Долгожитель

Эти события произошли тогда, когда в нашей стране были пионеры, а страна называлась СССР. Жилось пионерам хорошо и весело. А воспитывали их на примере старшего поколения: героев и строителей коммунизма. Идеологическим органом воспитания и пропаганды была «Пионерская правда». Вот в ней и задались идеей найти самого пожилого человека в СССР, и на примере его жизни показать пионерам, что люди в стране Советов живут не только хорошо и счастливо, но и долго. Ясно, что долгожители живут на Кавказе, поэтому самого-самого стали искать там и нашли его в Армении. Дедушке Ашоту было 104 года, поэтому отряд пионеров с корреспондентом «Пионерской правды» отправился к нему. Дедушку, местные власти,  подготовили для встречи важных гостей из Москвы и отрепетировали с ним ответы на предполагаемые вопросы.

Встреча была как большой праздник: дедушку отмыли, одели во все новое, посадили в большое кресло на сцене клуба и пионеры, подняв ко лбу пятерню, по очереди читали ему поздравления. Потом так же по очереди стали задавать вопросы:

- Что помогло Вам, дедушка Ашот, прожить такую долгую жизнь и сохранить крепкое здоровье и бодрость духа?

- Работа, детки мои, работа. Всю свою долгую жизнь работал.

- А кем же Вы работали, дедушка Ашот?

- Сторожем, детки мои, сторожем.

- А что Вы сторожили, дедушка?

- Колхозное добро, виноградники сторожил всю жизнь.

- А были ли вы пионером?

- Нет, детки мои, когда я был таким как вы, пионеров еще не было.

Недолго посовещавшись, пионеры решили исправить несправедливость и приняли дедушку Ашота в свой отряд. Повязали ему красный галстук и показали, как надо приветствовать своего товарища: «Будь готов! – отвечай дед, Всегда готов!». Но дед, скривив своим беззубым ртом улыбку и поднеся к уху левую ладонь, прошепелявил: «Буду готов». Его поправили, а пионерка, подняв его правую руку до лба, стала рядом, с другой стороны стал пионер с поднятой рукой, так их и запечатлел корреспондент. Я, прочитав заметку в газете, как примерный пионер, порадовался за дедушку Ашота, что он стал пионером, и был уверен, что в далекой Армении люди живут и мыслят как в родной для меня России.

Но когда я служил в «стройбате», то мой товарищ и приятель, армянин Вардан, удивлялся моему мировоззрению и не понимал, как можно с таким умом так глупо жить. Я же пытался понять его мировоззрение и логику поступков. Поэтому полюбопытствовал:

- Вот ты смеешься надо мной, а сам тоже был пионером.

- Да, помню день, когда меня принимали в пионеры. Нам повязали красные галстуки и сказали, что пионер – всем ребятам пример. Это событие вряд ли осталось бы в памяти, если бы приятель не нашел рубль. Я тоже увидел этот рубль на дорожке, но он оказался проворнее и забрал деньги себе. Мне стало обидно, но тут я вспомнил напутствие старшего пионервожатого и сказал приятелю: «Как тебе не стыдно! Ведь это не твои деньги. Кто-то нечаянно выронил; вспомнит, вернется, а денег уже нет. Пойди и положи деньги на место- ты теперь пионер, а пионеры совершают только хорошие поступки». Приятель вернулся и положил рубль на место. Я сказал ему: «Ты настоящий пионер Гига, иди домой, а я посторожу, чтобы никто посторонний не забрал деньги». Гига ушел, я забрал рубль, купил себе мороженное и подумал: «Как хорошо, что есть пионерская организация и такие пионеры как Гига».

Я выслушал искренний рассказ своего сослуживца и поинтересовался: «Если ты такой умный то, как ты попал в «стройбат»?» Он махнул рукой, засмеялся и сказал: «На всякого мудреца довольно простоты…» и поведал мне историю, которая напомнила мне о долгожителе дедушке Ашоте.

 По достижению совершеннолетия, Вардану как и прочим молодым гражданам СССР предстояло выполнить почетную обязанность- отслужить 3 года в армии. Но исполнять свой священный долг перед Родиной ему не хотелось,  и он стал искать альтернативу. Старшие, а потому более опытные товарищи подсказали, что есть надежный способ уклонения от службы. Надо «слегка» нарушить закон, и попасть ненадолго в тюрьму. Осужденных в армию не берут, вот тебе и альтернатива. Мудрый Вардан «прикинул»: чем 3 года мерзнуть в далекой Сибири, лучше полгода отсидеть в теплой армянской тюрьме. Но для этого надо совершить мелкую кражу. Самая мелкая и самая доступная – это кража винограда. Вардан под покровом ночи, проник на колхозный виноградник, нарвал полную корзину, сел рядом  и стал ждать, когда его схватит сторож. Просидел полчаса, час, два, но сторожа не было. Тогда он взял корзину с виноградом и отправился домой. На следующий день рассказал соседям и знакомым о своем воровстве (в надежде, что кто-то донесет куда следует). Но знакомые только порадовались за него, заметив, что мальчик подрос и стал на путь истинный. Через неделю, он уже днем пришел на виноградник и, дождавшись когда появится сторож, стал набирать корзину. Сторож, увидев вора, повернулся и пошел в другую сторону. Вардан нарвал полную корзину и стал ждать, когда сторож вернется. Но сторож, будто не видел его. Наконец, он подошел и сердито произнес:

- Слушай, сколько ты будешь сидеть здесь. Солнце, жара: я, что должен сторожить тебя! Сорвал виноград и неси домой. Чего сидишь?

Тут Вардан стал объяснять ему истинную причину воровства винограда. Дедушка Ашот выслушал Вардана и сказал:

- О, дорогой, такие сложные вопросы я не решаю. Мне надо доложить начальству. Приходи через неделю.

Через неделю Вардан пришел, а дедушка Ашот ему говорит:

- Чтобы все было так, как ты хочешь, надо заплатить 2000 рублей.

- А меньше нельзя, дедушка Ашот? – взмолился Вардан.

- За меньшее тебе полгода тюрьмы не дадут: ну там пожурят, штраф выпишут, на поруки возьмут, а чтобы в тюрьму – надо 2000 рублей. Сам считай: 500 начальнику, 500 ментам, 500 судье, 500 мне.

Через неделю Вардан пришел с деньгами и вещами на виноградник, дедушка Ашот уже нарвал корзину винограда. Вардан отдал деньги и стал возле корзины. Сторож засвистел, и из «засады» выскочили менты. Они схватили юношу и отвели в КПЗ.
Следствие было не долгим, а суд «суровым». Судья сказал, что из-за таких несознательных элементов, колхоз не может выполнить план  по сдаче винограда государству. Поблажек, расхитителям колхозной собственности не будет: и назначил максимальный срок- 6 месяцев тюрьмы.

Вардан смирно отсидел полгода в теплой армянской тюрьме и с «чистой» совестью освободился. Но не успел он полной грудью вдохнуть воздух свободы, как приключилась новая беда: вышел указ о поправках к закону о воинской обязанности, согласно которому, служить в армии обязали даже осужденных за незначительные проступки. Вардан как раз попал в эту категорию призывников, и его призвали на 2 года в «стройбат». Так и пострадал хитро-мудрый Вардан: и деньги отдал, и в тюрьме отсидел, и в «стройбат» попал. Но была у него одна заветная мечта, которая согревала его, и которой он часто делился со мной: «Вот отслужу в армии, вернусь домой и устроюсь, как дедушка Ашот, сторожить колхозное добро. Работа не тяжелая, но сытная: буду жить долго и счастливо». Но одно печалило Вардана; где взять 5 тысяч рублей, чтобы купить место «долгожителя».


Рецензии
Понравилось!

С уважением Алексей Кнутов

Алексей Кнутов   02.08.2019 13:39     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.