Антисфен (V-IV вв. до н.э.), Диоген Синопский (412-323) и Марциан Капелла в античности, выступившие против «мира идей» Платона положили начало номиналистической точке зрения в философии. В раннем средневековье номинализм Беренгара Турского (1000-1088) и Иоанна Росцелина (ок.1050-ок.1122) быд осуждён Церковью и признан еретическим учением. Существуют только единичные вещи, и достоверное различие – это различие между единичными вещами. Различия в языке и в мышлении не существуют сами по себе. Общие понятия – лишь имена видов, родов, классов вещей. Поздннее средневековье – время становления номинализма, как отделяющейся от схоластики опытной науки в трудах Петра Испанского, Уильяма Оккама, Жана Буридана, Николая из Отрекура, Николая Орема.
Уильям Оккам (1285-1347) считал, что в действительности существует только индивидуальное, а общие понятия не обладают собственным бытием. Принцип Оккама состоит в том, что если существуют несколько одинаково хороших объяснений какого-либо явления, то при прочих равных условиях из них следует считать верным самое простое. Логически бритва Оккама базируется на принципе достаточного основания, введённом ещё Аристотелем. Формулировка Оккамы: «Без необходимости не следует утверждать многое». Существуют и не оккамовские формулировки этого принципа: «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует объяснять посредством большего», «Сущности не следует умножать без необходимости». На языке теории информации: «Самое точное сообщение – сообщение минимальной длины». Формулировка Альберта Эйнштейна: «Всё следует упрощать до тех пор, пока это возможно, но не более того».
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.