О морали и нравственности

С некоторых пор я стал замечать, что большинство этических понятий разработаны плохо и по-разному понимаются «специалистами», авторами всевозможных словарей и энциклопедий. К примеру, официальная «научная» терминология путается в определении нравственности и фактически смешивает ее с моралью. Причина этой путаницы хорошо понятна, она происходит из материалистического мировоззрения авторов энциклопедий, из их непризнания реальности духовного мира. Если же мы признаем реальность духовного мира, то понятие нравственности тут же кристаллизуется и приобретет самостоятельное значение, иерархически более высокое, чем понятие морали.

Мораль – это принятая в том или ином социуме система представлений о «добре и зле» и вытекающие из нее запреты, предписания, нормы поведения. Примерно такое по форме и точно такое, по существу, определение морали существует в словарях и энциклопедиях и с ним трудно не согласиться. К этому определению можно добавить, что мораль явление коллективное, способствующее выживанию конкретного социума. В разное время, у разных народов, мораль разная.
Нравственность – это проявление в человеке Духовного Начала, в форме безусловной любви, сострадания, благородства, бескорыстия и других лучших человеческих качеств.

Мораль способна порабощать человека, требуя от него соблюдения принятых в обществе требований и предписаний. Нравственность ничего не навязывает человеку, предоставляя ему свободу выбора своих действий. Иными словами, моральные поступки есть проявление зависимости человека от общества, нравственные поступки есть проявление свободы человека.

Из различия между моралью и нравственностью, вытекает разница между такими эмоциями и такими понятиями, как стыд и совесть. Стыд относится к области морали, совесть относится к области нравственности. Стыдимся мы перед другими людьми, угрызения совести всегда личны и не связаны с другими людьми. Стыд – важная эмоция человека, возвышающая его над животными. Совесть – еще более важная эмоция, указывающая на принадлежность человека к Царству Духа.


Рецензии
Привет Евгений!
Вроде всё правильно и красиво написано, но как всегда есть одно но...Это человек, не принадлежащий сам себе, неведающий, что творит, с его темпераментом, мировоззрением, образованием и мировосприятием. Далее идут религии, культуры с их специфическими моралями и нравственностями и т.д. и т.п. Включая философские школы и направления.
Вот и получается, что всё существует лишь для споров и обсуждений и является инструментом порабощения человека. Тема сложная и бесконечная, на мой взгляд. Вот Соломон говорил, что мудрость в страхе Господнем, казалось бы яснее не скажешь, но и верующие не всегда ведают, что творят, а католики погрязли в разврате... люди сочиняют себе законы - защитить себя и общество и сами же их нарушают.
Всё решается в отдельно взятом человеке, как говорил Кастанеда- "Ты сам должен быть безупречным человеком. Битва происходит прямо здесь, в этой груди... Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе. Это и есть то, что имеет значение. Остальное не имеет никакой важности."

Пётр Шубин   23.06.2019 14:35     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Петя! Моя заметочка чисто терминологическая, уж больно много путаницы существует в понятиях. Не в первый уже раз я затрагиваю терминологию. Прочитал твои эссе на тему болезни тещи. Вы, конечно, проходите испытание достойно - молодцы.

Евгений Терещенко   23.06.2019 17:34   Заявить о нарушении
С терминологией всё нормально, полностью согласен.
А с тёщей, сначала было испытанием, а теперь обыкновенная жизнь с некоторой спецификой, но и она растворяется в повседневных заботах. Наш покой ей видно тоже передаётся.

Пётр Шубин   23.06.2019 19:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.