Бочонок с брагой. Семейная хроника

 
     Каждый житель, живущий в деревне, как правило, в загашнике всегда имел в запасе некоторое количество “жидкой валюты”. Так стали называть водку после  появления в широком и свободном доступе, сначала долларов, затем немецкой марки ФРГ, а потом и других валют  и особенно в тот период, когда и водки купить было сложно. Одно время и водка и другие товары продавались по потребительским талонам или книжкам покупателя.Многие некоторые жители, особенно на селе, долларов и в глаза не  видели, а выражение  “жидкая валюта” прочно вошла в их быт. По данным СМИ, не грешат этим и городские жители. В последнее время город, да и село, особенно если дети этих жителей, или  они сами,  являются предпринимателями, имеют автотранспорт и делают свой бизнес на  этой суррогатной “жидкой валюте”  или контрабандным спиртным. Не один бедолага отправился на тот свет от её приёма. Но это будет потом, в после перестроечные времена и в лихие девяностые. 

       А “бочонок с брагой” будет несколько раньше. Имея дедовские агрегаты или   изготовленные по новым технологиям, правда с дедовским опытом производства, было определено, что качество продукта  “жидкая валюта”  и  её цена  по сравнению с магазинной, играют большую роль в новых экономических условиях. Далеко ходить за ней ходить не надо.  Протянул  руку, пошуршал в тайничке и вот она родимая. Если в холодильнике,  да в зелёной бутылке и слегка запотевшая, она могла решить все трудные вопросы. А  если ещё с черным хлебом и кусманчиком сала из кубла, то решение вопросов проводились и авансом. Своя, очищенная марганцовкой или  с  сверхочисткой- песком и углем, не каменным, а древесным, березовым или с яблонь или груш была очищенная, как говорили, как слеза. Многие гурманы или знатоки “жидкой валюты” просят у хозяев  самогоночки, которую как говорят: “наши деды гнали и нам свой опыт передали” со ржи. Как в том анекдоте. Спрашивает Никита Сергеевич Хрущёв, первый секретарь ЦК КПСС одного из руководителей Обкома:               
               - У вас водка из жита?                Отвечает тот:               
              - Да. Никита Сергеевич, изжита, изжита.               
    
      На производство этой “жидкой валюты” –самогонки , используются многие компоненты. В годы, когда много слив-синеньких или груш и когда хозяева не ленятся, эти фрукты идут на производство самогона на ура.  Получается самогон с очень тонким и достаточно приятным ароматом. Некоторые используют сахарную свеклу, добывая сначала с него сок, а затем его выпаривая, готовят “бурячковую”. Не все её могут употреблять из-за её специфического бурячково-самогонного духа.
       
      Основными компонентами  для производства самогона и получившими широкое распространение  среди народа являются зерно и сахар. Рожь, пшеница, с добавкой небольшого количества мороженой картошки, приготовленные особым способом являются  неплохой основой для его производства.  Но это сейчас почти в прошлом . Сейчас отвечает за это сахар. Ну, а с зерна, приготовление самогона дело хлопотное. Для начала зерно подвергают проращиванию, сушат и измельчают в муку.  Картофель варят, толкут. Все это смешивается с заранее приготовленным раствором  дрожжей. Эта смесь размещается в бочку или другую ёмкость, разбавляются водой. Ставиться в тёплое место. Что и как смешивать, опыт или знакомые подскажут.
    
        Но многое делается в тайне как от соседей так и знакомых, а особенно, от участкового. Могут быть и другие способы приготовления браги. Это всё зависит от компонентов, опыта и количества приготовливаемого раствора, который и называется брагой. Любители дегустации самогона всем её видам предпочитают конечно, хлебную. Как говорили , от неё и  голова не болела. Даже если готовится самогонка  из сахара, некоторые в брагу добавляют булку черного хлеба. Для хлебного духа. А из хлебной и очищенной самогонки можно было и коньячок приготовить. Но это уже другая история. Моя семья и брат часто приезжали к своим родителям живущими в деревне. Вот и на этот раз, мы собрались в отчем доме. Решили массу хозяйских дел. С наступлением темноты, а дело было летом, наработались, как говорят, как лошади и легли отдыхать. Уснуть сразу не пришлось. У нас выработался  ритуал, когда приходило время отдыха, а он представлял собой чтение, когда-то  написанной  братом в юношеском возрасте,  книги “На паляванни”. Это чтение  вызвало такие взрывы смеха, что даже мать вставала со своей кровати и приходила посмотреть на этот смех да и нас успокоить и говорила, что рано надо утром завтра вставать. Летом мать всегда вставала рано готовить на день еду, когда все ещё спали да и коровку подоить надо до выпаса. Традиционно было такое, подойдет к тому месту, где я спал с женой , трогает её тихонько за палец ноги. Без слов понятно. Жена подымается и идёт на кухню помогать матери. А какой сладкий утренний  сон в деревне. Написанная на белорусском языке с примесью русского о  судьбе трёх  юных охотников, она чем то перекликалась с известной книгой Я. Мавра “Полесские робинзоны”. Перипетии героев,  изложение событий  в написанной книге, всё это вызывало весёлый смех.
   
         Наконец прочтено,  как всегда, несколько  листов,  книга отложена. Брат пошёл перекурить. В комнате наступила тишина. Сверчки начали свою звонкую перекличку. За окном светила неяркая луна.  За печкой слышен негромкий храп отца, давно уже спящего в спальне на запечке. Ему было там удобно. Этакий маленький уголок.  Зимой тёплая печка согревает его ноги. И вдруг  среди ночи, когда как говорят, мы видели третьи сны, в доме  раздался громкий взрыв.
         
         Мы спящие в зале, где мы отдыхали, вскочили. Что произошло, где взрыв? В спальне зажёгся свет. Его зажгла мать. Быстро поднялась со своей кровати. Мы сразу бросились в спальню. Нам открылась интересная картина. В спальне резко пахло брагой. Практически на полу, но на постели, полулежал, полусидел отец с широко открытыми глазами. Руки были сложены на животе. На полу расплывалась лужа браги. Выяснили, что отец решил выгнать немного самогона для своих нужд да и нас изредка встречал своей домашней  водочкой, а не купленной в местном магазине. Бочонок с брагой он поставил под своей лежанкой, а что бы из бочёнка выходили газы, был сделан водяной замок. Вероятно произошло засорение выходной трубки замка  поднявшейся брагой. Давление в бочонке достигло критического уровня и произошёл взрыв. До утра уже никто не спал. Периодически в зале, где мы спали, раздавались такие взрывы смеха, идентичные  по громкости тому, что были сравнимы со взрывом, который произошёл под отцом. Назавтра, смущённый отец, пытался неловко оправдаться за неудавшуюся операцию по заготовке самогонки. Впрочем, как говорил,  она должна была бы быть  хлебная.
    
        После этого события самогоноварением родители больше не занимались. Агрегаты для этих целей были разломаны, змеевик, как наиболее ценная вещь, отданы знакомому. Может за “жидкую валюту”. История, а точнее отец, на эту тему не распространялся. И ещё долго этот взрыв был предметом  весёлых минут, когда собирались в этом доме, при очередном приезде в гости. А хлебной самогоночки  мы попробовали и которую отцу приносили за работу. Он многим помогал в разных мелких делах. “Жидкая валюта” была оплатой.
    
        А уже другая история со взрывом была рассказана уже отцом позже, когда наш взрыв немного подзабылся. Была у него одна знакомая семья. Да не просто семья, а очень пьющая. Решила хозяйка нагреть воду для стирки на плите. Не на газовой,  ради экономии газа, а на той, которую нужно заправлять дровами. Поставила чугунок на плиту. Заправила эту плиту дровами , подожгла их. Вышла во двор поговорить с зашедшей соседкой. И тут, через некоторое время в кухне, где горела плита и нагревалась вода,  раздался взрыв. С кухни потянуло дымом. С испуга хозяйка почему то бросилась на улицу. Благо соседка не испугалась и бросилась в кухню. На полу лежали горящие дрова. Начали дымить половики. Ведро воды, оно всегда полное стоит на кухне, и с начинающимся пожаром было покончено. Когда пришёл муж, выяснилось, что он в этой плите, которую давно не зажигали, спрятал от своей жены бутылку водки. Вот она и взорвалась. В холодильник надо бы было поставить. Но он считал, что жена оприходует эту водку без него. Не пей, а то козлёночком станешь.


Рецензии
Веселая и поучительная зарисовка из семейной хроники. Заставили улыбнуться.

Влада Дятлова   24.08.2019 21:56     Заявить о нарушении
Спасибо за эту оценку. В сельской жизни много таких зарисовок.

Александр Шиманский   25.08.2019 11:15   Заявить о нарушении