Парижская осень 2016... или почему я перестала

цикл: " Мой Париж".

Парижская осень 2016-го...или почему я перестала ездить в Париж...

Введение в парижскую проблематику. 12 06 19.
Вчера во время ужина муж сказал мне сакральную фразу на мои " философские размышления о несовершенстве этого мира, об изменениях, которые произошли в обществе, в отношениях с моими прежними друзьями, в частности...:
- Я думаю, тебе пора развеяться...
- Что ты имеешь в виду? - удивилась я.
- Тебе пора почистить перышки и слетать в Париж... ты давно там не была...
тебе необходимо вдохновение... - ответил мой мудрый муж.

Сначала я замолчала... потом начала вспоминать: почему я уже третий год не посещаю мой некогда любимейший город планеты... я стала вспоминать... а сегодня кто-то из особо чувствительных читателей моих мемуарностей нашел текст моего Письма под номером 861, написанного 20 ноября 2018-го года...
Я перечитала его... и решила добавить в цикл " Мой Париж" это важное воспоминание... Пожалуй, я дополню его воспоминаниями об одной весьма скандальной и инфернальной персоне из числа наших эмигрантов, Софье Оранской ( писатель и поэт), которая утомила меня до чрезвычайности своими претензиями на общение со мной... и страшно разобиделась на моё нежелание общаться с ней из-за депрессивности и агрессивности ее поведения... Боже мой... меня мучает вопрос: Почему россияне, уехав во Францию ( за редким исключением) становятся такими сволочными? такими стервозными, такими меркантильными? что происходит с их душой там, в этой прекрасной Франции...? Частично ответ на этот вопрос есть в тексте данного Письма ( из цикла Письма друзьям") 12 06 19, Мск.


Елена Вагнер Федосеева

Письмо 861. 20 11 2018. Фейсбук, соцсети, Париж, Пушкин и Катрин…

Фейсбук… я сократила, как могла свое присутствие в соцсетях… «напрягает» воображение только Инстаграм… уж очень он мне пока нравится, да и не только мне, но и моей уже почти взрослой внучке Маше по причине возможности наблюдать за картинками частной жизни людей…
 
вот время наступило… раньше журналы делали «эксклюзив» о частной жизни звезд… за него журналистам хорошо платили… за материал, конечно… вспомним «Римские каникулы», охоту папарацци за принцессой Дианой, например… Некоторым, не особенно ВИП-ам, но желавшим «засветиться» перед широкой читательской аудиторией приходилось еще и приплачивать за публикации тем же журналам и журналистам…

Не буду называть фамилии, адреса и пароли… Но… мне самой, будучи журналистом и по совместительству, PR-менеджером одного глянца, удалось раскрутить одну весьма «прагматичную», мягко говоря, особу на платную публикацию ее интервью… вот где успех…!! В те-то времена… в прошлом уже веке…
 
А вот now… люди перешли на «самообслуживание» и сами не стесняются делать публикации своих фото из постели, из бани, чуть ли не из туалета… вот прикол… «баллы популярности так зарабатывают»…

ну, и конечно, зайти на страничку какой-нибудь ВИП-ши и посмотреть на ее сервировку стола для завтрака, ах, ты Боже мой… прикольно , конечно, и поучительно… красиво… всегда свежие цветы… намекаю на госпожу Рудковскую… Она весьма известнейшая блогерша… Волочкова вообще ничего не стесняется… это уже притча во языцах…

есть у меня и личный « мёд», т.н. «тетямотя»… жена богатого человека, судя по географическому размаху ее путешествий, домашним интерьерам и туалетамдля фотографирования, мама троих детей, признанная блогерша и светская персона… пример того, как тетимоти делают себя из «ничего»… сила воли ( железная, кстати), диета, тренировки и… вот… ву а ля! Новая стильнейшая персона года, титулованная этим званием ( нет, не доктора наук, а « Самая стильная»… интересно, какую сумму муж внес на оргсчет конкурса?) и награжденная кубками и почетными знаками…

Прикалывваюсь, конечно… но девчонки молодцы!  Желание известности сочетается с бизнес-проектами… на днях пойду на презентацию книги «тетимоти» о ЗОЖ… « Прессуй тело» - называется…

Забавно, но сегодня разгорелась дискуссия… полуголая тетямотя в Марракеше позирует полуобнаженная со змеей в руке на фоне красивого бедуина с квадратными от вожделения глазами … это при всем при том, что днем ранее тетямотя разгуливала в мини юбке по марокканскому базару и жаловалась честному люду ( нам, то есть, читателям ее блога), что какой-то «упырь» ( выражения стырила у автора «базарной» истории) присосался к ее голой ноге…
 
К чему это я? Это мои очень странные иллюстрации влияния соцсетей на жизнь отдельно взятой личности, т.е. меня, например…

Вот раньше ( забрюзжала я), в тенистых залах Ленинской библиотеки при лампе под знаменитым зеленым абажуром, я читала Шопенгауэра выпуска 1896 года, труды Вернадского и Ницше, классиков экономической теории, Блаватскую в подлиннике, труды Алисы Бэйли, Шпенглера, Канта, Сведенборга и пр., и пр… а вот теперь… я читаю посты тетимоти, «собирателя звезд», перебранку Рудковской и Волочковой с фанатами… ах, да… еще Одинцову читаю, задаваясь совершенно некстати вопросом: зачем так явно выставлять напоказ свою любовную связь с Немцовым, пиарить детей, рожденных вне брака… или у меня «взгляд замылился»?… говорить про любовь к женатому человеку и выставлять напоказ перед всеми подробности частной жизни и роман с ним, тем более, что он уже в миру ином?  это современно? Вернее, сейчас так принято?

А тут некстати еще Эвелина Хромченко сегодня «попалась на глаза»… эта «серая мышка» отечественной моды как-то совсем незаметно превратилась в «фэшн-соловья»… похвально, конечно… десятками лет она формировала свой вкус в области моды… к ней, конечно, прислушиваются… многие… помнится наша встреча в Париже… показ Пьера Бальмана где-то рядом с пляс Дез Этэ Юни… проливной дождь… я была простужена, но все же вышла из гостиницы…я просто хотела сходить в магазин… надо было купить фруктов… оказывается рядом с моим отелем был показ Бальмана… у меня не было приглашения на фэшн-шоу Бальмана, но колоритная публика в виде сто-летних старцев и разукрашенных старушек  на роскошных черных Мерсах, поддерживаемая в буквальном смысле, за штаны мускулистыми слугами под прикрытием черных служебных зонтов невероятных размеров, привлекла мое внимание…
 
Естественно, мне пришлось обратить внимаание и на миниатюрную блондинку в черных брючках, стоящую обособленно с пачкой приглашений в руках… казалось, она кого-то ждала… присмотревшись внимательнее, я узнала в «мышке» Эвелину, она уже работала тогда в «Харперс» в качестве главреда… Я «наивно подумала», что она «поджидает меня»… именно меня…тут я подмигну строгой публике… на самом деле я просто обрадовалась соотечественнице, окруженная чужими аристократическими ВИП-персонами… я была уверена, что Эвелина тоже будет счастлива, увидев меня, говорящую по-русски… мы тогда разделяли одно фэшн-поле (по одной из моих специальностей, по другой я была представителем академической структуры при Правительстве…)  ха! Но Эвелина об этом втором моем «поле деятельности не знала… да, и сейчас, тем более, не знает… а впрочем… ( правда, с ее мужем у нас был более тесный контакт в силу специфики профессии журналиста,  Но я всегда помнила свой академический статус, даже на фэшн-вечеринках по случаю…и всегда на фэшн-мероприятиях «держала спинку»)… Но… я ошиблась… тогда… в Париже…Эвелина «ждала вовсе не меня»…

И от приветствия, произнесенного  по-русски,  просто шарахнулась в сторону…

Вот… такие миниатюрки хранит моя память… Несколько дней назад на конкурсе « Русского силуэта» мы с Эвелиной оказались одеты идентично… в черное… кружевные юбки и приталенные жакеты…я сделала вид, что не заметила «мышку», одетую в одном стиле со мной… а вот Эвелина… это я запеленговала «боковым зрением» ( не стоит всегда смотреть прямо и в упор, чтобы видеть!! Сик!), «расстреляла меня взглядом « в упор»… Ха!

Зато сегодня…в Инстаграме …я посмеялась над ней от души… малюсенькая женщина рядом с огромным платяным шкафом на круглом стульчике от рояля крутилась туда-сюда…туда-сюда… я рассмотрела ее короткие ножки… и вообще… было очень смешно… очень… и удивительно, что «первому фэшн-оратору» королевства российского так некстати отказало чувство стиля и вкуса… хотя, понятно…. Она просто рекламировала услуги «создателей шкафа»…

Боже… вот до чего доводят соцсети… и это «болезнь века», пока ты не инфицирован, ты можешь рассуждать здраво… но если уже вирус соцсетей и соответственно вирусные инфо всех мастей в тебе, то все… ты болеешь по полной программе… Соответственно, делайте выводы, товарищи… а они не утешительные, к сожалению… какую надо иметь силу воли, чтобы не ходить « по помойкам»…
Но… не получается…

НО… Фейсбук напомнил сегодня, что ровно два года назад... В Париже... на Салоне Русской Книги на ру Буасьер мы познакомились с Катрин Эткинд Допера...она руководит парижским обществом любителей творчества А.С.Пушкина... она и ее соратники - Пушкинисты бережно хранят память о русском поэте...... потом мы читали друг другу стихи в сквере поэтов ( сквер Батиньоль) у памятника АСП, конечно... снимали видео-поэзию... некоторые видеофрагменты нашего общения опубликованы на моем канале на ютубе... например, это:
 
https://www.youtube.com/watch?v=2Khvg4IZOYA

Я слушала воспоминания Катрин об ее отце... о чаяниях русских, живущих в Париже... Это было необычно... Катрин давно покинула пределы России... ее неповторимый шарм до сих пор чарует меня...

Я не была в Париже ровно два года… ( по состоянию на 01 11 18)… Почему? Этот визит в октябре 2016-го был очень не удачным для меня… скандальная история с организацией поездки русской делегации от СПР… накануне поездки, когда деньги со всех участников были собраны, куратор программы ОБ (участие делегации в Салоне Русской книги было предложено, кстати, мной, по моей инициативе… поскольку я много лет езжу на подобные мероприятия, в т.ч. и на Лё Ливр, и на Всемирные дни поэзии в Париж, в Yerre) неожиданно  прекратила общение… в принципе, все было понятно… мои связи, адреса, пароли, явки были использованы… «мавр сделал своё дело… мавр может уйти»…

Но. и парижская сторона вела себя очень неопределенно… я могу только назвать инициалы ИАШ, с которым мы сотрудничали на протяжении 10 лет… до самого последнего момента, когда билеты уже были куплены, он не мог определиться с датой начала салона… вернее, не называл ее точно, объясняя это визитом ВИП в Париж… и открытием нового культурного центра РФ  на Левом берегу Сены с золотыми куполами… так ярко Россия заявила о своем культурном присутствии в Париже…

Некоторые приемы «на уровне», предварительное общение с прежними парижскими знакомыми вызвали неприятный осадок… какая-то гниль вылезала на поверхность…и внутри контактных персон были явные «язвы» от их парижской жизни… общение с бывшими соотечественниками… их откровения… все было очень странно, тягостно, уныло, сонно… открытие Арт-пространства в Лувре и наши оф-круги…все было как-то «тесно», специфично… я специально делаю лишь намеки… поскольку эти «закладки» станут отправными точками для неформальных воспоминаний в художественно- мистической форме…промучившись на официальных встречах, выставках, мероприятиях…испытав массу разочарований ( видимо, были слишком высокие ожидания с моей стороны), я с упоением окунулась в мой любимый Париж с головой… я напрочь старалась забыть все официозы и связанное с ними напряжение всех мыслей и чувств, устав от негармоничных трансакций, я убежала в «поля» Булонского, «луга и парки» Версаля, окунулась в течение Сены с корабля Батобуса… я просто садилась на корабль, иногда если не было дождя на корму, опускала взгляд в Сену и плыла… по течению… или против него… сливаясь со стихией воды и аурой города…

С Катрин Эткинд нас познакомил какой-то молодой человек на Салоне в РЦНиК… кажется, он работал в качестве редактора в выпускаемом Катрин журнале на русском языке, свежий номер которого был представлен на ру Буасьер… Странный салон, конечно… нам обещали французских издателей… Они были… несколько издательских домов Франции ждали, что мы, писатели и поэты России будем ангажировать их производственные мощности для перевода наших стихов, поэм и прозы… А мы, российские поэты и писатели с надеждой ждали, что французские профи заинтересуются нашими трудами и предложат сотрудничество… ничего не вышло…

На отдельных презентациях было очень мало народа… практически по десять-пятнадцать, максимум двадцать человек… справедливости ради скажу, что моя презентация была ранним субботним утром… «очень «вальяжное время»… все французы еще спят… но на мою презентацию пришел глава нашего внешнеторгового ведомства Туров Александр Владимирович, чему я искренне рада…для меня это была честь, учитывая его напряженный график работы… и мои друзья… делегация СПР, видимо, еще спала… но я не обиделась, я снабдила их всех билетами на открытие выставки живописи Арт-шоппинг в Лувре… я об этом еще напишу… когда-нибудь…

Рядом со мной на стенде было место профессора из Сорбонны… Внешне он очень напоминал актера Робина Уильямса…  актер умер в 2014-м… я помнила об этом…я всегда вздрагивала, когда смотрела на профессора… копия… вылитая копия американского актера… он также улыбался, как   герой Уильямса из фильма « Куда приводят мечты»… у него был такой же нос…выражение глаз… Его заинтересовал дизайн моих аудио и электронных книг… особенно « Ласковой пантеры»… я его очень даже понимаю…

Катрин… она показалась мне сначала очень старенькой… она говорила несколько шепеляво, казалось, что она даже немного не в себе… Но потом Катрин оказалась очень активна, очень настойчива в делах, в своем стремлении делать дело своей жизни… Она дочь знаменитого диссидента Ефима Эткинда… Сложная семейная ситуация… несколько жен у ее отца, доктора наук, переводчика…
Написав эти слова, я засомневалась… поскольку до Катрин об Эткинде ничего не знала… или почти ничего...

Погуглив фамилию Эткин, я нашла много ссылок… и лишь методом «научного тыка», вычислила отца Катрин… Если бы она об этом узнала, она бы, вероятно, перестала меня уважать… Когда я была вынуждена слушать ее рассказ об ее отце, я, признаться, кивала… просто слушала… мне было любопытно «приподнять» еще один пласт русского зарубежья, пласт вторичной эмиграции… как меняется русский характер, попав в чужую ( французскую, в частности, почву…)

Я признаюсь, я тороплюсь… отнюдь не смакую факты… и воспоминания… и сознаюсь, что эта проблематика меня не интересует… вернее, я из чувства некоторого уважения к возрасту Катрин, согласилась на встречу с ней вне стен нашего РЦНиК… Она пригласила меня на чашечку чая к себе домой… Но когда я узнала, что она живет в пригороде, в Бизоне и туда надо ехать примерно час или полтора, я глубоко засомневалась: надо ли мне это?… Париж не спокоен… Я пригласила с собой Лену Сурину ( еще один персонаж из  когорты моих парижских знакомых), но Лена была категорична: она хорошо знала русскую эмиграцию… Она сказала примерно следующее: « Я не собираюсь тратить свою энергию на подпитку этих стариков… Сожрут с потрохами  и не моргнут глазом… я лучше погуляю в парке…»

Я удивилась ее словам и на повторное приглашение Катрин, предложила ей встретиться в Париже… где-нибудь поближе к моему дому… Она спросила, где я живу, а узнав, что место моей дислокации – престижный 16-ый округ, тут же сориентировалась, что встреча может произойти в сквере поэтов, где они часто устраивают свои узаконенные манифестации…

Дело в том, что в Париже, как она сказала, необходимо брать разрешение на уличные мероприятия… Наше русское зарубежье любит 16-ый округ… Кто-то из дипломатов сказал мне, что и Сталин, и Хрущев умели выбирать зарубежную российскую недвижимость… Они опирались на хорошее знание города нашими дипломатами прошлых лет, среди которых были истинные аристократы… Поэтому российская недвижимость расположена исключительно в престижных местах… в частности, в 16-м… элитном, дипломатическом округе…

Итак… Катрин назначила мне встречу в сквере поэтов… или сквере Батиньоль… рядом со станцией метро "Porte d'Auteuil", надо сказать, что Катрин это место очень устраивало, поскольку это прямая ветка метро и ей не надо делать пересадку…
Я не помню день встречи, была ли это суббота или воскресенье… скорее всего суббота… октябрьский сырой,  хмурый день… я вышла из дому пораньше… и вопреки разумным доводом решила прогуляться пешком… я хотела вначале заглянуть в Булонский, но вопреки всему пошла вдоль авеню де Маришаль Лотей, по аллее Де Фортификейшн в сторону сквера… Шла по наитию… мимо дипдомов Республики Беларусь, которые находились вблизи российских домов аналогичного статуса… вскоре я вышла на пляс дю ля Порт д’Отей, перешла на другую сторону авеню Порт д’Отей и открыла скрипучую калитку небольшого с виду скверика… собственно, таким он и оказался… Небольшой  очаровательный сквер на северо-западной окраине Парижа….

Справа находилась карта сада и небольшое повествование об историческом происхождении сквера… я узнала, что появился он, как и многие другие объекты в городе, по приказу барона Османа.. да-да… того самого Османа…именно он исполнял желания Наполеона III  относительно благоустройства Парижа… Вот что бывает, когда в услужение к королям попадают весьма послушные и трудолюбивые люди… Именно барон смог разбить в Париже несколько английских садов….  К слову,  идеи садов в английском стиле появились у Наполеона III после посещения Англии… Вот оно… переплетение культур… Благодаря этой прихоти французские садовые интерьеры были разбавлены «вкраплениями» английской садово-парковой «культуры»…
Да, собственно, и само предместье Батиньоль, было присоединено к Парижу всего за два года до того, как начали создавать сквер…. На месте настоящего сквера  был пустырь, на котором проводились деревенские праздники…. И вот появился парк размером около двух гектаров, над которым трудились Жан-Шарль Альфан, инженер Жан Дарсель, архитектор Габриэль Давю и садовод Жан-Пьер Барийе-Дешан. Таким образом, в Париже появился настоящий английский сад, который, в отличие от строгих «французских геометрий», смотрится более естественным, непредсказуемым, даже можно сказать «диким» пейзажем….

Я обожаю импрессионистов… почему? Потому что их можно «рассматривать « до бесконечности… развивая свое воображение, открывая все новые и новые детали и дорисовывая уже открытые… художник  Альбер Андре  запечатлел «Сквер Батиньоль» и этим попал в историю… вот оно… можно сколько угодно рисовать прекрасно-волшебные ирисы и пионы, розы и ромашки ( намекаю на себя и себе подобных художников), но если ты не напишешь исторический пейзаж, тебя и не вспомнят… да и Альбер Андрэ попал в мою личную историю случайно… совсем случайно… в связи нашей встречей с Катрин Эткиндв сквере поэтов в Париже… и моими воспоминаниями о событиях двухлетней давности… Судя по картине, на стыке веков парижане любили здесь гулять… я тоже полюбила…

Я прошлась по нижней ( или верхней?) части сквера, сделала круг… до встречи с Катрин Эткинд оставалось около сорока минут… я самостоятельно нашла бронзовый бюст А.С. Пушкина и сделала видео-селфи… я проникновенно читала « Застыло в наслаждении покоя тело»… Я читала стих и снимала видео на HTC… слева к бюсту подходила пара французов благородного вида… им было лет по 60… примерно… они остановились, слушая мою декламацию… мне надо было не сбиться с мысли… и не подать вида, что они меня смущают… Они поняли, что не совсем желанны мною, хотя я даже глазом не повела в их сторону и они пошли дальше по аллейке… я развернулась таким образом, чтобы они попали в кадр… Видео висит на ютубе… забавно вышло…

В теплое время здесь, в сквере парижане любят гулять с детьми… около входа есть небольшая детская площадка, как мне показалось… Кстати, где-то рядом проходит железная дорога, ведущая прямо к вокзалу Сен-Лазар… Но внутри сквера такое ощущение, что всё-таки ты где-то загородом… впрочем, совсем рядом Булонский лес , Ипподром и стадион Ролан Гарос… тот самый Ролан Гарос, где проходят соревнования по теннису… так хорошо известные всему миру…

Кстати, сквер насквозь пронзает аллея Барбара… об этом свидетельствует надпись… Барбара – довольно знаменитая французская певица… забавно, но в ее репертуаре была песня Perlimpinpin … она именно о сквере Батиньоль… такая драматичная… я нашла ее на ютубе… довольно яркая песня… странная депрессивная Барбара… парижский шансон… ну, очень депрессивный шансон, на мой московский взгляд… в сквере небольшая речка, пруд… много различных растений… довольно экзотических…есть чинары, вязы, японская вишня, фиолетовый бук, гледичия, платаны, ивы, чёрный грецкий орех, ясени, хурма, лимоны, секвойя …Откуда я это знаю? Так там таблички везде… только не лениться читать…

Время до встречи с Катрин еще было… и я рискнула пойти дальше… в английский парк… правда, я только заглянула, боясь углубиться далеко и опоздать на встречу… Я прошлась по «гибким» полукруглым дорожкам среди магнолий и развернулась назад… когда я подходила к бюсту Пушкина Катрин была уже на месте…
Позже я узнала, что ее отец, которым она так гордилась  - это Ефи;м Григо;рьевич Э;ткинд, который родился 26 февраля 1918 года, почти сразу после революции, в  Петрограде… а ушел в мир иной  22 ноября 1999, это произошло в Берлине… Он советский и французский филолог, историк литературы, переводчик европейской поэзии, создатель школы поэтического перевода…. Вот именно об этой школе Катрин говорила с большой гордостью…
 
Ефим Эткинд - доктор филологических наук, профессор многих университетов… В 1974 году по политическим мотивам был лишён гражданства СССР и выслан из страны…. Связано это с контактами с неугодным тогда Солженицыным, хранением рукописи «Архипелага ГУЛАГа»… Эткинд  поддерживал И. Бродского во время суда над поэтом… собственно это было квалифицировано, как антисоветская деятельность,…

Эткинд был уволен из педагогического института, где  он 25 лет преподавал французскую литературу, исключён из Союза писателей, лишён научной степени, звания и должности и, судя, по всему, не имея возможности устроиться на работу, он принял решение выехать из СССР. Книги Эткинда были изъяты из магазинов и библиотек на 20 лет…. Об этом Катрин не говорила так откровенно во время нашего разговора в Париже… Она предполагала, что я это знаю… но увы… увы…
я «разложила» деятельность ее отца по «приблизительным полочкам» только сейчас… этот материал из ВИКИ нужен мне, чтобы хотя бы знать, с кем свела меня судьба…

Ефим Эткинд жил в Париже…. К нему приехали жена и трое дочерей… Катрин была второй по счету… Насколько я поняла, ей не удалось получить высшее образование в Париже… похоже, ей даже не удалось закончить до конца школу… я так поняла … сорри… если это не так…

 в Париже  русская графиня Волконская выдала ее замуж за французского аристократа в довольно зрелом возрасте… муж моложе Катрин лет на десять… есть некие тайны, которые я почувствовала в нашем разговоре с Катрин… но которые Катрин озвучивала не явно… муж неплохо говорит по-русски… Катрин мирится с его характером… они живут бездетно… хотя несколько лет назад они с мужем удочерили московскую армянку, которой было необходимо гражданство Франции… она стала их приемной дочерью…
 
Катрин очень осторожно интересовалась моим возрастом, узнав, что я хотела бы жить в Париже на более-менее законном основании… Но что-то сквозило в словах Кати… какая-то неуемная тоска… какая-то странная обреченность, которую мне удается расшифровать только так: полноценности самоощущения у них, наших зарубежцев нет… как сказала еще одна наша эмигрантка: мы живем словно бы в авиалайнере… мы и не французы, мы здесь чужие… и никогда не будем своими…но и на родине мы уже не свои…

Возвращаясь, к Катиному отцу… Оказывается, он преподавал в зарубежных университетах… Это принесло ему международное признание и славу…. Даже славу… Вот чем гордится Катрин…

 До 1986 года был профессором Х Парижского университета (Нантер)…. Он  печатался в журналах Континент, Синтаксис, Время и мы, Страна и мир…. Подготовил к печати и выпустил со своим предисловием роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»…. После выхода на пенсию преподавал русскую литературу в университетах Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Великобритании.
 
Под его руководством проходили академические исследования творчества Лермонтова, Цветаевой, Державина… Е. Эткинд редактировал материалы американских симпозиумов по творчеству русских поэтов… Конечно, позже все титулы и звания Эткинду были возвращены… это произошло во время перестройки… Он приезжал в Россию… архивы  Эткинда были переданы им в Российскую Национальную Библиотеку в Санкт-Петербурге…. В родной для него город…
 
Его первая жена, мать Катрин умерла… и последние 10 лет жизни  он был женат на немке Ельке Либс… Она была профессором германистики университета Потсдам . Собственно, Катрин очень хорошо отзывалась о второй жене отца…никакой ревности… Ефим Эткинд был похоронен согласно его завещанию рядом со своей первой женой на кладбище городка Ивиньяк-ла-Тур в Бретани…

В общении Катрин любит говорить… она говорит много, с милым акцентом… правда, это несколько мешает общению… Она остра на язычок… Ей присуща некоторая очень милая форма самолюбования…Она с удовольствием принимает комплименты и искренне им верит… не всегда, правда… чувство реальности она не теряет…

Я никак не могу сформулировать главного… я была вежлива… это правда… учитывая ее возраст… Но если честно, то все эти истории с ГУЛАГАМИ, Бродскими и прочими историзмами политического характера меня не волнуют… до глубины, по-настоящему, не волнуют… может быть поэтому я с великим удовольствием рассталась с Катрин спустя часа два после встречи… и бегом, вприпрыжку, побежала домой обедать… а потом… потом я намеревалась еще успеть на «Батобус», чтобы « залакировать» такую утомительную для меня встречу… я не люблю историю политического характера… я люблю любовь и полеты « во сне и наяву»… и в этом плане я абсолютно «неполитична»…

А в общем, констатирую факт, все наши «зарубежцы» интересуются состоянием твоего банковского счета… они очень аккуратно прощупывают «твою почву»  на предмет «полезности» тебя не важно в каком качестве… и если понимают, что «поживиться» особенно нечем ( или ты не желаешь раскрывать кошелек)…то как-то быстро теряют к тебе интерес… вот оно… потеря русской широкой души в условиях меркантильного запада… вот как-то так…
21 11 2016-2018.

пс. не стоит принимать этот текст близко к сердцу… в нем, к сожалению, нет ни капли любви…любви к Парижу… кто-то ее «вырвал с корнем» в тот октябрь 2016-го… а может, я сама потеряла ее в результате неудовлетворительных для души трансакций…

Люди не любящие опасны для здоровья… Они токсичны… они заражают тебя своим меркантилизмом… какой-то паутиной не нужных тебе состояний… Душа принимает только любовь… душевность…сердечность… раскрываться навстречу бездыханности цветок сердца не может… только яркий свет, тепло и любовь – благоприятная почва для общения… и искренняя симпатия… иначе – пус-то-та…

ах, вот оно что… я не люблю пус-то-ту…и все остальные минусовые состояния… а ведь кто-то любит… или я ошибаюсь? 11 2018, Париж-Москва.
на фото: ЕВФ и Катрин Эткинд в Рос. центре науки и культуры в Париже, Салон Русской книги, Париж, октябрь 2016.

вошло в " Тайны Парижа" гл. 40.


Рецензии