Здравствуй, смерть!

ЗДРАВСТВУЙ, СМЕРТЬ или
ПЯТЬСОТ МЕТРОВ НАД УРОВНЕМ МОРЯ!

     1.


Какое звездное небо! Огромная луна! Интересно, нас оттуда кто-нибудь видит? Самое время ему спуститься и протянуть погибающим руку помощи! Мокрые, но пыльные доски палубы окончательно ускользают из-под ног. Откуда в океане пыль? Повисаю над пропастью на мускулистых верхних конечностях. Какое счастье, что я регулярно поднимал тяжеленные гири! Теперь моя жизнь - в моих руках. Странная мысль для человека, уцепившегося за железные поручни кормы тонущего корабля. Металл мокрый и ледяной. Но больше ухватиться не за что. Мы тонем, это ясно. Корма парохода вертикально задрана над ночным морем, далеко внизу под болтающимися в воздухе ногами слышны крики и страшный грохот погружающегося в пучину судна. Его нос уже на глубине. Половина корпуса скрылась под водой. А я - на высоте пятисот метров над уровнем моря! Ничего себе! Я облизываю губы и оглядываюсь вокруг. Помощи ждать не приходится, но и приближать неминуемое не хочется! Надо держаться! Усатый мужик по соседству подмигивает, достает флягу и протягивает мне. Я повисаю на одной руке и делаю большой глоток! Ишь ты, коньяк. Причем, дорогой. Таким в моем салоне потчуют почетных клиентов. Я - модельер. Дорогой кутюрье, приглашенный из Англии в Нью-Йорк на открытие бутика. Но кажется, вечеринку придется отложить. Я купил билет на "самый большой в мире корабль" и весело проводил время в его салонах и клубах. Вчера развлекался на всю катушку и вернулся в каюту довольно поздно. Минут через сорок меня разбудили, велели надеть спасательный жилет и вывели на палубу. Там царил хаос и паника. О, Боже! Посреди ночной Атлантики мы налетели на айсберг! Святые угодники! Пока я помогал дамам из первого класса занять места, шлюпки закончились. А потом корабль зарылся носом в пучину, приняв вертикальное положение. Страха никакого не было. Происходящее было так страшно, что наяву этого быть не могло. И все же я не спал. По скрипящей наклоняющейся палубе еще можно было бежать. Добравшись до края кормы, где находится спасательный круг с названием судна, я уцепился за поручни. Неподалеку примостились юные влюбленные. Несмотря на весь ужас ситуации, они счастливо обнимали друг друга. "Нашли время и место!" - подумал я и криво улыбнулся парочке: чем я лучше? В этой ситуации мог оказаться любой! Когда показалось, что страшнее уже и быть не может, погас свет. Корабль умер. Мы оказались лицом к лицу с океаном: темным и ледяным. Он собирался полакомиться огромной железякой с мясной начинкой - и ничто не могло ему помешать утолить голод! Океан оказался людоедом. Он вскрыл железяку консервным ножом коварного айсберга. Стать бы мне рыбой! Почему я здесь? За что наказан? Особых грехов за мной не числится! Может, я плачу по чужим счетам? Я о таком слышал. В голове плывет черный туман. Вот бы потерять сознание! Но все очень четко. Люди уже не кричат. Они молча молятся и готовятся к смерти. Я с пятого на десятое припоминаю слова, с которыми принято обращаться к Богу. Руки слабеют. Судно в последний раз горестно вздыхает и с невиданной скоростью начинает погружаться. Надо успеть отплыть подальше! Я разжимаю затекшие пальцы и лечу навстречу темной ледяной воде. Свобода! Как это страшно...

     2.

     Я пошутил, что отныне мне предстоит подниматься на лифте на самые небеса. Дошутился… Десять минут назад в небоскреб, где я арендовал контору, врезался гигантский "Боинг". Странно, но мой офис почти не пострадал. Я курил у окна и поздравлял себя с переездом на последний этаж здания. Отныне мой салон расположен на высоте пятисот метров над уровнем моря! Это звучит гордо! Можно смело повышать цены, и руки клиентов потянутся к кошельку! Завтра же приступим, а на сегодня я дал сотрудникам выходной: хочется в одиночестве насладиться ощущением власти над миром. Оно приходит только на высоте. Тут так интересно! Сегодня снимают кино: между башнями натянули канат - и по нему, позабыв страх, на велосипеде катается циркачка. Ну и фокус! Сделав последнюю затяжку, я потушил сигарету. Не дай Бог, пожар! Я бросил взгляд в окно и обомлел. Самолет приближался бесшумно. Просто взял и оказался рядом с домом. Я впервые в жизни смотрел на летящий авиалайнер сверху вниз! Казалось, безумные диспетчеры проводили эксперимент: сможет ли машина лавировать между самых высоких зданий на планете? На нашем острове их - пруд пруди. Но веселой игры не получилось. Рука пилота направила аэробус прямиком в дом. От страшного удара, случившегося десятками этажей ниже, я свалился с ног. Последняя мысль ускользающего сознания: такой страшной аварии не было со времен "Титаника"! Когда сознание вернулось, я понял: спасение - внизу! Но двери лифта оказались заблокированы. Лестница - закрыта. Я колотил по железной панели, мечтая, чтобы она хоть на йоту сдвинулась с места! Не тут-то было. Желанный офис на сто первом этаже стал ловушкой. Городской телефон молчал, впрочем, я и не ожидал, что услышу гудок. Все кабели наверняка были перерублены. А мобильный? Я набрал номер, услышал автоответчик и пробормотал: "Я люблю тебя! Со мной ничего не случится!" Мне ответила тишина. Так, надо выбираться. На крышу мне не пробраться. Да и зачем? По лицу потекли слезы. Что это такое? Я же плачу только от злости! Заметив вертолет, я отчаянно замахал руками. Но сквозь бронированное стекло пилот не услышал крика и продолжал наматывать круги вокруг горящего небоскреба. Дышать становилось все труднее. Нечем дышать. Здание заполнялось едким беловато-желтым дымом. Чтобы не задохнуться, я должен разбить окно! Но чем? Я кинулся к сейфу. Слава Богу, замок не пострадал. И вот в моей руке - револьвер. Старинное оружие, гордость коллекции. Всегда прочищен, смазан и заряжен! Я разрядил в проклятое окно обойму, но закаленное стекло лишь трещало и не поддавалось. Да уж, отсюда захочешь - не выпадешь. Но кто ж предполагал, что окно нужно будет высадить? В поисках снаряда я осмотрелся вокруг. С плаката фильма про затонувший лайнер сочувственно смотрели двое влюбленных - и в этот момент их лица показались особенно знакомыми. Господи! Что делать? Ответ был получен молниеносно. Стол! Мой старомодный стол на колесах! Он вполне способен выбить окно! Я отодвинул его от стены. Какая же тяжесть! Слава Богу, я хожу в тренажерный зал! Бицепсы на зависть! Стол получил нужное ускорение и вылетел в окно, разбрасывая вокруг себя ящики, документы и листы бумаги... Мне стало легче дышать! Белесый дым рассеялся, но сквозняк спровоцировал другую беду. В офис проник огонь, и это уже было страшно. Пожар распространялся так быстро! Я едва успел шагнуть на подоконник, как в спину шарахнуло жаром. Пилот вертолета заметил меня, но вплотную подлететь не мог. А я не мог понять его отчаянной жестикуляции. Жара стояла невыносимая, в уши неслись крики обезумевших людей и сирены пожарных машин. От взрыва поднялись клубы пыли. Откуда бы взяться пыли на такой высоте? Я стоял на вершине мира, спиной прислонившись к уцелевшему окну, за которым бушевал огонь, подняв лицо. Мне казалось, что кто-то рассматривает меня сверху. Кто? И как он может быть выше, если я - в самом высоком здании на свете? Я поймал беспомощный взгляд эквилибристки. Сидя в седле велосипеда, она балансировала на тросе, натянутом между небоскребами! Вот откуда взялся вертолет! Это с него камера снимала номер безумной велосипедистки для фильма ужасов! А бесстрашная актриса - внучка знаменитого французского канатоходца Филиппа Пети, прославившегося такими фокусами! Я слышал, что о нем снимают кино. Кто ждал, что мы станем героями этой ленты? Соседний небоскреб охает и оседает вниз. В него что, тоже самолет влетел? Веревка, на которой мотается циркачка, несколько секунд сохраняет натянутое положение, как будто кто-то ее удерживает! А потом сила притяжения увлекает женщину, сидящую на велосипеде, к земле! Ее глаза, Боже! Она умоляет о помощи! Стекло позади меня раскалилось так быстро! А если оно лопнет? Оно обязательно лопнет, и скоро. Дороги назад нет. Я вспомнил, как в детстве часами простаивал на вышке плавательного бассейна, ожидая, что отец разрешит мне не прыгать с нее и спуститься обратно по лестнице. Он улыбался: "Сынок, тебе придется решиться! Не тяни время!" Стать бы мне птицей! Я закурил последнюю в жизни сигарету, вздохнул всей грудью и шагнул вперед-вниз в тот момент, когда ожидал этого меньше всего. Вслед за мной устремился весь небоскреб.

     3.

Я снова стою на карнизе, и за спиной бушует огонь. Горит все здание. Мимо то и дело пролетают "коктейли Молотова". За гастрольную жизнь я перепробовал немало дьявольских смесей, но эта погорячее прежних! Никогда не слышал, чтобы люди, попавшие в безвыходную ситуацию, не встречали поддержки. Но те, кто загнал добрую сотню несчастных в ловушку, забавляются, наблюдая за нашими мучениями! В отличие от прошлого случая, это здание не такое высокое, и я вижу землю с высоты пятого этажа. Снизу, злобно усмехаясь, пялятся трое головорезов в черных масках: "Что, колорад, не нравится? Сдохни, москалюга! Ишь, вырядился!" А я и вправду вырядился: жабо, парик, туфли на платформе. Одно слово, легкий жанр! А еще - обязательная георгиевская ленточка на лацкане: скоро День Победы. Это святое, в каком бы легком жанре ты ни выступал! Когда меня пригласили спеть на шоу в поддержку движения народного освобождения, я решил поехать. Я всегда старался быть подальше от политики. Но она сделала первый шаг, решив познакомиться поближе. И вот я здесь... Афиша гласила: "Любимый солист из братской республики!" И я на самом деле был любим народом. Я гастролировал по этой стране прошлой зимой - тогда ее жители показались мне улыбчивыми и ленивыми. Почему год спустя их лица перекошены от ярости? По чьей злой воле они стреляют друг в друга? И причем тут я? Неужели кто-то всерьез думал, что невинная полечка или ламбада в моем исполнении могли остановить агрессию нацистов? Так или иначе, вместе с десятками заложников я оказался заблокирован в здании сталинской постройки. Вот уж воистину, "Сталина на них нет!" На площади перед зданием вечером должен был пройти митинг и мой концерт. В небе на высоте пятисот метров болтается всеми позабытый дирижабль с моим портретом, но концерт откладывается. Не до песен! Как же я влип... Голову уже печет невыносимым жаром: на мне загорелся парик! В другой ситуации это показалось бы забавным, даже комичным. Но не сейчас! Я срываю парик и швыряю вниз, другой рукой удерживаясь за выступ здания. Ногам жарко, пыльный подоконник раскален. Где-то я читал, что пыль - не что иное как продукт разложения человеческой материи. Перхоть и прочее… Тогда эта статья показалась мне сущей глупостью. Пластмассовая платформа концертных туфель начинает плавиться, прилипая к узкой полоске металла! Нет, это невыносимо! Осторожно освобождаюсь от обуви. Стою на подоконнике босиком. Боже, какая боль! Наверное, будут ожоги! Из здания выходят бандиты с футлярами от инструментов моих музыкантов. Неужели в них выносят оружие? А где же мои ребята? Они бы ни за что не расстались с гитарами и клавишами, если только не… Лучше об этом не думать! Мимо к земле пролетает молодая женщина. Самый короткий путь в ангелы. Православный батюшка с крестом в руках вопиет: «Что вы делаете?» Ему отрубают руки. Кровь стынет в жилах. Я следующий? Моя песенка спета? Ну уж нет! Со мной может случиться все, что угодно. Но со мной ничего не случится! Взглянув вверх, я припоминаю слова молитв. Меня кто-нибудь слышит? Или он слишком высоко? Я сбрасываю вниз дурацкое жабо и пиджак. Разъяренная толпа вчерашних фанатов пинает их, как футбольный мяч: «Ах ты, кацап вонючий!» Они озверели? Даже не пытаюсь понять, что я им сделал - и начинаю петь. Это мое первое в жизни выступление на подоконнике - босиком, без парика и фонограммы. Голос у меня - что надо: сильный, глубокий. Песня народная. Но народ ее не слышит. Меня заглушают выстрелы и крики умирающих. За моей спиной что-то взрывается. Господи Иисусе, какой мерзкий едкий смрад! Не успеваю понять: сбросило меня взрывом или я сам прыгнул вниз? Я беспомощно лежу на асфальте в луже крови. Хочу укол! У меня сломан позвоночник. Кто-то издевательски кидает мне в лицо "жовто-блакитный" букет. Мне всегда нравилось сочетание синего и желтого. Неужели нравилось? Ко мне подходит солдат. Он стягивает с лица маску. Солдат был на прошлогоднем концерте. Точно был! "Парень, помоги мне!" Что ж, он не против. Только вот помощь бывает разная. Солдат криво улыбается и стреляет мне в сердце. Это предпоследняя сенсация в вечернем выпуске новостей. Теперь желтая пресса станет выяснять, в каком банке я хранил сперму!

     4.

     Нет ни прошлого, ни будущего. Есть просто время. И оно течет как вода, которой дали волю: во все стороны сразу! И даже вспять! Сколько у меня жизней? Сколько еще нужно их прожить на пути к совершенству? Да есть ли оно? Что было раньше, что позже? Вот я отправляюсь на дно моря за огромным кораблем. Мгновение спустя прыгаю с небоскреба. Погибаю в Одессе. Вот меня прибивают к огромному кресту. Тщательно, медленно и больно приколачивают огромными гвоздями. Мой отец безмолвно смотрит на это. А я не могу понять: за что? За всех сразу? Но разве могу я один искупить все зло мира? Я никому не делал плохого! Отец молчит. Губы пересохли, я прошу пить, но меня никто не слышит. Я прикрываю глаза и вижу множество теней. Трехлетний мальчик в руках боевиков. Он прижимается к одному из них, чтобы немножко согреться после бессонной ночи, когда убийцы вырезали всю семью. Малыш хочет расслабиться и не подозревает, что через минуту его головой будут играть в футбол. Юная француженка спасает родину, но ее объявляют ведьмой и отправляют на костер. Дайте ей крест! Посреди океана ледяной весенней ночью гигантский лайнер налетает на айсберг и устремляется на дно, увлекая за собой тысячи невинных пассажиров. Матерь божья! Моя мать! Под пятисотметровым слоем серого пепла остается целый город. Гибнут все жители Помпеи. Спасите их души! Глаза печет, но я могу наблюдать за происходящим, даже не открывая их! Рядом с моим крестом в землю воткнуты еще два. На них корчатся двое злоумышленников. Один мерзко скулит, второй погружен в злобное молчание. Я - преступник. Это даже не обсуждается. Спорить тут не с кем. Теперь остается только ждать мучительной смерти от голода, жары и жажды. Прекрасный коктейль, не правда ли? Почти как тот, что приписывают русскому "бармену" Молотову! Мои распростертые руки затекли, но мне никто не поможет. Я вижу подорванные поезда, сходящие с рельс, вижу самолеты, в которых разбиваются эстрадные звезды и футбольные команды. В промежутках между катастрофами люди воюют. Одни погибают по вине пилота Боинга, перепутавшего педали и прихватившего в мир большинства хоккейный клуб. Другие - по воле снайпера, хладнокровно добивающего раненых. Я вижу, как в парижском тоннеле, вскрыв двери дымящегося после автокатастрофы "мерседеса", красавице-принцессе вкалывают прощальную инъекцию. Журналисты больше не задают вопросов, вместо этого в прямом эфире им отрезают головы террористы! Тонет атомная подводная лодка, на старте взрывается космический корабль, а потом - целая атомная станция! В моей жизни нет поездов и самолетов, но все это я почему-то вижу. И еще - погибающие люди. Красное от крови море. Массовое жертвоприношение в бурно протестующем прибое. Множество жертв. На прощание каждый произносит мое имя. Видимо, потому, что в этой безумной свистопляске я был первым. Самая первая жертва. Я смотрю вниз и слышу: "Господи Иисусе, спаси и сохрани!", но не могу им помочь. "За что? Почему я?" Это интересует каждого, но ответить я не могу. Я и сам умираю. Мир никогда не будет прежним. Все ответы я найду позже. А сейчас - дайте мне спокойно умереть! Эта медленная пытка растянута во времени. Я смиренно принимаю все, что происходило. И то, что будет дальше. Будет ли? Надеюсь! Думаете, мне не страшно? Еще как! Есть ли я? Был ли я? Многие сомневаются. Нетерпеливые пытаются меня подменить, находя суррогаты. Последнее желание? Я не могу ни закурить, ни хлебнуть из фляги, ни сделать инъекцию. Ко мне приближается верзила из охраны. Он прижимает к моему пересохшему рту губку, пропитанную водой. Я судорожно глотаю влагу, а потом со странной радостью наблюдаю, как центурион заканчивает мои земные страдания при помощи острого копья.
Ну вот и все. Боли нет. Нет и страха. Освобождение! Я взлетаю над землей - метров на пятьсот! Отсюда отчетливо видно, что люди не прекращают стрелять друг в друга. И умирают с моим именем на устах. Они так ничего и не поняли! Я ухожу. Из праха - в прах. Из пыли - в тлен. Но, кажется, теперь я знаю, как всем помочь. Повернуть время вспять - нетрудно. Азиаты и африканцы садятся в лодки, чтобы бежать в Европу. Похоже на ковчег! Гигантские волны захлестывают континенты. Лишь избранным удается спастись! Люди, как и в прошлый раз, ничего не поймут. Они не будут ничего помнить, а остатки предыдущей цивилизации примут за следы жизни внеземных пришельцев. Люди! Я вижу настежь раскрытые глаза умерших и слышу их голоса. Они рассказывают мне свои истории. Здравствуй, смерть! Ты - начало!

2018

Притчу "ЗДРАВСТВУЙ, СМЕРТЬ!" читают артисты театра "Комик-трест": НАТАЛИЯ ФИССОН, ИЛЬЯ СТАРОСЕЛЬСКИЙ, ИГОРЬ СЛАДКЕВИЧ, директор труппы ТАТЬЯНА СИДОРОВА

https://youtu.be/yjwi1CbYjg4

Заключительная часть притчи "ЗДРАВСТВУЙ, СМЕРТЬ!" в исполнении телеведущей ТАМАРЫ МАКСИМОВОЙ
https://youtu.be/b6zGkMubwDU

2020


Рецензии