Записки эмигранта. 20 лет спустя, часть 1

В наших краях давно, с середины 1980-ых, бродил «призрак заграницы» и бередил души морально неустойчивых граждан. У нас раньше было немало этнических греков, а также немцев и евреев. Многие из них в конце 80-ых – начале 90-ых уехали в Грецию, Германию, Израиль, Америку по программам для репатриантов. Через пару лет, обжившись на новом месте, они приезжали в гости к родственникам, шокируя общественность рассказами о заморском житье.

Помните те времена -  конец 80-ых, «сухой закон», кооперативы и их кустарные творения, первые «комки» - комиссионные  магазины. Позже они стали «коммерческими» -  на одной витрине рядом стояли  бутылка колы, японский магнитофон, джинсы-«варенки», губная помада, жевательная резинка, колода карт... Потом были лихие 90-ые: МММ, ваучеры, непонятное слово «приватизация»,  очереди за молоком и хлебом.

В школе нам выдавали талоны на сахар и сливочное масло, а бабушка из Владикавказа присылала посылкой килограмм-другой гречки: ей полагалось, как диабетику, и она экономила и присылала ее нам…

Моряки, ходившие в загранплавание, привозили и продавали немецкие каталоги Отто и Квелле.  Это было круто - иметь каталог. Даже простое разглядывание газонокосилок, ваз и домиков для котов расширяло горизонты и в известной степени приобщало обладателя к бездуховным ценностям загнивающего капитализма - и как же нам хотелось влиться в эту оргию бездуховности. Счастливые обладатели каталогов могли одолжить их на пару дней только очень хорошим знакомым со строгим наказом обращаться аккуратно.

Иногда мои родители брали у знакомых каталог на 2-3 дня. Обычно он был обернут в газету, чтобы не истрепалась обложка. Вечером после ужина мы садились за стол и, голова к голове, аккуратно переворачивая тонкие страницы, смотрели на все эти ковры, шторы, кухонную технику, одежду и обувь, посуду и игрушки и вздыхали: живут же люди!

Мне было лет 12, брату – лет 6, и как же мы завидовали счастливым заграничным детям, у которых были такие чудесные комнаты с детской мебелью, вся эта модная одежда и просто невероятные игрушки.

Приезжающие из другого мира иммигранты рассказывали о совершенно чудесных вещах. Таких, как волшебный порошок в пакетике, от которого потерявшие изначальную белизну носки снова становились белоснежными (отбеливатель). Очищенная, нарезанная ломтиками и замороженная картошка в супермаркетах (гордость фаст-фудов). «Чудо-машина», которая сама делает кофе, только чашку подставляй (кофе-машина).

Готовая еда, которую привозят домой в баночках и коробочках (delivery). Швабра, состоящая из рукоятки с полосками ткани и к ней - ведро для отжимания.  А также многое-многое другое, для нас тогда непостижимое и даже невероятное.

Многие знакомые моих родителей стремились уехать на ПМЖ за границу. И некоторым это удалось. Мои родители тоже несколько лет подумывали куда-нибудь рвануть, но дальше разговоров дело не продвинулось.

Помню, у нас дома долго лежали австралийские анкеты для оценки баллов ценности потенциальных иммигрантов. Приглашение на всю семью из Греции. Однажды они ездили на разведку в Болгарию – но попали в самый разгар экономического кризиса, когда там не было даже электричества и отопления.

Помню ещё какие-то документы для предоставления статуса беженца в США. Витали в воздухе мечты о Новой Зеландии – экологически чистой стране с высоким уровнем жизни, изумительной природой и птичками киви. В итоге моя семья осталась дома. А жить за границу уехала я.

Когда я только уехала, и об этом стали узнавать многочисленные знакомые (город у нас маленький, все всех знают), мои родители принимали поздравления: «Надо же. какая она молодец, супер, смогла»!!! Мама говорила: "Такое впечатление, что ты как минимум слетала в космос с высадкой на Марсе!" Для российской провинции середины-конца 90-ых это на самом деле было достижением. Прорывом из серости и безнадеги.

Прожив год в Греции, я вернулась домой. Меня ждали, как с поля брани. В первые несколько недель мне пришлось нелегко: приходилось принимать визиты бесконечных потенциальных эмигрантов, приходивших ко мне «на консультацию». Друзья, знакомые, соседи. Соседи знакомых. Знакомые друзей. Почти незнакомые. Расспрашивали, как там, «за бугром». 

Я рассказывала. Они восхищались – супермаркеты, социальные блага, природа,  древности...  Ужасались чему-то непривычному для нашего менталитета вроде того, что лет с 18 дети живут самостоятельно и отдельно от родителей, а бабушки совсем не обязаны смотреть за внуками. 

Иногда не верили – помню реакцию соседки - молодой девушки - которая на вопрос, какая примерно средняя зарплата в Греции  получила ответ «около 1000 долларов», глядя в упор мне в глаза, тихо, но твердо сказала: «не верю».

Сестра соседки предложила мне заняться распространением какой-то компьютерной программы, которая приносит сумасшедший доход. При этом нужно заплатить членский взнос или что-то вроде этого и найти десятерых новых членов, которые заплатят взнос тебе. В общем, пирамида. Я спешно ретировалась, роняя тапки.

Ещё одна соседка, портниха с золотыми руками, творящая фантастические свадебные платья,  просила найти магазины, продающие вещи в стиле пэчворк и наладить ей бесперебойную доставку её изделий для продажи и пересылку денег обратно. В описываемое время миссия была невыполнимой. Однако, я нашла такой магазин, владелица не очень охотно согласилась «посмотреть». Я передала соседке полученную информацию и в принципе была бы не против помочь, но на этом дело заглохло.

Продолжение следует...


Рецензии