Свт. Лука Крымский-исповедник, архиепископ и врач

       Сегодня, 11 июня, Святая Церковь вспоминает и торжествует удивительного человека! Доктор медицинских наук, ученый, хирург, педагог и художник, принявший священный сан в самые страшные годы большевитских гонений на Церковь.
       Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), исповедник, архиепископ Симферопольский и Крымский, впервые в истории православной Церкви совместил два послушания, несводимых до него воедино в одной личности: хирургическую деятельность и епископское служение. Нетленные мощи епископа лежат в Симферополе, в кафедральном соборе. О нем написано множество монографий и исследований. Вести о его чудесах, совершаемых доныне, наполняют новые исследования.
      
       «Это личность живая, открывающая человеку, как вообще все святые, - говорит протоиерей Андрей Ткачев, - понимание того, что мир прозрачен, в небе есть окна, они не закрыты. Кроме этого мира есть другой мир. Со смертью не прекращается деятельная жизнь души. Все мы это видим на примере святых, поскольку они помогают до сегодняшнего дня.
       Святитель Николай Чудотворец, призываемый на всех континентах или Борис и Глеб, которых видел Александр Невский накануне Невской битвы, когда они, одетые думой, говорили друг другу: «Пойдем, братие, поможем сроднику нашему Александру».
       Такие разные, многочисленные явления святых подтверждают нам очень важную вещь: этим видимым миром жизнь не ограничивается. Она протягивается куда-то дальше, в неведомые дали, куда грешное око не зрит, которых грешная душа не чувствует. Там продолжается жизнь, и оттуда веет свежим ветром другой реальности.
       Святитель Лука один из таких людей. Он жил, начинал свое возрастание и личностное созревание в те годы, когда православная Церковь была не в чести.
       Православная Церковь терпела массу внутренних и внешних потрясений. Она проявила свою относительную институциональную слабость, когда все исповедания уравнялись в правах перед законом. Всем была дана свобода, а православная Церковь оставалась связанной синодальными законами и уставами. Её со всех сторон теребили политические сектанты, вылезшие неизвестно откуда. Проводники, которые в то время звали людей к царству земному, а не к царству небесному. Народ в массе своей проявлял крайности: от горячей веры, рождающих святых исповедников -  до полного индифферентизма, хотя все были крещеные. И всё это длилось годами, десятилетиями».

       Святитель Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился 27 апреля 1877 года в городе Керчи в семье аптекаря. В детстве увлекся рисованием, но художником не стал, решив выбрать другую профессию. Окончив Киевский медицинский университет, он стал врачом и свою практическую деятельность молодой хирург начал в 1904 году на Дальнем Востоке, где Россия вступила в войну с Японией. Здесь он встретил свою жену Анну. Но в связи с научными изысканиями по своей специальности он вернулся в Москву, где совмещал научную деятельность с врачебной практикой.
       Октябрьский переворот 1917 года семья будущего святителя встретили в Ташкенте, куда они переехали из-за тяжелой болезни жены, которая вскоре умерла. У них уже было четверо детей, которых он пристроил на руки благочестивой женщине.
       После смерти супруги Валентин Феликсович полностью ушел в работу, но при этом постоянно посещал церковь, выступал на богословских собраниях. Его речи оказывали большое впечатление на прихожан. Однажды епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий (Пустынский) сказал: «Доктор, вам надо быть священником!» и Валентин Феликсович, не раздумывая, ответил: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!»

       Валентин Феликсович довольно долго был земским врачом. Проявил себя, как врач очень внимательный, чрезвычайно талантливый, усидчивый и постоянно учащийся. Он оперировал глаза, ноги, внутренние органы, т.е. он делал широчайший спектр хирургических действий, всё изучая, постигая опытно и через книги. Его врачебная деятельность воспета многими врачами, которые пытаются понять этот подвиг святого Луки-врача до его принятия священства.
       Потом стал священником в те годы, когда многие снимали с себя сан, а те которые не снимали -  засыпали в холодном поту и просыпались с дрожью, потому что за людьми ходила смерть. Отец Валентин удачно совмещал священство с деятельностью ученого и хирурга.
       В 1923 году священник Валентин принял важное решение стать монахом. Постриг тайно совершил епископ Уфимский Андрей (князь Ухтомский), назвав святителя именем апостола, евангелиста и художника Луки. В том же году святитель стал архиереем. За свою веру святитель трижды арестовывался и был отправлен в ссылку. Но и там он лечил больных.
       От патриарха Тихона получил благословение не бросать хирургию. И это был единственный в своем роде прецедент в то время. Сегодня, кстати, уже есть в Церкви довольно много священников, которые выросли из врачебной среды и продолжают врачебную практику. Но проторил эту дорогу, как ледокол взломал лед, первый святой врач Лука Войно-Ясенецкий, тогда ещё Валентин Феликсович.

       Он был много раз на волосок от смерти ещё в ранние годы своей жизни. В 1918-19 году его несколько раз брали на расстрел, потом отпускали. Или допрашивали его по части его религиозной веры. Он принимал участие ещё мирянином в диспутах по защите веры против безбожников.
       Был такой феномен в жизни советской республики, когда коммунисты, уверенные в своей идеологической правоте, дерзко вызывали на словесные дебаты представителей Церкви, священников или мирян. Для того, чтобы в публичном диспуте побить верующего человека в присутствии большого числа слушателей, доказать свою атеистическую позицию. Это очень интересная была, не простая страница жизни и многие наши верующие люди уже отошедшие в другой мир, смело принимали вызов, эту брошенную перчатку. Они шли на диспуты и сражались, ломали копья. Некоторые проигрывали, некоторые сводили битву в ничью, а некоторые с треском разбивали в пух и прах самоуверенных атеистов, доказывая правоту христианского благовестия.
       Вот таким был Валентин Феликсович, ещё будучи мирянином, смелым проповедником Евангелия, защитником того, что Бог есть и Христос - Сын Божий, и всё, чему Церковь учит -  есть истина, а не выдумка для эксплуатации. Это вообще простая вещь, она и сегодня звучит часто, что всё это выдумка кого-то, для эксплуатации простого человека. Чтобы его поработить духовно, внушить ему мысли о покорности, о смирении, а потом за спиной этого смиренного дурачка делать свои делишки.
       Так сегодня тоже проповедуют. Может, первый ярко восстал с такой проповедью Фридрих Ницше, плохо кончивший, талантливейший человек, который всю жизнь посвятил борьбе с тем христианством, которое знал, другого он не знал. Он святых никогда в жизни не видал и не читал ничего о святых. Он их видел лицемерное, ханжеское, фарисейское христианство, против которого восставал. И говорил: «Вы воспеваете слабого человека, с его смирением, терпением. На самом деле нужно воспевать силу и волю к жизни, волю к власти». Он воспел свою песню, за что плохо кончил в молодые годы, в полном безумии, расстройстве организма, тяжко скончался. Это был первый проповедник антихристианства. Первый заметный проповедник, который поломал историю мира. А потом было много маленьких Ницше.
       В то время было трудно, безусловно, труднее, чем сейчас. Но находились люди, проповедавшие Евангелие, один из них был Войно-Ясенецкий. Потом, став священником, епископом, не прекращая оперировать, он взял на себя тяжкую ношу гонений, тюрем, пыток, голодовок, ссылок.

       В 1934 году вышел в свет его научный труд «Очерки гнойной хирургии» ещё при жизни святителя выдержавшей три издания общим тиражом 60 000 экземпляров, актуальный и сегодня. За нее святитель Лука ,профессор Войно-Ясенецкий получил Сталинскую премию первой степени. На издании перед именем автора стоял сан – епископ.
       Несмотря на пытки и издевательства во время третьего ареста в 1937 году, епископ Лука сразу после начала войны по просьбе властей стал главным хирургом красноярского эвакуационного госпиталя.
       В 1942 году епископ Лука был возведен в сан архиепископа. Служение на Красноярской кафедре он совмещал с напряженной работой хирурга и научной деятельностью.
       Бедная его душа, обремененная не менее бедным страдающим телом, исколесила всю огромную нашу Российскую империю. Находясь то в Туруханском крае, то на Енисее, то в Тамбове. Он путешествовал по всей огромной стране, перетерпел множество изгнаний, не переставая врачевать людей. Его сгноили и уничтожили бы точно так же, как уничтожили и сгноили до него и после него сотни и тысячи достойнейших служителей Церкви, если бы не его хирургический талант.
      
       Дело в том, что он, продолжая оперировать, снискал себе великую славу человека, совершающего невозможное. Он пишет, что, будучи земским врачом, однажды снял катаракту одному слепому крестьянину с глаза и вылечил его от слепоты. Этот бывший слепой привел ещё целую вереницу слепых, которые пришли к доктору за исцелением. За ним ходили, как за чудотворцем.
       Когда он впоследствии на фронте, в Великую Отечественную войну, был военно-полевым хирургом -  он исцелял людей, оперируя гнойные раны. Они были темой его научной разработки. Исцеляющиеся, выздоравливающие больные, когда он заходил к ним в палату -  салютовали забинтованными ногами и руками, поднимая их вверх, как бы отдавая ему честь. Он был хирургический чудотворец.

       Святитель Лука описывает в своих мемуарах, что ему приходилось оперировать в нечеловеческих условиях. Например, он однажды делал операцию перочинным ножом, причем не на брюшной полости, а на глазе. Точил о камень перочинный нож, чтобы человеку сделать операцию на глазу. Зашивал раны женским волосом, не имея никакого зашивающего материала, шелковых ниток. Использовал как антисептик для мытья рук, вместо спирта - самогон. Операции делал в хлеву, рядом с хрюкающей свиньей, мычавшей коровой, при свете горелки или коптилки. Всё это было как бы невозможно, но это всё было. И он совершал операции, молясь Богу постоянно.
       Когда ему случалось оперировать партийных бонз, то он говорил им, наклоняясь к уху: «Если вы выздоровеете, знайте, что я лишь орудие Божие, вас исцелит Бог».
       Он не стеснялся молиться в операционной перед тем, как приступить к операции. На месте будущего разреза, на теле человека, там, где он должен был свершить внедрение в организм -  он делал крест йодом во имя Отца и Сына и Святого Духа. Наносил крест на больное место и потом начинал оперировать.
       А когда партийные деятели спрашивали его о вознаграждении: «Чтобы мы могли бы сделать, как отплатить за оказанную врачебную помощь?» - он говорил: «Пожалуйста, откройте в вашем городе храм». Это были 30-ые годы. Начало 30-х или конец 20-х. Говорили: «Это совершенно невозможно». Тогда по стране прокатывалась кампания уничтожения храмов или переделка в овощные хранилища или зернохранилища. "Открыть действующий храм совершенно невозможно, что-нибудь другое просите". Тогда он говорил: «Ничего не нужно».

       Это был человек уникальной судьбы, уникальных талантов, его врачебное мастерство, искусство великое спасло ему жизнь. Спасло для того, чтобы продолжать лечить, проповедовать Евангелие в те годы, когда многие отказывались. Сам Лука не избежал этого соблазна, потому что у него был тяжелейший период в жизни, когда он прекратил проповедь, службу, занимался только медициной. Сам о себе он говорит в это время: «Оставленный Богом, помраченный в разуме, я углубил своё падение». Это были тяжелые времена, которые нам, сегодня комфортно живущим, трудно представить».
      
       На крымскую землю архиепископ прибыл в 1946 году. Здесь его встретили различные проблемы: послевоенная разруха, закрытые храмы, отсутствие священников. Много сил приложил Владыко, чтобы навести порядок в епархии: препятствовал закрытию старых храмов, открывал новые, от священников требовал строгого соблюдения церковных правил, постоянно боролся с ересью сектантства. При этом святитель не оставлял медицинскую практику, консультируя и оперируя в Симферопольском военном госпитале.
       Владыка обладал безценным даром: с поразительной точностью ставил диагнозы, а также мог предвидеть будущее. В своем доме (по улице Курчатова,1) архиепископ безплатно принимал больных, которые до сих пор с благодарностью вспоминают его. Авторитет Владыки был так высок, что больные во время богослужения пытались дотронуться до его облачения, веря, что одно лишь прикосновение поможет им побороть недуг.
      
       Земная жизнь архиепископа Луки закончилась 11 июня 1961 года в День Всех Святых, в земле российской просиявших. Он был погребен в Симферополе на кладбище у храма Всех Святых. И после смерти святой Лука продолжал помогать больным: молитва у его могилы, земля и вода, взятые с нее, приносили исцеление.
       20 марта 1996 года мощи святителя были торжественно перенесены в кафедральный Свято-Троицкий собор, где они покоятся и поныне, совершая чудеса исцеления.
       В 2000 году на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви архиепископ Лука был причислен к новомученикам и исповедникам.
      
       Святой угодник Божий Лука, просиявший в сонме святых Церкви Христовой как исповедник, явил в своем лице образ доброго пастыря, исцеляющего недуги как душевные, так и телесные, показал пример сочетания служения архипастыря и врача.
       Его богословские трактаты пробуждают веру и убеждают сомневающихся в истинности бытия Божия, опровергая различные псевдонаучные теории. Своим подвигом святитель показал, что есть "несение креста Христова".
       На долю святителя выпало то, что пережил любой русский православный архиерей первой половины XX века: поношения, тюрьмы, лагеря, ссылки, изгнания, пытки. Пройдя весь этот коммунистический ад, архиепископ Лука остался верен исповеданию Истины, и, где бы он ни был: в застенке, на кафедре, за операционным столом — он был носителем Слова: Так да просветится свет ваш пред людьми, чтобы видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего, Который на небесах (Мф.5;16).

       «Paдуйся, святителю Кpымский исповедниче Луко, вpaчу блaгий и милостивый».
               
          Тропарь святителю Луке, архиепископу Симферопольскому, глас 1:
          Возвестителю пути спасительного, исповедниче и архипастырю Крымския земли, истинный хранителю отеческих преданий, столпе непоколебимый, Православия наставниче, врачу богомудрый, святителю Луко, Христа Спаса непрестанно моли веру непоколебиму православным даровати и спасение, и велию милость.

          Кондак святителю Луке, архиепископу Симферопольскому, глас 1:
          Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, был еси святителю, душу же равноангельну сотворил, сего ради святительства саном почется, во изгнании же от безбожных много пострадал и непоколебим верою пребыв, врачебною мудростию многия исцелил еси. Темже ныне честное тело твое от земленных недр обретенное дивно Господь прослави, да вси вернии вопием ти: радуйся, отче святителю Луко, земли Крымстей похвало и утверждение               

           Величание:
           Величаем тя, святителю исповедниче отче Луко, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
       
                Молитва святителю Луке, исповеднику

          О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов!   
          Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к Милостивому и Человеколюбивому Богу.
          Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию, еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли.
          Испроси у Христа Бога нашего, да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабыя и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати.
\         Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная.
          Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадам в страхе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление.
          Подаждь нам всем твое архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукавого и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов.
          Настави нас на путь, ведущий в селения праведных, и моли о нас всесильнаго Бога, да в вечней жизни сподобимся c тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

                СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ НАШ ЛУКО, МОЛИ БОГА О НАС.




Составлено по материалам проповедей протоиерея Андрея Ткачева, протоиерея Анатолия Мельникова:
http://radonezh.ru/radio/2016/06/10/21-00.html
http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2291


Рецензии
Недавно смотрела о Святом Луке Крымском фильм документальный. И вот рассказывали такой эпизод: привезли ему ( до ВОВ ещё) какого-то важного коммуниста оперировать. Приходят и говорят: "Иконы все убрать!" Святитель
( тогда ещё просто хирург) отвечает: "НЕТ! ИКОНЫ НЕ УБЕРУ" Ему говорят:
" Подумайте прежде, может плохо закончится!" Св. Лука говорит:" Иконы не сниму. Если вы их снимите - оперировать не буду!" И коммунисты иконы оставили. Сильный был человек!

Нина Богдан   14.06.2019 21:27     Заявить о нарушении
Восхищаюсь силой ДУХА святителя Луки!

Галина Николаевна Николаева   18.06.2019 16:37   Заявить о нарушении