Размышления о неоднозначном 7 - Семья

     В пятидесятых годах прошлого столетия я услышал «анекдот». Беру в кавычки, потому что это вовсе не анекдот, а житейская быль. Сосед спрашивает соседа:
     - Ты всю жизнь вкалываешь в поте лица, а сказать, что живешь в достатке, нельзя. Чего так? А тот отвечает:
     - Я же всю жизнь долг отдаю, в долг даю, да еще за окно бросаю. И самому что-то кушать надо. Сосед говорит:
     - Что-то я тебя не понимаю.
    - Долг отдаю – родителей кормлю, в долг даю – сыновей кормлю, и за окно бросаю – дочерей кормлю. Дочери-то уйдут в другую семью, вот и получается, что за окно бросаю.
     Вот такая житейская мудрость. Мне еще досталось увидеть этот процесс – бабушка моя родила двенадцать детей. Последнего сына – в 1933 году. По социальным законам царской России женщина не имела самостоятельности, занималась только домом и детьми. Никаких пенсий не было. Я знал шестерых ее взрослых детей – трех сестер и трех братьев. От государства в пятидесятые годы, как мать-героиня, она получала совершенно мизерное пособие, по которому можно было прожить дня три. Вот эти шестеро и кормили мать. Потом по всему миру, где-то раньше, где-то позднее, стали развиваться «социальные государства» Государства стала назначать пенсии, содержать стариков. Те, кто работал, сами отчисляли налоги на свою пенсию. Ни отдавать долги, ни давать в долг, как раньше, теперь не было необходимости. За окно бросать тоже не стало надобности – женщины избавились от «кабалы домашнего труда». Эмансипация! Слава ей! Теперь они сами и зарабатывали, и на собственную пенсию откладывали в государственный карман. И ОТПАЛА НЕОБХОДИМОСТЬ РОДИТЬ ДЕТЕЙ !

     Мне кажется, что социальное государство разрушает и скоро совсем разрушит семью, как социальную единицу и основу общества. И тут искусственные способы и меры бесполезны. У природы свои законы.


Рецензии