Северный Кавказ. Нальчик

      В Закавказье я побывал в 60-е годы прошедшего 20 века, а вот на Северный Кавказ я попал после 1975 года и ездил туда несколько раз. Ездил и в качестве туриста и в качестве «больного» в один из санаториев Нальчика. Впервые в Нальчик я попал, если не ошибаюсь, в 1979 году. Потом был в санатории в 1985 году и с большой поездкой по Северному Кавказу, которая начиналась с Нальчика, в 1986 году. Первое посещение было очень коротким, т.к. то была турпоездка  и мы были кроме Нальчика в его окрестностях, а также в Пятигорске. Самое длительное пребывание в Нальчике было во время моего лечения в санатории в Нальчике. Там я пробыл почти месяц и хорошо познакомился с городом, успел осмотреть его и побывать в разных его районах.
      На Северный Кавказ я ездил поездом. На самолете не летал. Моя мама очень боялась самолетов и всегда зорко следила, чтобы я не летал самолетом. Поэтому из Москвы я всегда ездил на поезде, Зато обратно часто летал самолетом. Обычно брал билет в одну сторону, а обратно, приезжая в тот или иной город, брал билет на самолет до Москвы.
      В Нальчик ехать долго, около 35 часов.  Едешь через пол страны, пересекаешь много областей и краев, за окном меняется природа, мелькают города  и полустанки. Поезд останавливается на многочисленных станциях, очень долго стоит в Воронеже, Ростове - на - Дону, Сулине, Кавказской, 1 час 15минут стоит в Минеральных Водах да и на других станциях стоит по 10-15 минут. И,  наконец, поезд  приходит  в  Нальчик.  Тебя  встречает  небольшой,   но   очень чистый и красивый вокзал. Народу немного. Выходишь на привокзальную площадь, много такси. Выбирай любое и тебя довезут в любую точку Кабардино-Балкарии. В мои приезды на турбазы я не пользовался такси - нас встречали на автобусе. А вот когда я приехал в санаторий, ехал на такси. Санаторий находился (и находится) в курортном районе Нальчика - Долинске. Где-то на расстоянии 4-5 км от вокзала. На такси практически проезжаешь половину Нальчика рассматривая его улицы, площади и скверы.
      В первый свой приезд наша группа остановилась на турбазе в самом центре города. Это была турбаза «Нальчик». Она располагалась на Республиканской улице, рядом Дом Советов, площадь Ленина. Недалеко площадь 400 - летия. Театры и парк. 
      В центре города есть также тургостиница «Нарт». Она совсем рядом с городским парком. Но во второй раз мы останавливались  не в центре города, а на турбазе «Долинск» в зеленом поясе города. 
      Первое пребывание в Нальчике было коротким. Мы осмотрели центр города.  Центр   очень  зеленый.   Застройка   красивая,   пятидесятых годов, послевоенная. Это и понятно. Город в годы отечественной войны был оккупирован немцами и сильно разрушен. Дома небольшой этажности, оштукатуренные, окрашенные в светлые тона. Мы прошлись по проспекту Ленина, проспекту Республики, площади 400 - летия присоединения Кабарды к России. В 1561 году русский царь Иван Грозный женился на дочери кабардинского князя Темрюка. Эта дата считается датой начала взаимодействия Кабарды с Россией. Хотя дорога к полному объединению России и Кабарды была сложной, изобиловала войнами и борьбой различных народов Кавказа с Россией. Окончательно Кабарда вошла в состав России в середине 19 века, когда была завершена Кавказская  война. На площади в 1957 году сооружен монумент с надписью: «Навеки с Россией». На постаменте возвышается фигура Марии Темрюковны, второй жены Ивана Грозного. Она – символ объединения Кабарды и России. Монумент    окружен   барельефами,   а   вокруг   всей     композиции
расположились фонтаны. Мне площадь понравилась. Хотя, может быть, надо было ее еще больше озеленить. На этой же площади находится музыкальный театр. Он современен, удобный зал. Хорошо видно  со  всех  мест.  Я  там смотрел балет «Баядерка». Поскольку это было лето, время каникул и отпусков, билеты можно было приобрести свободно. И я пошел на спектакль, кстати дневной. Сидел я в партере, близко к сцене и видел все мелочи спектакля. Не только как танцуют артисты, но и как одеты, как выглядят, как загримированы. Все это было забавно наблюдать, хотя очень бросались в глаза огрехи с одеждой и гримом, что порой мешало воспринимать танец в целом. С тех пор идя в театр, я выбирал не очень близкие места в партере. Для меня идеальными оказались 10-11 ряды. Там все хорошо видно, но не видны мелочи в одежде, гриме и тому подобное, что заставляет отвлекаться от основного действия на сцене.               
      В  самом  центре  города   располагался  Дом  Советов.  Ныне    это   
Дом Правительства. Это красивое, монументальное здание в стиле классицизма. Его украшают массивные колонны и четко прорисованные линии фасада. Напротив дома стоял памятник Ленину, а дальше через проспект простиралась площадь Ленина. Ныне, если я не ошибаюсь, это площадь Согласия, а памятник вождю перенесен на  противоположную сторону площади. И она тоже зеленая с цветниками и фонтанами. Вообще мне очень понравилось зеленое убранство города. Особенно это чувствуется в центре города и на курортах В других районах, в частности в промышленных, зелени меньше.               
        Особенно привлекают и горожан и  отдыхающих парки города. Они тянутся от центра Нальчика до Долинска. Их протяженность почти пять километров. Вообще то это два парка - Городской парк и Атажукинский сад. Но везде пишут просто Атажукинский парк. На их же территории есть зоопарк и парк аттракционов.  От тургостиницы «Нарт» до парка буквально два шага. Пересекаем улицу Лермонтова и попадаем в парк. Вход в парк оформлен строгой, но красивой аркой, которая названа в честь ее архитектора - аркой Веснина. Хотя строго говоря это не арка, а два пилона. Но между ними установлена конструкция в виде арки с названием парка. Сразу попадаешь в зеленый оазис, разнообразная растительность - деревья, газоны, цветы. Дорожки, разветвленные и ведущие в разные уголки парка.
       Недалеко от входа в парк расположен мемориал «Вечный огонь» с обелиском славы и братские могилы советских воинов, погибших при обороне и освобождении города от фашистов. Обычный огонь, обычный обелиск. Но я всегда подхожу к таким памятникам с трепетом и болью. Война сидит во мне, внутри меня, напоминает о себе. Я ж дитя войны. Отец погиб, а мама осталась вдовой.
      Широкая аллея ведет в глубь парка. По ней можно дойти аж до Долинска - района расположения основных санаториев города. В парке много скамеек, есть беседки, есть где отдохнуть. Вообще в парке дышится легко и чувствуешь себя свободным и раскованным.
      Особой достопримечательностью парка являются пруды, сооруженные на берегу реки Нальчик. Их несколько. Прозрачная вода, зеленые берега на фоне заросших густой растительностью гор. Виды очень красивые. На них отдыхает и радуется глаз человека. Над одним из озер протянута Малая канатная дорога, которая ведет к одной из основных достопримечательностей Нальчика - ресторану "Сосруко" на горе Малая Кизиловка. Канатка начинается в парке аттракционов. Поднявшись  по Малой канатной дороге на гору Малую Кизиловку, мы увидели прекрасные виды   Кавказских гор  и лежащий под нами Нальчик.  А на самой горе ресторан «Сосруко». Сосруко - богатырь, один из главных героев эпоса народов Кавказа, рожденный из гранита и закаленный как булат. Он и здесь на горе, изваян в виде гранитной головы и с чашей в огромной руке, в которой горит огонь жизни.  Спускаемся по канатной дороге снова в парк. Главная аллея в парке ведет к зоопарку и далее к Долинску. В Долинске расположены многочисленные нальчикские санатории. В один из них я приехал летом 1985 года. Как уже писал выше добрался туда на такси. Это был санаторий им Б.Э. Калмыкова. такси подвез меня к главному корпусу. Я прошел все формальности. И меня поселили в старом корпусе санатория. Это был корпус сооруженный   в   стиле   сталинского   ампира.   Дом   красивый, трехэтажный. Я жил на втором этаже. Но корпус был старый. И там не было отдельных номеров на 1-2 человека с туалетом и душем в номере. А были большие комнаты на 4-5 человек. И все удобства в конце коридора. У меня в номере жили кроме меня еще четверо человек. Их присутствие меня не очень напрягало. Весь день я проводил на процедурах, ходил загорать на Курортное озеро, проводил время в парке. Еще в поезде я познакомился с одной молодой парой. Они отдыхали на турбазе «Долинск». И я проводил время с ними. Кроме того, со мною в одной лечебной группе лечился парень из Ставрополя. И он тоже присоединился к нашей компании.  Мы использовали любое свободное время, чтобы позагорать и покупаться в Курортном озере.  Часто  ходили  в  парк  и  развлекались  на   аттракционах. Особенно нас, почему-то привлекал аттракцион катания на элетромобильчиках. Мы делали это с увлечением, как малые дети. Но большинство времени мы проводили на лечебных процедурах. Водные процедуры, грязи, ингаляция, лечебная физкультура. На все было расписание, и процедуры нельзя  было  пропускать.  На  курорте была водогрязелечебница, источник лечебной воды нарзан, зал для физкультуры, бассейн для занятий гимнастикой в воде и т.д.  Не забывали мы посмотреть город, посетить знаменитый пивбар «Бочку», тоже достопримечательность курорта.
      Там же на курорте произошел забавный случай. Я познакомился с местными ребятами. И с двоими из них мы решили отметить мой приезд и наше знакомство небольшим пикником на природе. И разумеется у нас было домашнее вино, которое для местных жителей было не в диковинку. Мы устроились за рекой Нальчик  на взгорье в лесочке. Сидим  выпиваем, закусываем, разговариваем, в общем хорошо проводим время. И вдруг к нам подкатывают два блюстителя порядка и собираются нас забирать в отделение и штрафовать за распитие спиртных напитков в общественном месте. Хотя, строго говоря, это уже было за городом, а не в самом Нальчике. Но как раз в то время шла антиалкогольная компания, и товарищам милиционерам нужны были результаты борьбы с алкоголем. Особенно они вцепились в меня. Не местный, москвич, из санатория, можно припугнуть, что за употребление спиртного выгонят из санатория. И с меня можно много взять. Но местные ребята меня отстояли, что-то дали товарищам и те отстали от нас. Так я попал в компанию по борьбе с алкоголем. Хотя выпить могу не больше 100 граммов водки.
      На турбазе «Долинск» я жил в третий мой приезд в Нальчик. Наше присутствие на базе, и вообще, в Нальчике на сей раз было непродолжительным. Мы были там три дня, а потом отправились в поездку по столицам Северного Кавказа. Это был мой последний приезд в Нальчик, город - парк на Северном Кавказе.


Рецензии