Случайная встреча на теплоходе

Молодая красивая девушка в летнем платье стояла на палубе белоснежного теплохода, выполнявшего рейс из Астрахани до Ярославля. Были последние дни августа 1970 года, и девушка возвращалась с каникул для продолжения учеты на втором курсе в педагогическом институте города Горького.

Когда теплоход стал подходить к городу, в котором Лена, так звали девушку, провела детство и начала учиться в первом классе, она подошла к поручням второй палубы, чтобы наблюдать, кто из пассажиров сошел с теплохода и кто ступил на трап, чтобы с дебаркадера зайти на теплоход. Пассажиров было  много,  и это было понятно – лето заканчивалось, и отпуска у многих тоже, и все стремились попасть домой, особенно, если  в семье были дети школьного возраста.

Этого молодого человека  она заметила сразу. Да и как было не заметить его в белой форме моряка. Но вот лица его девушка не рассмотрела, так как на голове была фуражка, и козырек закрывал лицо. Но то, что парень был высокий и стройный, девушка отметила. 

Посадка на теплоход закончилась, убрали трап и отдали швартовы, и теплоход медленно стал отходить от дебаркадера. Лена заняла свое привычное место впереди на второй палубе, откуда хорошо просматривалась гладь Волги на многие километры перед носом теплохода.  Стоя в  задумчивости, девушка все же заметила, как недалеко от неё появился тот молодой человек в форме курсанта военно-морского училища. За год жизни в Горьком она уже научилась отличать их от простых матросов.  У тех была бескозырка, а у этих уже фуражка, когда они учились на старших курсах. Нашивки на рукавах  совсем другие, чем у матросов, погончики на плечах, с золотистыми якорями.

Девушка не ошиблась в определении роста молодого человека. Он действительно был высок, на полголовы выше её, статен, выправка у него была по-настоящему военная, спортивная. Это понравилось девушке больше всего. Потому что большинство парней в её педагогическом институте были какие-то худосочные,  сутулые,  с дряблыми мышцам. Конечно, на факультете физического воспитания парни были хоть куда, но она с ними не контактировала, потому что жила на квартире знакомой родителей. Именно по этой причине она и училась в Горьком, ибо её родители боялись, что молодую девушку, только окончившую школу и не очень приспособленную к жизни, в общежитии будут обижать.

Девушка незаметно взглянула на курсанта, и что-то неуловимо знакомое показалось ей в его облике.  Девушка стала перебирать своих знакомых, которые остались в её родном городе, и вспомнила одного мальчика, на три года старше её классом.  Всем девчонкам-первоклассницам нравились мальчишки из своего класса, а она  обратила внимание на мальчика старше её. Был он всегда аккуратный, ходил прямо, не сгибался под тяжестью школьного ранца, и жил в соседнем подъезде.  Он со своими родителями переехали в эту квартиру недавно, но мальчик сразу стал заводилой во дворе среди сверстников.  Неужели это он? Она стала вспоминать его имя, и вскоре оно само всплыло в её памяти. 
- Алька! Конечно Алька, так называли его пацаны во дворе, - вспомнила девушка.  И более заинтересовано посмотрела на юношу. Но когда он бросил мимолетный взгляд на девушку, почему-то засмущалась и отвернулась.

Когда она через какое-то время снова посмотрела на то место, где стоял курсант, не увидела его.
- Видимо, ушел в каюту. Вот бы уточнить, он это или не он? Алька это? Но его полное имя должно быть Олег, - подумала Лена. Ей стало немного грустно, что он ушел, так и не обратив внимания на неё.  Она еще немного постояла на носу и пошла в каюту. Там, взяв книгу, она вышла снова на палубу, и, найдя свободное кресло, села читать книгу. Она была заядлой любительницей литературы, поэтому и поступила на филологический факультет,  хорошо на нем училась. И зимнюю, и весеннюю сессии сдала на «отлично». Книга увлекла её, и незаметно для девушки пролетело два часа.

Она откинулась на спинку кресла, сделанного из деревянных поперечных тонких брусков,  и задумалась о школьных годах. Конечно, у неё были симпатии среди мальчишек, но всегда это были мальчики на 2-3 года старше. И когда кто-то из них оканчивал школу и выпадал из её поля зрения, она находила другой предмет для обожания. А вот в выпускном классе такого юноши у неё не было.  Сверстники казались ей инфантильными, каким-то недоразвитыми. У неё, очень начитанной девушки, с ними не находилось тем для разговора, а обжиматься по углам и целоваться она считала ниже своего достоинства, воспитанная в целомудрии нормальной советской семьи.  Поэтому окончила школу недотрогой и нецелованной девушкой, именно поэтому её и отправили в Горький учиться под присмотр хорошей знакомой, старой девы.

Очнувшись от нахлынувших воспоминаний, она решила размять ноги, и прогуляться по палубе. Погода была по-прежнему замечательной. Уже не было той летней жары, как в июле и начале августа, ветерок с реки развевал её длинные волосы, распущенные по плечам.  Она пошла в сторону носа, чтобы снова посмотреть на набегающую волну. И увидела курсанта, который играл в шахматы за столиком на палубе. Когда девушка приходила мимо, услышала голос партнера курсанта:
- Всё, сдаюсь. Через ход мне мат. Выиграл уже вторую партию. Ты хорошо играешь, Олег. Где научился?
- Отец научил. Он у меня перворазрядник по шахматам, - впервые услышала голос курсанта девушка.  Он ей понравился, немного с баском, такой сочный. Обрадовалась при упоминания имени курсанта:
- Олег. Значит, это тот Алька, которого я знала. Но не факт, столько времени прошло, десять лет. Мало ли совпадений, - думала Лена, но сердце её подсказывало, что она не ошиблась.

После ужина, для чего они сходили в буфет теплохода с соседкой по каюте второго класса, Лена решила еще почитать книгу. Села на кресло, открыла роман Тургенева, и углубилась в чтение. Поэтому не заметила, как в соседнее кресло кто-то сел, и вдруг голосом  Олега спросил:
- Извините, девушка, вы не жили в Куйбышеве на улице Ленина?
Лена прервала чтение,  и взглянула на говорившего. Да, рядом с ней сидел курсант военно-морского училища, и внимательно глядел на неё, как бы сам не веря, что перед ним знакомая девушка.
- Да, жила десять лет назад в доме 13.
- Во втором подъезде? Верно?
- Верно. А вы как догадались?
- Не догадался, а узнал. Вас Лена зовут? – продолжал допытываться курсант.
- Леной. Но я вас не помню.
- Забыли наверно. Я во втором подъезде жил. Мы во дворе встречались. И в одну школу ходили. Только в разные классы. Я в четвертый, а вы в первый.
- Как же вы запомнили? Я же была совсем маленькой?
- Вот так, запомнил. Не сразу, но признал вас. Меня Олег зовут, хотя все называют Алькой.  А вы куда-то уехали после первого класса?
- Да, папу перевели работать в другое место,  я там школу окончила. А сейчас вот еду на занятия в пединститут.
- В Горький, что ли? Вот здорово. Я тоже там учусь, - с широкой улыбкой произнес обрадованный юноша.

Разговор между молодыми людьми продолжился.  Олег поинтересовался, что она читает,  потом сказал, что Тургенева не очень любит, знает в рамках программы средней школы. Больше нравится Лев Толстой, Пушкин, Лермонтов, из поэтов советского периода Сергей Есенин. И наизусть  прочитал отрывок из персидской серии поэта - «Никогда я не был на Босфоре». Это удивило девушку, Есенин не входил в школьную программу, и хотя не был запрещен, но достать книжку его стихов было трудно. Поэтому она задала вопрос:
- Так Есенин не входит в школьную программу. Откуда ты его знаешь?
- У меня же мама – учительница русского языка и литературы, он много книг накупила для внеклассного чтения. Она и классическую музыку любит,  дома пластинок много.  Так что я с детства её слушал, тем более что мама мне рассказывала о многих композиторах.
- Как интересно.  А у меня папа инженер, а мама технолог на заводе, тоже люди интеллигентные, но классическую музыку не слушали. Да и книг особо не читали, хотя библиотека  дома была и неплохая. Но я много книг в библиотеке брала. Вначале в школьной, потом в городской публичной.
- Начитанная, значит? – улыбнулся курсант.
- Поэтому и на филологический факультет поступила. Хочу прививать детям тягу к книгам, в них столько много узнать можно. В  романах оценить глубину чувств человеческих.  Мне кажется, это полезно, и в жизни пригодиться.  Олег, пойдемте на нос,  я хочу на ветерке постоять.
- Проветрится и мне не помешает. Пойдемте.

Они постояли на носу теплохода, полюбовались берегами Волги с обеих сторон, удивляясь огромной ширине реки. Олег рассказывал девушке интересные вещи о течениях в реках, океанах, об их влиянии на тот же климат, как теплое течение Гольфстрим на Западную Европу, где очень теплые зимы.  Лена слушала очень внимательно, она не догадывалась, что такое может быть интересно. Но Олег был хорошим рассказчиком, у него был хороший словарный запас, это сразу отметила девушка как будущий филолог. 

Стало холодать, и молодые люди пошли в кресла с подветренной стороны, и их разговор продолжился. Лене еще больше стал нравиться молодой человек, она никогда не испытывали такой интерес к противоположному полу.   Но она не только слушала, но и делилась с Олегом своими мыслями,  рассказами о прочитанном или увиденном.  Однажды, лукаво  посмотрев на Олега, спросила:
- А почему ты меня запомнил, что через десять лет узнал? Я тебе тогда понравилась?
Произнеся это, девушка заметно покраснела.
- Понравилась? – усмехнулся молодой человек. И продолжил:
- Нет, я тогда и такого понятия не имел.  Просто ты выделялась среди своих подружек. Те были горластые, а ты тихо играла преимущественно сама с собой и с куклами.  Ты во что в те годы любила играть?
- Как во что? В школу, конечно!  Я уже тогда представляла себя учительницей.
- Еще ты всегда была очень аккуратно одетой. Я не видел тебя бегущей в распахнутом пальто, как другие девчонки.  На голове всегда бантики. У тебя хорошие волосы, Лена.
- Да, я это знаю, Только вот расчесывать их больших трудов стоит.  Но мне нравятся до сих пор косы.  Я их только после школы перестала носить, подстриглась.
- А ты действительно меня не помнишь, Лена?
- Я тебя обманула, Олег, - девушка притронулась к руке курсанта.  Добавила:
- Я тебя вспомнила, когда ты первый раз стоял на носу. Вроде он и не он.  Но когда услышала, как тебя назвали по имени, когда ты в шахматы играл, поняла, что ты. Но я помнила тебя как Альку, так тебя твои дружки во дворе называли.
- Почему же запомнила меня?
- Ты всегда верховодил во дворе,  мне такие мальчишки нравились.  Мне всегда мальчики старше меня нравились.  Вот я и приметила тебя, когда начала учиться в первом классе.  Ты уже в четвертый пошел.
- Я помню, как ты из школы с ранцем ходила. Тогда это было очень популярным  у малышни, я сам портфель не любил, только когда перешел в пятый класс, стал носить.
Молодые люди еще долго вспоминали школьные годы, школу, в которой Лена проучилась всего один год, а Олег семь  лет.  Они вспоминали забавные случаи из той поры,  часто смеялись, потому что оба были очень хорошими рассказчиками. У Лены было замечательное настроение, давно она не пребывала в таком состоянии.  Она звонко смеялась, размахивала руками, чтобы показать нагляднее, что и как было из её юморного рассказа  о ком-то или о себе. Олег был выдержаннее, но чувствовалось, что он пребывает в отличном расположении духа.

За это время она узнала, что молодой человек учится на военно-медицинском факультете Горьковского медицинского института, куда перевелся после недавнего открытия этого факультета из медицинского института родного города, так как захотел стать военным медиком, причем на флоте.  Вот поэтому, в отличие от студентов того же института, только с других факультетов, на нем военная курсантская форма.  Лена с некоторым смущением сказала:
- Я сначала на твою форму обратила внимание, Олег. Красивая она у вас. И форма военно-морских офицеров красивая, особенно когда они с кортиком.
Олег с некоторой важностью произнес:
- Эта парадная форма. Только её не так часто одевать приходится. Ты где в такой форме офицеров видела?
- В Севастополе. Мы с родителями отдыхали в Крыму, вот отец и повез нас с мамой посмотреть на парад в честь дня Военно-морского флота. Он же когда-то летом бывает?
- Да, в последнее воскресенье июля.  А мне пока не доводилось увидеть парад, я ни в Ленинграде, ни в Севастополе еще не был.
- Ничего, еще не только посмотришь, еще сам участвовать будешь, я думаю.

Когда они проголодались, Олег повел девушку к ресторану  в корме теплохода, откуда звучала музыка. Все места были заняты, но курсант уговорил молодого официанта, и тот вынес прямо на палубу поднос, где была легкая закуска, и  даже два бокала красного вина.  Усевшись на палубе за столиком, где днем обычно играли в шахматы,  молодые люди перекусили, выпили по бокалу терпкого вина, и когда Олег отнес поднос официанту, они снова пошли гулять по палубе белоснежного теплохода. Этот теплоход выглядел айсбергом, светящимся в ночной тиши, и далеко от реки звучала музыка, напоминая, что по Волге движется транспортное средство, самое распространенное в те годы на всех водных артериях огромной страны.

Когда молодые люди вышли на нос теплохода, прохладный ночной ветерок, который напомнил, что скоро осень, обдул открытые плечи девушки, и она поежилась. Олег увидел это,  прижал её к себе, приобняв за талию, и впервые Лена не почувствовала желания освободиться от этого несмелого  объятия. Сердце её учащенно забилось, и она поняла, что у неё возникло к этому молодому курсанту новое, никогда не изведанное до этого, чувство.  Девушка доверчиво прижалась к крепкому плечу Олега. Теплоход плыл, в темное и неизведанное  пространство,  видимое только капитану и кому-то на небесах, кто свел этих двух молодых людей, и собрался подарить им счастье взаимной любви.


Рецензии