Запись 19

Начало строительства базы происходило без меня. Мне в этот день выпала вахта. С момента прибытия на Каллисто, по распоряжению Осиповой, мы перешли на суточный график вахт. Вполне ожидаемое решение.
Отдельным транспортом на планету спустили стройматериалы и роботов-строителей.
А на «Андромахе» теперь оставались только двое. Естественно, делить сутки на двоих вполне себе благоприятно. И взгляд не «замыливается», и усталость не накапливается.
В паре со мной оказался Агарок. Разбрелись мы с ним по рубкам. Он ведь даже во время полета вахту нес в Рубке Связи. И никого он туда не пускал.
Странно, да? Вроде бы мы все знакомы с аппаратурой связи. При любой нестандартной ситуации вполне могли бы и сами со всем справиться. А тут вот на тебе – не пускал…
Агарок лишь по внутренней связи напоминал о моей очереди нести вахту.
Сейчас я забралась к себе в лабораторию. Найденное растение разместилось на столе. Попытка сделать срез ткани не увенчалась успехом. Даже высокопрочный скальпель переломился. Пришлось разместить под микроскоп небольшой обломок.
Каково же было мое удивление, когда я не нашла ни малейшего напоминания о клеточной структуре. Весь побег пересекали кристаллы.
Неужели – уже окаменевшее растение?
Но, нет. Один из небольших кристалликов вдруг шевельнулся!
Оно  живое?
- Это невозможно!- непроизвольно вскрикнула я.
- Что случилось?- прозвучал встревоженный вопрос в переговорном устройстве.
Я прикрыла рот ладонью. Образец определенно старался съежиться, словно от чего-то прячась.
- НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ,- констатировал вторгшийся в мысли Головастик.- ЧТО Ж ТУТ НЕПОНЯТНОГО.
- Да, не может существовать…,- начала было я, и тут же прикусила язык.
А как же тогда упоминание о каменной форме жизни в записках неведомого Стивра? Что- то я совсем запуталась.
Снова ожило переговорное устройство.
- Что там все-таки у тебя?- вопрошал Агарок,- я сейчас приду…
Лицо его на экране внутренней связи выглядело озабоченным.
- Ничего особенного,- поспешила я его успокоить,- просто обнаружила признаки кристаллической жизни.
- И ты туда же,- неожиданно устало выговорил Хачатрян,- мало нам сказок с якобы развалившегося Фаэтона.
Экран погас. Я вернулась к исследуемым живым кристаллам. С удивлением обнаружила некоторый рост обломанного фрагмента. Кроме того, из каменного растения выдвинулись волосяные кристаллические отростки. Защелкал анализатор космического излучения.
Оп-па!
Я взглянула на экран. Ничего себе… циферки мелькали с непостижимой быстротой. Впрочем, до опасных для жизни значений еще далеко.
Зашелестела открываемая дверь лаборатории. За высоким порожком маячила фигура Агарона Аветиковича.
- Показывай!- он решительно шагнул внутрь помещения.
- Смотри!- я указала ладонью на стеклышко микроскопа.
- Ого!- изумленно произнес он.
Разветвленное образование теперь было видно и невооруженным взглядом. Рост кристаллов продолжался все более и более ускоряющимися темпами. Знать, условия внутри «Андромахи» для каменной растительности оказались благоприятными.
Я поспешно накрыла разраставшиеся веточки прозрачным стеклянным колпаком. Только бы перестал расти дальше. А то, глядишь, и  весь корабль заполонит.
- Так…- Хачатрян побарабанил пальцами по столу.
В лаборатории словно проскакал табун миниатюрных лошадей. Нечто подобное я слышала на пастбищах конезавода, правда в гораздо громком звучании. Вдруг захотелось вновь подняться в седло, возобновить увлечение юности. Когда-то мне приходилось, и призы в конкуре брать.
- Надо сообщить нашим, на планете,- решительно проговорил Агарок,- вдруг да поможет.

Такой встревоженной Оксаны Николаевны я еще не видела.
Она внимательно всматривалась в закрытые колпаком растения. Щелкнул включаемый газовый анализатор.
- Поразительно,- проговорила она, вглядываясь в показания,- Скажи-ка, Аня, а ты не меняла состав воздуха вокруг своего … пациента?
- С чего бы?
- Но, тогда эта структура перерабатывает кислород воздуха, создавая себе дополнительное  разрастание.
- Тогда получается, что у них существует кислородное дыхание?
- Понаблюдаем еще,- из-за спины Оксаны Николаевны весомо вставила Азарова.
Она прибыла на «Андромаху» вместе с Осиповой. Как же без нее-то? Она ж биолог все-таки. Хотя, вроде бы непосредственно биологу тут делать нечего. Жизнь-то эта не биологическая. Тут больше работы для Вайса. Он же, ко всему прочему, еще и геолог.
- Аня,- обернулась ко мне Оксана Николаевна,- возвращайся-ка ты на Каллисто. Поможешь Миллеру с геологическими исследованиями…

Планета встретила меня темно-серым полумраком. Полной темноты на Каллисто не наблюдалось. По-прежнему над горизонтом оранжево нависал Юпитер. Что же это выходит? Каллисто, как и Луна, постоянно обращена к нему постоянно одной стороной. Конечно, это не стало ни для кого из нас новостью. Еще на Земле мы внимательно ознакомились с тем, что нас могло бы тут ожидать. Но всегда – лучше один раз увидеть наяву, чем сто раз прочитать или просмотреть на картинках.
Никакая фотография, даже самого высокого качества не даст этого ощущения хрупкости огромного спутника перед лицом самого газового  гиганта.
Легкой дымкой шевельнулись песчинки под ногами. Над поверхностью прокатился ветерок. Закачались тонюсенькие кристаллики каменных растений.
Я обернулась к оставленной капсуле. Стоя на верхней площадке выхода, Андрэ помахал мне рукой. Бесшумно, а может, я просто не могла услышать, закрылся выходной люк.
Почему он не вышел на поверхность?
Теперь он просто исполнял роль пилота-перевозчика.
Сколько раз ему придется смотаться туда-обратно за все время пребывания на Каллисто? Хватит ли топлива на многочисленные челночные рейсы?
- Как тебе этот каменный лес?- прозвучал в шлемофоне голос планетолога.
- Лес?- не поняла я,- Разве эти чахлые кустики можно назвать лесом?
- Не бери в голову,- усмехнулся Вайс,- пошли на строительную площадку.
- А почему мы не высадились в непосредственной близости от объекта работ?
- Увидишь.
Стройплощадка расположилась за ближайшими округлыми сопками. Работа кипела по полной программе. За прошедшие сутки моего отсутствия многое изменилось. Теперь с краю разместилась временная база – то место, где члены экспедиции могли бы перевести дух, перекусить и хоть как-то отдохнуть от постоянного напряжения при пребывании в скафандре. Модуль временной базы обеспечивал даже довольно комфортные условия проживания. Лузина даже оборудовала вполне приличный медицинский отсек. В общем, полноценная жилая станция с постоянной температурой и привычным для дыхания воздухом.
Несколько вдалеке суетились роботы-строители. На буроватой поверхности уже уверенно встали опорные каркасные ноги. Механизме медленно ползли вверх, постепенно формируя основной корпус будущего поселения. Цилиндрические стенки медленно, но верно поднимались все выше и выше. Рядом готовилась площадка для следующего модульного здания.
Люди копошились поодаль, задавая дополнительные параметры строителям. Время от времени сверкали вспышки плазменных выравнивателей.  Тут же медленно катились путевые плавильщики, создававшие сверхуплотненную стекловидную почву.
- Осторожней!- выкрикнула я по громкой связи.
Фигуры в скафандрах выпрямились. Прозрачные забрала шлемов как по команде повернулись ко мне.
- Вы нарушаете …  Нет, вы уничтожаете уникальную жизнь планеты.
- О чем ты говоришь?- проговорил заинтересованный голос Джорджа.
Капитан подошел вплотную.
- Помнишь, я захватила с первой вылазки веточку?
- Какую еще веточку?
Точно, я ж продемонстрировала находку только Оксане Николаевне да Людмиле Азаровой.
Сознаюсь, виновата. Но ведь Джордж вроде как капитан корабля, и он не является руководителем всей экспедиции. И в его задачу входит, в основном, строительство базы. Исследовательская же функция лежит на Осиповой. И, таким образом, на данном этапе нашим непосредственным руководителем становится именно Оксана Николаевна.
На корабле командовал Джордж, а на планету его власть, как ни печально, не распространяется. При высадке на планету члены экипажа сразу оказываются в разном подчинении. Теперь я, Вайс и Людмила попадаем в исследовательскую группу экспедиции, а Джордж и Андрэ – в группу технической поддержки. Лишь Лузину и Агарка можно считать представителями обеих групп…


Рецензии