявлением, а мне говорят: «Поздно». 
- Так, значит, всё-таки опоздали?
- Не в этом дело. В любую минуту этого дня ты уже опоздал, потому что тебя заведомо по сговору решили отвергнуть и унизить.
- А потом?
- Попросила письменный отказ. На память ведь должно что-то остаться. Больше года, «не покладая рук», как говорится, и ничего на память… Так не годится, - Виктория Николаевна ухмыльнулась.
- Раз на память, значит, и сейчас скажите, что там было написано! 
- Да, всё помню. Ироничный шедевр вышел:  «Вынуждены отказать Вам в трудоустройстве в связи с отсутствием вакансий». И подпись «Исполняющая обязанности «царицы» … такая-то»,  - процитировала учительница.
- Представляю, как Вы расстроились!Но  у этих официальных писем ещё и тон такой бессердечный, - Анюта потеребила свои бумаги, съехавшие на край стола.
- Не в том дело, Анюта. Официальных писем там никто никогда писать не умел. Всё, что ни напишут – «смесь французского с нижегородским», как  говорил мой любимый Грибоедов, - лицо Виктории Николаевны на полсекунды озарилось улыбкой и сразу резко очертилось грустными морщинами. - Это просто люди такие бессердечные…
- Несправедливости в мире всё-таки больше, чем Вы говорили нам на уроках.
Анюткина наивность и сочувствие не очень нравились Виктории Николаевне.
- Ты знаешь, Анюта, я замечала по жизни, что бог таких людей наказывает чаще всего физически.
- Ремнём что ли? - прыснула сквозь слёзы девчонка.
- Болезнями, травмами. Самих или через детей. Одним, не толстокожим и ранимым, посылаются испытания выбора, душевных мук, а другим – боль и болезни. Мне кажется, именно для того, чтобы через это люди дошли до милосердия, человечности, уважения, понимания кратковременности и бренности всего, на чём они настаивают, выделения главного, но…
- Что потом случается? – Анютка во все глаза смотрела на Викторию Николаевну. Давно она не видела её такой грустной.
-  Почему - то, Анюта,  они ожесточаются ещё больше. 
Виктория Николаевна подошла к самому окну.
- Я когда впервые пришла туда работать, всё думала: ну, почему люди, ушедшие из этого коллектива, так ненавидят его и особенно его вожака? А тогда сама поняла: за подлость и беспощадностью. Да, вот сейчас я нашла это слово… 
- Вы не простили?
- Те, другие, не простили. А я всё себе объяснила: и равнодушие, и трусость, и эгоизм, и непрофессионализм. И простила.
- Не многие умеют прощать, - Анюта наконец-то поднесла к губам печенье и кружку.
- Зато я умею хоронить! - Виктория Николаевна лукаво сверкнула глазами. Анютка даже поперхнулась.
- Хоронить? Как это?
- Осторожнее! Хорошо смеётся тот, кто смеётся без крошек во рту!
Она постучала Анютку по спине и продолжила:
- А вот так! Обдумала, всё себе объяснила, простила, отпела каким-нибудь стихотворением или прозой, и забыла думать…
- И всё-таки вы долго носили в себе обиду и боль? - Анютка погладила рукав красивого платья Виктории Николаевны.
- Нет, ты знаешь, это не было огромной бедой. Я предполагала подобный исход и уже заранее наводила справки на бирже. Но вот над поведением людей, действительно,  поразмышляла. Я хорошо работала, и не сделала им ничего плохого. 
- И даже той - исполняющей обязанности «царицы»?
- Совершенно точно! И при этом человек был готов с пионерским энтузиазмом врать тебе в лицо, гнать тебя, поступать с тобой несправедливо просто так. Понимаешь, Анют, просто так, потому что ему велели?! Ну, может, и за деньги, конечно.  Я к чему тебе всё это говорю?! Не дай бог тебе попасть в такой коллектив и к такому руководителю по молодости лет. Тебя смелют в жерновах самодурства, равнодушия и непричастности, и весь мир предстанет для тебя в чёрных красках. Я - то выдержала, у меня уже основа была. И семья хорошая, - Виктория Николаевна впервые улыбнулась даже глазами, и Анютка совсем успокоилась.
- А закончилось тем, что Вы пришли в школу...
- Они сами меня нашли. И что интересно, Анюта,кроме уроков литературы мне дали, так сказать, в нагрузку ещё и рисование. Я говорю, у меня никакой бумаги нет, что я художник или дизайнер. А мне говорят, главное, что рисовать умеете и детей научить можете. Видишь, какие превратности судьбы. Уж я взялась за новое дело!
- Ой, я помню, какие выставки рисунков у нас в школе были! А внеурочка! А экскурсии!
- А, главное, в школе делаешь это с пользой. Ну, что дают библиотечные выставки? Вот ты, Анюта, девочка начитанная, ты их много видела, обращала на них внимание?  Из года в год одно и то же за редкостным исключением…
- А я ведь из-за Вас пошла учиться на дизайнера, так Вы заразили меня этой красотой! Только вот теперь… - Анюта снова с досадой пожала плечами.
- А ты попробуй сходить в такое место, где ты ещё не была и где, тебе кажется, нет места дизайнерам, - Виктория Николаевна лукаво улыбнулась.
- Например?- Анютка с сомнением уставилась на бывшую учительницу.
Через пару месяцев  Анна Сергеевна в новеньком, ею же обустроенном помещении, ждала своих учеников – ребят социального приюта на еженедельное занятие по лепке. Сегодня они будут лепить из холодного фарфора. День был тёплый и солнечный. В окне на фоне синего-синего неба мелькали ветки цветущего жасмина. Ребята шумно рассаживались вокруг столиков, здоровались и с любовью смотрели на молоденькую учительницу.
Ты обязательно раскрасишь свой и чей-то мир цветными красками, если ты в душе художник. Ты обязательно сможешь.
 


Рецензии