Репетиторство на дому

Эмиль перешёл в другую школу, точнее – в гимназию, и, как положено, нахватал сразу двоек по нескольким предметам.
Английский по количеству неудов был в этом списке на первом месте.

Через знакомых вышли на меня, вспомнив, что живу неподалёку от места его учёбы и почти неотлучно нахожусь дома.
Так у меня появился единственный ученик.

Привела его впервые бабушка — моя ровесница и тёзка.
Пятиклассник оказался обаятельным, жизнерадостным, балованным и ... немного ленивым, а наша симпатия – взаимной.

На первом же уроке, когда я расспрашивала о семье, он, не моргнув глазом, сообщил, что маму зовут Эльмира, сестру – Эльза, папу — Эмиль.
- Так ты назван в честь папы? То есть Эмиль Эмильевич? Все на «Э»?
- Шутка. Папа у нас оказался Альбертом.

Ответ понравился своим построением, и я рассмеялась, расценив его раскрепощённость как доверие.
Потом он рассказал о своих домашних животных...
Овчарка Тарзан и кот Тишка живут на разных территориях: кот – в доме, пёс — во дворе, и стараются не встречаться.

Потом рассказал о новой школе, в которой «ничего не задают, а потом спрашивают».
- Лилия Юсуповна только задания на уроке даёт, ничего не объясняет, а сама весь урок в кабинете директора сидит.
- А почему она там сидит? – непроизвольно задала вопрос вслух.
- Потому что она – завуч! – получила почти исчерпывающий ответ.

Тут я некстати вспомнила одного коллегу, быстро поднявшегося по служебной лестнице, начавшего педагогическую деятельность весьма своеобразно: он заставлял детей открывать учебники и зубрить параграфы, а сам надевал наушники и слушал любимую музыку.
Объяснение было простым: «Не люблю детей».
Чтобы не портить молодому человеку жизнь, его заставили написать заявление по собственному желанию, взяв обещание, что к детям он не пойдёт.
Через несколько лет он пришёл в нашу школу с проверкой, возглавив комиссию как представитель отдела народного образования. А ещё года через два, будучи депутатом горсовета, пытался стать мэром. Тогда не прошёл...
Отвлеклась, извините.

Сейчас мне надо помочь Эмилю.
И я решила сходить в школу сама, чтобы «изучить ситуацию на месте», предварительно испросив разрешения у мамы Эмиля, которая моей инициативе только обрадовалась.

Была ещё одна причина моей прыти – любопытство: как сейчас ведутся уроки английского в городской школе. Ведь я почти двадцать последних лет проработала в поселковой.
- Чтобы не смущать коллегу, представлюсь бабушкой Эмиля. Мы ведь с твоей бабой Людой тёзки. Возражений нет?
Мама с сыном дружно закивали в знак согласия.
На следующий день «вся при параде» я иду в гимназию.
Первое удивление меня ждало при входе на территорию.
Калитка высокого ажурного забора недешевого чугунного литья была заперта.
Нажав на звонок, никакого сигнала не услышала. Через металлические прутья увидела группу учеников, стоявших недалеко от спортивной площадки, и стала махать им, подзывая к себе. Один – сердобольный – подбежал, открыл своим магнитом доступ к «храму науки».

Территория школы была со вкусом оформлена и тщательно ухожена.
Профессионализм ландшафтного дизайнера говорил сам за себя.
При входе меня остановил охранник в синем костюме и эмблемой школы на рукаве.

Узнав, что я хочу встретиться с Лилией Юсуповной, стал задавать вопросы.
- Можно посмотреть документ, удостоверяющий личность?
- Пожалуйста.
- А по какому вопросу?
- По личному.
Изучив мой паспорт, позвонил по телефону и предложил подождать.
- Сейчас она спустится.
- А пройти нельзя?
- Нет. Только с учителем, - сказал, как отрезал.
При всём внешнем блеске желание учиться в этой школе таяло с каждой минутой.
У нас было намного проще...

Лилия Юсуповна подошла минуты через две после звонка с урока.
При первом взгляде я подумала: «Не замужем». Сейчас стараюсь вспомнить детали, которые помогли сделать такой вывод... И не нахожу. В таких случаях всё сваливаю на интуицию.

Возраст – от 27 до 35, не изводящая себя диетами. Её можно было бы назвать миловидной брюнеткой, если бы не столь уверенный вид, от которого даже я оробела.
Одета Лилия Юсуповна была в тонкий джемпер сливового цвета, выгодно подчёркивающий цвет её почти чёрных волос. На ней была юбка – она закрывала колени, но позволяла увидеть ровные пухлые ножки. На лице с правильными чертами – лёгкий (едва заметный) макияж, на губах, чуть тронутых помадой сливового цвета, полувежливая полуулыбка.
Я поняла вот только сейчас, что меня в ней напрягло: снисходительный тон.

Именно эта деталь не позволила мне в своё время влюбиться вместе со всей страной в героя Вячеслава Тихонова в фильме «Доживём до понедельника». Мне нравился Тихонов из фильма «Дело было в Пенькове». Но это к нашей истории не относится.

Сейчас мне нужно помочь Эмилю.

- Здравствуйте, Лилия Юсуповна! Я – бабушка Эмиля Н. из 5 В. Пришла справиться, как учится внук.
- Наконец-то. Я несколько раз вызывала родителей, но у них так и не нашлось времени.
- Родители были в отъезде, другая бабушка изучала в школе немецкий – помочь не могла, а я вот приехала недавно и узнала, что у него такие проблемы. Я-то в школе очень любила английский. Вот и хочу помочь. Только Эмиль просил, чтобы я не ходила, потому как очень тушуется перед одноклассниками. Новенький всё-таки.
- Очень что? – переспросила Лилия Юсуповна.
- Тушуется, стесняется то есть. Пятый класс. Сами понимаете...

- Да, когда я его первый раз увидела, он на меня такое хорошее впечатление произвёл. Модный галстук, эта стрижка – прямо как депутат.

Тут я, по-моему, икнула, подумав: «Только не депутат!» А Лилия Юсуповна продолжала.
- Читает хорошо, но слова не учит, ни одного текста на пересказ не сдал...
- Он говорит, что не задают. Это и вызвало сомнение.

- Просто он не записывает домашнее задание. Кстати, это сейчас повальное явление в их классе среди мальчиков... И вообще, их класс очень слабый...

Вот это замечание ни одному родителю оптимизма по поводу учёбы ребёнка не прибавило бы. А меня совсем расстроило.

- А можно, я на уроке посижу? Только вы не говорите, что я бабушка Эмиля.

- Все присутствия на уроке только с разрешения администрации, - произнесла Лилия Юсуповна настолько официально, что сразу стало ясно, что моя просьба не будет удовлетворена.

Для меня это было полной неожиданностью. Для кого, в конце концов, я наряжалась?!
Шутка. Сама знаю, что неуместная.

В своё время я приветствовала посещение уроков родителями учеников. Это позволяло им сравнить уровень знаний своего "чада" и других, понять требования к уроку, и вообще, посмотреть на ребёнка и его одноклассников в работе. Иногда, зная, что дети смущаются при взрослых, я предлагала постоять родителям за дверью и послушать урок.
Но сейчас новые правила в школах. Не скажу, что лучше, чем были прежде...

Выписав все задания и оценки, мы с Эмилем стали работать над его «пробелами в знаниях», как часто выражаются учителя.

Кроме гимназии, у мальчика есть и другие обязательства. Он четыре раза в неделю занимается плаванием в спортивной школе и имеет неплохие результаты, а это значит, что с командой выезжает на соревнования и ... правильно – пропускает уроки в школе.

Договорились заниматься по два академических часа два раза в неделю у меня. Сразу после гимназии.
«Сразу» не получалось... Эмилю хотелось пообщаться с приятелями. Отодвинули занятия на полчаса.
Часто он приходил уставший. Это и понятно. Посиди-ка в школе шесть-семь уроков! А потом побегай-ка сразу полчасика!...

Когда я первый раз предложила ему чай, он так обрадовался, что беседа наша будет проходить «в неформальной обстановке», что по окончании урока обнял меня, чем немало удивил учительницу, привыкшую «держать с детьми дистанцию».

С тех пор прощаясь, он всегда обнимал сначала меня, а потом и мою маму, увеличив количество своих бабушек на две. Моему мужу просто пожимал руку.

Мама Эмиля смеялась: «Да, вот такой он у нас!»

***

Чем хорош английский, как предмет: ты можешь о чём угодно говорить, лишь бы на языке.
И мы говорили на разные темы. Пока, конечно, я, переводя свою речь, заставляя повторять короткие, часто употребляемые фразы. Видя артистичность Эмиля, как-то сказала, что он, наверное, будет артистом. Мальчик согласился, что эта идея ему нравится. И тогда я сказала, что мой кумир Чарли Чаплин.
- Знаешь такого?
- Нет. А где он снимался?
- В немом кино. Объявляю пятнадцать минут на фильм Чарли Чаплина.

Фильм понравился. Имя запомнил.

- Забыла сказать, он, кстати, говорил по-английски.
- Да он вообще там не говорил! Немой же.
- Фильм – немой. А Чарли Чаплин родился в Лондоне. Мировая знаменитость! Учи английский!

***
Ещё одна забавная история с фильмом произошла во время очередного чаепития.
Вдруг ни с того, ни с сего он спросил.

- А вы руку когда-нибудь ломали?
- Нет. Бог миловал.
- А я ломал. В Турции.
- Так фильм «Бриллиантовая рука» про тебя что ли?
- Какой фильм?
- «Бриллиантовая рука». Ты, что, не смотрел?
- Нет.
- Так посмотри как-нибудь. Актёры там хорошие. Тебе, я думаю, понравится.

Потом продолжили занятие. Читали детские короткие истории на английском. Разбирали что-то из грамматики. И вот, уходя, уже на пороге он говорит.
- В воскресенье буду смотреть «Рубиновую руку».
- Ужастик кровавый. Я их не люблю.
- А зачем мне сказали, чтобы посмотрел?!
- Я?! Сказала?!
- Ну, сами ещё за столом говорили, что смешной фильм. Шутили?
- «Бриллиантовая рука»! Бриллианты – это тебе не рубины!!!

***

Все дети сейчас зависимы от гаджетов. И мой ученик не избежал этой участи. Когда он первый раз попросил разрешения сходить в туалет, я не заметила, что он взял смартфон с собой. На третьей минуте я сообщила ему через дверь:

- У нас ведь туалет платный. И цена растёт от времени пребывания.
- Как это? Счётчик что ли стоит?
- Типа того, – использовала я его любимую фразу. – Родители твои платят за уроки, а получается, что и за туалет.

***
Как-то он пришёл без тетради и без домашнего задания.
Хотел узнать у одноклассников, но те на его звонки не отвечали.
Я стала ворчать.

- Ведь не первый раз ты не записываешь! Почему? Я знаю хороший способ избавления от забывчивости: отобрать смартфон на недельку – и сразу память улучшается.
- А вы, оказывается, жестокая! Никогда бы не подумал!

Дала чистую тетрадь, он дозвонился до одноклассницы. Отзанимались, выполнив меньше, чем планировала. Это меня раздосадовало.
Прощаясь, он распростёр руки для объятий.

- Никаких обнимашек, друг мой! По твоей вине мы сегодня не выполнили план.

Он изобразил глубокое разочарование на лице и запел:
- Видно, не судьба, видно, не судьба, видно, нет любви, видно, нет любви, видно, надо мной посмеялись вы...

Муж, проходивший в это время из комнаты на кухню через прихожую и слышавший наш разговор, рассмеялся вместе со мной.

- Откуда ты песню-то эту знаешь? Она ведь из юности твоих родителей.
- От них и слышал.

***
В последнее время стала замечать, как «садится» зрение: средний шрифт учебника для 5-го класса воспринимаю как мелкий и могу читать только с лупой.
- Вы с этой лупой, как Шерлок Холмс... А можно, я посмотрю?
- Только недолго.
Схватив лупу, он побежал к трюмо в прихожей, заставив меня задуматься: почему к зеркалу?
Потом дошло, что он видит моё лицо через лупу, которую я держу перед глазами.
Представив картинку, я ужаснулась.
А Эмиль между тем, забыв о времени, изучал себя с такой тщательностью, что я решила ознакомить его с дедуктивным методом известного сыщика.

Дело в том, что в моём сотовом был забит его номер, хотя и общались мы через маму, а у него моего не было.
Сидя за столом, я звоню ему на сотовый. Услышав из прихожей сигнал своего смартфона, он бежит к столу, возвращает мою лупу и шарит в рюкзаке в поисках источника звука.
- Минуточку! Мне звонят. Я только посмотрю.

Я забираю свою лупу. Мой телефон, с высветившимся его именем, лежит, прикрытый тетрадью. Он достаёт свой смартфон, видит незнакомый номер.
- Какой-то чувак звонит.
- Или чувиха... Ну, что, Шерлок, сможешь определить её возраст?

Эмиль нажимает кнопку соединения.
- Алё! Алё! – повторяет он. - Молчат.

- А я с точностью до дня могу тебе его сказать, – произношу с улыбкой и показываю на своём дисплее высветившееся имя «Эмиль». – Ну, что, сэр? Будем учить английский? Великий сыщик говорил, между прочим, тоже на нём.

***
В следующий раз он увидел у меня на полке книжного шкафа билеты в театр.

- Вы в театр идёте?
- Да. Приезжает внучка из Челнов. Хочу сводить.
- А сколько ей лет?
- Семнадцать. Это наша старшая.
- Есть ещё и младшие?
- Ещё пять. И два внука.
- Ух, ты! Они все в Челнах живут?
- Нет. Две местные.
- А им сколько лет?
- Одной пятнадцать, а другой ещё нет двух.
- А старшую как зовут?
- Арина.
- А с ней в театр пойдёте?
- Так втроём и идём.
- Я тоже в театр хочу.
- Извини, друг, но этот спектакль 14+... Не в этот раз. Я буду иметь в виду.
- Ну, хоть фотографию покажите.

Показала всех. Заинтересовали две самые старшие. На их фото взгляд задержался в разы дольше, чем на младших.

***

Как-то в середине мая Эмиль стал считать, сколько дней осталось до его дня рождения, так я узнала точную дату.
На следующий день я позвонила в три театра, изучила репертуар и остановилась на пьесе А. Хмелика «Жил-был пионер Лаптев».
Сама смотрела её с внучкой два года назад. Очень понравились и пьеса, и постановка. Динамично, озорно, с хорошим юмором.
Пока шла в театр, решила купить четыре билета.

Два подарила сыну, наказав, чтобы девятилетнего внука сводил,
два других вручила Эмилю в качестве подарка.

После спектакля он прислал сообщение, что ему всё очень понравилось. Правда, ходил с мамой.
***

Узнав о том, что я побывала в Америке, он стал задавать вопросы, касающиеся жизни и благосостояния жителей той страны.

- А сколько вы там получали? Две тысячи баксов?! Это же … больше 120 тысяч рублей!... Когда выучу английский, обязательно туда поеду... А вы хотите туда ещё раз поехать?
- Только туристом. Не больше недели.
- Почему?
- Хватило того раза.
- Ну, там же здОрово?!
- Вот съездишь и скажешь.
- Я обязательно вас туда повезу на машине.
- На машине в Америку – это круто!
- И сниму вам номер на неделю в самом лучшем отеле, где всё включено.
- Слушай, это ещё одна мечта, ради которой стоит жить!
- А какие ещё?
- Ну, например, спеть с большой сцены с внучками.
- Хорошая мечта, – одобрил он.

Прошло недели две после этого разговора, и вот он опять сидит после тренировки сильно уставший... И я третий раз предлагаю открыть тетрадь и начать работать.
- Я так спать хочу! Вчера заставили сто раз отжаться...

Как бабушка, я ему сочувствую и предлагаю:
- Пятнадцать минут спишь, а потом на столько же задержишься.
Он соглашается. Засыпает на диване сразу, как только закрывает глаза. Через пятнадцать минут бужу.

- Вставай! Работать надо. Обещал ведь в Америку свозить.
- Не обещал, а обещаю! – ответил Эмиль, открывая тетрадь.

***

Вот и наступили летние каникулы. Не знаю, как Эмиль, а я по нему скучаю. И не только я, но и мама, и муж. Да, вот такой он у нас!



 










































 
 
 


Рецензии
Как всегда, рассказы у Людмилы - милы. А у меня - английский ломаный. И вовсе не потому, что "англичанку" звали Зоя Абдуловна...

фон Бар Алекс-Эрнст   15.06.2019 12:55     Заявить о нарушении
Спасибо, Алекс!
Вот что значит с утра, натощак, подсуетиться.))

Людмила Вятская   15.06.2019 22:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.