Уроки ДПИ. Один день в Жостово

Наша экскурсия в Жостово была с целью посмотреть сам поселок. Но он на нас впечатления не произвел. Достопримечательностей там лишь две: Пироговское водохранилище, на берегах которого и расположен поселок и фабрика декоративной росписи. О ней и пойдет здесь речь.  Много интересного нам показали и рассказали в музее фабрики, но начнем урок о Жостове с его истории.

ИСТОРИЯ ПРОМЫСЛА.

 Подмосковное Жостово знаменито. Более полутора веков его жители славятся на весь мир своим редким мастерством - они расписывают подносы.

  В их руках обычный бытовой предмет становится произведением искусства. И передается это умение из рода в род, из поколения в поколение.

  В разделе о Федоскино, уже говорилось о создании там в 1795 году лакирной мастерской. Именно она и явилась родоначальником Жостовского промысла.

  В нескольких километрах к востоку от Федоскино, недалеко от Клязьминского водохранилища, расположено село Осташково, а совсем рядом с ним деревня Жостово.В этих местах и зародился народный художественный промысел по изготовлению подносов.

  Его история началась в 19 столетии, когда в тогдашней Троицкой волости Московского уезда стали изготовлять изделия из папье-маше. Крестьянин Филипп Никитич Вишняков, работая возчиком на Федоскинской мануфактуре, задался целью открыть собственное дело. Скопив денег и продолжая оставаться крепостным графа Шереметева, он открыл в деревне кустарную мастерскую, а затем передал её брату. В мастерской стал обучаться ремеслу сын Вишнякова Осип. Позже он стал мастером, доставлял товар в Москву и выгодно сбывал его в товарных рядах. Это были табакерки, спичечницы, баульчики их папье-маше, позже подносы. Доходы росли, и вскоре он открыл мастерскую в специально выстроеном небольшом здании.

  В 1836 году Осип Вишняков отправился на ярмарку в город Митаву, в далекую тогдашнюю Курляндскую губернию. Здесь выяснилось, что его подносы из папье-маше, хотя и затейливо расписанные, не выдерживают конкуренции с уральскими железными подносами из Нижнего Тагила, где их изготовление возникло ещё в 18 веке. Это обстоятельство и заставило Вишнякова перейти на производство железных подносов. Но он применил свой способ их обработки: уральский был холодным, а жостовский - горячим, сходным с западной традицией. Вначале роспись на подносах представляла простенькие сюжетные картинки, а с середины 19 века стали на них появляться нарядные цветочные букеты. В основе этих узоров лежит знаменитая урало-сибирская роспись. 

  На фабрике нам показали начальные этапы росписи, познакомили с технологией изготовления подносов. Но самым грандиозным впечатлением стал музей с россыпью уникальных подносов развешанных по стенам небольшого зала.

ТЕХНОЛОГИЯ РОСПИСИ.

  Традиционная технология жостовского многослойного письма, давно описанная искусствоведами, считается одной из самых сложных. Начинается оно с "замалёвка" - нанесения разбеленной краской силуэтов цветов и листьев.
  Они уже собраны в воображении автора в букет. Затем на просохший замалевок лессировочными (прозрачными) красками накладываются тени. Этот приём "тенёжки" как бы погружает букет в глубину фона.   
Потом идет "прокладка" - плотное корпусное письмо. Букет обретает плоть, появляется колорит. "Бликовка" - наложение бликов завершает лепку форм, добавляя им объёма и света.     "Чертежка" - размещает детали, быстро и легко очерчивает лепестки и листья, прожилки и семенца в чашечках цветов. Завершает письмо "привязка" - объединяющая все детали в букете и связывающая его с фоном.
 

ЭЛЕМЕНТЫ.

Самого термина жостовская роспись, не существует, как не существует и обязательных элементов в ней, характерных другим видам росписей: хохлома, городец. Как уже было сказано, в основе узоров лежит урало-сибирская роспись. О ней разговор будет на следующем уроке. Элементы каждый художник выбирает для себя сам. У каждого свой художественный почерк, свое видение готового предмета. Придерживаются конечно определенных правил росписи, но обязательного набора элементов здесь нет. Об этом говорит стилистическое разнообразие самих изделий, их неповторимость и уникальность.
 Элементы, тоже здесь имеют уникальность подбора.
Цветы расположенные по центру композиции,
 на периферии, имеющие несколько центров. Вообще без цветов. Разного рода пейзажи и сюжетные рисунки. Полное разнообразие цветовых решений и форм. Подносы бывают штампованные и кованные, у вторых разнообразие по формам более ощутимое.На выставке представлены работы самых разных мастеров, разных лет. И все они неповторимы.   

Необычное великолепие, ненаглядная красота - вот в чем уникальность и самобытность нашего подмосковного промысла. Разнообразие цветового фона - это уже особенности урало-сибирской росписи, которую отличает высокий уровень колорита и разнообразие цветовых решений.
Сюжетные линии разнообразны и неповторимы. Это видно на самих изделиях. Ожившие сказки, я бы так охарактеризовала, то, что было представлено нашему взору на фабричной выставке. Спасибо их создателям за их золотые руки!
   

Знаменитые жостовские мастера - их имена навсегда вписаны золотыми буквами в историю промысла.На выставке в фабричном музее им посвящена целая композиция.

  Их имена: Павел Иванович Плахов, Борис Васильевич Графов, Андрей Павлович Гогин, Василий Ильич Дюжаев, Матвей Родионович Митрофанов, братья Клёдовы - Дмитрий и Василий. Знаменитые династии жостовских мастеров: Леонтьевы, Митрофановы, Беляевы. Гогины, Клёдовы, Пичугины, Савельевы... Читайте о них, эти люди заслуживают внимания, почтения и уважения!

Вот и закончился один день в Жостово. Экскурсия удалась!


Рецензии
Преклоняюсь перед умельцами!

Григорий Аванесов   10.07.2019 00:57     Заявить о нарушении
Спасибо Вам! Они - золотой фонд нашей Родины!
С уважением!,

Ольга Азарова 3   10.07.2019 21:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.