02 13. Глава тринадцатая. Ночной бой

     Дальше пошло всё по нарастающей. Слева от нас, слева по ходу нашего движения, в ущелье Пини шел бой. Там трещали автоматы, хлопал одиночными выстрелами ДШК. Прилетали и улетали вертолёты огневой поддержки МИ-24. Бахали разрывы снарядов. Мы пёрли по горам, как умалишенные. Солдаты уже почти ничего не соображали от усталости. В моём взводе начал падать Хасан. Вообще-то он мастер спорта по борьбе. Здоровенный, высокого роста, накачанный борец-вольник. Он не жаловался, ничего не говорил. Он просто шел и просто упал. Один из вещмешков с него снял Сайфулла Суванов. Надел этот мешок на себя, коротко сказал: – «Это мая землак».
    Нормальный вариант – нацепить на себя третий вещмешок. На высоте 3500 повесить на себя груз, рассчитанный на троих. Я не спорю, Суванов крепкий пацан. Но, он скорее толстый, чем накачанный. Какую надо иметь силу духа, чтобы загрузить на себя третий вещмешок с патронами и идти по горам на высоте более 3 500 метров!
     Высотомера у меня не было. Точных цифр я не мерил. Но, судя по тому, на сколько мы спустились с четырёхтысячника, я полагаю, что метров на двести-триста успели спуститься. Значит текущая высота была в пределах 3700-3500м. На такой высоте воздух очень разреженный. С двойной выкладкой валить по горам без привалов – это что-то невозможное. Я не знаю, как я шел. Это был не я, это был «зомбик» какой-то. Какое-то полубезсознательное существо, которое тупо переставляло ноги. На этой высоте, на моих глазах Суванов напялил на себя третий вещмешок. Капец.
        Я проникся поступком Суванова, попытался взять у Хасана снайперку. Тот не отдал.
 - Я сам. - Шепотом выдохнул Хасан. Он тяжело дышал, сидел на тропе так, как шлёпнулся. Коленки были направлены куда-то вбок, ступни оказались под попой. Как ноги подломились, как он упал, так и сидел.
        Винтовку Хасан мне не отдал. Встал, покачиваясь, пошел вперёд.
   Сколько по времени мы так шли я не знаю. В моей голове всё перемешалось. Сил хватало только на то, чтобы вдыхать разреженный воздух и смотреть где можно найти укрытие. Благо, вокруг были нагромождения скал. Достаточно было просто опуститься на карачки, чтобы пропасть из поля зрения противника. Если таковой объявится.
   Во второй половине дня, далеко за полдень, мы пошли по склону вниз. Слева, далеко внизу, были видны какие-то хилые домики, редко налепленные по дну ущелья. Это кишлак Пини. Получается, что мы на высоте 4005 обошли под самой вершиной практически всю гору и ушли на правый хребет над ущельем Пини. Старцев со своим Третьим взводом побежал на левый хребет над Пинии. Разведка полезла в само ущелье. Классический расклад. Мы потом часто будем так делать. Седьмая рота по горам будет охватывать противника, а разведка будет прочесывать по низу.
    Из моего повествование можно сделать вывод о том, что я, вроде бы, являюсь очевидцем боя. Однако, если учесть расстояние и моё состояние, то станет понятно - не дохрена я могу рассказать. Чтобы исправить этот пробел, я собрал рассказы непосредственных участников того боя. Приведу в этой главе.
 
Юрий Владимирович Мещеряков в то время занимал должность командира взвода в шестой роте. Он является прямым участником того боя. После окончания службы Юрий Владимирович подробно описал эти события в книге «Хроники афганской войны». Позже эта книга была переиздана под названием «Панджшер навсегда». У меня нет разрешения от Юрия Владимировича на то, чтобы приводить цитаты из его книги, поэтому я коротко перескажу как развивались события. Подробности его рассказа читайте у него.

Коротко:
       Ночью по радиосвязи шестая рота получила боевую задачу устроить засаду против душманской группировки, которая двигалась к источнику воды. Шестая рота выдвинулась под покровом темноты к источнику. Однако, сама попала в засаду душманов, т.к. душманы успели выйти раньше, заняли позиции и открыли плотный огонь из автоматического оружия. Шестая рота понесла потери, откатилась назад.


Выписка из Книги Памяти:
 11 сентября 1984 г

  2. сержант Афонин Владимир Анатольевич - 2-й мсб 682-го мсп 108-й мсд
  3. рядовой Ерёмин Александр Юрьевич* - 2-й мсб 682-го мсп 108-й мсд
  4. рядовой Колосовский Николай Иванович - 2-й мсб 682-го мсп 108-й мсд
  5. рядовой Коновалов Семён Сигнеевич - 2-й мсб 682-го мсп 108-й мсд
  6. рядовой Копылов Владимир Павлович - 2-й мсб 682-го мсп 108-й мсд
  7. рядовой Меркушов Алексей Дмитриевич - 2-й мсб 682-го мсп 108-й мсд
  8. рядовой Поляков Александр Вячеславович - 2-й мсб 682-го мсп 108-й мсд
  погибли в бою в ущелье Пишгор провинции Парван
 
  * по ВКП погиб 10.09.1982г.



Рассказывает прапорщик Хайретдинов Г.И. Командир 4-го взвода 8-й роты:

 - Тогда, над Абдуллахейлем, наша Восьмая рота вечером вышла на хребет и остановилась на ночь. Вода кончилась, жратва тоже. Тут нам по рации сообщили, что по ущелью идёт второй батальон. Шестая рота. Они должны были пройти под нашим прикрытием и залезть на другой хребет того ущелья. Наш ротный Карлен Рубенович Карагланян мне тогда сказал:
 - Гена, там командир этой шестой роты - Ромка Галлямов. Он татарин. Ты покричи на татарском, спроси, может быть у них вода и жрачка есть. А на татарском, чтобы духи нихрена не поняли. Хер там они татарский знают.
Ну, я покричал по-татарски. Галлямов мне ответил.Сказал: - «Сигареты может быть вам нужны?» Я ответил: - «Спасибо, сигарет у нас полно. Ходить по горам тяжело, дохера не покуриш».
А он в ответ: – «Ага, у нас то же самое».
Короче, поперекрикивались с ним, сказали друг-другу: «До завтра». А завтра уже не настало. Ночью они столкнулись с разведротой. И там один солдат... Там, блин, один солдат…
 Галлямов он же крепкий такой был. И вы@бистый. Он не носил наше обмундирование. Он ходил в каком-то чешском комбинезоне и в кроссовках. И ещё вы@бывался, взял у солдата станок от пулемёта. Солдатик вымотался, а Галлямов крепкий, он забрал у солдатика станок. С этим станком на плечах он в темноте, в горах, натолкнулся на разведчиков. Галлямов обросший был весь, небритый, в кроссовках и НАТОВском комбезе. Рожа восточная и ещё на плечах какую-то гаргару тащил. Солдат-разведчик ему: - «Руки, душара!» А Галлямов ему: - «Солдат, я тебе щас как пере@бу, будут тебе руки!» А солдат тогда: - «Ах ты гад, ты ещё и по-нашему разговариваешь!» Взял и выстрелил в Галлямова. А взводный этого солдата подскочил, как дал солдату по хлеблу. Только уже поздно было. Галлямову четыре или пять пуль в живот попало в упор из АКМа.
 

Рассказывает капитан Старцев С.А., командир взвода, затем командир 7-й роты:

 - Нихера. Не так было. Шестая Рота вышла ночью на разведчиков. А эти обоссались от страха и начали палить, сцыкуны херовы. Нет чтобы крикнуть: - «Ты, @баный козёл, кто там шаро@бится ночью перед нашей позицией!». Если тебе ответят: - «Да пошел ты на х@й, сам ты, ё.т.м. козёл», то тогда это свои. Две секунды крикнуть-то. Если не ответили, тогда открывай огонь. А эти чмыри обосцались и в Ромку в первого полмагазина выпустили в упор. Замполит их, маленький такой, чмо такое вонючее. Как же его фамилия… Чер… Чер… он потом ко мне в 7-ю роту с проверкой пришел. Я уже стал командиром седьмой роты. А это х@йло пришло ко мне то ли Боевые Листки проверять, то ли план-конспекты занятий. Какую-то х@йню вот такую свою мозго@бку замполитскую. А мы сидели, бухали с офицерами и прапорами восьмой роты. А там, в восьмой, три прапора таких служили, такие здоровые были. Я всегда ходил к ним бороться с этими прапорами, чтобы форму поддерживать. В тот день мы сидели, бухали, а к нам это чмо зашло. То-сё, слово там за слово и тут это мелкое гавно, х@йло это никчемное, начало рассказывать какой он, бл@ть, герой. Его понесло, он распи@делся, а не понимает кто перед ним. Он не знал, что я с Ромкой был корефан из корефанов. Ромка меня, сопливого лейтенанта, на ноги ставил. Он солдатом отслужил, потом прапором послужил, потом поступил в училище, потом командиром взвода послужил и тут я пришел в батальон зелёный и сопливый. И вот этот Зубр, этот Бронтозавр взял меня к себе в кенты и начал объяснять мне как надо солдату дать пи@ды, как сделать, чтобы от службы не отлынивали, чтобы молодых не пи@дили. Короче, Ромка был мой настоящий друг, товарищ и наставник.
А замполитик этот, крысёныш этот с воробьиной головкой сидел, заливался какой он Дартаньян. А прапора Восьмой роты всё ближе ко мне подсаживались, всё ближе. Он скажет предложение, а они ближе ко мне придвинуться. Втроём. Он ещё скажет, они ещё придвинуться. Они-то втыкали чё-да-чё. А этот у@бочек зашел с проверкой, а тут мы за столом. Он подсел и давай петь: - «Да я, да вот так, да полмагазина в упор!»
Сука, как только он это сказал, так прапора на меня втроём и прыгнули. А я на того замполита. Его никто за язык не тянул, он сам начал бахвалиться. Не втыкал кто перед ним. Ну, я тут начал хрипеть. Прапора здоровые, они вцепились в меня. Мы под стол закатились, а это чмо – две секунды – и его как ветром сдуло. Я потом больше ни разу его в полку не видел. Он или на боевых от меня прятался или ещё где ныкался. Это, бл@ть, его последний день был бы, если бы он мне на глаза попался.
Так что, я не верю в рассказ Гакила. Как там в темноте боец мог видеть, что Ромка не бритый? Ночью же ты сам знаешь. Хоть пальцем в жопу, хоть по локоть руку. Хер чё видно. А замполитик тот сосцал ночью окликнуть. Сучёнок. Гадёныш. Гнида. Жалко, что я раньше до него не дотянулся, что прапора в меня вцепились. Я бы, бля, дал ему полмагазина. Сука, удушил бы своими руками.


 Рассказывает Кузнецов Сергей, рядовой, разведчик:

 - Мы после Пизгарана прошли по хребту вдоль ущелья Абдуллахейль. К ночи поднялись на высоту 4005, чтобы утром спуститься по маршруту ущелье Пини, Хисарак, Мариштан, Руха. Только легли спать, по рации от командира полка поступил приказ: спуститься вниз и устроить засаду на духов, которых типа шестая рота раздолбала в Пини. А их остатки выходят в нашу сторону. Мы спустились и через некоторое время увидели несколько человек. Мы вь@бали по ним и кинули пару гранат. Все, в кого мы стреляли, упали. Но были крики на русском. Мы стали кричать на фарси и русском: - «Кто вы такие?» И чтобы живые сдавались. В ответ нам тишина. Народ встал и пошёл осматривать место. Нашли раненого Галлямова. Не признали своего и добили. Потом нашли спрятавшегося артнаводчика. Отпи@дили его за то, что молчал и не отвечал. Доложили командиру полка. Он нам сказал, что ошибочка вышла. Не шестая рота духов, а духи шестую роту сверху расстреляли. Убили 7 человек, а остатки роты уходили в нашу сторону. Вот так всё было.
     Ну, а потом вы, седьмая рота, остались там до утра. А мы ночью спустились и там на месте засады были до утра. Утром забрали трупы и пошли в сторону Хисарака. Там нашли ещё 7 трупов. Прилетела вертушка и забрала всех убитых. Духовский ДШК стоял на самом хребте зачехлённый. Мы не полезли за ним так как не было приказа. Ушли на Хисарак.


Рассказывает Ахмед Сулейманов, рядовой, пулемётчик РПК: 

 - Когда ребята со второго батальона были убиты, тогда Старцев меня оставил с ними. Было трое убитых. Старцев оставил меня и ещё одного солдата. Сказал: - «Утром догоните нас» и пошел со взводом дальше. А я там за ночь чуть не ох@ел ночевать с двухсотыми.
     Там было то ли сено, то ли что-то такое. В кучках. Мы собрали эти кучки, накрыли убитых. И сами залезли туда же. Запах от двухсотых я потом чувствовал до-о-олго.
     Утром, как и было сказано, подошел КП батальона. Мы с пацаном двинулись дальше, догонять своих. Когда догнали, там шел бой. Мы по-пластунски поползли к своим. А там Старцев, как Суворов командовал. Духи, оказывается, шли впереди наших. Потом остановились, поставили ДШК и обстреляли наших. Но, не успели нормально поставить, поэтому у нас потерь не было. Старцев сам корректировал огонь артиллерии. После артобстрела мы пошли вперёд. А там и след простыл духовский. Были только гильзы.
     Потом, когда стемнело, мы бегом шли обратно. Тут, бля, говор афганский. Спускался с гор кто-то. Мы, конечно, заняли позиции и чуть было не скосили «зелёных». Хорошо, что с нами был Сафаров. Он понимал по-таджикски, он сказал Старцеву, что это царандой спускается, а не духи.
     А потом нам по рации сказали, чтобы мы съ@бывались оттуда быстрее. Там есть шанс встретиться с духами, а их ждёт артиллерия. Мы за компанию с духами тоже можем попасть под раздачу. Мы всё бросили и ушли из того квадрата.





 


Рецензии