Не бегите!

"НЕ БЕГИТЕ!»

Хроники современной Красной Шапочки

1.

     Люся подошла к зеркалу и тщательно нарисовала губы. Она никогда не красилась вслепую."Фу!" Однажды в метро Люся увидела тетку, которая вынула помаду из кармана растянутой вязаной кофты и, наощупь неряшливо мазнула по губам. Эту отвратительную картину она запомнила надолго. У нее была идеальная память. Она помнила мельчайшие подробности своей скупой на события жизни - даже тридцати или сорокалетней давности. А вот «короткой памяти» не было вовсе: Люся могла часами искать ключи, которыми только что открыла дверь собственной квартиры в старенькой хрущевке. Ну, куда она их положила? Люся рассеянно осматривалась вокруг. На стенах висели школьные фотографии, и она до сих пор знала наизусть не только имена-отчества учительниц, но и их адреса: в те времена, когда она училась в школе, домашние телефоны считались предметом роскоши! А Люся то и дело навещала преподавательниц, и с ней занимались дополнительно. Девочка, как говорили, "шла на медаль", все прочили ей большое будущее. Люся радостно им верила, но не имела ни малейшего представления, какую выбрать профессию. У нее был пронзительный голос, и на школьных концертах девочке доверяли роль ведущей. Из-за этого необычного тембра Люсю назначили председателем совета дружины. С третьего по восьмой класс она гордо маршировала впереди толпы школьников и гортанно вопрошала, оглядываясь на мелких ровесников: "Кто шагает дружно в ряд?" Пионеры, с опаской посматривая на ее арбузные груди, обтянутые накрахмаленной рубашкой, отвечали: "Пионерский наш отряд!" Придя домой, Люся развязывала красный галстук, лежавший на бюсте параллельно земле, и осторожно заглядывала в зеркало: "Может, мне стоит стать артисткой?" Но для такого публичного занятия она была довольно робкой. К тому же Люся считала себя полноватой. Не то, чтобы откровенно толстой, но все же… «Где бы найти такую работу, чтобы фигуру не было видно?»

2.

     Поправив на могучей талии форменный черный костюм и пристроив на высокую прическу красную шляпу, похожую на кастрюлю с гербом, она вошла в кабину, села, окинула полупустой эскалатор равнодушным взглядом и неживым голосом проговорила в микрофон: "Не бегите!" Взгляд ее затуманился, и Люся впала в обычное рабочее состояние. Наиболее остроумные пассажиры называли его анабиозом, но ей было неинтересно, что думают о ней обладатели бесконечно мелькавших мимо лиц. Их задачей было стоять справа, проходить слева и не падать при сходе с эскалатора. Люся несла за это ответственность. А еще пассажиры не должны были мешать ей предаваться воспоминаниям. Вспоминать было нечего, но так положено: старый человек должен подводить итоги! Выйдя на пенсию, Люся решила считать себя старой, хотя выглядела моложе своих лет.

3.

     Она хорошо помнила летний день пятьдесят пятого года, когда в Ленинграде открылось метро. По случаю всенародного праздника правительство выпустило специальные жетоны - один из них хранился у Люси в маленькой коробочке между пудреницей и набором теней для век. Тем летом у нее было паршивое настроение: на вступительных в театральное девушку сочли откровенно толстой и посоветовали оставить попытки сделаться их студенткой. А еще им не понравился ее голос! Старенький профессор, дремавший на краю стола, за которым восседала приемная комиссия, при первом звуке люсиного голоса встрепенулся, недовольно заблестел очками, а когда она закончила читать басню про лебедя, рака и щуку, громко пошутил: "Милочка, с вашим голосом нужно сидеть в туалете и кричать: "Занято!" Профессора прыснули, а Люся вышла из института и печально побрела по городу. Ей хотелось плакать. Ну почему у нее такой тембр, совсем не похожий на материнскую манеру? Люсина мать говорила тихо, себе под нос, смущенно улыбаясь куда-то вбок, суетливо рассыпая гласные, за что получила прозвище "сто слов в минуту"! Голос отца Люся вспомнить не могла: родители не разговаривали друг с другом много лет, живя в одной квартире и стараясь не издавать звуков - даже телик они смотрели по очереди и на минимальной громкости! Потом отец от них ушел. Люся не представляла, как он сейчас выглядит, а ведь он вполне мог попасться ей навстречу и пройти мимо. Глаза девушки наткнулись на яркое объявление: "вновь открывающемуся ленинградскому метрополитену имени Владимира Ильича Ленина требуются..." Люся заинтересовалась: что такое метрополитен? Вскоре она надела красную шапку, похожую на вазу, вошла в будку и стала дежурной по эскалатору. "Это временно, надо же мне где-то работать! Скоро куда-нибудь поступлю и уйду отсюда." Она не рассматривала новое занятие как дело жизни, ей нужно было просто выждать время и похудеть. Правда, ей нравились новенькие вестибюли, отделанные мрамором, хрусталем и позолотой. "Какая красота! - думала она, приходя на службу, - Не зря станции называют подземными дворцами!" По выходным Люся решительно не знала, чем заняться и посещала... метро. Она обследовала все станции и превратилась в настоящего знатока. А ее командный голос по достоинству оценило руководство подземки. Люся получила право этого самого голоса и смогла сама выбрать станцию, на которой она будет дежурить. Ее выбор пал на «Московские ворота». Стены этой станции были выполнены из красного с белыми прожилками мрамора - он так напоминал сырое мясо! - а Люся обожала антрекоты! А еще ей понравилось сидеть в будке и покрикивать на непутевых пассажиров. К тому же им не была видна люсина фигура. Впрочем, для них она была верховной главнокомандующей, а высоким чинам просто полагается внушительная внешность! "Молодой человек! Не бегите! Дома будете бегать! Бабуля! Уберите сумку с балюстрады эскалатора!" - наклонная шахта, по которой двигалась переполненная людьми лестница, то и дело оглашалась зычным люсиным голосом. Молодой человек трусливо переставал бежать и замирал на месте, а бабка, напуганная таинственным словом "балюстрада" прижимала к себе котомки и старалась незаметно прошмыгнуть мимо люсиной кабины, избежав суровой кары царственной женщины в красной шапке. Ее палитра расширялась: Люся освоила важную фразу «Снимите ребенка с плеч!» и особо часто применяемую «Немедленно прекратите целоваться!» Ее злило, когда мальчишки бросали на балюстраду мелочь - падая, она громко звенела и к концу подземного полета превращалась в настоящие пули, дырявившие перед ней казавшееся прочным стекло кабины. Только успевай уворачиваться! Но напугало Люсю другое. Поздним вечером на пустом эскалаторе показались две фигуры. Приблизившись, они оказались молодыми парнями. Проходя мимо ее кабины, они осклабились - но не зубами, а чем-то ярко-оранжевым! От ужаса дежурная закричала: Люся не сразу сообразила, что они пошутили и вставили поверх зубов апельсиновые корки. Один из них потом стал ее любимым телеведущим, другой - кинорежиссером. Если б знать!..

4.

     Незаметно прошел год. Люся не похудела - наоборот, от монотонной сидячей работы ее фигура окончательно расплылась. Но молодая женщина уже не стремилась приобрести осиную талию и поступить "на артистку". Люся поняла, что осуществить эту мечту ей не по плечу. Каждому свое. Она по-прежнему пребывала в замороженном состоянии и не представляла, как сложится жизнь. "Не бегите!" - кричала Люся в микрофон утрированно электрическим голосом, обращаясь не к пассажирам, а к дням, месяцам и годам, течение которых и не думало притормаживать.
     День за днем она приходила на работу и дежурила у эскалатора. От скуки Люся разглядывала лица людей. Они напоминали ей живой биоконструктор: вроде бы все состоят из одних и тех же деталей - носа, ушей, рта, глаз - но какие все разные! Пассажиры спешили мимо Люси: по утрам - на работу, вечером - домой. Все жили так же размеренно, как она. А она жила, как все. Ей нравилось угадывать, кто из пробегавших мимо кем работает и как ведет себя на службе. Ей было интересно, есть ли у них семьи и как они обращаются с домашними. Люся жила одна - ее матери не стало еще в тот золотой период, когда девушка подавала надежды.
     Она хорошо помнила предновогодний вечер, когда в ее скромную семью пришла трагедия. Люся не спеша шла по заснеженной улице, предвкушая уютный вечер: свежая серия про рабыню Изауру и чашечка чая с вареньем из яблок с брусникой. Открыв дверь, девушка крикнула: "Я пришла!", но ответа не последовало. Ее мать лежала в своей постели, закрыв лицо одеялом. Люся отдернула его и в ужасе отшатнулась от рассеянно-заплаканного лица. Мать была словно не в себе. Кое-как усадив ее и отпоив чаем, Люся выяснила, что произошло. Под вечер мать вышла за хлебом и была остановлена какой-то «приличной дамой». Предложив принять участие в беспроигрышной лотерее, дама посулила за это бесплатную стиральную машину. Требовалось внести сто рублей. Мать достала купюру, и игра началась. Гипноз - тоже. Дальнейшее припоминалось с усилием. Вроде бы рядом оказалась еще одна «дама», которая почему-то выиграла ту же самую стиральную машину. Теперь люсиной матери предстояло играть с ней. Мать снова полезла в кошелек. Она опомнилась, лишь когда повинуясь беззвучному приказу незнакомки сходила домой и вытащила из тайника заначку - за долгие годы семья скопила десять тысяч "на черный день". Она и не знала, насколько черным окажется зимний вечер! Мать сидела в сугробе, провожая заплаканным взглядом фигуру дамы, уносившей все их сбережения, и плакала. Она так и не поняла, что произошло. "Люсенька, прости меня! Я так виновата! Я хотела тебя порадовать!" Люся вызвала врача. Диагноз был неутешителен. Удар! От прежней грозной дамы, державшей в страхе соседей, не осталось и следа. Всего за день она превратилась в напуганную старушку. Мать перестала выходить из дома и подходить к телефону. Так у Люси появился ребенок. "Обычное кидалово!" - объяснили ей в отделении милиции. Найти воровку было нереально. Люся внушала матери: "Это - лишь деньги! Главное, что ты жива! Десять тысяч - совсем немного!" Это было совсем не так! Мать прожила недолго: сказался ужас, который она пережила, придя в себя от гипноза вымогателей.

5.

     Когда ее знакомый машинист женился на стюардессе, Люся метко окрестила их «Крот и Птица» и задумалась: может, и ей стоит выйти замуж? На эскалаторе полно симпатичных парней! Ну почему все они бегут так быстро и даже не думают разглядеть красивую девушку в будке?" Люся достаточно громко просила их не бежать, но парни продолжали спешить, не обращая на нее внимания. "Почему я такая заурядная?" - думала девушка, разглядывая себя в маленькое зеркальце, когда не было сил следить за поведением пассажиров. "Я такая, как все!" - грустно думала Люся, глядя на море лиц, к вечеру превращающееся в бесконечную серую массу. Она любила людей. Правда, Люсю смущали чужие поцелуи на эскалаторе и выводил из себя стук металлических шпилек, которым отличались отдельные пассажирки. «Как гвоздем по стеклу!» - морщилась она. Взгляд дежурной остановился на двух уборщицах, которые спускались по эскалатору, протирая балюстраду тряпками, которые держали на вытянутых руках. При этом тетки оживленно болтали, и даже сходя с движущейся лестницы, иногда забывали опустить и согнуть руки. Люся представила, что они так и домой возвращаются, с вытянутыми в стороны конечностями, на которых висят тряпки, и расхохоталась.
     Люся любила дежурить по субботам и воскресеньям - и не потому, что в эти дни было меньше пассажиров. По выходным в четыре утра вестибюли метро приходили мыть актрисы театра Сатиры. Эти молодые красивые женщины уже были настоящими звездами, но в театре им платили сущие гроши! Ночная работа в метро позволяла им пополнить бюджет и при этом остаться неузнанными! Больше других Люсе нравилась актриса со смешной - видимо, девичьей - фамилией Ицикович. Наделенная легким нравом, та постоянно напевала и смеялась. Осмелев, Люся спросила у артистки, сколько новых платьев можно купить на приработки и была огорошена ответом: "Милая, да мы тут зарабатываем не на новые наряды, а на растворимую кашу "Дружба"! Есть хочется, поняла?" Надо же! Наверное, не зря Люся не пошла "в артистки", если звездам сцены приходится подрабатывать в метро! Она даже сходила в театр, но сложная постановка с участием Ицикович ей не понравилась.

6.

     Однажды - ей было тогда уже под тридцать - Люся привычным гортанным голосом обгавкала старушку. Та катила тележку с грузом, и ее колеса застряли в ступеньке. Люсе пришлось остановить эскалатор и выйти из кабины, чтобы помочь непутевой бабке. Она освободила застрявшее колесо и обернулась к старухе, чтобы как следует отлаять ее. Но та всплеснула руками: "Люсенька, это ты?" и оказалась ее классной руководительницей Анной Ивановной. Более неловкого момента в жизни Люси не было. Анна Ивановна принялась расспрашивать бывшую ученицу о семье, детях, о том, почему она занимается таким странным ремеслом и до сих пор живет одна. Девушке совершенно нечего было ответить, и, сославшись на производственную необходимость, она поспешила вернуться в кабину. "Носит их тут черт с дурацкими расспросами!" В этот день она серьезно задумалась о бессмысленности собственного существования. Но в то же время Люся не представляла, как ей изменить жизнь. На всякий случай она решила изменить внешность: сделала "химию" и покрасила волосы в радикально черный цвет: "Хрен теперь вы меня узнаете!" - злорадно думала она, глядя на мелькавшие лица. И зычно добавляла вслух: "Не бегите!"
     Но все продолжали нестись мимо, и замороженной Люсе ничего не оставалось делать, как ждать у моря погоды. Она понимала, что вряд ли ее ожидают кардинальные перемены: поступать в институт было уже поздно. А вот выйти замуж она еще вполне могла. В свой ближайший выходной день Люся отправилась в дом культуры - там проводили популярные в начале семидесятых танцевальные вечера "Для тех, кому за тридцать". Танцевать она не умела и не любила, но где еще взрослая женщина могла "встретить судьбу"? Музыка военных лет и контингент, средний возраст которого приближался к восьмидесяти, убедили Люсю в бессмысленности затеи. В зале звучал сплошной "Синенький скромный платочек"... Одиноко простояв у стены около получаса, она одернула короткое кримпленовое платье, сжала в руке лакированную сумочку, поправила пластмассовое колье и приготовилась покинуть поле боя. "Что я тут делаю?" Приятный баритон шепнул на ухо: "Девушка, вы танцуете?" От неожиданности Люся отшатнулась, потом обернулась и впилась взглядом в нахального незнакомца, смело нарушившего ее одинокое отчаяние. "Честно говоря, нет!" - эту фразу она впервые в жизни произнесла тихим голосом и умоляющим взглядом посмотрела на красавца. Его усы цвета смолы, расстегнутая до пупа рубашка, из-под которой виднелась поросшая густыми черными волосами и украшенная большим золотым крестом грудь - все это вызвало в Люсе непонятное томление и желание продолжить беседу с парнем. Нахал смущенно улыбнулся, признался, что тоже не умеет танцевать и позвал  женщину в кафе: "Если вы хотите прокатиться на машине времени, рекомендую выпить водки! Один стакан - и наступает завтра!" Но пить водку Люся отказалась. За бутылкой шампанского красавец поведал Люсе свою историю. Она задумчиво ковыряла теплое мороженое с лимонным сиропом алюминиевой ложечкой и наслаждалась обертонами его голоса. "Хоть бы у меня от шампанского не было гастрита!" Парень был командировочным, присланным в Ленинград провинциальным конструкторским бюро. "Почему я - с моей феноменальной памятью - развесила уши и не запомнила ничего?" - не раз потом думала Люся. Когда шампанское кончилось, они отправились к ней домой и предались страсти. Это была ее первая и неповторимая ночь любви. Люсе было больно, но она посчитала, что так и должно быть! Мужчина удивил ее, сняв с женщины лифчик, даже не притронувшись к кофточке. Уснув, незнакомец дико скрежетал зубами и ворочался, а потом принялся противно храпеть. "И зачем женщины выходят замуж?" Утром парень исчез, наскоро признавшись ей в вечной любви, а также пообещав вернуться и жениться. Девушка осталась ждать, не запомнив ни как его звали, ни откуда он приехал. Наполненная радостным ожиданием перемен, она продолжала ходить на дежурства. "Не бегите!" -  кричала она в микрофон, уверенная в том, что скоро парень приедет и вырвет ее из замкнутого круга. Теперь она внимательно разглядывала несущуюся мимо толпу - в надежде, что на эскалаторе покажутся алые паруса и ее красивый избранник. Но он так и не появился. Зато на очередном осмотре у гинеколога Люся узнала, что она беременна. Женщина была крупной и неопытной, поэтому известие настигло ее на большом сроке. Решение сделать аборт пришло к ней внезапно. Врачи предупреждали об опасности и пытались отговорить от операции, но Люся была непреклонна. "Пусть он знает, что у меня тоже есть характер и гордость!" - думала она, усаживаясь на гинекологическое кресло. Операцию делали долго, и Люсе было очень больно. "Ну что вам сказать, милая, больше у вас детишек быть не может!" - мягкий участливый взгляд криворукой врачихи скользил по лицу непутевой пациентки. Люся пришла домой, разделась и прилегла на диван. Слез не было. В голове крутилось одно: а вдруг он все-таки приедет? Но парень больше не появился.

7.

     Окаменевшая Люся вернулась на работу. Личной жизни не было. Она не желала связываться с чьими-то грязными носками и дурным характером. Дни упорно складывались в месяцы и годы. Пассажиры все бежали по движущейся лестнице, но Люся не уставала их одергивать. Тем осенним утром в подземке было особенно людно: ступая на эскалатор, пассажиры складывали мокрые зонты и стряхивали с волос и воротников целые потоки воды. Так Люся узнала, что наверху идет ливень. В этот день она была особенно внимательна: не дай Бог, кто-нибудь поскользнется - на эскалаторе может образоваться куча мала! Так и до беды недалеко! Возле люсиной будки возник затор. Оборванная женщина с грязным ребенком лет восьми остановилась в узком проходе и принялась просить милостыню. Что за вонь от них шла! В руках ребенка была обычная в таких случаях картонная табличка с карандашным перечислением бед, которые постигли семейство. Но не текст привлек внимание Люси. Ее поразили опустошенные глаза мальчика. Люся вышла из кабины и подошла ближе. Она окликнула нищенку, но та бросилась бежать. Мальчик смотрел прямо перед собой бессмысленным взглядом. Видимо, находился под сильным воздействием психотропных медикаментов. Люся вызвала транспортную милицию, объяснила сотрудникам ситуацию и сдала ребенка с рук на руки. Весь день просидела в будке, как на иголках, и по окончании смены побежала на пост. Ребенок спал на скамейке, сжимая в кулаке недоеденный гамбургер. Оказалось, его сбежавшая мать была наркоманкой - ежеутренне она накачивала сына таблетками и водила по метро, заставляя петь для пассажиров. В школу мальчишка не ходил. Люся взглянула на грязное личико, и ее сердце дрогнуло. Она тронула старшего смены за рукав: "Михалыч, а можно я возьму его себе?" Пожилой милиционер внимательно посмотрел на взволнованную женщину: "Ты с ума сошла? Это ж не кошка, а человек!" Люська часто-часто закивала головой, ее глаза наполнились влагой, она попыталась что-то сказать, но так и не смогла. Милиционер обнял ее за плечи: "А знаешь, Люсьен, если ты такое потянешь, для мальчишки это будет лучшим выходом!" Юрист оформил процедуры на удивление быстро. Через две недели Андрейка уже жил у Люси. Его новая мама не жила, а порхала: весело кричала из будки свое "Не бегите!"и спешила скорее оказаться дома: накормить, проверить уроки, поиграть, уложить спать. Сын вел себя диковато, но Люся списывала это на трудности прежней жизни. Она была готова обрушить на мальчика ураган эмоций и нерастраченной материнской любви. Но понимала, что может испугать его и оттолкнуть. Поэтому старалась сдерживаться. А больше всего боялась, что явится настоящая мать - восстанет из небытия и заберет Андрейку себе! Люся так боялась возвращения этой женщины, что старалась быть как можно менее заметной - даже упросила начальника смены, чтобы ей разрешили сидеть на посту без красной шапки! Но мать за сыном так и не пришла. А Андрей быстро рос и радовал Люсю. Всю жизнь она завидовала сотрудницам, которые могли бесплатно пропускать в метро членов своих семей. У Люси такой возможности не было. Теперь все изменилось: когда Люся заступала на смену, Андрейка приводил к ней на работу целый класс! Просто покататься "по маминой синей линии". Люся пропускала детей бесплатно, и страшно радовалась, чувствуя себя соучастницей невинных игр сына. Их жизнь омрачилась всего однажды. Андрейке тогда стукнуло пятнадцать, и он решил отметить событие на даче с друзьями. Люся набила рюкзак сынишки салатами и жареной курицей. Потом с сомнением положила туда бутылку сухого: "Все равно ведь выпьют! Лучше уж я буду знать, что именно они пили!" Андрей расцеловал ее и отправился на пикник. В пять утра раздался звонок. Люська спросонья так и не поняла, чей это голос. Вроде бы похож на Андрейку... "Мама, я сбил человека! Мы выпили, и я сел за руль машины! Нет, все живы, но, чтобы отмазаться, нужно привезти в пригород сто тысяч рублей!" Люська охнула, а сын уже диктовал адрес. "Где я возьму сто тысяч, если получаю шесть?" Она должна была срочно что-то предпринять. Перезвонила Андрейке на трубку, но та уже была заблокирована. Отпросившись с работы, Люська бросилась в ближайший банк. Под чудовищный процент ей дали кредит. Люся сняла с карты всю сумму и поехала к сыну. От пьянки - все беды! Неужели сын сбился с пути? Сама Люся за последние годы пробовала алкоголь лишь однажды, когда сотрудница пригласила ее в кафе. Но стоило ей выпить пару бокалов сухого и расслабиться, она заметила за соседним столом сына с друзьями - дети лакомились мороженым. Андрейка, улыбаясь, подошел и растрепал Люсе волосы: "Что, мама, отдыхаешь?" Какой стыд! Неужели сын заметил, что ее платок съехал на бок, щеки раскраснелись, да еще и лифчик случайно расстегнулся? Больше она никогда не пила! Оставив в назначенном месте сумку с наличностью, Люся долго ждала. Сын так и не появился, сумка исчезла. "Надеюсь, я все сделала правильно!" - нервно вздохнула она и отправилась домой. Двери открыл сын. "Сынок, я чуть с ума не сошла! Зачем ты сел за руль чужой машины? Кого задавил?" Андрейка вытаращил глаза: "Мам, ты чего? Я и водить-то не умею!" Узнав подробности происшедшего, сын объяснил Люське, что ее просто "кинули", обманули. Но Люся тем не менее облегченно выдохнула и, даже не обидевшись на кличку "лохиня", которой ее наградил участковый, стала выплачивать кредит. Вспомнив, что произошло с ее мамой, Люся дала себе слово не волноваться. Она привыкла считать Андрея маленьким, и окаменела, когда ему исполнилось восемнадцать и его призвали в армию. "Ему же было восемь! Как быстро пролетело десять лет! А говорят, чужие дети растут быстро!" Она до сих пор не понимала, имеет ли право считать сына родным. Отправляя в воинскую часть посылки, Люся знала: после армии сын заживет отдельной жизнью! Два года пролетели быстро. Кредит был погашен. Сын вернулся из армии и завел семью. Он забегал в гости, но Люся опять осталась одна. Ничего не изменилось.

8.

     А вот метро изменилось до неузнаваемости. В новом времени пользоваться им считалось уже непрестижным и чуть ли не позорным. Андрей купил себе машину, и Люся больше не вглядывалась в лица пассажиров в надежде увидеть сына. Она громко захлопнула дверь будки, чтобы не слышать омерзительно ускоренный гортанный голос рекламного диктора - в последнее время торговля велась даже на эскалаторах. «И деньги вынимают, и мозги!» - пожалела Люся пассажиров. Настал день, когда даже большое стекло перед ее глазами заклеили рекламным плакатом про «все виды услуг». Проезжающие мимо веселились и заглядывали ей в глаза. Под вечер Люся озверела и вызвала Михалыча: она лично не собирается оказывать никаких услуг! К тому же реклама наглухо перекрывала ей обзор. Рекламу убрали. Лица на движущейся лестнице тоже поменялись - теперь в основном это были приезжие. Люди же поприличнее давно обзавелись личным транспортом и лишь изредка спускались в подземку, стремясь избежать автомобильных пробок. А еще постсоветский метрополитен оброс мафиями: воров, торговцев и попрошаек. В вагонах целыми днями ездили взад-вперед спящие бомжи. Люсю до слез смешили понаехавшие в Питер гастарбайтеры - в их родных кишлаках и аулах метрополитена не было, и они были вынуждены приобретать навыки пользования эскалатором на месте. Издав боевой крик, черноволосые поджарые мужчины поднимали чемоданы и прыгали на несущиеся на них ступеньки. Потом победно оглядывались на соплеменников, еще не совершивших опасный прыжок, и махали рукой, призывая за собой. Это было очень весело. Но опасно.   
     Ранней весной Люсе выделили бесплатную путевку в ГДР. Первый раз за границей! Берлинская подземка женщину поразила: в ней не было эскалаторов. Совсем. Соответственно, не было и дежурных. «Как же это, а если что случится? Кто поможет? Вот он - капитализм!» - думала Люся, сидя в уличном кафе за чашечкой немецкого кофе. ГДР она не отличала от ФРГ - какая разница? «Это еще что! - поделилась с ней подруга, родственники которой эмигрировали в Америку, - вот в Нью-Йорке твое место и вовсе занимают железные лопасти - наподобие двух расчесок, зубцы которых кровожадно впиваются друг в друга, так они фильтруют безбилетников!» Люська в ужасе качала головой: не может быть! Но в восьмидесятом году русское метро тоже напичкали электроникой, и бедную Люську решили заменить на робота: "Скоро Олимпиада! Нужно идти в ногу со временем!" Она растерялась: "А мне куда идти? Может, выучиться на кассиршу?" Но она никогда толком не умела считать! Когда же именно Люся спасла на эскалаторе малюсенькую старушку, упавшую в собственный эмалированный таз и помчавшуюся по быстрым ступеням навстречу приключениям, эксперимент отменили. Ни один робот в этой ситуации не принял бы человеческого решения! Люся была решительна и ответственна - она смело вышла из кабины и бедная бабка приземлилась прямиком в ее добрые руки! А еще ее выбешивали парочки - едва ступив на эскалатор, они начинали целоваться взасос так, словно находятся в собственной спальне - наедине! Люся волновалась: они ведь упасть могут, так и до беды недалеко! Но похотливые влюбленные не падали, и, проходя мимо ее будки, окидывали бдительную дежурную наглым орлиным взором. Мерзкие девицы, войдя на движущуюся лестницу, раскрывали ридикюли и вынимали оттуда чудовищных размеров гребни, начиная тут же расчесывать челки и начесывать конские хвосты. Они ведь могли засмотреться и прозевать момент, когда их ноги коснутся неподвижной части эскалатора! Но опаснее всех пассажиров были пьяные. Когда нетрезвый бомж на ступеньках расстегнул ширинку и нассал на подол шубы известного телеведущего, тот устроил истерику, и Люсе объявили выговор. Как же она проглядела пьяного? «И какого черта этому телеведущему понадобилось в метро? Кажется, это был мой любимый Михаил Грушевский! Ну надо же! Он вез кому-то букет диковинных роз невиданного голубого цвета. Чудеса!» Красная от злости, Люся вернулась в кабину. Теперь она будет бдительнее. Она вспомнила, что телеведущий был двоюродным братом одного из машинистов.

9.

     Радиодиктор зомбировал ее призывами целый день: то отдать голос за Бортко, который всегда говорит правду, то приобрести яхту, то нанять учителя китайского языка. Но у Люси были дела поважнее: она обеспечивала безопасность. Она внимательно вглядывалась в пассажиров целый день, но все-таки не уследила: под вечер мужчина средних лет с ярко-красным от выпивки лицом рухнул в конце эскалатора. Ловкая Люся поворотом рычага остановила лестницу, выскочила из кабины и засвистела в свисток, чтобы вызвать наряд милиции. Потом помогла мужику подняться: "Где ж ты так нализался-то средь бела дня?" И замерла. Что сказать, это была еще одна неприятная встреча. Пьяница оказался ее одноклассником Поповым. "Люська, ты? Ну и шляпа у тебя - чисто ваза! А ты че, работаешь тут?" Она сурово приготовилась сдать алкоголика подоспевшим стражам порядка, когда Попов спросил: "Ты про встречу класса слышала? Послезавтра идем в кафе "Лагуна" - это совсем близко! Бери мужа и приходи к семи вечера!" Люся уболтала милиционеров, чтобы те отпустили восвояси так некстати напившегося Попова и вернулась в будку. Она вспомнила себя шестнадцатилетней. Крупная эффектная девятиклассница Люся пришла на сабантуй - так называли домашние посиделки с сухим вином и катушечным магнитофоном. По этому случаю Люська вырядилась в коротенькую мини-юбку и мамины туфли на "платформе". Пришел на праздник и Попов. Он молча пил сухое, поедал Люсю глазами, а потом залез под стол и под общий хохот зажег фонарик. Попов решил проверить: надела Люська трусики под "мини" или нет? Подлец! Она не рассчитала силу удара и от неожиданности так шарахнула Попова "платформой" по башке, что бедный парень не разговаривал с ней до самого выпускного бала. Это случилось давно. Пойти на встречу класса было интересно. Но где взять мужа? И чем она будет хвастаться? Люсе казалось, что так будут себя вести бывшие одноклассники. Небось, все стали академиками, у каждого - машина и трое детей! А что может предъявить она? Люся остановилась у зеркала и передумала. А что, она все еще была красивой, хотя и полной женщиной. «Пойду! - решила она, - Вот назло всем пойду, а там придумаю, что им всем наврать!»

10.

     Но наврать не получилось. Сначала решили сделать общую фотокарточку, "пока трезвые". Потом стали сниматься группами. Изрядно набравшаяся бывшая школьная красавица, белокурая Алка верещала на ухо парню, которого не успела соблазнить на выпускном балу: "Макс, давай сними нас с девочками! Отличное выйдет фото: четыре черненькие и одна беленькая!" Макс недовольно отмахивался, Алка недоумевала: "Как у тебя нет аппарата? А куда он подевался? Раньше вроде был!" - и пошловато хихикала. Тесно зажатая разгоряченными выпивкой сверстниками, Люся слушала, как каждый по очереди подробно излагал, какой институт окончил, когда родились дети, называл марку своего автомобиля. И вот пришел люсин черед. Она встала, одернула нарядное платье, и выпалила: "Семьи у меня нет и уже не будет! Машины тоже нет, я пользуюсь метро. Там же работаю. Работу свою я не люблю и получаю мало! Живу одна - все в той же квартире, из которой ходила в школу! Так что жизнь моя не удалась! Вопросы есть?" Все смущенно замолчали, а Люся залпом выпила рюмку водки и вышла на улицу. Ей было ужасно противно. Среди одноклассников обнаружились бизнесмены, учителя, врачи, профессора, даже знаменитый тенор! И только она одна не добилась в жизни вообще ничего! Ну, усыновила Андрея - так он уже вырос! Да и хвастаться этим ей показалось нелепо! Ее окликнул мужской голос. Это был Попов. "Ну, ты чего ушла? Люська, ты такая смелая! Как ты всех приложила! Расхвастались, павлины, перья пораспускали! Сами до сих пор живут в "хрущевках"! А ты молодец!" Молча она смотрела на одноклассника. Он не был таким пьяным, как на эскалаторе. Словно поняв ход ее мысли, Попов стал оправдываться: "Ты не подумай, я вообще не пью! Это мы тогда мой развод отмечали с друзьями! А потом я силы переоценил и поперся домой на метро! А там - ты! Счастливая встреча!" Люся отвернулась, чтобы уйти, но тут высокий каблук подвернулся, а может, сказалась выпитая ею водка. Женщина оступилась, и Попов едва успел подхватить ее. И тут Люська не выдержала: "Попов, я сказала неправду! Я очень люблю свою работу! И ребенок у меня был..." Одноклассник пристально вгляделся в Люсино лицо, потом его глаза скользнули вниз. Большой стоячий бюст не покинул Люську до самого зрелого возраста. С того вечера они стали жить вместе. 

11.

     Окружающие, да и сама Люся, считали, что она вытащила счастливый билет. Попов начал с того, что отвел женщину в ЗАГС. Она лишилась дара речи, когда счастливый муж в первую брачную ночь признался: "Я с детства обожаю твой голос! На каждом уроке мечтал, чтобы тебя вызвали к доске, и ты хоть что-нибудь сказала!" Она-то привыкла считать свой голос пригодным лишь для того, к чему его предназначил старенький профессор театрального. И вот кто-то признался ее голосу в любви! Люся сразу же дала ему согласие на брак. Она стала женой Попова, когда ей было уже под пятьдесят. Муж носил ее на руках. Возил на машине. У Люси появились шуба, драгоценности, Попов выгуливал ее на заграничных курортах. А накануне нового года с загадочной улыбкой пообещал необычный подарок. Когда часы пробили двенадцать раз, Люся выпила бокал шампанского ("Только бы не гастрит!") и приготовилась получить еще одно золотое кольцо. Но Попов поцеловал ее и произнес: "Люсенька, я хочу, чтобы ты ушла с работы. Я отлично зарабатываю и могу тебя обеспечивать! Тебе же нравится заниматься домашним хозяйством?" К тому времени они жили в ее двухкомнатной хрущевке больше года, и женщина превратила унылую каморку в уютное гнездышко. Но, услышав предложение мужа, Люся от неожиданности окаменела. Долгие годы она мечтала больше никогда не спускаться в метро! А в этот момент поняла, что ни на что на свете не променяет свою будку и красную шапку - хотя эти атрибуты ее жизни вызывали у многих усмешку! Люсе стоило больших трудов уговорить мужа разрешить ей остаться на прежнем месте. Отныне она кричала: "Не бегите!" довольным, а вовсе не мерзким голосом, выбирала рабочие смены, подстраиваясь под график мужа, и старалась проводить с ним все свободное время. На встречах класса, которые новая ячейка общества посещала регулярно, довольная Люся сидела молча. Отчет "о проделанной работе" держал муж. Завистливые одноклассницы ядовито улыбались и старались быть с Поповым полюбезнее. Но он любил жену. Как выяснилось, с третьего класса. Люся могла быть спокойна. Ее счастью ничто не угрожало. Она делала глоток шампанского ("Слава Богу, "Брют"! Ненавижу "Полусладкое"!) и молча улыбалась: "Знали бы эти мегеры, как нам с Поповым хорошо ночью!" Познав радости любви в зрелом возрасте, Люся пребывала на вершине блаженства.

12.

     Беда пришла внезапно. Врачи убеждали Люсю, что ее мужу повезло: многие живут с этой болезнью годами, изводятся сами и мучают домашних. А он сгорел в считанные недели! Люся поднимала брови и недоуменно вглядывалась в лица медиков: они понимают, о чем говорят? Кому тут повезло? Ее муж умер. Умер! А она опять осталась одна! С опрокинутым лицом Люся прямо с похорон отправилась на работу, надела красную шапку, заняла место в кабине и стала соображать: что же ей делать? Потянулись бессмысленные серые будни. Яркий отпуск, в который Люсю отпустили на несколько лет, остался позади. Услышав по радио "Шансон" незатейливую песенку "Одинокий мужичок за пятьдесят", Люся задумалась: "Вот бы мне такого!" - и тут же отогнала непристойную мысль: "Ни за что, Попов так меня любил!"
     А потом Люсе исполнилось пятьдесят пять. Она с ужасом ждала, что ей предложат выйти на пенсию. Но охотников надеть дурацкую красную шапку вместо нее и засесть в будке не оказалось. Люся облегченно вздохнула, когда ей разрешили остаться на прежнем месте. Со временем ее фотография украсила почетную доску "Наши ветераны", и молодые сотрудники украдкой ездили на эскалаторе, чтобы послушать зычное "Не бегите!" в неповторимом люсином исполнении - оно было приравнено к классике отечественной подземки. В этой женщине сосредоточился дух подземного города, в который она спустилась много десятков лет назад! Вот только сама Люся об этом не подозревала. Изо дня в день она надевала красную шапку, садилась в кабину и продолжала считать жизнь бессмысленной. Она пыталась понять: почему время тянется нестерпимо медленно, а жизнь пролетела практически мгновенно? Сквозь мутное стекло Люся вглядывалась в несущуюся мимо толпу, уже не стараясь руководить их поведением. У каждого - свои дела. Пусть себе бегут! Кто она такая, чтобы диктовать людям их темп? Люся не хотела никому ничего навязывать. Но с приближением ночи, когда поток людей редел, а потом и вовсе исчезал, Люся брала в руку старенький микрофон и утрированно-мерзко-зычно-гортанно-электрическим голосом командовала пустым ступенькам, которые продолжали нестись прямо на нее: "Не бегите!"

2011

Актриса ОКСАНА БАЗИЛЕВИЧ (театр Комиссаржевской, СПб) в драме  "НЕ БЕГИТЕ!"

https://youtu.be/DZ_RvB4wplQ

ВИДЕОВЕРСИЯ - ЧИТАЕТ НАРОДНАЯ АРТИСТКА РОССИИ СВЕТЛАНА КРЮЧКОВА -

https://youtu.be/1BOJF6-yma

2021


Рецензии