Зимний вечер в Гаграх

  Посвящаю моему папе

   14.06.1936 - 20.06.2018



   Почему-то захотелось посмотреть фильм "Зимний вечер в Гаграх". Я смотрела его и раньше, и даже несколько раз, что-то в нём меня цепляло, но я как-то не задумывалась о том, что это. Какая-то общая грусть, жалость к герою, бывшему танцору-чечёточнику, который был известен в своё время как великолепный испонитель "степа", по-русски чечётки, но совершенно одинокому человеку.

   А в этот раз...

   В конце фильма он лежит с инфарктом в больнице. Рядом с ним телевизор и случайный знакомый, с которым у него сложились непростые отношения. И дружбой не назовёшь, но всё же...На короткое время тот становится близок ему тем, что заинтересовался сначала как бывшим степистом,  а потом как человеком. А в конце уже появляется какая-то ниточка душевной связи и сопереживания друг к другу.
И вот он лежит, а по телевизору идут кадры когда-то записанного танцевального номера, в котором он красивый и молодой лихо отбивает чечётку. Заворожённый этим танцем, новый знакомый признает что герой был действительно первоклассным мастером.

   А тот начинает ему рассказывать, как однажды...

   Однажды в конце сезона он был в Гаграх со своей маленькой дочерью. Красивый и знаменитый папа и такая же красивая маленькая девочка, которая с восхищением смотрит на него и гордится им. И вот, она просит отца взять её на выступление, он сначала отказывает, но потом всё же берёт.
   Он вспоминает, что это был самый лучший выход перед публикой. Задумчиво смотрит в потолок больничной палаты, видит перед собой её и как они выстукивают степ, и говорит:
- Все выступления и всё, что было в жизни хорошего, я отдал бы за тот единственный зимний вечер в Гаграх...
И умирает.

   Где-то во второй половине фильма был такой момент, он звонил дочери и предлагал возродить тот номер. Просто попросил, человек он мягкий, не настаивал, видимо думал дочь отзовется...не отозвалась. Жаль. Она не поняла или не захотела, а может подумала что ностальгия по прошлому это глупость стариков, и не подумала, что может быть для него это так важно, как глоток воды в пустыне жаждущему...а он не сумел донести свои чувства. Но она не захотела поддержать ИЛЛЮЗИЮ - а вдруг получится. Если бы этот танец состоялся, ах, если бы он состоялся, может и не умер бы, а может быть понял что жил не зря.

    Мой папа надеялся что будет ходить. Он всегда был очень энергичным человеком и то что он последний год не мог выйти из дома, для него была просто трагедия. Я нашла массажистку, которая делала ему хороший массаж, не жалела сил и времени. И действительно, при нашей помощи, он вставал и несколько раз мог имитировать шаг, сгибая ноги в коленях, но...шагать самостоятельно он уже не мог. Но он очень надеялся. Он смотрел мне в глаза и спрашивал - как ты думаешь, я пойду...Что я могла сказать. Я говорила что подожди немного, не всё сразу, старалась положительно бодрым тоном говорить что да, может быть, и что медицина и наука идут вперёд и что непременно найдут лекарство, которое ему поможет.
   Папа верил, чтобы верила я, а я верила чтобы верил он. Он жалел нас...папочка не хотел нас расстраивать.
   Да, я поддерживала ИЛЛЮЗИЮ, что всё ещё будет хорошо, как могла.

   Когда позвонила мама...мы собрались быстро, сели в машину и уже через 15 минут были у них...я вбежала...папа лежал на боку,
 - папа, папочка - вскрикнула я... тут он пошевелился, повернул голову и его почти остановившиеся глаза вдруг увидели меня...было видно, я встретила этот взгляд.
Была секунда, может несколько...чуть заметное движение губ - папочка что? но он не ответил.
Его тело как-то обмякло...и тут я увидела искру в глубине зрачка.
Она была такая, как блеск фонаря в глубине аллеи.
Я поняла, что это и есть искра жизни, она ушла, уходила вглубь его глаз, туда, в черную точку... может быть иллюзия, которую мы поддерживали вместе, помогла ему в эти последние минуты и он меня дождался...
Чтобы встретиться взглядом последний раз.


Рецензии