Ялта. Крым

               

Все знают игру  в ассоциации. Если бы у меня спросили ассоциации со словом Ялта, я бы не задумываясь ответила – эмоции. При посещении этого чудесного города они были разными в зависимости от ситуации: восторг, надежда, радость, счастье, разочарование, удивление, волнение и беспокойство.  В  плане информативности читателю этот обзор не даст ничего. Из-за этого я долго не решалась написать о Ялте.

Приходилось там бывать в разное время: в советское, при Украине и последний заезд – уже в составе России. И даже в разное время года. При Союзе – летом, при Украине – весной, при России – осенью. И каждый раз – Ялта разная. Летом она мне принесла полное разочарование, когда толпы  приезжих,  никого из местных и никто толком не знает, как добраться до  музея Чехова. Одно утешение и сплошное счастье – «Поляна сказок». Ещё бы, ведь я тогда была ребёнком, и Поляна сказок была самое то, что нужно маленькому книжному червячку.  И,  даже став уже довольно взрослой, меня тянуло туда, чтобы ощутить  те же эмоции, что и детстве. Со времени открытия «Поляны сказок» её экспозиции не менялись. Все как один сказочные герои милые и добрые, даже Соловей – разбойник с Серым волком. Все на месте, никого  не «ушли». Не заменили. Возможно, кто-то, посетив «Поляну сказок»  второй раз, почувствует обманутым в своих ожиданиях: им новых сказочных героев подавай. А мне напротив, хочется, чтобы ничего там не менялось. Мне не нужны новые персонажи, злые и страшные как весь современный мир.

Весной Ялта становится не просто городом, где вся инфраструктура заточена на предоставление курортных услуг. Проведённый там  Первомай доказал, что Ялта –  город не только отдыхающих бездельников, но и рабочего класса. Это был мой самый лучший Первомай. Море красных знамён к тому же на фоне самого синего Чёрного моря, а рядом – огромный памятник  Ильича на набережной имени его же. Наверное, тогда я полюбила Ялту, хотя снова не попала в музей Чехова. Тогда же для себя сделала удивительное открытие: и не такая уж она  напыщенная,  дорогущая и надменная, как кажется поначалу. Бывает естественной и  пролетарской.

Октябрь, проведённый в Ялте, доказал, что на юга надо ездить с кем-то, кто способен  разделить твоё романтическое настроение. А иначе зачем? Можно часами сидеть  на набережной и созерцать, как мимо неспешно проходят парочки,  угадывать, кто приехал  с любовницей, а кто с семьёй.  Кстати, для меня это просто игрушка, а вот у продавцов на центральном рынке на эти дела глаз намётанный. Они за долю секунды определят,  кто с кем приехал разделять романтическое настроение. И приехавших любовников называют молодожёнами.
Отреставрированная набережная поразила своей южной безмятежностью. Но в самом конце, у «Ореанды» вас ждёт  неприятный сюрприз.   Памятник великому советскому писателю Юлиану Семёнову скромно приткнули у входа в брендовый пятизвёздочный отель.  Создаётся впечатление, что это швейцар присел отдохнуть.  Вот сейчас он встанет, распахнёт перед вами двери в отель.  Ну, не должно так быть. Категорически не должно. Памятник не выполняет свою основную функцию  - не создаёт благоговение перед гением мастера слова. А в  нескольких десятках метров при входе в Приморский парк на возвышении стоит правильный памятник М. Горькому. Он, как и его буревестник, гордо реет над набережной.

Гуляя по набережной Ялты, только слепой пройдёт мимо указателя "Крокодиляриум". К указателю прилагается скамейка с сидящим на ней симпатичным крокодильчиком. Цены "кусаются", но внушительное поголовье крокодилов и прочих ползающих тварей ( черепах, варанов, игуан) того стоит. Есть ещё одна причина не пройти  мимо - адская жара. Крокодиляриум находится в подвальном помещении, а там прохладно. 

В дом-музей А.П. Чехова лучше всего наведаться осенью, когда можно спокойно, почти в одиночестве побродить по саду. Я мысленно сняла шляпу перед писателем: и писал-то он замечательно, и собственноручно сажал деревья на своём участке. А какие люди посещали Чехова в его "Белой даче". Мне это поведала смотрительница музея, с которой мы мило пообщались в виду отсутствия экскурсионных групп.

Никитский ботанический сад хорош в любое время года  и даже при любом общественно-политическом строе. Он всегда цветёт и пахнет. На то он и сад. Тем более, ботанический.  Да ещё на такой огромной площади. К тому же на южном берегу Крыма. Ту не хочешь – зацветёшь. Всё это составляет огромный плюс. Но есть и небольшой минус. В памяти ботанический сад  остаётся сплошным зелёным пятном, кроме, пожалуй, одной отдельной картинки. Моя картинка – это бамбуковая роща, фонтан с золотыми рыбками, а рядом толпа людей.
Обойти весь сад мне не посчастливилось . Но  и то, что удалось увидеть, размылось  в памяти под грузом впечатлений. То ли дело Форосский дендропарк, который находится в пределах Большой Ялты. Он в разы меньше, зато воспоминаний больше.  Да и людей там встретишь реже.

В последний приезд в Ялту я обнаружила римско-католический храм  с великолепным органным залом. У входа в храм расписание концертов. Удивление, радость и разочарование  одновременно. Разочарование – надо было уезжать, радость – что я его нашла, и, если звёзды сойдутся, туда попаду в другой раз.

Какая Ялта зимой, мне неизвестно. Но  мне кажется, что пешие прогулки по тихим уютным улочкам, примыкающим к морю, это беспроигрышный вариант в любое время года.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.