Глава 3. Трудолюбие и праздность

III
ТРУДОЛЮБИЕ И ПРАЗДНОСТЬ
(Отношение к труду и его результатам)
1
    Чтобы добыть кусок удобной земли, он расчищал участок леса, вырубал и жег деревья; остававшаяся от них зола служила удобрением. Несколько лет такой участок давал порядочный урожай, а когда почва истощалась, земледелец покидал ее и углублялся далее в лес, расчищая новый участок под пашню. Такие расчищаемые из-под леса участки назывались притеребы. Вследствие подобного передвижного земледелия и самое крестьянское население усвоило себе подвижной характер. Но вместе с тем наше крестьянство далеко во все стороны распространяло славяно-русскую колонизацию и своим потом или своей страдою (тяжелой работой) закрепляло новые земли за Русским племенем.
Д. Иловайский. Становление Руси. XIII. Строй и гражданственность Древней Руси.

2
    Крестьяне, которые больше всего трудятся, не употребляют слова труд.
А. П. Чехов. Записные книжки. Записи на отдельных листах. Дневники. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения в восемнадцати томах . Том семнадцатый.   М., "Наука", 1987

3
    ...Русский человек ничего не любит делать вполовину.
Н.А. Добролюбов. «Губернские очерки».


4
    Кончился поход – воин  (казак – В.Б.)  уходил  в  луга  и  пашни,  на днепровские перевозы, ловил рыбу, торговал, варил пиво и был вольный козак. Современные иноземцы дивились тогда справедливо необыкновенным способностям его. Не было ремесла, которого бы не знал козак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и, в прибавку к тому, гулять напропалую, пить и бражничать, как только может один русский, – все это было ему по плечу.  Кроме рейстровых козаков, считавших обязанностью являться во время войны, можно было во всякое время, в случае большой потребности, набрать целые толпы охочекомонных: стоило только есаулам пройти по рынкам и площадям всех сел и местечек и прокричать во весь голос, ставши на телегу: «Эй вы, пивники, броварники! полно вам пиво варить, да валяться по запечьям, да кормить своим жирным телом мух! Ступайте славы рыцарской и чести добиваться! Вы, плугари, гречкосеи, овцепасы, баболюбы!  полно вам за плугом ходить, да пачкать в земле свои желтые чеботы, да подбираться к жинкам и губить силу рыцарскую! Пора доставать козацкой славы!» И слова эти были как искры, падавшие на сухое дерево. Пахарь ломал свой плуг, бровари и пивовары кидали свои кади и разбивали бочки, ремесленник и торгаш посылал к черту и ремесло и лавку, бил горшки в доме. И все, что ни было, садилось на коня. Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность.
Н.В. Гоголь. Тарас  Бульба.
    Конечно, можно дать определение, что рейстровые козаки – это казаки, занесенные поляками в списки (реестры) регулярных войск, а охочекомонные козаки –  это конные добровольцы, с  броварниками все понятно – пивовары, но главное – другое: не потерять основную мысль автора о необыкновенных способностях и «могучем, широком» характере русского человека, который его же и губит. Вспоминаешь слова Достоевского: «Широк человек, я бы сузил».

5
    Странно, неожиданно проявляются таланты на Руси, и чудеса делают они при счастливых жребиях!
И.А. Бунин. Соотечественник.
    Иван Бунин рассказывает очень русскую историю: «Как начинают эти счастливцы и самородки, - известно: днем мальчишка на побегушках, вечером по собственной охоте, без всяких руководителей, корпит при тусклом огарке, учится читать, писать; утром, до прихода приказчиков, ничего не понимая, но упрямо одолевает газету; а только чукнут приказчики - он уже тут как тут, как лист перед травой, ло¬вит каждое слово, каждый взгляд... Лет двенадцати этот мальчишка, обративший на себя исключительное хозяйское внимание, был взят в хозяйский дом, а на восемнадцатом го¬ду был уже в Германии, изучал бумажное дело, работал не хуже любого немца: иностранцы будто бы верить не хотели, что он русский. "Часто не верят и теперь, болваны!" - гово¬рит Зотов (герой рассказа- В.Б.), по своему обыкновению отрывисто и грубовато, бросая одну папиросу и тотчас же закуривая другую». Но это как у всех, русское, собственно, начинается далее: «…он вдруг, по какому-то пустому поводу, поссорился, порвал все свои связи с Не¬чаевым (своим благодетелем – В.Б.) - и сразу превратился в человека, ровно и твердо шедшего в гору, чуть не в искателя приключений. Он изъез¬дил всю Сибирь, побывал на Амуре, в Китае, сгорая нетер¬пением начать какое-нибудь собственное дело, - такое, ко¬торое привело бы его к обогащению. Кончил он тем, что ввя¬зался б большое чайное дело, устроив себе еще, кроме того, две службы, и вот уже шестой год прибывает здесь, в тро¬пиках, облеченный немалыми полномочиями... Редкий евро¬пеец поставил бы так легко крест на своей изумительной по Удаче судьбе, да даже просто на своей специальности, взяв¬шей столько лет труда! Не отдался бы европеец на прихоть случайностей, не взвалил бы на себя и правительственную службу, и пароходную агентуру, и чайные дела, не затеял бы наряду со всем этим еще афер с жемчужными раковина¬ми, не содержал бы свою черную любовницу, - редкую, по слухам, красавицу, - на диво всему городу...» Потом тоска, одиночество и, наконец, слова: «я человек обре¬ченный... Если бы вы знали, как страшно запутаны мои дела! Еще больше, кажется, чем душа и мысли! Ну, да из всего есть выход. Дернул собачку револьвера, поглубже всунув его в рот, - все эти дела, мысли и чувства разлетятся к чер¬товой матери!» 
6
     В славянском характере есть что-то женственное; этой умной, крепкой расе, богато одарённой разнообразными способностями, не хватает инициативы и энергии. Славянской натуре как буд¬то недостает чего-то, чтобы самой пробудиться, она как бы ждёт толчка извне. Для неё всегда труден первый шаг, но малейший толчок приводит в действие силу, способную к необыкновенно¬му развитию.
А.И. Герцен. О развитии революционных идей в России. Собрание сочинений в тридцати томах.  Том седьмой. Произведения 1851-1852 годов. М., Издательство Академии Наук СССР, 1956 .

    О Герцене как  о силе, способной к невероятному развитию. В этом смысле характерна судьба самого Герцена. По мнению Ленина декабристы разбудили Герцена. И это действительно так – на Воробьевых горах в виду Москвы два юных друга Герцен и Огарев поклялись бороться с самодержавием.
7
    ...русский человек, как известно, тяжел на подъем. Для того, чтоб приняться за работу, ему нужно гораздо больше времени, нежели кончить её.
В.Г. Белинский. Физиология  Петербурга,
составленная из трудов русских литераторов, под редакциею Н. Некрасова. (С политипажами). Часть II. Собрание сочинений в трех томах. Т. II ОГИЗ, ГИХЛ, М., 1948
 
8
    Бережливость русских путешественники хвалят; по их сло¬вам, расточительность была неизвестна нашим предкам; замеча¬ют также их щедрые милостыни нищим, которых от того разве¬лось бесчисленное множество.
Н.Г. Чернышевский

9
    В этих малоземельных селениях заведено большею частию, что молодой парень должен заработать наперед известную сумму на отца и семейство свое, потом уже, уплатив года три-четыре подушное за отца или деда и за малых братьев, идет он работать год или два на себя и женится. Тут не найдете вы мужика-домоседа, мужика, который не видал бы свету; только разве в больших семействах, пятериках, семериках, один постоянно остается дома. Может быть, это обстоятельство объясняет сильную наклонность, всегдашнюю готовность крестьян наших к переселению…
В.И. Даль. Хмель, сон и явь. Русские повести XIX века 40--50-х годов. Том первый.   М., ГИХЛ, 1952
                О работоспособности русского человека и возможностях заработать. Подушная подать, что это, пятерики и семерики, что это? Мы совсем не знаем этой «кулацкой» России.
                Владимир Иванович Даль (1801 - 1872) - русский писатель, этнограф и лексикограф, собиратель фольклора, военный врач. Наибольшую славу принёс ему непревзойдённый по объёму «Толковый словарь живого великорусского языка», на составление которого ушло 53 года.
Его отец, обрусевший датчанин Йохан Кристиан Даль  принял российское подданство вместе с русским именем Иван Матвеевич Даль в 1799 году. Он знал немецкий, английский, французский, русский, идиш, латынь, греческий и древнееврейский язык, был богословом и медиком.
Мать - Мария Даль, урожденная Фрейтаг, свободно владела пятью языками.
Помимо русского, Даль знал по меньшей мере 12 языков, понимал тюркские языки, собирал тюркские рукописи, благодаря чему считается одним из первых в России тюркологов.
Псевдоним «Казак Луганский», под которым Владимир Даль вступил в литературный мир в 1832 году, был взят им в честь своего родного Луганска. Родиной он считал не Данию, а Россию. В 1817 году во время учебного плавания кадет Даль посетил Данию, и позже вспоминал:
«Когда я плыл к берегам Дании, меня сильно занимало то, что увижу я отечество моих предков, моё отечество. Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился, что отечество моё Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков».
                Повесть "Хмель, сон и явь" причислена Белинским к лучшим произведениям Даля.
10
    - В неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину; да под вечером возим вставшее в лесу сено на господский двор, коли погода хороша; а бабы и девки для прогулки ходят по праздникам в лес по грибы да по ягоды. Дай бог, - крестяся, - чтоб под вечер сегодня дождик пошел. Барин, коли есть у тебя свои мужички, так они того же у господа молят.
    - У меня, мой друг, мужиков нет, и для того никто меня не клянет. Велика ли у тебя семья?
    - Три сына и три дочки. Первинькому-то десятый годок.
    -     Как же ты успеваешь доставать хлеб, коли только праздник имеешь свободным?
    - Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрет. Видишь ли, одна лошадь отдыхает; а как эта устанет, возьмусь за другую; дело-то и споро.
А.Н. Радищев .Путешествие из Петербурга в Москву.
                А вот и цитата из первой половины 20-го века: «Соседство трех племен, деятельных и деловитых, разбудило в них упрямое трудолюбие, свойственное иногда русскому человеку, когда он еще не обовшивел, не отчаялся и не упился». (Исаак Бабель. Конармия). Как же хочется многим, чтобы он обовшивел и упился.

11
    Но нужда побудила его (Петра 1 – В.Б.) призвать на помощь власти воспособительное средство - русский ум. Образ действий преобразователя пробудил в обществе политическое мышление, и Петр получил на свой призыв благодарный отклик. Явился целый ряд доносителей, как их тогда называли, или публицистов, как назвали бы их мы, из разных классов общества, от сына вельможи Салтыкова, от полковника Юрлова, от сына Петрова учителя Зотова до посадского человека Муромцева и до промышленного крестьянина Посошкова. Они трактовали в своих "прожектах" самые разнообразные предметы, начиная от высших вопросов государственного порядка до канатного мастерства, о чем подавал Петру записку мастер Максим Микулин, а Посошков представил Петру целую книгу, смелую и яркую, хотя углем написанную, картину современного положения России с целой уймой средств его исправления. Трудолюбивые люди, наклонные отдохнуть после трудов, не забудут, что этот публицист был едва ли не первым фабрикантом игральных карт в России. Об руку с прожектерами шли прибыльщики или вымышленники, иногда меняясь ролями, а иногда совмещая в себе оба звания. В том и другом звании можно насчитать до 20 имен, кроме оставшихся неизвестными. Петр внимательно просматривал всякие проекты и награждал даже самые вздорные, говоря: "Они для меня трудились, мне добра хотели".
В.О. Ключевский. Курс русской истории. Лекция 65.
                Иван Тихонович Посошков (1652 - 1726) — первый русский экономист-теоретик, публицист, предприниматель и изобретатель. Родился в подмосковном селе Покровское, по  происхожде¬нию - московский крестьянин, но еще отец и дед его занимались ремеслом. Жил и работал в эпоху Петровских преобразований на рубеже XVII—XVIII вв. Интересы И.Т. Посошкова были весьма широки: он занимался оружейным делом, изобретательством, имел винокуренные заводы. Стал купцом и предпринимате¬лем, был энергичным хозяйственником и общественным деятелем. Но основной специ¬альностью стало денежное дело.
    Главный экономический труд Посошкова - «Книга о скудости и богатстве» (1724, изд. 1842). Полное название - «Книга о скудости и богатстве, сиесть изъявление, отчего приключается напрасная скудость, и от чего собо гобзоватое (обильное – В.Б.) богатство умножается».Он заслуженно считается первым произведением российской общественной мысли, специально посвященным более или менее комплексному анализу социально-экономических проблем, – торговле, сбору налогов, крепостничеству, регулированию денежного обращения и т.д. Поэтому дату написания книги (24 февраля 1724 г.) можно по праву считать датой рождения отечественной экономической науки. Идеи, изложенные в книге, отразили противоречия и проблемы не только петровских реформ, но и всей почти 400-летней трагической истории модернизации российского общества.
Посошков написал свою книгу, доставившую ему громкую посмертную славу, за год до смерти Петра I, когда автору было уже 72 года. Сразу же после смерти Петра, Посошков был брошен в тюрьму как вольнодумец, где и умер в следующем году. 

12
    Русский человек, если и лежал на печи, или только и делал, что играл в карты, то единственно потому, что ему и не давали ничего делать, не пускали его делать, запрещали ему делать. Но чуть лишь у нас раздвинулись заборы, то русский человек тотчас обнаружил скорее лихорадочное беспокойство и нетерпение в стремлении к делу и даже неустанность в деле, чем желание лезть на печку. Если же и до сих пор не совсем ладится дело, так ведь это вовсе не потому, что оно не делается, а потому, что при двух¬сотлетней отвычке от всякого дела нельзя так сразу приобресть способность понимать дело, верно подходить к нему и суметь за него взяться. Вам бы (старым теоретикам. - В. Б.) только настав¬ления читать и бранить русского человека, по старой памяти.
Ф. М. Достоевский.   Дневник писателя. 1876. Сентябрь.

         
13
    Совершенно верно, что русский крестьянин при каждой воз¬можности обманывает помещика и чиновника, которые, в свою очередь, не обманывают крестьянина только потому, что им про¬ще грабить его. Обмануть своих врагов в подобных случаях зна¬чит проявить ум. Наоборот, в отношениях между собой русские крестьяне проявляют исключительную честность и порядоч¬ность. Доказательством служит то, что они никогда не заключа¬ют между собой письменных условий. Землю делят в общинах, а деньги - в работнических артелях. На протяжении десяти с лиш¬ним лет это едва ли вызывает два-три судебных процесса.
А.И. Герцен
               
14
    Презрение к мещанству в высшей степени характерная чер¬та русского общества, именно презрение к буржуазной сосредо¬точенности на собственности, на земных благах, на том, чтобы «жить как все», иметь хорошую обстановку, платье, квартиру.
Н.О. Лосский. Характер русского народа.  Глава четвертая. Свободолюбие.
    Далее Лосский пишет: «Герцен, Достоевский, Л. Толстой, повидав жизнь Западной Европы, с отвращением описывают мещанский характер ее. Иванов-Разумник написал трехтомный, весьма обстоятельный труд «История русской общественной мысли. Индивидуализм и мещанство в русской литературе и жизни XIX века». Термин «мещанство», говорит Иванов-Разумник, идет от Герцена, который разумеет под ним коллективную посредственность, умеренность и аккуратность, ненависть к яркой индивидуальности».
    Разумник Васильевич Иванов-Разумник (настоящая фамилия Иванов) – русский и советский литературовед, литературный критик, социолог, писатель. В своей книге он формулирует  борьбу с «мещанством» («с всесветным Хамом»),  противопоставление «пошлой», обыденной психологии  верховенство разума,  нравственных и эстетических идеалов как историческую миссию интеллигенции.

15
    Русскому же противен германский пафос мещанского устрое¬ния жизни.
Н.А. Бердяев. Судьба России.
    Ненависть к мещанскому устроению жизни. Зощенко об этом.

16
    В России есть много святых людей: и гораздо реже попадает¬ся просто честный, трудолюбивый человек, сознательный в своём долге и совестливый в обязанностях.
    Это общее несчастие России.
В.В. Розанов. Л. Н. Толстой и Русская Церковь
    О необходимом мещанстве или о физиологической «святости».
                Характеристика В.В. Розанова Бердяевым: «Писательство для него есть биологическое отправление его организма. И он никогда не сопротивляется никаким своим биологическим процессам, он их непосредственно заносит на бумагу, переводит на бумагу жизненный поток. Это делает Розанова совершенно исключительным, небывалым явлением, к которому трудно подойти с обычными критериями. Гениальная физиология розановских писаний поражает своей безыдейностью, беспринципностью, равнодушием к добру и злу, неверностью, полным отсутствием нравственного характера и духовного упора. Все, что писал Розанов, – писатель богатого дара и большого жизненного значения, – есть огромный биологический поток, к которому невозможно приставать с какими-нибудь критериями и оценками».
Тогда понятна цитата и дальнейшее развитие мысли. Мы видим одно развитие мысли по нашему разумению и поставленной задаче, а его мысль влечет совсем в другую сторону, «он готов отрицать на следующей странице то, что сказал на предыдущей».
«Но чем-то она (Россия – В.Б.) держится. Чем? Тем, что от старика до ребенка 10 лет известно всем, что такое «святой православный человек»; тем, что каждый русский знает, что «такие святые — есть, не переведутся и не переводились»; и что в совести своей, которая есть непременно у каждого человека, все русские вообще и каждый в отдельности тревожатся этим образом «святого человека», страдают о своем отступлении от этого идеала и всегда усиливаются вернуться к нему, достигнуть его — достигнуть хотя бы частично и ненадолго.
«Святой человек», или «Божий человек», есть образ, именно художественный образ (а не понятие), совершенно неизвестный Западной Европе и не выработанный ни одною Церковью — ни католицизмом, ни протестантизмом».

17
    … пришел некто Пищалкин, идеальный мировой посредник, человек из числа тех людей, в которых, может быть, точно нуждается Россия, а именно – ограниченный, мало знающий и бездарный, но добросовестный, терпеливый и честный; крестьяне его участка чуть не молились на него, и он сам весьма почтительно обходился с самим собою, как с существом, истинно достойным уважения.
И.С. Тургенев. Дым.



18
    ...Русские бары в старину любили делиться своим богатством со всеми.
Н.А. Некрасов. "Кузьма Петрович Мирошев" М. Загоскина.

19
    Опала миновала, и Архаровы возвратились в Москву. Тут возобновилась жизнь радушная, приветливая, полная широкой ласки и неугомонного хлебосольства. То не была жизнь магнатов-вельмож Потемкиных, Орловых, Нарышкиных, ослеплявшая бле¬ском и давившая роскошью. По дошедшим до меня преданиям, это была жизнь просторная, русская, барски-помещичья, напоминавшая времена допетровские. Стол, всем знакомым открытый без зова, милости просим, чем бог послал. Вечером съезд раз навсегда. Молодежь тан¬цует или резвится, старики играют в карты. Так проходила зима.  Летом Архаровы переезжали в под¬московную, Звенигородского уезда село Иславское, куда съезжались соседи и москвичи погостить. Игры и смехи не прекращались.
В.А. Соллогуб. Воспоминания. Глава 1.
    Об Архарове (архаровцы). Иван Петрович Архаров – вельможа времен Павла I, Московский военный губернатор, шеф полка своего имени.
    Дом Архаровых был и одним из куль¬турных центров старой Москвы: "Лучшие люди того времени - Карамзин, Дмитриев, граф Ф. В. Ростопчин и др.- были постоянными посетителями их дома, который зимою, каждое воскресенье, бывал открыт для многочисленных знакомых" (М. вед. 1855. 20 сент.).
                Один из гостей Архаровых, С. П. Жихарев, так писал о по¬сещении Иславского: "Был в Иславском у И. П. Архарова: весе¬лый приют! Что за добрейшее семейство! радушно, приветливо, ласково, а о гостеприимстве нечего и толковать. Кокошкин снаря¬жает у них домашний спектакль - драму "Ненависть к людям и раскаяние"" (Жихарев. С. 214). См. также: Моск. альманах на 1826. С. 271--272.
 Фамилия эта участвовала и в современной жизни. Помню, мама говорила, когда приходило большое количество гостей: «Вот, архаровцы понаехали». Я думал, что речь идет об опустошительном «набеге». Перенос смысла.

20
    Кающиеся дворяне - явление чисто русское. У русских нет того иерархического чувства, которое есть у западных людей, его нет ни в какой области. С этим связано и русское противополо¬жение интеллигенции и народа, дворянства и народа. На Запа¬де интеллигенция есть функция народной жизни, и дворянство было функцией иерархизованной народной жизни. У русских же сознание себя интеллигентом или дворянином у лучших было со¬знанием своей вины и своего долга народу.
Н.А.Бердяев
                Николая Ивановича Бердяева самого называли «кающимся дворянином». См.: глава 1, комментарий 7.
Бердяев дополнил эту мысль: «русские… -  не признают примата общества над человеком. Русские суждения о собственности и воровстве определяются не отношением к собственности как социальному институту, а отношением к человеку. Мы увидим, что с этим связана и русская борьба против буржуазности, русское неприятие буржуазного мира».
21
    Даже в среде крупной буржуазии, среди богатых промышлен¬ников и купцов, были настроения, показывающие, что они как бы стыдятся своего богатства и уж, конечно, сочли бы кощунством называть право собственности «священным». Среди них было много меценатов и жертвователей больших сумм на различные общественные учреждения.  Вспомним, например, такие имена, как Третьяковы, Морозовы, Мамонтов, Шанявский, Серебряков, Щукин, Рябушинские.
Н. О. Лосский. Характер русского народа. Глава первая. Религиозность русского народа
 
 Заботы о «душе» заставляли именитое купечество при жизни или после смерти передавать миллионные состояния на благотворительность, на постройку церквей, больниц, богаделен. Едва ли найдётся другой город (речь  идет о Москве – В.Б.) с таким числом «благотворительных» учреждений купечества - Хлудовская, Бахрушинская, Морозовская, Солдатёнковская, Алексеевская больницы, Тарасовская, Медведниковская, Ермаковская богадельни, Ермаковский ночлежный дом, дешёвые квартиры Солодовникова и многие другие. Меценаты и жертвователи, как правило, появлялись не в первом, и даже не во втором, а в третьем поколении купеческого рода. С одной стороны, воспитанные в традициях подлинного благочестия, с другой -- получившие прекрасное образование, представители купеческих династий стремились быть полезными обществу. Купеческий синтез европейской образованности и русской церковности был не менее плодотворен для русской культуры, чем дворянский. См.: Московское купечество XVIII-XIX вв.
22
    Никто так скоро, так равнодушно и так бестолково не разоряется, как русский человек. На моем веку я знал владетелей огромных поместий, вельможных дворцов, переполненных сокровищами, я присутствовал на их осле¬пительных празднествах, изумляясь их богатствам, и тех же самых людей видел через короткое время без приста¬нища, в рубищах, чуть не просивших милостыни, чтобы не умереть с голода. Таковы примеры Сергея Дмитрие¬вича Полторацкого, барона Крюднера, Похвиснева и многих, многих других. И даже те, которые не разоряют¬ся, почти постоянно, несмотря на их громадные состоя¬ния, нуждаются в деньгах. 
В.А. Соллогуб. Воспоминания. Глава III.
       
Здесь уместно будет упомянуть один анекдот, приведенный в воспоминаниях В.А. Соллогуба: « Государь Александр I, присутствовавший на подобном празднике, полюбопытствовал узнать, во что он обошелся.
   «- Ваше величество, в тридцать шесть тысяч руб¬лей, - ответил Нарышкин (родной дядя отца автора – В.Б.).
   - Неужели не более? - с удивлением отозвался государь.
   - Ваше величество,- заметил Нарышкин,- я за¬платил только тридцать шесть тысяч рублей за гербовую бумагу подписанных мною векселей!
   Мне говорили - не знаю, насколько это верно, - что несколько времени спустя император прислал Нарыш¬кину альбом или, скорее, книгу, в которую вплетены были сто тысяч рублей ассигнациями. Нарышкин, всегда славившийся своим остроумием и находчивостью, пору¬чил передать императору свою глубочайшую призна¬тельность и присовокупил: "Что сочинение очень инте¬ресное и желательно бы получить продолжение". Гово¬рят, государь и вторично прислал такую же книгу с впле¬тенными в нее ста тысячами, но приказал прибавить, что "издание окончено".

23
    Сколько заброшенных поместий, запущенных садов в рус¬ской литературе и с какой любовью всегда описывались они! В силу чего русской душе так мило, так отрадно запустение, глушь, распад?
И. А. Бунин. Жизнь Арсеньева.   
Цитата из самого Бунина: «Так навсегда и осталась в моем воображении картина, представившаяся мне тогда: большой старый сад, весь уже по-осеннему проредевший, живописно обезображенный осенними дождями, бурями и первыми заморозками, засыпанный гниющей листвой, чернеющий стволами и сучьями и пестреющий остатками желтого и красного убора, свежее и яркое утро, ослепительный солнечный свет, блещущий на полянах и теплыми, золотистыми столпами падающий среди стволов вдали в сырой холодок и тень низов, в тонкий, сияющий голубым эфиром дым еще не совсем испарившегося утреннего тумана, перекресток двух аллей и на нем – великолепный столетний клен, который раскинулся и сквозит на ярком и влажном утреннем небе своей огромной раскрытой вершиной, черным узором сучьев с кое-где повисшими на них большими зубчатыми лимонными листьями и в могучий, закаменевший от времени ствол которого, с удовольствием акая, все глубже врубаются блестящими топорами мужики в одних рубахах и в шапках на затылок, меж тем как приказчик, засунув руки в карманы, глядит вверх на вздрагивающую в небе макушку дерева».
Но смысл текста проще и примитивней (вот она тайна литературной цитаты): брат Бунина был арестован и донес о его приезде приказчик одного из соседей. Его-то и убило деревом, которое по его приказу рубили в саду: « Может быть, он задумался о том, как ловко подсидел он социалиста? А дерево вдруг крякнуло, макушка внезапно двинулась вперед – и с шумом, все возрастая в быстроте, тяжести и ужасе, ринулась сквозь ветви соседних деревьев на него…»

24
    - А по моему мнению, рулетка только и создана для русских, -
сказал я... и, когда француз на мой отзыв презрительно усмехнулся, я заметил ему, что, уж конечно, правда на моей стороне, потому что, говоря о русских как об игроках, я гораздо более ругаю их, чем хвалю, и что мне, стало быть, можно верить.
    - На чём же вы основываете ваше мнение? - спросил француз.
    - На том, что в катехизис добродетелей и достоинств цивили¬зованного западного человека вошла исторически и чуть ли не в виде главного пункта способность приобретения капиталов. А рус¬ский не только не способен приобретать капиталы, но даже и рас¬точает как-то зря и безобразно. Тем не менее нам, русским, деньги тоже нужны, - прибавил я, - а, следственно, мы очень рады и очень падки на такие способы, как, например, рулетки, где можно разбо¬гатеть вдруг, в два часа, не трудясь. Это нас очень прельщает, а так как мы и играем зря, без труда, то и проигрываемся.
    -  Это, отчасти, справедливо, - заметил самодовольно француз.
    - Нет, это несправедливо, и вам стыдно так отзываться о своем
отечестве, - строго и внушительно заметил генерал.
    - Помилуйте, - отвечал я ему, - ведь, право, неизвестно ещё, что гаже: русское ли безобразие или немецкий способ накопле¬ния честным трудом?
    - Какая безобразная мысль! - воскликнул генерал.
    - Какая русская мысль! - воскликнул француз.
Ф. М. Достоевский. Игрок.
               
                Об игре, великих русских игроках и критика западного стяжательства. О Некрасове.
Нельзя не заметить, что весь так называемый «петербургский», императорский период русской истории отмечен размышлениями над ролью случая фатумом, противоречием между железными законами внешнего мира и жаждой личного успеха, самоутверждения, игрой личности с обстоятельствами, историей, Целым, законы которых остаются для нее Неизвестными Факторами. И почти на всем протяжении этого периода более общие сюжетные коллизии конкретизируются — наряду с некоторыми другими ключевыми темами-образами — через тему банка, фараона, штосса, рулетки — азартных игр.
25
    Русский человек может бесконечно много терпеть и выносить, он прошел школу смирения. Но он легко поддается соблазнам и не выдерживает соблазна легкой наживы.
Н.А. Бердяев. Судьба России.
                Природная амбивалентность русского характера. Внутренняя связь самоотречения и стремления к «молочным рекам и кисельным берегам». Русская сказка.
26
    Черты различия нашей крупной буржуазии от западной весьма резки, обильны и объясняются тем, что наш исторически молодой буржуа, по преимуществу выходец из крестьянства, богател быстрее и легче, чем исторически весьма пожилой буржуа Запада. Наш промышленник, не тренированный жестокой конкурен¬цией Запада, сохранял в себе почти до XX века черту чудачества, озорства, должно быть, вызывавшегося его изумлением пред ду¬рацкой лёгкостью, с которой он наживал миллионы.
М. Горький. Советская литература.
Доклад на Первом Всесоюзном съезде советских писателей 17 августа 1934 года. Собрание сочинений в тридцати томах    М., ГИХЛ, 1953.  Том 27. Статьи, доклады, речи, приветствия (1933--1936)
    «Угрюм-река». «Прохор сделал визит почуйскому священнику. Тот сидел в кухне, пил водку и закусывал солеными груздями.
   … -А ты кто?
   Прохор назвал себя.
    – А-а... Так-так... То есть тунгусов грабить надумали с отцом? Дело. Пьешь? Нет? А будешь. По роже вижу, что будешь... Примечательная рожа у тебя, молодец... Орленок!.. И нос как у орла, и глаза... – Батюшка выпил, пожевал грибок. – Прок из тебя большой будет... Ты не Прохор, а Прок. Так я тебя и поминать у престола буду, ежели ты полсотенки пожертвуешь...
    – Эх, Господи! – вздохнул кто-то в темном углу. – Прок, что бараний рог: оборот сделал, да барану в глаз.
    Прохор оглянулся. У печки – конопатый мужик лет сорока пяти, плечистый, лысый, вяжет чулки.
    – Это Павел, – пояснил батюшка, – слепорожденный. Прорицает иногда. А что, раб Божий Павел, разве чуешь?
     – Чует сердце. Начало хорошее, середка кипучая, а кончик – оёй!.. – Слепец перекрестился и вздохнул».
     Интересна ссылка на брошюру известного тибетского врача П.А. Бадмаева «Мудрость в русском народе», в которой дается портрет одного из таких промышленников Петра Губонина (в пересказе М. Горького): Губонин, являясь в министерство в больших смазных сапогах, в кафтане, с мешком серебра, здоровался в швейцарской со швейцарами и курьерами, вынимал из мешка серебро и щедро всех наделял, низко кланяясь, чтоб они не забывали своего Петра Ионовича. Затем входил в разные департаменты и отделения, где оставлял каждому чиновнику запечатанный конверт -- каждому по достоинству, -- называя всех по имени и также кланяясь. С превосходительными особами здоровался и целовался, называл их благодетелями русского народа и был быстро допускаем к самому высокопревосходительству. После ухода Петра Ионовича из министерства все ликовали. Это был настоящий праздник, могущий сравниться только с рождественским или пасхальным днем. Каждый пересчитывал полученное, улыбался, имел бодрый, веселый вид и думал, как провести остаток дня и ночь до следующего утра. В швейцарской гордились Петром Ионовичем, вышедшим из их среды, называли умным и добрым, расспрашивали друг друга, сколько кто получил, но каждый это скрывал, не желая компрометировать своего благодетеля. Мелкие чиновники тихо перешептывались между собой с умилением, что и их не забыл добрейший Петр Ионович, как он умен, мил и честен. Высшие чины до высокопревосходительства громко говорили, какой у него ясный государственный ум и какую он великую пользу приносит народу и государству, надо его отличить. Необходимо его приглашать на совещания при разработке железнодорожных вопросов, так как он единственно умный человек по этим делам. И действительно, его приглашали на самые важные совещания, где присутствовали только превосходительные особы и инженеры; и в этих совещаниях решающим голосом был голос Губонина.
    Грабеж нового времени (в России всегда было много «тунгусов»), характеристика «новых русских», но об этом не сегодня.
27
    Русский купец возьмет на ладонь, разжует несколько листков - и определит вам цену и доброту чаю, но голландец, который мо¬рем получает только самый обыкновенный чай, непременно должен так поступать (заваривать и дегустировать чай - В. Б.), дабы в самомалейшей разнице доброты определить ему цену.
Н.А. Бестужев. Записки о Голландии 1815 года.
    И далее о связи политического устройства и характере экономической деятельности в Голландии: «Здесь на бирже голландец – в государственном совете: ничего нельзя сделать слегка, сказать, не обдумав, приняться за товар без общего мнения, – проба чаю служит вам образчиком дел на бирже».
    О сметливости и «широте души» русских купцов. Опять об особом менталитете русской буржуазии.
28
    В России вся собственность выросла из «выпросил», или «по¬дарил», или кого-нибудь «обобрал». Труда собственности очень мало. И от этого она не крепка и не уважается.
В. В. Розанов. Уединенное.
    Выпросил, подарил, обобрал – ключевые слова.
    Можно дать отсылку на пьесу Н.Островского «Бешеные деньги».
29
    Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства.
М.Е. Салтыков-Щедрин
    Тема воровства, «коррупции» по-новому, является особой для России, хотя существует оно во всем мире. Как определить, где больше? Введение новых технологий, новых сфер хозяйственной деятельности (нано технологии, ай ти технологии) сопровождаются особым воровством, потому что еще не отработан даже самый примитивный контроль.
30
    Часто наставлял (Тихон Ильич –В.Б.) :
    - Живём - не мотаем, попадешься - обротаем. Но - по спра¬ведливости. Я, брат, человек русский. Мне твоего даром не надо, но имей в виду: своего я тебе трынки не отдам! Баловать - нет, за¬меть, не побалую!
И. А. Бунин. Деревня.
    Русский хозяин был достаточно жесткий, может быть и жестче, чем западный.
31
    Известно, что «мироед» на всей Руси составляет одно из са¬мых позорных названий, а этим именем величают не только какого-нибудь старосту, земского или сотского, но и всякого му¬жика, разжиревшего на мирской счёт.
Н. А. Добролюбов. Черты для характеристики русского простонародья.
    М. Е. Салтыков-Щедрин книге «Мелочи жизни» писал: «Мироеды – порождение новейших времен; хотя и в дореформенное время этот термин существовал, но означал он совсем не то, что теперь означает. Собственно говоря, был и тогда мироед, в современном значении этого слова, но он ютился в области крепостного права и, конечно, не назывался мироедом. Затем, в среде государственных крестьян, мироедами прозывались «коштаны», то есть – горлопаны, волновавшие мирские сходки и находившиеся на замечании у начальства, как бунтовщики; в среде мещан под этой же фирмой процветали «кулаки», которые подстерегали у застав крестьян, едущих в город с продуктами, и почти силой уводили их в купеческие дворы, где их обсчитывали, обмеривали и обвешивали. Наконец, были прасолы, ездившие по усадьбам и деревням и скупавшие и продававшие всякий сельский продукт. По тогдашнему простому времени, и этого было довольно.
    Истинный мироед зачался одновременно с упразднением крепостного права, но настоящим образом он оперился, оформился и расцвел благодаря сивушной реформе».
    Речь идет об установлении винного акциза, отменившего откупа, получение которых требовало высокого имущественного ценза. (Положение о питейном сборе, высочайше утвержденное 4 июля 1861 года).

32
    Прочие «торговые люди» нашего города, и большие и малые, были, повторяю, не Ростовцевы, чаще всего только на словах были хороши: не мало в своем деле они просто разбойничали, «норови¬ли содрать с живого и мёртвого», обмеривали и обвешивали, как последние жулики, лгали и облыжно клялись без всякого стыда и совести, жили грязно и грубо, злословили друг на друга, чва¬нились друг над другом, дышали друг к другу недоброжелатель¬ством и завистью походя, над дураками и дурочками, калеками и юродивыми, которых в городе шлялось весьма порядочно, поте¬шались с ужасной бессердечностью и низостью, на мужиков смот¬рели с величайшим и ничуть не скрываемым презрением, «объ¬егоривали» их с какой-то бесовской удалью, ловкостью и весело-стью. Да не очень святы были и другие сограждане Ростовцева,  всем известно, что такое был и есть русский чиновник, русский начальник, русский обыватель, русский мужик, русский рабочий. Но ведь были же у них и достоинства. А что до гордости Россией и всем русским, то её было, ещё раз говорю, даже в излишестве.
И. А. Бунин. Жизнь Арсеньева.
    Писатель задумал написать роман в день своего пятидесятилетия в 1920 году. По мнению критиков с выходом романа  в русской литературе появилась новая «жемчужина». В нем наиболее полно выразилось чувство ностальгии по России, по ее укладу, ее деревням, ее природе, которое так остро чувствовали многие эмигранты.
    Писатель так говорил Марку Алданову: «Я там писал о давно умерших людях, о навсегда утраченных делах».

33
    Для того чтобы воровать с успехом, нужно обладать только проворством и жадностью. Жадность в особенности необходима, потому что за малую кражу можно попасть под суд.
М.Е. Салтыков-Щедрин. История одного города.
    «Двести лет назад историк Карамзин побывал во Франции. Русские эмигранты спросили его:
     - Что, в двух словах, происходит на родине?
    Карамзину и двух слов не понадобилось.
    - Воруют, - ответил Карамзин…
    Действительно, воруют. И с каждым годом все размашистей.
    С мясокомбината уносят говяжьи туши. С текстильной фабрики — пряжу. С завода киноаппаратуры — линзы.
    Тащат все - кафель, гипс, полиэтилен, электромоторы, болты, шурупы, радиолампы, нитки, стекла.
    Зачастую все это принимает метафизический характер. Я говорю о совершенно загадочном воровстве без какой-либо разумной цели. Такое, я уверен, бывает лишь в российском государстве.
    Я знал тонкого, благородного, образованного человека, который унес с предприятия ведро цементного раствора. В дороге раствор, естественно, затвердел. Похититель выбросил каменную глыбу неподалеку от своего дома.
    Другой мой приятель взломал агитпункт. Вынес избирательную урну. Притащил ее домой и успокоился. Третий мой знакомый украл огнетушитель. Четвертый унес из кабинета своего начальника бюст Поля Робсона. Пятый — афишную тумбу с улицы Шкапина. Шестой — пюпитр из клуба самодеятельности». (Сергей Довлатов. Чемодан).
    Из Ф. Искандера. «Те, кто думает о России, когда отдыхают от российских дум, тоже подворовывают.   
    - Как, и они воруют?!
     - Нет, когда думают о России, не воруют! Боже упаси! Но в свободное время подворовывают. Жить же надо! К тому же, подворовывая, они сливаются с теми, кто ворует, и становятся незаметными. В России думать о России всегда было гораздо более опасно, чем воровать. Такая традиция. Вот они и маскируются так. Но главным образом, они думают о России.
     - Выходит, в России все думают о России? [...] Но так же выходит, что в России все воруют. В том числе и те, кто думает о России?» (Думающий о России)

34
    Плотники часто пакостят при постройке домов: разозлятся на хозяина и вобьют, например, гвоздь от гроба под лавкой в переднем углу, а хозяину после того все покойники будут мерещиться.
И.А. Бунин. Дневники.
    По мнению этнографов в представлении народа плотники были ужасными людьми, как и всем представителям ремесел им приписывались особые магические свойства, в данном случае тайные связи с лесом и колдовские способности. При этом чем выше было мастерство, тем сильнее считалась магия. Например, они якобы могли сделать так, что в доме поселялась нечистая сила.
   Рассказывают, что в Белозерском уезде Новгородской губернии в деревне Иглине, у крестьянина Андрея Богомола плотники так наколдовали, что кто из его семьи ни войдет в новую избу, всякий в переднем углу видит покойника, а если войдут с чужим, то не видят. В первую же ночь сына Михаила сбросило с лавки на пол. Решили сломать избу эту и поставить новую. Стали ломать и нашли в переднем углу, под лавкой, вбитым гвоздь от гроба.
35
    Русские литейщики, собираясь отлить какую-нибудь значительную вещь, напр., колокол, стараются отвлечь внимание праздной и докучливой толпы от своей работы какою-нибудь новостью, выдумкой или вестью, которую молва пускает по городу. Мастера уверены, что отливка от этого лучше удается и в колоколе не будет пузырей.
В.И. Даль. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа.
    Труд имеет еще и мистические, метафизические свойства. Особенности артельного кодекса, плотники, литейщики. Сравнение с западными гильдиями.
     «…Колокол… излучает огромное количество резонансной ультразвуковой радиации, которая духовно и физически очищает пространство, - говорил в своем интервью замечательный российский ученый Ф. Я. Шипунов, бывший одним из руководителей Института биосферы Академии наук СССР. – В пределах биосферы существует созданная творцом звукосфера, которую человек с некоторых пор преобразовал в шумосферу, хаос. Звук целителен для всякой живой клетки, а шум ее разрушает, поэтому в шумосфере человеку не выжить. Чтобы усилить звукосферу и был создан колокольный звон. Там, где он есть, ощущается симфония природы. И жизнь там поддерживается на максимальном уровне». 
36
    Почти никто не занят полезным и разумным делом, почти ник¬то не знает, где отыскать себе такое дело, почти никто не сознает в себе потребность чем-нибудь заняться, и между тем почти все чем-то недовольны и отчего-то скучают. Праздность и скука ве¬дут за собою много последствий. Беспрерывная умственная праз¬дность нескольких поколений сохраняет для позднейших внуков те формы быта, те воззрения на отношения между людьми, от ко¬торых даже дедам и прадедам солоно было жить на свете. Патри¬архальность понятий ещё живёт в нашем обществе, несмотря на заграничные моды, которые с замечательною быстротою прино¬сятся из Парижа в разные захолустья православной Руси. Госпо¬да в английских визитках и барыни в кринолинах подчас разыг¬рывают такие семейные и вообще домашние сцены, на которые с удовольствием могли бы посмотреть бородатые бояре допетров¬ской эпохи... Далее, праздность нашего общества ведёт за собою существование искусственных интересов; надо же чем-нибудь заняться, и вот придумываются какие-нибудь цели; настоящей жизни нет, является подставная жизнь, которая никому не при¬носит ни пользы, ни наслаждения, но от которой не отрешается почти никто.
Д. И. Писарев. Стоячая вода. Сочинения в четырех томах. Том 1. Статьи и рецензии 1859-1862. М., Государственное издательство художественной литературы, 1955

    И далее о главном: «Трехмесячные доходы ухлопываются, например, на званый обед или бал, на котором, может  быть,  не будет ни одного человека, действительно дорогого и близкого для хозяев.  Бал дается с особенным великолепием из тщеславия,  чтобы  заставить  говорить  в городе…  Вместо  одного  бала  дается  два  или  три;   дела   запутываются,   имения закладываются  и  просрочиваются,  долги  растут,  кредит  падает;  являются серьезные   финансовые   расстройства;   начинается   мещанская    трагедия».
     Дми;трий Ива;нович Пи;сарев (1840 - 1868) - русский публицист и литературный критик, революционный демократ. По праву считается «третьим», после Чернышевского и Добролюбова, великим русским критиком-шестидесятником. Плеханов называл его «одним из самых выдающихся представителей шестидесятых годов». Летом 1868 года Писарев с троюродной сестрой М.А.Маркович (украинская и русская писательница Марко Вовчок) новым объектом своей страсти, и её сыном отправился к Рижскому заливу на морские купания и 4 (16) июля 1868 года утонул в Дуббельне (Дубулты).
     Писарев, при всем своем эпатажном нигилизме, во многом выполнил для отечественной культуры ту работу по освобождению от фантомов предрассудков и ложных авторитетов, которую век назад во Франции выполнили вольнодумцы-просветители. Романтик и идеалист в своей неустанной вере в могущество человеческого разума и преобразующую силу знаний, блестящий стилист, эрудит, пародоксалист и логик, Писарев, явив собой высшую точку развития русского духовного радикализма середины 1 9 в., оказал огромное влияние на революционную мысль, науку и политическую борьбу не только России : влияние его идей прослеживается вплоть до европейских «новых левых» 1960–1970-х годов и «антиглобалистов» начала 21 в.
37
    Мы ленивы и не любопытны, справедливо сказал об нас Пуш¬кин. Мы весьма мало заботимся о том, что происходит около нас. Но мы похожи на скупцов, которые, если решаются, наконец, угостить кого-нибудь, бросают деньги за окно и летом топят ком¬наты; если чему-нибудь удалось занять наше любопытство, мы только об этом и толкуем, делимся на партии, спорим с жаром, спорим с убеждением, и через несколько времени погружаемся опять в обычное наше равнодушие. Теперь нас преимущественно занимают и волнуют цирки…
И. С. Тургенев. Современные заметки.
    А. С. Пушкин, «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года», речь идет о Грибоедове: « замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны…». Раньше в тексте знаменитые слова: «Я переехал через реку. Два вола, впряженные в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. "Откуда вы?" — спросил я их. "Из Тегерана". — "Что вы везете?" — "Грибоеда". Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис».
    Цирки французских антрепренеров Лежара и Гверры были в центре внимания петербургской прессы в сезон 1846/47 г. В фельетоне «Северной пчелы» (1846, № 251, 6 ноября) подробно рассказывалось об артистах обоих цирков и в особенности о наездницах Каролине Лойо, Полине Кюзан, г-же Чинизелли и др.
38
    История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, - не бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостью   и   правильностью,   в   ней   сказалось   новое   слово     нашего общественного развития, произ¬несённое ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины. Слово это обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни, и оно придает роману Гончарова гораздо более общественного значения, нежели сколько имеют его все наши обличительные повести. В типе Обломова и во всей этой обломовщине мы видим нечто более, неже¬ли просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем произведение русской жизни, знамение времени...
    В чём заключаются главные черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении (он - барин. - В.Б.), отчасти же в образе его умственного и нравственного развития…
Н.А. Добролюбов. Что такое обломовщина?
    И далее: «Ясно, что Обломов не тупая, апатичная натура, без стремлений и чувства, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, — развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова (курсив мой – В.Б.), так они взаимно проникают друг друга и одно другим обусловливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу».
    Есть ли еще что-либо подобное в русской литературе? Ответ дает А.В. Луначарский: «По поводу Обломова в свое время под¬нялся спор: что же это такое - барская это черта или наша на¬циональная? Нет сомнения, что это не только барская черта. Мы имели в гениальных произведения наших великих писателей ряд изображений других Обломовых, из других общественных групп. Щедрин в «Господах Головлевых» берёт мелкого помещика - та¬кого же точно Обломова. Далее, Рудин у Тургенева близок к Обломову своей болтовнёй, не переходящей в реальное дело. Му¬жичок Тюлин из повести Короленко «Река играет» - чистейший представитель обломовщины, которому всё время хочется спать, так как он находит в этом всю радость бытия, а если ему нуж¬но проявить энергию - он испытывает это как страдание, кото¬рое выводит его из состояния полусонного блаженства. Поэтому Овсянико-Куликовский делает вывод, что обломовщина являет¬ся нашей национальной чертой». (А.В. Луначарский. «Воспитание нового человека»).

39
    Он (Обломов - В.Б.), как только проснулся, тотчас же вознамерился встать, умыться и, напившись чаю, подумать хорошенько, кое-что сообразить, записать и вообще заняться этим делом как следует.
    С полчаса он все лежал, мучась этим намерением, но потом рассудил, что успеет еще сделать это и после чаю, а чай можно пить, по обыкновению, в постели, тем более, что ничто не мешает думать и лежа.
    Так и сделал. После чаю он уже приподнялся с своего ложа и чуть было не встал; поглядывая на туфли, он даже начал спускать к ним одну ногу с постели, но тотчас же опять подобрал ее.
И.А. Гончаров. Обломов.
 
40
    Наше несчастье - пассивное отношение к жизни, мы любим быть пессимистами   и  любим   хвастаться  своим  пессимизмом.  При  этом нами, кажется, не замечено, что европейский пессимизм яв¬ляется результатом чисто физического утомления - устают люди от большой работы, на которую они непрерывно расходуют свои жизненные силы, видят несоответствие результатов труда с за¬просами духа и немного нервничают. Но на Западе пессимизм не ослабляет энергии, не может задержать темпа жизни, там он - миросозерцание, не затрудняющее роста культуры, наоборот - он обогащает культуру новыми огнями и цветами гордой человече¬ской мысли, упорного в своем творчестве духа.
    А у нас пессимизм - мироощущение, органический порок, ибо действительность для русского народа не есть плод её познания, результат его деяний, она в его глазах нечто враждебное ему, ор-ганизующееся в те или иные формы помимо его воли. Я уже не говорю о том, что пессимизм «по-русски» в народе выражается в таких формах, каковы самосожжения, «красная смерть», «Терновка» и прочие ужасы, в литературе же - он неуклюж, лишён изящества, мысли и красоты и всюду является чем-то «во сто ло¬шадиных сил».
М. Горький. О писателях-самоучках.
    Горький точно определил тему: мажор и минор. Пессимизм и мажор. Явления русской жизни: самосожжение, «терновка», «красная смерть» и т.д.

41
    ...Поодиночке из нас всяк ленив и, пока видит, что другие не тронулись, сам не тронется.
Н. В. Гоголь. Выбранные места из переписки с друзьями.
   Эка мы хватили. А речь то всего идет о художественном чтении: «Я думал всегда, что публичное чтение у нас необходимо. Мы как-то охотней готовы действовать сообща, даже и читать…» Воистину – «В начале было слово».

42
    Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием.
И.А. Гончаров. Обломов.

43
    Странное существо - русский человек! В нем, как в решете, ничего не задерживается. В юности он жадно наполняет душу всем, что под руку попало, а после тридцати лет в нем остается какой-то серый хлам. Чтобы хорошо жить, по-человечески - надо же работать! Работать с любовью, с верой. А у нас не умеют это¬го. Архитектор, выстроив два - три приличных дома, садится иг¬рать в карты, играет всю жизнь или торчит за кулисами театра. Доктор, если он имеет практику, перестает следить за наукой, ни¬чего, кроме «Новостей терапии», не читает и в сорок лет серьезно убеждён, что все болезни - простудного происхождения. Сде¬лав себе имя удачной защитой, адвокат уже перестает заботить¬ся о защите правды, а защищает только право собственности, иг¬рает на скачках, ест устриц и изображает собой тонкого знатока всех искусств. Актёр, сыгравши сносно две-три роли, уже не учит больше ролей, а надевает цилиндр и думает, что он гений.
А. П. Чехов. В книге М. Горький. А.П. Чехов.
    Сравните взгляд сегодняшнего дня: «Духовность» русской жизни означает, что главным производимым и потребляемым продуктом в России являются не материальные блага, а понты. «Бездуховность» — это неумение кидать их надлежащим образом. Умение приходит с опытом и деньгами, поэтому нет никого бездуховнее (т. е. беспонтовее) младшего менеджера». (См.: Виктор Пелевин. «Вампир»).
44
    Откуда-то создалось совершенно неверное представление о организаторских способностях русского народа. А между тем нигде в мире нет такой безорганизации! Такой другой страны нет на земном шаре! Каждый живет только для себя. Если он писатель, то он больше ничего, кроме своих писаний, не знает, ни уха ни рыла ни в чем не понимает. Если он актер, то он только актер, да и ничем, кроме сцены, и не интересуется. Помещик?.. Кому неизвестно, что представляет из себя помещик, какой-нибудь синеглазый, с толстым затылком, совершенно ни к чему не способный, ничего не умеющий. Это уж стало притчей во языцех. С другой же стороны - толстобрюхий полицейский поводит сальными глазками - это "правящий класс".
И.А. Бунин. Устами Буниных. Дневники. Том 1.


45
    Страна наша очень несчастна, люди в ней - пассивны, работа¬ют плохо, дело не любят, а - надо любить свое дело.
М. Горький. М. Горький — П. Максимову. 1910 // Собр. соч. в 30 т. М., 1954. Т. 29. С. 148-149.
   А перед этим Горький там же пишет: «Хождение мое по Руси было вызвано не стремлением ко бродя¬жеству, а желанием видеть — где я живу, что за народ вокруг меня? Я, разумеется, никогда и никого не звал: «идите в босяки», а любил и люблю людей действующих, активных, кои ценят и украшают жизнь хоть мало, хоть чем-нибудь, хоть мечтою о хорошей жизни. Вообще русский босяк — явление более страшное, чем мне удалось сказать, страшен человек этот прежде всего и главнейше — невоз¬мутимым отчаянием своим, тем, что сам себя отрицает, извергает из жизни. Среду эту я хорошо знал, жил в ней, а недавно помер брат мой — двадцать лет с лишком босячил он, хороший парень, но — полная утрата воли. Есть среди босяков люди, которым тесно в жизни, но они редки. Их — жалко, это как раз те люди, которые могли бы работать и оставить по себе в бедной нашей жизни яркие, добрые следы».
    Сравните странничество и босячество.
     …«религиозное странничество и авантюрное босячество были теми полюсами, между которыми располагался внутренний мир его (Есенина - В.Б.) лирического «я»… Мистика и авантюра были принципиально взаимообратимы»  (Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины ХХ века. М., 1998. С.90).
46
    Много талантливых русских людей, как известно, погибает в бессмысленной каторге труда, в кабаках и трущобах, и немало среди них таких, которые гибнут лишь потому, что им лень сде¬лать усилие для того, чтобы выкарабкаться из адовой жизни.
М. Горький. Семен Подъячев.
    Горький и его страдания по России.
   «У Семёна Павловича Подъячева тоже были все условия для того, чтобы погибнуть. Но он выдержал суровый экзамен на крупного и полезного стране своей человека и рассказал нам о жизни деревенской много такого, чего другие не могли рассказать. Его имя останется в истории русской литературы как имя человека, изобразившего деревню во всей её жути, которая - надо верить - скоро и навсегда издохнет. Читая его книги, современная молодёжь не оглянется назад с тем сожалением, с каким старики шестидесятых - семидесятых годов оглядывались на крепостное право, а старики наших дней вспоминают житьишко до революции. Книги Подъячева возбуждают ненависть к прошлому, а в прививке этой оздоровляющей ненависти нуждается гораздо большее число людей деревни и города, чем думают оптимисты».
    «Семён Павлович Подъячев — крестьянин Московской губернии, Дмитровского уезда. Ему теперь седьмой десяток лет, он живёт в деревне обычной мужицкой жизнью, которая так просто и страшно описана в его книгах. У него огородный надел земли, которую он сам обрабатывает, плохонькая избёнка, малограмотная жена — всё, как следует у настоящего мужика».
47
    Рядом с поэзией и красотой в русской душе живут тяжкие, удручающие грехи. Грехи, положим, общечеловеческие - нетерпимость, зависть, злоба, жестокость, но такова уже наша странная русская натура, что в ней все, дурное и хорошее, принимает безмерные формы, сгущается до густоты необычной. Не только наши страсти и наши порывы напоминают русскую метель, когда человека закружит до темноты; не только тоска наша особенная - вязкая и непролазная; но и апатия русская какая-то, я бы сказал, пронзительная. Сквозная пустота в нашей апатии, ни на какой европейский сплин не похожая. К ночи от такой пустоты, пожалуй, страшно делается.
Ф.И. Шаляпин. Маска и душа. Часть первая. Моя Родина.
    Русская апатия, хандра – европейский сплин (Пушкин – Байрон, Бодлер).
    Древние греки считали, что чёрная желчь, вырабатываемая селезёнкой (;;;;;, лат. splen), порождала меланхолию, раздражительность. Название человеческого органа с 1590-х приобрело в английском языке переносное значение – хандра, раздражение. Николай Михайлович Карамзин в «Письмах русского путешественника», рассказывая об Англии и англичанах, связал сплин с особым состоянием крови: «Англичане не любят никакой зелени. Рост-биф, биф стекс есть их обыкновенная пища. От того густеет в них кровь; от того делаются они флегматиками, меланхоликами, несносными для самих себя, и нередко самоубийцами. К сей физической причине их сплина можно прибавить ещё две другия: вечный туман от моря и вечный дым от угольев, который облаками носится здесь над городами и деревнями». Во французском языке слово «spl;n;tique» стало означать скорее задумчивую печаль, и не в последнюю очередь благодаря поэту Шарлю Бодлеру, со знанием дела описавшему это душевное состояние в своих прозаических стихотворениях «Парижский сплин».
    Чего не скажешь о самом Шаляпине, человеке, который сделал себя своим трудом.
48
    Длительным будничным трудом мы брезговали, белоручки были, в сущности, страшные. Да и делаем мы тоже только кое-что, что придётся, иногда очень горячо и очень талантливо, а все-таки по большей части как Бог на душу положит - один Петербург подтягивал.
И. А. Бунин. Окаянные дни.
    Москва – Петербург, противопоставление. Москва – Азия, Петербург – Европа. В чем подтягивал Петербург ?
49
     Русский ч<елове>к, если послушать его, с женой замучился, с домом замучился, с имением замучился, с лошадями замучился.
А.П. Чехов.  <Записная книжка I>. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения в восемнадцати томах. Том семнадцатый. Записные книжки. Записи на отдельных листах. Дневники. М., "Наука", 1987

    В пьесе «Три сестры» Вершинин говорит: «Если послушать здешнего интеллигента, штатского или военного, то с женой он замучился, с домом замучился, с имением замучился, с лошадьми замучился…»
     Еще тема: не говори другому, что тебе хорошо. Будет завидовать.
50
    Хорош божий свет. Одно только не хорошо: мы. Как мало в нас справедливости и смирения, как дурно понимаем мы патриотизм! Пьяный, истасканный забулдыга муж любит свою жену и детей, но что толку от этой любви? Мы, говорят в газетах, любим нашу великую родину, но в чем выражается эта любовь? Вместо знаний — нахальство и самомнение паче меры, вместо труда — лень и свинство, справедливости нет, понятие о чести не идет дальше «чести мундира», мундира, который служит обыденным украшением наших скамей для подсудимых. Работать надо, а всё остальное к чёрту. Главное — надо быть справедливым, а остальное всё приложится.
А. П. Чехов.  Письмо Суворину А. С., 9 декабря 1890 г. Москва // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1983. Т. 4. Письма, январь 1890 — февраль 1892. — М.: Наука, 1975. — С. 138—141.

51
    В одном из писем к старику А. С. Суворину Чехов сказал: «Нет ничего скучнее и непоэтичнее, так сказать, как прозаиче¬ская борьба за существование, отнимающая радость жизни и вго¬няющая в апатию».
    Этими словами выражено очень русское настроение, вообще, на мой взгляд, не свойственное А. П. В России, где всего много, но нет у людей любви к труду, так мыслит большинство. Русский любу¬ется энергией, но - плохо верит в неё. Писатель активного настрое¬ния - например, Джек Лондон - невозможен в России. Хотя книги Лондона читают у нас охотно, но я не вижу, чтоб они возбуждали волю русского человека к деянию, они только раздражают вообра¬жение. Но Чехов - не очень русский в этом смысле.
М. Горький. О А.П.Чехове.
    А какой же тогда Чехов? И далее Горький как раз об этом; «Для него еще в юности "борьба за существование" развернулась в неприглядной, бескрасочной форме ежедневных мелких забот о куске хлеба не только для себя, - о большом куске хлеба. Этим заботам, лишенным радостей, он отдал все силы юности, и надо удивляться: как он мог сохранить свой юмор? Он видел жизнь только как скучное стремление людей к сытости, покою; великие драмы и трагедии ее были скрыты для него под толстым слоем обыденного. И лишь освободясь немного от заботы видеть вокруг себя сытых людей, он зорко взглянул в суть этих драм.
  Я не видел человека, который чувствовал бы значение труда как основания культуры так глубоко и всесторонне, как А.П. Это выражалось у него во всех мелочах домашнего обихода, в подборе вещей и в той благородной любви к вещам, которая, совершенно исключая стремление накоплять их, не устает любоваться ими как продуктом творчества духа человеческого. Он любил строить, разводить сады, украшать землю, он чувствовал поэзию труда. С какой трогательной заботой наблюдал он, как в саду его растут посаженные им плодовые деревья и декоративные кустарники! В хлопотах о постройке дома в Аутке он говорил:
     - Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!»
52
     Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого, он был бы исполином. Враг этот — лень, или, лучше сказать, болезненное усыпление, одолевающее русского. Много мыслей, не сопровождаемых воплощением, уже у нас погибло бесплодно. Помните вечно, что всякая втуне потраченная минута здесь неумолимо спросится там, и лучше не родиться, чем побледнеть перед этим страшным упреком.
Н.В. Гоголь. К. С. АКСАКОВУ <Mapт? 1841. Рим.>


53
    - О, это мление скуки – гибель русских людей!
И.С. Тургенев. Дворянское гнездо.

54
    Я обленился, как араб, и ничего не делаю, решительно ничего, и, глядя на себя и на других русских, всё больше убеждаюсь, что русский человек не может работать и быть самим собой, когда нет дурной погоды.
А. П. Чехов. 2267. A. C. СУВОРИНУ. 13 (25) марта 1898 г. Ницца.

    Перекличка с Гончаровым и Тургеневым.
    Описание погоды: «Здесь великолепная погода, одно сплошное очарование. Тепло, даже жарко; небо голубое, яркое, море сверкает, фруктовые деревья цветут. Хожу в соломенной шляпе, без пальто».
55
    Русский мечтатель и существует для разговоров. Для чего же он существует. Не для дела же? (едем в лавку).
В. В. Розанов. Опавшие листья.
    Примечание в скобках говорит о многом: «едем в лавку» и вдруг - такая глубокая мысль. Какое бережное отношение к своим перлам. Многие и после тяжелого труда охотно мечтают о многом. Цитату.
56
    - Но постойте, Созонт Иваныч, - воскликнул Литвинов. Постойте! Ведь посылаем же мы что-нибудь на всемирные выставки, и Европа чем-нибудь да запасается у нас.
    - Да, сырьем, сырыми продуктами. И заметьте, милостивый государь: это наше сырье большею частию только потому хорошо, что обусловлено другими прескверными обстоятельствами: щетина наша, например, велика и жестка оттого, что свиньи плохи; кожа плотна и толста оттого, что коровы худы; сало жирно оттого, что вываривается пополам с говядиной...
И.С. Тургенев.
    Об этом тоже надо помнить. Много будет такого в главе 11 «Горькое самоотречение». Сколько лет прошло, изменилось только название сырых продуктов: была щетина, стали нефть и газ.
57
    Русский человек ленив и очень хитро умеет бездельничать, но у него есть достаточная доля упрямства, - если он захочет, он на¬учится.
М. Горький. Борьба с неграмотностью.
Речь, произнесённая на заседании Петроградского Совета 30 апреля 1920 года

    Хоть так, уже легче.
58
    За что ни возьмешься теперь в России, всё переделывают, а для переделки люди старые и потому неспособные.      
      Л.Н. Толстой. Дневники. 1856 г.
   «Великие реформы» - беспрецедентные по масштабу реформы Российской империи, проведённые в царствование императора Александра II, в 1856-е и 1874-е годы: Ликвидация военных поселений (1857); Отмена крепостного права (1861); Финансовая реформа (1863); Реформа высшего образования (1863); Земская реформа (1864); Судебная реформа (1864); Реформа городского самоуправления (1870); Реформа среднего образования (1871); Военная реформа (1874).
    Эти преобразования решили ряд давно наболевших социально-экономических проблем, расчистили дорогу для развития капитализма в России, расширили границы гражданского общества и правового государства, однако доведены до конца не были.   
    Как в воду глядел Лев Николаевич. То же случилось и 90-х годах 20-го века и продолжается до сих пор.
59
    Теперь, правда, мы можем козырнуть фигурой  большевика. Это что угодно, но не Обломов... Колоссальная степень энергии, решительность, ни перед чем не останавливающаяся, и огромное стремление внести сознательность в жизнь, в полной мере ис¬полнить заветы горьковского Нила, который месит жизнь и так и эдак для того, чтобы выпечь из неё крендель, который он хочет.
 


 
А. В. Луначарский. Воспитание нового человека

                60
    Русский рабочий зарабатывает для себя не жалкий, нищен¬ский корм, как это было раньше, - он зарабатывает себе госу¬дарство.
М. Горький. Десять лет.
    О государстве потом, в главе 5 «Авторитарное государство и русский менталитет».
61
    ...наступило время, опровергающее когда-то правильное ут-верждение В. Н. Майкова и других, кто говорил: «в русском кре-стьянстве нет идей», у «русского народа множество суеверий, но нет идей», - мне кажется, что в русском народе рождается идея и как раз та, которая может духовно выпрямить его, именно: идея активного отношения к жизни, к людям, к природе.
М. Горький. О писателях-самоучках.
    Вопрос национальной идеи очень важен. Нас здесь волнует больше идея активной жизни и эффективного труда. Идея победы, в результате труда как ратного, так и мирного.
62
    ...мне чувствуется, что непосредственно из самой массы рус¬ского народа возникает к жизни новый тип человека, это - че¬ловек бодрый духом, полный горячей жажды приобщиться к культуре, вылечившийся от фатализма и пессимизма, а потому дееспособный.
М. Горький. О писателях-самоучках.
    Горький точно сформулировал идеал.
63
    Да, благодушен, легок и даровит русский народ: из ничего создаст чудесное; грубым топором — тонкий узор избяного украшения; из одной струны извлечет и грусть и удаль. И не он сделает; а как-то само выйдет, неожиданно и без напряжения; а потом вдруг бросится и забудется. Не ценит русский народ своего дара; не умеет извлекать его из-под спуда, бес¬печное дитя вдохновения; не понимает, что талант без труда - соблазн и опасность. Проживает свои дары, проматывает свое достояние, проживает добро, катится вниз по линии наименьшего сопротивления. Ищет легкости и не любит напряжения: развлечется и забудет; выпашет землю и бросит; чтобы срубить одно дерево, погубит пять... И как нам быть в будущем с этим соблазном бесхозяйственности, беспечности и лени - об этом должны быть теперь все наши помыслы...
И.А. Ильин. О России. Три речи.
    Чем хвалить, лучше предупредить. Правильно, Ильин.


Рецензии