галстук клоуна - 8

из сборника «Мемории»
http://www.proza.ru/avtor/mirzoyan&book=2#2
*
галстук клоуна – 1
http://www.proza.ru/2019/05/28/229
галстук клоуна – 2
http://www.proza.ru/2019/05/30/191
галстук клоуна – 3
http://www.proza.ru/2019/06/02/521
галстук клоуна – 4
http://www.proza.ru/2019/06/03/88
галстук клоуна – 5
http://www.proza.ru/2019/06/04/119
галстук клоуна – 6
http://www.proza.ru/2019/06/06/87
галстук клоуна – 7
http://www.proza.ru/2019/06/09/56
*

... история с ливрейным прапорщиком ЦРУ
и его переглядываниями с Заппой
прояснилась просто,
до обидного,
до унизительного просто –
оказалось, Заппа попросил его подогнать свою машину
прапорщик по внутреннему телефону позвонил на парковку,
а когда машину подогнали, кивнул Заппе.
За что деликатно получил в ладошку сложенную купюрку.
*
Вот и вся тайна телефона из стены.
- Ну, так бы сразу и сказал – алё, гараж,  -
проходя мимо него, неласково подумал я,
- А то - вырядился тут, как герцог анжуйский и морды секретные корчит.
*
- Нет, ты точно повёлся на этого мужика, -
как-то встревоженно посмотрел на меня Заппа, когда мы вышли,
- Вы, что - поцапались?
*
Хотел я сказать:
- Да прям! Буду я ещё цапаться с ливрейными лакеями. Вот если бы он был из ЦРУ… -
но ответил просто:
- Нет, -
и сделал безвинное и удивлённое лицо.
*
- Ты, если что – на рецепшн подойди, - не очень поверил мне Заппа.
- Всё нормально, Фрэнк – поспешил заверить я.
- Странно… – всё равно не поверил он, – … они тут, вроде, вышколенные.
*
… вышли –
ночь на лос-анжелесском дворе была,
чёрная и без звёзд –
вечная желтоватая дымка над городом сжирает звёзды по ночам.
Нету звёзд на ночном небе Лос-Анжелеса,
все звезды там – в Голливуде…
*
… полз утомлённый плющ по фасаду и козырьку навеса,
крабовый ветер пах океаном и выхлопными газами,
таинственно шуршали пальмы в вышине,
как подолы тех официанток.
Кукла на вечерней прохладе прижималась ко мне,
не подозревая коварности пальм.
*
… машину Заппы уже подогнали -
белый открытый двухместный английский спортивный автомобиль,
с красными сидениями и дисками со спицами,
в огнях отеля отливал по боку пурпуром.
Верх был убран
и я почему-то подумал,
что он напоминает сложенную кривую раскладушку,
засунутую за сиденья.
*
- Ой, Фрэнк, а я думала у тебя феррари! - игриво расстроилась Кукла.

- Я тоже так думал, - ответил ей Заппа.
*
Только я стал соображать, как бы замазать её бестактность,
как она меня спросила:
- А у тебя в СССР – тоже не феррари?
- За феррари в СССР – сразу расстреливают, - ответил я ей, чтоб не мечтала.
- Вау! - сказала она и возмутилась, - А за что?
- За феррари, - ответил я
и чтобы подмазать Заппу,  польстил:
- Triumph Spitfire, 1962-го года, круто!
*
Triumph – это по-нашему – победа.
А spitfire – буквально – плюющийся огнём, изрыгающий огонь, огнедышащий,
злюка, злючка, вспыльчивый, необузданный.
В британских ВВС в войну был такой истребитель
оттуда название, наверное и спёрли.
*
В Европе это называется spider,
в Америке – roadster –
двухместный автомобиль без «тёщиного места».
*
Я видел этот Spitfire только на картинках,
это была красотка!
В живую же он меня сильно удивил и даже разочаровал –
это была коротенькая, низенькая машинка,
созданная, как бы для сильно низкорослых людей.
*
- А ты - в тачках сечёшь? – удивился Заппа.
- Я по первому образованию, что-то вроде автомобильного дизайнера, - объяснил я.
- Тогда ты знаешь - что такое Triumph TR3, - почему-то обрадовался Заппа.
- Да, - согласился я, - Это очень красивая тачка. Это произведение искусства, - а сам подумал, - Только бы мне теперь не увидеть её живьём.
*
- Я её и искал…  -
ещё больше обрадовался Заппа,
– … и не могу найти…. когда TR3 вышла, в 55-том что ли - я подростком был – я вообще порвался!  Я влюбился в неё, как в девушку. Я спал и видел, как я на ней гоню! –
и он стал показывать ладонью по борту машины, больше Кукле, чем мне,
– У неё тут такая линия – от переднего крыла идёт вниз, к двери – а двери низкие, можно на ходу спички об асфальт чиркать - а потом линия поднимается и уходит на заднее крыло, -
и закончил мысль,
- … это как гитара…-
и добавил, уже мне,
- … это как девушку - держишь за талию и… -
и слегка намекнул - какое дальше и...
*
- Все вы одинаковые – одно на уме, – махнула рукой Кукла.
*
Но он тут же уточнил:
- Стройную - девушку.
*
- Не поняла! – игриво напряглась Кукла.
*
- Да я не про тебя, - ответил ей Заппа, - Я про тачку.
*
- Всё равно не поняла, - сказала Кукла.
*
- Ну… чтоб - он ничего не подумал, – кивнув на меня, выкрутился он.
*
- Теперь поняла, - успокоилась Кукла.
*
- Три дня назад нашёл по объявлению вот эту. Думаю, может, коллекционер. Звоню, говорю – мне Spitfire не нужен, нет ли у кого TR3? Спрашивают – а вы, случайно, не Заппа – голос знакомый. Ну, Заппа – говорю – и что?... Крику, радости – поклонница.
*
- И как у неё - эта линия? – ехидно показала линию талии Кукла.
*
- Нет, она с мужем поклонница – оба поклонники, -
уверил её в праведности Заппа,
- Англичане. Ну, я пару дисков подписал и поехал к ним. Ну, и конечно, у них там стая этих уродов - английских бульдогов - прибежала меня нюхать. А поклонники говорят – ой, не бойтесь, они ласковые! А мы вам найдём TR3. Обзвоним всех знакомых, всю Англию, но найдём! А пока возьмите эту – почувствуйте вкус английских машин, неповторимый английский спортивный стиль.
*
- Вообще-то этот английский стиль сделали им итальянцы, -
не удержался я,
-  Это дизайн Джованни Микелотти.
*
- Вау! – обрадовано передразнил он Куклу, - Сразу видно – профессионал. Но они-то это за английский стиль держат. Ну, короче - я этих бульдогов приссал  и залез в эту тачку – они ж запрыгнуть-то не могут, ножки кривые, коротенькие, только слюнями всю измазали. А моя там осталась.
*
- Будешь брать, Фрэнк? - поинтересовалась Кукла.
*
- Да на хрена она мне теперь… -
разглядывая машину, рассеянно ответил он голосом,
словно его уже загрызли английские бульдоги,
- Завтра отдам.
*
И, вроде, всё сходилось:
ему пообещали найти TR3 – зачем ему этот Spitfire,
но интонация…
*
- Правильно, Фрэнк, - одобрила его отказ Кукла,
посадила Пьеро на передний край капота, свесила ему ноги
и придерживая рукой, сказала:
- Triumph – это машина Пьеро. Это Jaguar для бедных… а линия у меня вот тут… -
провела другой рукой по талии и бедру,
- … как у феррари.
*
- У них там… -  Заппа показал на меня, - … за феррари расстреливают.
*
- А что феррари - это преступление? – возмущённо спросила меня Кукла.
*
- Нет. Наказание, - отшутился я.
*
Дальше – так как машина была двухместная и тёщиного места не было,
долго решали кто, где поедет.
Кукла хотела ехать на своей машине и чтоб  я с ней,
а мне хотелось поехать с Заппой.
Спорили, торговались, ему это всё надоело,
он утоптал Куклу вместе с куклой в стоящее рядом такси,
сказал адрес клуба и сразу заплатил.
Недовольная Кукла уехала.
*
- Давай покурим, - сказал Заппа.
- Так опаздываем, - напомнил я
и понял – неспроста он сплавил Куклу.
*
Закурили. 
Тихо шевелился плющ по стене.
- Ты знаешь Andy Warhol? – пустив дым, спросил он меня.
- Ну… так, - ответил я, в смысле - кто ж не знает Энди Уорхола.
- Andy Warhol – проект CIA, - сказал он…
*
… ааа-апять ЦРУ!
Во, ты, Заппа, задолбал этим своим CIA!
Только я разоблачил этого ливрейного лжецэрэушника с его секретным телефончиком
и на тебе!
Заклинило тебя что ли, товарищ Заппа.
*
Не вспомню, в каком музее –
в центре зала,
под четырёхгранным вытянутым прозрачным копаком
на белом пьедестале
торжественно, как огромный драгоценный камень
стояла…
вскрытая консервная банка…
*
… какую-то часть своей жизни
банка явно провела на помойке.
Потом её усыновил музей…
*
… какое к банке имел отношение Энди Уорхол
я так и не понял –
то ли этикетка была его работы,
то ли он вскрыл и съел, что в банке было,
то ли он просто нашёл её на помойке и подарил музею,
но музей выдавал её за произведение искусства от Andy Warhol…
*
… я ходил, смотрел, смотрел на эту банку...
и думал – что-то, вроде, знакомое,
вроде, что-то это мне напоминает…
и вспомнил –
поэт и художник Василий Каменский,
оформляя кафе Союза поэтов на Тверской в 1918-том
приклеил к стене свои штаны –
опоздал Warhol со своей банкой,
лет на пятьдесят…
*
… тех штанов я, конечно, не видел,
зато я видел банку Уорхола.
Смотрел и думал…
Думал, думал…
И подумал – да ну её на уй, эту банку!
Вместе со штанами Васи Каменского.
*
… вот - мой глубочайший опыт постижения консервной банки Энди Уорхола –
и как его передать Заппе?
Нет, я конечно и ещё кое-что Уорхола видел и знал,
но с какого боку-припёку эта сраная банка имеет отношение к ЦРУ?
*
- Уорхол - это проект  CIA, - повторил Заппа и как бы уточнил, - Это проект Америки. Это огромный проект, на весь мир проект. И на целые десятилетия. Проект продвижения Америки в мире. Уорхол там не один…  -
и начал мне втолковывать,
- Это реклама Америки. Американского образа жизни.  Это долго объяснять… ты, что думаешь – Beatles с неба свалились?... нет, я люблю этих парней – это парни на весь мир – но не всё тут так просто – это тоже проект…
*
… и Битлы из ЦРУ!
Полковник John Winston Lennon,
сержант McCartney,
капрал Harrison,
солдат Ringo Starr –
стррройсь! … равнение ннна флаг USA!
*
Если бы Кукла не укатила в какой-то клуб,
ни названия, ни адреса которого я не знал –
я бы, наверное, повернулся и ушёл.
Может, я тут и лицемерю,
но стало безнадёжно скучно.
Однако, к чему он опять всё это завёл?...
*
- Вот ты живёшь в СССР - и не хочешь быть проектом КГБ, - напомнил он.
- Не хочу.
- И ты не хочешь быть проектом ЦРУ. Как Солженицын, как все эти ваши эмигранты.
- Мы уже выяснили - нет. Не хочу. 
- А я живу в Америке – и я тоже не хочу быть проектом ЦРУ. А вот Шёнберг, когда изобрёл додекафонию, сказал в Германии – «Я прославил германскую музыку - обеспечил  германской музыке превосходство на века»… Шёнберг хотел быть проектом Германии. Великой музыкальной Дойчланд. На века хотел… и что получилось?... бежал... бежал из этой Германии… чуть не стал проектом гестапо... здесь, в Америке, он такой ху*ни уже не говорил…
*
… кажется, я начал его немного понимать –
этими затейливыми буковками
он говорил о независимости,
творческой независимости…
*
… и КGB, и CIA –
были для него не ведомствами с  тайными операциями, агентами и пр.,
а символами.
Символами несвободы.
КГБ – символом советского рабства и подневолия.
CIA – символом американского рабства и подчинения государственной идее.
Стало чуть легче.
И эти кошмарные абревиатурки стали меньше давить на мозг.
*
- Как думаешь – в Америке вас любят? – вдруг спросил он.
*
Поначалу я, конечно, клюнул на приветливость Америки,
на повальные комплименты-аплодисменты.
Потом стал задумываться –
не может так быть, чтобы фильм нравился всем –
ну, не бывает такого.
Но что ему ответить?...
*
- Ну… американцы - вас любят? – уточнил он.
*
- В целом – думаю, нормально относятся, - ответил я.
И в общем – слукавил.
Я уже кое-что стал замечать, стал замечать…
*
Он огорчился.
- Америка вас - презирает, - устало и виновато сказал он…
*
… к тому времени
я об этом
уже и начал догадываться.
Но хотел промолчать.
А вместо этого спросил:
- А – ты, Фрэнк?
*
- Мне нельзя, мне нельзя, - как бы удивился и даже испугался он, - Я лабух, ты киношник – нам нельзя. Мы на презрении далеко не уедем.
*
Мне понравилось.
Мне очень понравился его ответ.
*
- Но, ты понимаешь - что вы проиграли? - спросил Заппа.
- Кто - мы? – не понял я.
- СССР.
- Проиграли – что?
- Войну.
- Какую войну?
- Холодную войну. Холодную, - напомнил он, - Сорок лет.
*
Однажды вечером, в ноябре 1945-го года в Ленинграде
в комнату пятидесятишестилетней поэтессы Анны Ахматовой в Фонтанном доме
вошёл ранее ей незнакомый  2-ой секретарь британского посольства в СССР Исайя Берлин,
на двадцать лет моложе
и вышел только под утро.
*
Что они там делали – неизвестно,
разные думают разное,
одни про поэзию,
другие попроще,
а третьи – и то, и другое.
Но Ахматова на полном серьёзе считала,
что холодная война между СССР и США
в ту ночь и началась. 
*
В начале той ночи в Лос-Анжелесе
Фрэнк Заппа почему-то решил,
что холодная война закончилась
у крыльца той гостиницы, гдё мы курили.
И закончилась полным разгромом СССР.
*
Но я об этом был ещё не в курсе -
ибо до встречи Горбачёва с Бушем на Мальте,
когда они объявили об окончании холодной войны,
оставался ещё почти год.
Поэтому я к сдаче в плен был ещё не готов.
*
И Заппа это заметил:
- Америка теперь вас разрежет на куски и съест.
*
- А вот не подавится твоя Америка! – молча взыграли во мне лучшие чувства советского человека.
- Да ну, - сказал я.
И на*уй не добавил только потому,
что речь шла о большой политике.
*
- Америка вас сожрёт, - опечалено повторил он, - Разделит вас на ваши республики, потом республики разделит ещё на республики - и сожрёт по кускам.
*
… это было сильно похоже на тот столб,
который зачем-то хотел взорвать какой-то там Фельтринелли,
после того, как издал «Доктора Живаго»…
*
… а ведь так оно потом и вышло –
и разрезала, и съедала,
и режет, и ест.
И Фельтринелли подорвался,
когда хотел взорвать опору линии электропередач под Миланом...
*
… а тогда это было - слишком неожиданно.
Но главное - неинтересно.
Потому что - неправдободобно.
Этого не могло быть….
*
- Ты погоди спорить… - мягко возразил он, хоть я и не возражал, - … я старше - поэтому послушай…  ещё год, два, три - и все эти ваши солженицыны, вся эта ваша эмиграция - побежит отсюда.
*
- Побегут - куда? – не сообразил я.
*
- Назад. В СССР. Или как это будет называться. Потому что они здесь уже больше не нужны. Они – отработанный материал.
*
Солженицын, Давлатов, Некрасов, Войнович, Авторханов… 
сразу и не вспомнить…
это отработанный материал?…
строительный мусор?…
*
- И ни хера ты не понимаешь, как это будет страшно, - тихо сказал он,  - Вы и так нищие – а будете – вообще… у вас полстраны там вымрет от голода.
*
… да мы и в горячую, страшную войну не вымерли.
А сейчас-то, в эпоху развитого социализма,
да в эпоху perestroika&glastnost –
что ты несёшь, Фрэнк Заппа?
Может, ты меньшевик какой?
Или троцкист-бухаринец?
*
- Нет, Америка всем вам умереть, конечно, не даст – пришлёт какие-нибудь яйца Рузвельта. Но у вас уже будет капитализм.
*
… ножек Буша тогда ещё не было,
но как ни странно, о яйцах Рузвельта я знал –
в советские времёна, в экспедиции
в мои обязанности арссрежа, кроме прочего, входила и кормёжка съёмочной группы,
а это было тогда уже не просто, еда куда-то уже исчезала...
*
... я договорился с директором какой-то столовой
и за наличные деньги, не через кассу,
нас там стали вполне сносно кормить.
Но однажды, немолодой оператор отказался на завтрак есть омлет.
Я решил, что это каприз и резковато бросил ему – не хочешь, не ешь.
- Ты погоди, не сердись, - виновато стал он объяснять мне, - Понимаешь - я в блокаду в Ленинграде этого омлета - во, наелся!
- В блокаду? Омлета? – недобро уточнил я.
- Ну, не омлета - яичного порошка, - объяснил он, - Пацаном – всё время голодный, жрать вечно охота – разведёшь ложку порошка с водой, на керосинке пожаришь – лепёшка такая рыхлая получалась.  Утром, днём, вечером  - всю блокаду, все три года. Да и после блокады жрать особо нечего было. Это хорошо ещё порошок этот был - мать мелким партработником была - а то б перемёрли. Миллиона полтора нас перемёрло – порошка на всех не хватало. Народ прозвал это яйца Рузвельта. Ты извини, но я с тех пор омлет видеть не могу. Нет, я могу съесть, но как увижу омлет - мне выть охота. Ты просто молодой ещё, не понимаешь. Попроси, чтоб кашу, что ли, мне сварили. Да, хоть манную.
*
Потом Горбачёв к яйцам Рузвельта приделает куриные окорочка
и поскачут по стране курьи ножки Буша.
И почему-то это будут называть гуманитарной помощью,
хотя мы исправно платили Америке за эти ноги.
*
Но к чему это он?
*
- А ты - режиссёр Lad Mirza - готов к капитализму?
*
Мне захотелось ёрнически отдать ему честь,
и гаркнуть, как пионер:
- Всегда готов!
*
… готов ли я был тогда к капитализму?...
А в каком таком хмыхле?...
У нас - СССР...
Готов ли я к капитализму...
*
… по молодости всё по барабану –
коммунизм, капитализм -
думаешь – прорвёёо-омся.
Да и не будет у нас никакого капитализма –
у нас СССР –
союз нерушимый…
Я не знал, что ответить.
Я пожал плечами…
*
… да он и не ждал ответа.
- А я вот - законопослушный гражданин США. Я люблю свою страну. Но я никогда не был проектом ЦРУ. И я не был проектом Америки. Я – Frenk Zappa – я проект самого себя. Я независим. Понимаешь?
*
- Понимаю, - сказал я, полагая, что оценил его независимость.
Вот только главного я не понимал –
ну, к чему он это всё, жилы тянет…
*
- Но я дорого заплатил за это. И я очень внимательно смотрю – в какую игру меня хотят втравить…
*
Чуть позже - Заппу втравят в Европе в бизнес.
В постсоветской Европе.
Правильно это назвать –
торговля имуществом, оставленным уходящими частями Советской армии.
А имущество Советской армии –
это не только кальсоны, противогазы и солдатские койки…
*
… и втравят его –
ловкачи из окружения Вацлава Гавела –
последнего президента Чехословакии и первого президента Чехии,
большого поклонника Заппы.
Со всеми вытекающими из этого действиями.
И так втравят, что даже правительство США перепугается…
*
… я не знаю этой истории.
Да и не хочу её знать.
Но хочу верить, что Заппа быстро соскочил.
Да и времени у него было мало…
*
- Я очень внимательно смотрю, в какую игру меня хотят втравить.
- Понимаю, - сказал я.
- А – ты? – спросил он меня, - Внимательно смотришь?
*
Кто меня, в какую игру хочет меня втравить?
Куда я должен смотреть?
Но я ответил:
- Стараюсь. Я конечно – не  Frenk Zappa, но я тоже маленький проект самого себя.
*
А он вдруг заботливо спросил:
- Ты вот по Америке два месяца уже мотаешься – отели везде  были нормальные?
- Да, - удивился я перемене темы.
- А сколько стоит твой  номер в сутки?
*
… я пожал плечами…
*
- Твоя Кукла сказала у тебя три комнаты – спальня, джакузи в ванной – это дорогой номер.
- Не я плачу – организаторы.
- И ты думаешь - они на тебе столько зарабатывают?
*
… а вот об этом я и не задумывался…
*
- Ты думаешь - кино снял - и теперь ты крутой и все должны вокруг тебя бегать. И всё лучшее тебе давать. И так будет всегда, да? Дорогие отели, встречи со зрителями – полные залы.
*
… только дурак этого не хочет,
но только дурак думает,
что так будет всегда.
И только дурак не понимает,
что этого может и не случиться.
Но так вышло -
и я не знал, что ответить…
*
- Вот на этом тебя и поймали.
- Кто? – спросил я.
Он  развёл руками:
- CIA.
*
… и как-то мне вся моя поездочка увиделась вдруг…
Какая-то иная правда вдруг забрезжила за его словами…
*
… с другой стороны –
я езжу себе и езжу,
никто меня не гнобит,
никто меня ни о чём не просит, не требует –
в чём проблема-то?...
*
… если бы это был кто другой –
хрен бы я стал это терпеть.
Но это был Фрэнк Заппа
и он был почти вдвое старше меня.
И говорил он это - мягко и доброжелательно,
с какой-то заботой обо мне,
наверное, как старший брат….
*
- Я тебя спросил – хочешь ли ты быть проектом ЦРУ - ты на меня, как на врага посмотрел … а ты и есть – проект ЦРУ.
*
… я молчал…
*
- Всё это опьянило, да?... пять звёзд, океан, пальмы, море внимания… тёлка у тебя… -
он провёл по телу девичью линию,
- … феррари… понимаю… разморило… и ты и не заметил…
*
… я молчал.
Потому что вдруг учуял, что он прав, он крепко прав –
ЦРУ, не ЦРУ, но это была какая-то замануха…
*
… он добродушно усмехнулся:
- А говоришь - не хочешь работать на ЦРУ…
*
… я молчал…
*
- Нет - ты сам решай, что тебе нужно… я тебе советов давать не собираюсь… ты просто задумайся над тем, что я сказал… просто – подумай… и реши сам – что тебе нужно… и сделай сам свой выбор… -
вдруг обнял меня рукой за шею,
притянул к себе,
прижался лбом к моему лбу
и тихо –
не сказал –
попросил:
- … и слезай ты с этой тёлки… -
имея в виду Куклу.
отпустил шею и заторопился,
- Погнали.
*
… а вот этого – я напрочь не понял…
*

                продолжение - http://www.proza.ru/2019/06/13/196


Рецензии
Лайкаю.
Но ФЗ в тыщу раз хужее СИА
Как-то начинаю его не любить.)

Василий Саяпин   11.06.2019 22:30     Заявить о нарушении
Вась!... стерпится - слюбится

Владислав Мирзоян   11.06.2019 22:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.