Как трансформируется прфессиональная этика

Профессиональная этика – это совокупность определенных обязанностей, нравственных норм, правил поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе.

Профессиональная этика регулирует человеческие отношения в процессе производства. Каждая профессия имеет специфику принятой в ней и действующей системы ценностей. Причем один и тот же поступок может рассматриваться как моральный, вне моральный и даже аморальный, в зависимости от того, как в нем выражается отношение к действующей системе ценностей.
 
Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируется наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.

Всем известна врачебная этика. Она состоит в особом отношении к больному человеку в независимости от его болезни и социального статуса. В готовности оказывать помощь больным в любой ситуации, даже опасной для врача. Решительности и мужество при принятии решения по оказании помощи человеку, в экстремальных условиях.

Этот профессионализм накладывает особый отпечаток на врачей. В обычной жизни он проявляется, повышенным требованием к гигиене, материалистическим, порой даже циничный взгляд на жизнь, человека, его здоровье и поведение.
Степень профессионализма врача, соответствие его действий профессиональной этики определяет сообщество врачей. Существуют специальные врачебные коллегии, которые рассматривают все сложные случаи лечебной практики.

В настоящее время происходит процесс разрушения врачебной профессиональной этики. Государство, пытаясь добиться идеальной степени управляемости обществом через прямое управление каждым человеком, подменяет этические нормы врачебной этики   административно-бюрократическими инструкциями, полностью регламентирующими действия врача.

Врач может оказывать помощь только после выполнения целого комплекса бюрократических процедур связанных с заполнением различных разрешающих бумаг. Оценка профессиональной деятельности врача во все большей степени осуществляется с привлечением юридических правовых норм и различных судебных инстанций.

Разрушение профессиональной этики приводит к утрате профессионализма врачей. Врач превращается в формального исполнителя некоторых инструкций. Если инструкция отсутствует, или не заполнены некоторые формальные бумаги, то врач не имеет права осуществлять свою профессиональную деятельность.

В настоящее время обострился старый морально-нравственный конфликт присущий классовому обществу связанный с платной медициной. С одной стороны врач со сформировавшейся врачебной  этикой, глубоко осознающий её базовые принципы и разделяющий их, должен оказывать помощь всем больным, с другой стороны, он как сотрудник платного учреждения должен требовать с больного оплату за своею помощь.

В период Советского Союза этого конфликта не существовало. Общество оплачивало работу врача.

Заметим, что отход от профессиональной этики приводит к утрате профессионализма. Это хорошо описано в дореволюционной художественной литературе Вересаевым - «Записки врача», в ряде рассказов А.П. Чехова.

Другой широко известный пример профессии, где основой профессии является этика – это педагогика. В силу своей профессиональной деятельности, педагог должен постоянно оценивает знания и поведение учащегося, и вносить соответствующие коррективы. Нельзя обучать человека не воспитывая его.

Этот подход к ученику учителя, как правило, переносят в свою жизнь за стенами школы, на своих близких и окружающих. 

Государство, как и в медицине, навязывает бюрократические стандарты, в которых пытается прописать инструкции на все действия педагога. Причем не учитывается человеческий фактор – ученик, который на этапе обучения в школе еще не сформировавшаяся, не социализированная личность.  Поведение отдельных учеников и целых подростковых коллективов проявляются как, некоторая стихия, требующая от педагога действий в реальном времени и которые не могут быть описаны формальными инструкциями.

Заметим, что профессиональная этика не является абсолютной. Она отличается в разных странах. Например, в медицинской этике существует принципиально различное отношение к эвтаназии. На Западе существует регламентированная бюрократическая процедура   допускающая участие медиков в умерщвлении больных. С точки зрения христианской религии такая «помощь» является смертным грехом. В России эта процедура пока еще за пределами  медицинской этики .

Особенно важна профессиональная этика в военном деле. Существует очень тонкая грань, отделяющая действия военнослужащих во время боевых действий от уголовных преступлений.

Во время войны совершаются поступки, которые являются преступными с точки зрения мирного времени. Самое значимое - это конечно убийство противника, при этом допускаются все возможные обманы, засады, фактический грабеж, когда отбирается имущество, продовольствие противника.

Пример, иллюстрирующий этот тезисы, приведен в пьесе Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети». Старший сын Мамаши Кураж солдат наемник во время боевых действий захватывает стадо коров в деревне противника и пригоняет его в свою армию. Он получает за это награду и поощрение. На следующий день заключается перемирие, но солдат не знает об этом и захватывает еще одно стадо. За это действие его как обыкновенного грабителя приговаривают к повешенью.

Важность профессиональной этики военных связана с тем, что она отделяет солдата от преступника. Преступник, уголовник не может быть солдатом по определению. Это только предтеча перестройки, один из создателей уголовной романтики В. Высоцкий сочинял песни об уголовниках, ушедших на фронт и мужественно воюющих.

Преступник – это человек нарушивший правила человеческой этики.   Он свои личные корыстные интересы ставит выше интересов окружающих его людей, отказывает окружающим в праве на личное имущество, здоровье, жизнь. В этом и состоит суть воровской этики.

Уголовник с легкостью будет участвовать в наступательных действиях на слабого противника, грабить, убивать, но как только возникнет опасность для его личности, его не удержат ни какие приказы. Все его действия будут направлены только на одно – выжить любым путем и сохранить награбленное.
 
История показывает, что любая армия, отступившая от норм военной этики, разлагается и терпит поражение.

Возникновение первых военных, профессионально-этических кодексов относится к периоду XV –XVI веков. В этот период появились профессиональные наемные армии.
В основу военной профессиональной этики легли различные рыцарские кодексы. Они определяли отношение, вассала и его покровителя, отношение с пленными, с не воюющим  населением, процедуру выкупа и т.д. С появлением наемников, солдат профессионалов правила военной этики модифицировались.
 
Радикальное изменение военной этики произошло в XVII , когда возникли армии, формирующиеся на основе рекрутского набора. Во второй половине  19 века создаются массовые армии на основе мобилизационного призыва. Заметим, что в настоящее время в основу формирования армии вновь положен принцип найма профессиональных солдат.

Офицеры являются основой армии, и их профессионализм определяет ее боеспособность. Уровень профессионализма офицеров тесно связан с уровнем их профессиональной этики. Существует этическое понятие чести офицера
Первый самый важный принцип профессиональной военной этики это личная смелость и мужество офицера. Это качество он должен демонстрировать на всех этапах военной карьеры.

Второй важный принцип военной этики связан – верностью присяге и долгу.
Во времена феодальных войн этот принцип выражался через личную присягу рыцаря. Переход к наемным профессиональным армиям свел воинскую этику к этике обычной профессии, теперь профессионал мог выбирать работодателя. Переход от одной враждующей стороны к другой, при простом изменении оплаты, считался нормальным. Пленные профессиональные солдаты тут же включались в состав армии, которые ее пленили.

Следует заметить, что в этот исторический период, фактор возможности перехода солдат на сторону противника, учитывался командованием при планировании и ведении боевых действий.

С переходом на рекрутскую систему формирования армии, а затем мобилизационную, сформировалась этика защиты государственных и национальных интересов. Ради этих интересов и осуществляются все боевые действия.
Третий важнейший принцип военной этики связан с дисциплиной, с готовностью выполнить  приказ. Профессиональный военный приступает к выполнению приказа без обсуждения его целесообразности. Такого же исполнения он ожидает и от подчиненных.

Вся первичная, базовая военная подготовка направлена, на то, чтобы это отношение к приказу было доведено до автоматизма.
 
Все кто служили в Советской Армии, помнят бесконечные нудные занятия по строевой подготовке. Цель строевой подготовки – выработать у военнослужащих рефлекс автоматического выполнения приказа и чувство согласованного действия с товарищами по оружию. Заметим, что в строевых смотрах, парадах участвовали офицеры всех рангов.

Этот метод армейской подготовки зародился ещё во времена первых греческих фаланг. Без строевой подготовки фаланга не смогла бы перемещаться по местности и выполнять перестроения. Слаженность действий фаланги важнее индивидуальной подготовки бойцов. 

Военный принцип безоговорочного выполнения приказа, служил и служит, оправданием военных преступников. Понятие преступный военный приказ, вообще говоря, плохо формализовано. По-видимому, оценка преступности приказа возможна при сравнении его с другими принципами военной и общечеловеческой этике.
 Четвертый этический принцип связан с отношением к гражданскому населению.
Во времена феодальных войн, гражданское население рассматривалось как некая природная среда, которая обеспечивает снабжение армии и является одним из победных трофеев. При «правильной» войне в Европе профессиональному военному был запрещен беспредельный грабеж населения. Армейское руководство вступало в контакт с местным самоуправлением, требовало и получало некоторую «контрибуцию».

Иное поведение имело место в «не цивилизованных» пограничных странах с другой  культурой (Россия, Турция, Прибалтика и т.д.). Эти страны являлись объектом колонизации, и местное население не представляло ни какой ценности.
Один из главных принципов военной профессии состоит в следующем, профессионал может продемонстрировать свой профессионализм, сражаясь с профессионалом. Нападение на гражданское население нельзя оправдать какими-то высокими моральными целями защиты страны, поэтому такое нападение сравнимо с обычным бандитским налетом.

Для подавления народных выступлений, для борьбы с гражданским населением создаются специальные полицейские формирования, внутренние войска. Со времен Великой Французской Революции эти войска во многих странах получили название Национальной гвардии.

Во все времена существовала и существует рознь между внутренними войсками и обычными войсками (Шутка.Гвардейцы кардинала, это внутренние войска, мушкетеры короля - общевойсковая гвардия). Армейские офицеры и солдаты всегда чувствуют и демонстрируют свое моральное превосходство над военнослужащими внутренних войск.

Пятый моральный принцип связан с отношением к военнопленным.
На начальном этапе становления профессиональных армий правила обращения с благородными пленными, офицерами,  исходили из рыцарской дворянской этики.  С одной стороны, рыцари принадлежали к малочисленному классу феодалов. С другой стороны все они, как правило,  были в той или иной мере связаны родственными связями. Поэтому попавший в плен рыцарь, оказывался в привилегированном положении по сравнению с простыми воинами. Пленного рыцаря не убивали и не превращали в раба, он выступал в качестве ценного трофея. За пленного рыцаря можно было получить выкуп или привлечь на свою сторону, сделать своим вассалом.

Появление профессиональных армий распространила этот принцип на наемников. Каждый наемник, обладал профессиональными военными навыками и умениями, за него можно было получить выкуп.

Профессиональные военные собирались в отряды, очень похожие на банды и в полном составе с командирами поступали на службу к королям, князьям, городам-республикам.  При возникновении конфликта эти мини армии с оружием отстаивали  интересы нанимателя. Профессионалы не были заинтересованы в физическом уничтожении друг друга. Сражение напоминало криминальные стрелки. В истории описаны случаи, когда одна из враждующих сторон признавала свое поражение, а другая победу после переговоров и оценки боевых возможностей. 

Эта ситуация изменилась с выходом на историческую сцену национальных государств имеющих большие денежные интересы. Армии начали формироваться на основе рекрутского набора, а затем, когда потребовались ещё большие армии, то в начале девятнадцатого века появились армии, которые формировались на основе мобилизационных призывов.

Фактически в этих армиях формируются две военные этики: этика офицеров и этика солдат. Этика офицеров это продолжение и развитие на новом уровне этики рыцарей, наемников. Этика солдатских масс это этика несвободного человека.
В этих армиях присягали на верность императору, королю, президенту.
Красная армия формировалась на новых этических принципах. Основополагающим элементом было полное гражданское равенство всех военнослужащих и основная целевая задача служение народу.

Это было юридически закреплено  во всех воинских уставах и в Конституции.
Приведу ряд интересных примеров.

Все военнослужащие стали товарищами в тяжелом ратном труде. Попытки новых властей отказаться от этого обращения, вновь ввести сословное разделение пока что отторгаются военной средой.

Достаточно легко представить критическую ситуацию, требующую от бойцов взаимопомощи. Необходимо вытащить раненного товарища с поля боя рискуя жизнью, прикрыть огнем, тем самым обнаруживая себя и т. д. Эти действия естественны для товарищей, но если ты имеешь дело с господином офицером, то все становится иначе.

Позвольте высказать такое суждение:  отсутствие сословного разделения в Красной Армии было важнейшим фактором ее монолитности, устойчивости в критических ситуациях.

В Красной Армии не было солдат, были красноармейцы.
Начальный смысл слова солдат — наемник, который нанимается на службу за один сольдо.

У меня отец служил с 1930 года в Красной Армии. До Великой Отечественной войны командиры обращались к рядовому составу только на «ВЫ», и «товарищ красноармеец».

В довоенные годы, как известно даже из фильмов, военнослужащий благодаря за поощрение по уставу отвечал: «Служу трудовому народу».
Позднее, отражая новые реалии, ответ трансформировался в «Служу Советскому Союзу». Советский Союз — это уже некоторая бюрократическая государственная машина.

Пресловутая Женевская конвенция о военнопленных не была ратифицирована только из-за одного пункта, в котором говорилось о привилегированном положении пленных офицеров.

В Красной Армии полностью было исключено какое-либо физическое или моральное насилие над военнослужащими.

В качестве примера приведу реальный случай из апреля 1942 года. Все происходило на фронте под Москвой. Командир в гневе избил, ударил несколько раз плеткой, двух солдат заснувших на посту. Его осудили по известной политической статье 58. За разложение и подрыв боевого духа Красной Армии.

В эпоху позднего Советского Союза (-конец восьмидесятых годов) разложение в обществе находило отражение и в армии.

Армия перестала быть всенародной. С одно стороны появился целый социальный слой, представители которого на легальных основаниях отказывались от службы. Понятие гражданского долга перед народом, трансформировалось в служение некоторой управляющей касте.
С другой стороны сложилась военная офицерская каста. Сколь-нибудь значимую военную карьеру могли сделать только представители этой касты.
Как следствие этого неравенства и отсутствия мотивации в армию вернулось рукоприкладство командиров, хамское отношение к нижестоящим и т. д.

Остатки военных этических представлений добиваются бюрократической государственной машиной. В нарушении всех воинских традиций к оценке деятельности военнослужащих привлекаются гражданские следователи. Решения выносятся исходя из политических сиюминутных требований различных властных группировок.


Рецензии