Черногорские кошки и другие мои друзья

Не могу сказать, что я так уж сильно люблю животных. В целом, я к ним равнодушна, но мне  всегда хотелось иметь дома какого-нибудь четвероногого-пернатого-хвостатого друга.
 В раннем детстве я просила Деда Мороза сделать чудо: пусть на Новый Год с неба спустятся воздушные шарики и на каждом будет привязана собачка, кошечка, птичка или хомячок. И тогда все дети смогут выбрать себе какое-нибудь животное. Дед Мороз подвел. С холодного московского неба так никто и не спустился, а родители, точнее глава нашей семьи – бабушка, заводить домашних животных категорически запрещали. Моя бабушка совсем не была злая – как раз наоборот. Просто, она родилась и выросла на селе, и была по-деревенски практична. Все в хояйстве должно было приносить пользу. Вот, например, коровы, лошади, куры, гуси – с этими вопросов нет. Кошка тоже полезна, если есть мыши. Через бабушкину родную деревню частенько проезжал цыганский табор и тогда пропадали вещи. Поэтому и собака тоже была нужна. Но в нашей московской квартире не было мышей, а ближайший цыганский табор располагался на площади Трех Вокзалов. Следовательно, домашние любимцы представляли не что иное, как бесполезный источник шума и грязи.
Впрочем, деревенское воспитание предписывало бабушке любить родственников, а родственников мужского пола еще и уважать. Поэтому, когда мой дядя стал разводить волнистых попугайчиков и предложил подарить мне птенчика, бабушка только вздохнула и согласилась. Так у нас дома появился голубой попугайчик по имени Кеша. Тварь была веселая и безобидная. Было жалко запирать его в клетку и попугайчик порхал по квартире, обгрызая страницы книг и газеты и, попутно, оставляя везде маленькие какашки. Чтобы научить попугая говорить, требовалось терпение. Терпения у меня не было и Кеша так и не стал разговаривать. Зато он целыми днями слушал включенное на кухне радио. Что можно было услышать по радио в середине 70-х? Правильно –  трансляции съездов партии и выступления партийных функционеров. Кеша мастерски научился их передразнивать. Слов было не разобрать, но интонации, интонации! Все наши знакомые покатывались со смеху, а пережившая тридцатые годы бабушка только поджимала губы, размышляя не будет ли проблем с этим антисоветским попугаем.
Как-то раз Кеша устроил незабываемое шоу. Был бабушкин день рождения. За столом, накрытым белой скатертью собрались нарядные родственники. Мой брат, тогда ученик старших классов, вырядился в белую рубашку и даже повязал галстук. Расставили тарелки с фирменным борщом. В каждую тарелку положили ложку густой сметаны и украсили листиками петрушки. Пролетавшего Кешу петрушка заинтересовала. Он опустился на край тарелки моего брата и потянулся за зеленым листиком. Птичьи лапы заскользили и через секунду мы наблюдали живописную картину: в белоснежной тарелке круг ярко-красного борща, внутри него белый круг сметаны и посередине сметаны сидит ярко-голубой попугайчик с петрушкой в клюве. Наслаждаться зрелищем смогли недолго: птица истошно заорала и захлопала крыльями, поднимая фонтаны борща и брызгая на всех сметаной. Белая рубашка и галстук брата были безнадежно испорчены, зато гости смеялись до слез. Как ни странно, бабушка Кешу простила и он еще долго жил с нами, пока холодной зимой не простудился на сквозняке из форточки.
После гибели попугайчика, бабушка заявила, что больше уж точно не допустит никаких животных. Моя двоюродная тетя, большая любительница собак, робко предложила принести мне щеночка. Тетя была молодой и пиетета у бабушки не вызывала. Нас с тетей одарили строгим взглядом и долгое время о щенках не было даже речи.
Ну бог с ним, со щенком. Но может быть можно завести котика? Мне очень хотелось иметь котика. Об этом я и сообщила своему молодому человеку, когда мы с ним, студенты первого курса университета, гуляли по центру Москвы и вдруг увидели маленького бездомного котенка. Котенок шмыгнул в окно подвала и мой ухажер храбро полез за ним. Какое-то время из окошка подвала торчали только его ноги и раздавался шум. Но потом парень вылез, весь в пыли и паутине и радостно продемонстрировал пойманное животное. Попав ко мне домой, котенок беспрерывно ел: молоко, сливки, сметану, рыбу и бог знает что еще. В результате он раздулся, напоминая шар или глубоководную рыбу. Это была ошибка с моей стороны: нельзя было его перекармливать. У бедного котика начались понос и рвота. Бабушка пришла в ярость и за дверь полетел сначала котенок, а за ним и мой приятель.
И все же кота я завела. Произошло это совершенно случайно. Друзья родителей решили подарить котенка своей маленькой дочке. Выбирали животное серьезно: пошли на кошачью выставку и купили там породистый сибирский экземпляр . И тут выяснилось, что девочка страдает сильной аллергией на кошачью шерсть. Выбрасывать зверька на улицу никто не хотел, но надо было срочно его отдать. Вот тут мой папа и зашел случайно к ним в гости. Зашел, а вышел неся в пакете черного котика с белым носом. Так и принес нам этот пакет, очень довольный и радостный, что делает мне такой хороший подарок. Бабушка очень любила зятя. Пожалуй, это был единственный человек на свете, от кого она могла принять в подарок кота. Пакет развязали, осмотрели нового «члена семьи» и пришли к выводу, что котенок очень красив. Крошечный, с круглыми желтыми глазищами и очень-очень пушистый. Так и назвали – Пушок, который затем стал просто Пушей.
Знакомые и родственники при виде Пуши млели. Особенно женщины. Ах, какой пушистенький! У-ти-пусичка! Между тем, кот сразу же проявил скверный характер и дал понять, кто в доме хозяин. Животное установило иерархию, согласно которой он сам являлся альфа-особью, а мы с мамой – гамма. Бабушка была отдельно. Ее кот побаивался. Зато мной и мамой командовал, как хотел, так как существовали мы для того, чтобы его вкусно кормить и больше ни для чего. Пуша никогда не сидел у нас на коленях и не урчал, как другие кошки. Зато если что-то его не устраивало (качество еды, например), мог прыгнуть со шкафа мне на плечи и вцепиться когтями в шею и спину. Если учесть, что котеночек вырос в семикилограммового зверя, это было серьезно. С тех пор прошло тридцать лет но у меня остались шрамы от кошачьих когтей.
 Познакомившись с нашим котом получше, знакомые и родственники дружно решили: никогда и нигде они не видели столь противного и злого кота. Звучали даже предложения пустить Пушу на шапку для Политбюро. Откормленный на говядине кот имел очень красивую шерсть: даже не черную, а темно-темно-коричневую, длинную,блестящую и с отливом. Точно как шапки у партийной верхушки на Мавзолее. Правда, тогда уже началась перестройка и Пуша счастливо избежал участи стать шапкой.
И все же мы Пушу любили. Кормили его лучше, чем ели сами. Пожалели и не стали кастрировать. А один раз решили отвезти его на выставку кошек. Он ведь такой красивый и очень породистый! Вот с последним вышла промашка, как выяснилось на выставке. Друзей родителей в свое время обманули и продали им вовсе не чистокровного сибирского котенка. Наш Пушок оказался помесью сибирских котов с дикими камышовыми котами. На выставку  его не взяли, зато сразу стала понятна причина столь дурного характера: котик не виноват, это все гены диких предков.
Домашний тиран камышового происхождения жил с нами много лет, пока не заболела бабушка и врач не запретил кошачью шерсть в доме. Под рыдания всей семьи кота отправили к родственникам в деревню.
Для себя я поняла, что люблю кошек. Но вот завести себе пушистого друга так и не получилось. Много ездила: и по работе, и просто путешествовала, снимала квартиру, а потом вышла замуж. Как то прочитала в интернете замечательную фразу: «Почему женщины обожают в котах все то, что ненавидят в мужчинах?» И действительно – муж и кот похожи целым рядом свойств и не всегда эти две однородные сущности уживаются вместе. Наверное, порядочные мужчины в следующей жизни должны рождаться домашними котами. В качестве награды, так сказать: их будут кормить, обожать и прощать любые их выходки.
Я уже поставила крест на мечтах о котике, когда неожиданно эта мечта реализовалась. Пусть и частично. И произошло это в Черногории, в курортном городе Будва.
В Будве очень много кошек, а собак нет совсем, кроме тех шавок, что привозят с собой отдыхающие. Почти все владельцы домов в городе сдают жилье туристам и поэтому собак не держат: они лают и могут испугать гостей. Кошки - другое дело.  Среди туристов в Будве много семейств с маленькими детьми и пожилых пар. Все эти граждане любят кошек. Кошки в Будве обычные, беспородные, а окраска зависит от района. В центре живут серые-полосатые, на Словенском пляже - рыжие, на пляже Могрен - черные, в нашем районе Белый Дол - пестрые бело-серые. Пожалуй, самых красивых кошек я видела на пляже Каменово: черно-рыжие и полосатые они напоминали тигров. Как-то наша хозяйка посетовала, что в городе «так много бедных голодных кошечек». Мы это высказывание потом не раз вспоминали со смехом. Нигде и никогда мы не видели столько жирных котов. Самые толстые коты, похожие на бочонки на ножках обитают на главном променаде - на Словенском пляже. Эти лоснящиеся от жира коты-полиглоты пасутся при ресторанах и понимают как сербское «мац-мац», так и русское «кис-кис».  Другие жиртресты живут возле супермаркетов, которые периодически чего-нибудь списывают. Около магазина я видела кота, сидящего возле четырех открытых банок паштета и он ел из всех сразу.
Приехав в Будву, решили полакомиться запеченной рыбой. Несмотря на длинную береговую линию, Черногория – не очень „рыбная” страна. В том смысле, что свежей рыбы продается не так уж много. „Конек” Черногории – прекрасное мясо, особенно копченое. Есть, конечно, рыбные рестораны возле пляжа, но у меня всегда были сомнения относительно тамошних рыбных блюд. Сдается мне, что рыба там может быть привозная, мороженая. Может быть я не права, но предпочитаю зайти в рыбный магазинчик, сама выбрать рыбину и через полчаса получить ее уже запеченную не гриле и завернутую в фольгу.
Вот такой кулек из фольги мы торжественно водрузили на стол на нашей террасе. Развернули – и поплыл вкусный аромат печеной форели. Приступили к трапезе, как вдруг заметили, что запах нравится не только нам: к нам направлялась целая процессия кошек. Во главе делегации уверенно шла мелкая и тощенькая кошка серо-белой окраски, за ней – жирный серо-полосатый кот и, отставая от них на приличное расстояние, кошка с красивой черно-дымчатой шерстью. Мы осчастливили кошек рыбными плавниками, хвостами и хрящами. Сразу стало понятно распределение ролей. Невзрачная тощая кошечка явна была здесь главной: ела первой и лучшие куски. Очевидно наш балкон являлся ее территорией. Полосатый кот, похоже, являлся уважаемой персоной в микрорайоне и его участие в банкете было обязательным. А вот черная кошка явно не имела никаких прав и должна была по идее уйти. Но так вкусно пахло рыбой!
Вскоре я убедилась в своей правоте: невзрачная кошечка действительно жила у нашей хозяйки и, соответственно, владела трехэтажным домом, всеми апартаментами в нем и всеми туристами-арендаторами вместе с их едой. Мы приехали уже осенью и были единственными постояльцами. Кошечка стала приходить к нам в гости и мы быстро подружились. Сразу возник вопрос: как звать киску? Спросила у хозяйкиной внучки - та сказала, что «Маца». Вообще-то по-сербски «кошка» переводится как «мачка», а слово «маца» означает «киска, кошечка». Может, девочка меня просто не поняла. Ну не так и важно. Маца, так Маца. Маца наша была отнюдь не красавицей. Шерсть короткая и жесткая, невзрачная окраска: серые пятна на белом. Правда, очень маленькая головка на тонкой длинной шейке придавала кошке некоторое изящество. Эдакая кошачья Нефертити. Может у нее в роду были кошки породы «сфинкс»? Имя  Маца не совсем подходило к столь утонченной внешности и я назвала ее Мацильда, а муж – Мацарелла. Она действительно напоминала этот сыр – маленькая, беленькая, а  на наших харчах, стала еще и жирненькая. Зато Маца оказалась очень умной, ласковой и деликатной кошечкой. Каждое утро она приходила к нам, когда мы завтракали на балконе. Терлась об ноги, заглядывала в глаза. Если ей строго приказать уйти - спокойно уходила. Но чаще я ее не прогоняла, а кормила. Маца обожала обрезки от мяса, куриные косточки, но любимым лакомством стал йогурт. Поев и вытерев мордочку лапками, Маца опять подходила ко мне и терлась об ноги. Я долго думала, что это она просит добавки. Но нет, оказалось, что это она просто благодарит меня. После еды наступало время общения. Маца смотрела на меня, потом подбегала к стулу и ставила лапки на сиденье - приглашала меня сесть. Я садилась, она тут же залезала ко мне на колени и подсовывала голову под руки - гладьте ее! Если в моей руке в этот момент был зажат смартфон, то кошечка легонько била его лапкой, чтобы я не отвлекалась от ее глаженья. Урчала, терлась об меня головкой и всячески выражала счастье. Иногда кошачье счастье переливалось через край и она от избытка чувств начинала тихнько драть когтями мои штаны. Приходилось проводить воспитательную беседу. Маца внимательно слушала и драть штаны переставала. Погладив кошечку какое-то время, я серьезно говорила ей: все, Маца, у меня дела. Она послушно слезала и уходила. Вот такая у нас сложилась дружба. Только тогда я начала понимать, какие, оказывается, бывают кошки и почему все друзья в один голос утверждали, что мой Пуша - самый противный кот, которого они видели.
У Мацы обнаружился и котеночек. Всего пара месяцев от роду, симпатичный и умилительный, как, впрочем, и все котята. Как звали котенка осталось непонятно. Спросили хозяина - он задумался и сказал, что не знает, надо спросить у внуков. А вообще посоветовал называть котенка Мацо. Фантазия здесь у народа бедноватая. Кошку зовут МацА (то есть по-сербски «кошечка».), а котека МацО (то есть по-сербски «котик»). Мы решили называть котика по-русски Мурзиком.
Я не очень люблю котят, больше люблю взрослых кошек - в них есть индивидуальность и характер, а в котятах еще нет. Маленького котенка обожали хозяйские внуки и постоянно с ним играли, поэтому к нам он долгое время не приходил. Но потом котик стал осваивать мир и добрался до нашего третьего этажа.  Шурум-бурум от него был невообразимый и приходилось закрывать дверь. Сначала это помогало, но потом он научился у мамы-Мацы прыгать к нам на балкон. Балкон закрывать не хотелось - хотелось воздуха и света. Да и закрытые двери не очень помогали. Котенок садиля под дверью и громко, четко и требовательно говорил «Мяу!». И так много раз. Ну как его не впускать?! Внешне котик получился симпатичнее своей мамы. У него серо-полосатая спинка и  белая грудка, а шерстка пушистая и шелковистая. Однако характер начал проявляться с раннего возраста. Мурзик гораздо практичнее мамы и понял, что главное в жизни – это поплотнее поесть и покрепче поспать на чем-нибудь мягком и теплом. У меня на коленях, например. С этим выходили проблемы. Мама-Маца сама была не прочь поспать у меня на коленях, но прогонять сыночка как-то нехорошо и она изобрела хитрую тактику. Примащивалась с края и начинала вылизывать котенка. Терла его языком все сильнее и сильнее, пока от этих толчков Мурзик не сваливался на пол. После этого Маца засыпала на его месте с чувством выполненного материнского долга.
 Обнаружился и папа котенка (судя по похожему окрасу). Это соседский кот,  очень симпатичный внешне. Раскосые желтые глаза «в кучу» и густая-прегустая шерсть, отчего животное напоминало плюшевую игрушку. Как звали кота осталось неизвестно и мы называли его Плюша. Впрочем, дружба с котом Плюшей длилась недолго, Сначала он вел себя очень прилично, но потом освоился и проявил дурные черты характера: жадность и вороватость. Стал отгонять от мисок с едой Мацу и котенка и сжирал все сам. Потом дошло и до криминала. За обедом кот запрыгнул на стол и попытался стащить тефтелю у мужа из тарелки. Кота отругали и прогнали, но за ужином он повторил безобразие: хотел вытащить у меня из тарелки пельмень, а когда не вышло, пытался хотя бы  полакать бульон. Мы объявили Плюшу персоной нон-грата и выдворили с нашей территории. Последнее оказалось нелегкой задачей. Уходить из хлебного места Плюша решительно не хотел и продолжал маячить рядом не теряя надежды что-нибудь стащить. По вечерам стало довольно прохладно. Но Плюша, соорудил себе шезлонг, повалив пляжный зонтик, который стоял в углу балкона, и стал располагаться на нем с комфортом в ожидании какой-нибудь еды. Мы стали гонять наглого кота, грозя ему пластмассовой палкой от зонтика. Что такое палка, Плюша знал отлично. Видимо воришку уже охаживали палками,вениками и прочими предметами.
Хозяева своих кошек не баловали и спать в дом не пускали. Кошки спали на открытой веранде. Для них там соорудили кроватку в виде пластмассового тазика со старыми тряпками. В нашем апартаменте котенок тоже обнаружил пластмассовый таз. Я туда складывала белье, предназначенное в стирку. Котенок приладился там спать, соружая из белья подобие большого гнезда. Пришлось его отучать, наказывать, даже стукать легонько по розовому носику. Мурзик каждый раз обижался. Он не понимал, почему в одном тазике с тряпочкаии можно спать, а в другом нельзя. Отправить вечером кошек спать на место - на холодную и темную веранду, в сырость, превращалось каждый раз в целую проблему. Они не хотели уходить, приходилось их ловить и уносить на руках. Кошки уворачивались и норовили прошмыгнуть обратно к нам. А потом какое-то время сидели под дверью и мяукали. Расстраивались и обижались совсем как люди. Было жалко их, тем более, что по ночам температура опускалась почти до нуля. Но ведь  это не мои кошки, а хозяйские. Ничего не поделаешь. Как-то Маца услышала, что мы смотрим телевизор и вернулась. Впустили ее и она на радостях залезла ко мне на колени, встала на задние лапы, прижалась ко мне головой, положила лапы мне на плечи и заурчала. Потом также принялась обнимать мужа и даже пробовала вылизывать ему бороду, приняв ее за мех.
Трогательные твари. Было очень жаль от них уезжать, но стало дождливо, холодно и наше пребывание в замечательной Черногории подошло к концу. В день отъезда у меня уже не осталось никакой еды для кошек. Они не могли этого понять и жалобно мяукали. Маца обнаружила на диване пакет с булочками, купленными мною в дорогу. Кошка знала, что со стола еду брать нельзя, но про диван ей ничего не было сказано. Искушение оказалось слишком сильно, и Маца съела полбулочки с кремом. Я стала ее ругать и кошечка испуганно и обиженно убежала в темноту. Мне до сих пор грустно, что мы так нехорошо попрощались.
У истории про черногорских кошек есть своего рода эпилог. В апреле мы опять вернулись в Будву, где меня ждали печальные новости. Хозяйка рассказала, что на Мацу напал соседский кот. Крупный черный кот-бандит без одного уха и раньше обижал нашу интеллигентную кошечку, но в этот раз попытался ее загрызть. Вся в крови, кошечка едва вырвалась и в панике убежала. Больше ее не видели, хотя и искали всей семьей. Остался один Мурзик. В наследство от мамы он получил трехэтажный дом с добрыми хояевами и щедрыми туристами, но и враг – черный кот – тоже никуда не делся. Когда мы приехали, Мурзик очень нервничал и всего боялся. Весь месяц я усиленно кормила молодого котика куриной кожей и косточками, мясным жиром и обрезками, даже фаршем. Кот поправился,вырос и за несколько дней до нашего отъезда произошло знаменательное событие: Мурзик победил черного кота. Ну, если быть честным, почти победил. В пять утра, в разгар кошачьей битвы, я выскочила на лестницу, замахиваясь на черного кота шваброй. Это решило исход битвы. Мурзик стал важен и горд, как и подобает хозяину немаленького особняка.
Я очень надеюсь, что приехавшие на лето туристы, будут хорошо кормить нашего котика и из него вырастет настоящий черногорский кот – толстый и солидный и никакие враги ему будут не страшны. Поэтому, дорогие соотечественники, если вам доведется бывать в Будве и вы увидите кота с серо-полосатой спинкой и белой грудкой – пожалуйста, покормите его!


Рецензии