Картина 10, золотая-серебряная. 2 курс. Моя Россия

Во второй год учёбы Михаил начал понимать, что скучные занятия стали приносить пользу. Он стал рисовать, не думая о технике, уверенный, что получатся любые желаемые образы. Он уже мог переносить на холст ощущение и вкус окружающих объектов несколькими плотными, сильными мазками. Жизнь на его картинах была суровой и уверенной. Александр же рисовал технично и тщательно. Он обладал властью над цветом, как никто другой в классе. Его работы выходили удивительно милыми, тонко сбалансированными в целом и в деталях. Его работы, а не Михаила, заслуживали завистливые взгляды однокашников и одобрительные хмыканья профессоров. Михаил высказывал ему прямо: «Ты рисуешь кондитерскую лавку!» На что следовал пренебрежительный ответ Александра: «Ты мне завидуешь».
 ***
В один из дней Михаил, проходя мимо группы студентов, услышал кое-что, заинтересовавшее его. Он остановился и прислушался. Один из студентов его года, Иван Корсеев, известный всезнайка, ораторствовал перед первогодками:
– …и только тогда вы допускаетесь к выпускным экзаменам. Дальше. Если по результатам экзаменов вы получаете вторую серебряную медаль, это ничего хорошего, так как вы не получаете особых привилегий. Более высокая оценка – это первая серебряная медаль. В этом случае вы получаете звание классного художника и гражданский чин 14-го класса, имеете право поступить в гражданскую службу и преподавать в школе. Но по-настоящему хорошие вещи начинаются со второй золотой медали и получения гражданского чина 10-го класса.
– И в чём же отличие? – спросил щуплый первогодок с копной торчащих во все стороны рыжих волос.
– Это большое отличие, – загорелись глаза у Корсеева. – Десятый класс соответствует званию штабс-капитана. Три года службы – и вы получаете 9-й класс и право на личное дворянство, то есть без права передачи его своим детям.
У Михаила не было особого стремления к чинам и наградам, как у остальных в группе, но он упрекнул себя, что не позаботился раньше узнать о системе поощрений в Академии. Да и преподаватели не постарались довести детали этой системы до учащихся.
– И, наконец, главная награда – это первая золотая медаль, – продолжал Корсеев. – С ней вы получаете деньги на стажировку за границей, называется “пенсион”, чтобы путешествовать по Европе и совершенствовать своё искусство.
– Да не может быть! – в один голос воскликнули несколько слушателей.
– Да, это возможно! Некоторые из наших профессоров – бывшие пенсионеры. Они ездили в Италию. Можете сами у них спросить.

Михаил был удивлён, как и любой молодой человек на его месте. Выехать за границу? – это не укладывалось у него в голове. Графы и князья выезжают – это понятно. Купцы, которые торгуют с заграницей, тоже выезжают, но у них, надо думать, налажены тесные связи с императорским судом, выдающим торговые лицензии. Солдаты попадают за границу, если их отправляют в составе армии, но это уже совсем другое. Мысль о том, что он, Михаил, молодой человек из глубинки, может получить право поехать за границу и увидеть другие страны, эта мысль была волнующей и опасной и заставляла учащённо биться сердце. Позже он не раз возвращался к этой мысли.

На иллюстрации:
Великая княжна Мария Николаевна,
дочь Николая I, 1837
художник Карл Брюллов
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Оглавление        http://www.proza.ru/2019/06/12/820
Картина 9, пёстрая, суматошная. 1 курс.    http://www.proza.ru/2019/06/13/114
Картина 11, голубая, дворцовая. 3 курс.     http://www.proza.ru/2019/06/13/119
 


Рецензии