Выпускной курс - получение звания и диплома

                ЗИМА 1956г.
   По документам, полученным до нашего приезда в Батайск, нас распределили по ротам и учебным группам. Каждому было отведено место в спальном помещении казармы. По иронии судьбы я снова зачислен в отделение, командиром которого назначили младшего сержанта Владимира Свиридова, моего командира в Каменке Белинской. Хорошо ещё в классном отделении оказался мой товарищ Крылов Виктор Захарович, с которым проходили лётную подготовку на полевом аэродроме Адикаевка. Нам легче стало противостоять придиркам этого зануды. За год учёбы в Батайске мы с Виктором сдружились. В дальнейшем ещё не раз пересекались наши судьбы на тернистых дорогах военной лётной службы.
 Учёба давалась легко, ведь не так как в Каменке, здесь я начал изучать предметы с первых тем, а там были пропущены три месяца занятий. Казарменное помещение нашей роты располагалось на втором этаже. Рядом, на одной лестничной площадке – библиотека. С детства я не расставался с книгами, особенно исторического и приключенческого содержания. В дальнейшем, куда бы я ни приезжал, даже в кратковременной командировке, я первым делом посещал библиотеку. В курсантской библиотеке работала молоденькая сестра командира звена. Потом, будучи преподавателем в училище, я встретил его в академии на курсах повышения квалификации. Эта встреча, бывшего курсанта и командира его звена, произошла, когда оба были в звании подполковник. Так вот, курсант Мальцев с нашего классного отделения, влюбился в библиотекаршу, а после выпуска из училища, женился на ней и увёз к месту службы. Вот почему во всех авиационных гарнизонах, среди жен лётного состава, многие родом из городков, где базируются лётные училища.
                *
 Наступили тёплые весенние дни. Солнышко начало избавлять землю от зимнего покрывала. Сначала оно потеряло свой белоснежный цвет, потом появились проталины, которые заиграли яркой зеленью. Началась интенсивная подготовка к выезду на полёты. Курсантов распределили по эскадрильям, звеньям и лётным группам. В нашу группу назначили инструктором старшего лейтенанта Коваленко. Все получили лётные книжки. Для изучения района полётов, штурман эскадрильи раздал карты. Таким образом, параллельно с окончанием теоретической подготовки, сдачей зачётов и экзаменов, началась наземная подготовка. Одну эскадрилью отправляли на аэродром под станицей Кущевской, а нам предстояло убыть на полевой аэродром Бирючий, расположенный около небольшого железнодорожного полустанка.
 По окончании весенней распутицы, тыловики подготовили летний лагерь и полевой аэродром к обслуживанию полётов: установили палатки, укатали взлётно-посадочную полосу (ВПП), перебазировали с основного аэродрома технику и обслуживающий персонал. На подготовленный к работе аэродром инструкторский состав перегнал боевые и учебно-тренировочные самолёты. Курсантский состав с личными вещами прибыл в летний лагерь по железной дороге на электропоезде.
                ЛЕТО – ОСЕНЬ 1956г.
   По прибытию на полевой аэродром Бирючий, началась подготовка к полётам. Занятия проводились инструктором и техником на закреплённом за нашей группой самолёте МиГ-15 бис. Потом на этом истребителе с бортовым № 30, я совершил свой первый самостоятельный полёт. Основное внимание уделялось изучению приборов в кабине и работе с органами управления самолётом. После изучения упражнений курса учебно-лётной подготовки, начались вывозные полёты на учебно-тренировочном двухместном истребителе УТИ-МиГ-15.
 Вывозную программу прошёл за месяц и после контрольных полётов на УТИ с командиром звена и командиром эскадрильи, был допущен к самостоятельным полётам на боевом истребителе. Если не считать множество приборов в кабине, которые приходилось не выпускать с поля зрения и постоянно контролировать их показания, управлять реактивным истребителем было легче, чем винтомоторным самолётом. Как для любого самолёта, залогом безопасности являются скорость и высота полёта, но в отличие от моторных, этот самолёт более устойчив, в штопор свалить его трудно, но и вывести из него тяжело, а без огромного запаса высоты, почти невозможно.
  Не знаю как сейчас, но в пятидесятые годы прошлого столетия, для ознакомления с поведением самолёта при срыве в штопор, в училище планировался один вывозной полёт. В качестве инструктора его выполняли с курсантами опытные лётчики. Для провозки курсантов на выполнение комбинированного упражнения «Штопор и вынужденная посадка с выключенным двигателем», из Батайска прибыл заместитель командира полка подполковник Афанасьев. Наряду с другими, по этому упражнению запланировали полёт с ним и мне. После полёта, Афанасьев дал допуск на выполнение всех фигур высшего пилотажа, согласно курсу учебно-лётной подготовки.
 По будням начались интенсивные полёты, а на выходные все офицеры покидали лагерь и уезжали домой. Оставался только один из инструкторов, ответственным за порядок. Покидать территорию лагеря нам запрещали, но так как за палатками начиналось кукурузное поле, это давало возможность незаметно ходить в самоволку. Эти походы в ближайший населённый пункт я совершал с Виктором Крыловым. Однажды в субботу, я был в суточном наряде, а Виктор решил пойти в самоволку сам. Утром мы узнали, что его выпившим привели патрульные и заперли до понедельника на губе. В понедельник приехал наш инструктор старший лейтенант Коваленко и освободил Виктора. Он собрал группу и начал разбор случившегося: - Как это так, ушёл один, нажрался сам, что у тебя нет друзей? – Я его друг, - сказал я, - но был в наряде и пойти с ним не мог. Все рассмеялись, а инструктор пожурил Виктора, но докладывать по команде не стал. Хорошим командиром был наш инструктор, но когда по выпуску, мы в ростовском ресторане обмывали окончание училища и наши лейтенантские погоны, он снами был в одном звании. За месяц до этого за супружескую неверность, его разжаловали до лейтенанта. В те времена, не так как сейчас, за такой проступок, могли выгнать из армии.
 Интенсивные полёты продолжались. Отработан пилотаж в зоне, закончили полёты по маршруту, в составе звена, стрельбы по наземным целям на полигоне под Азовом. Кстати о досуге, увольнений почти не было, да и некуда. Летом политотдел организовал экскурсию в город Азов. Смотрели крепость с её бастионами, по Дону прокатились на катере до пляжа, где купались и загорали. Вечером автобусом вернулись в лагерь. Был ещё выезд, организованный кафедрами физической подготовки двух училищ в Тихорецк, где на городском стадионе состоялись соревнования по футболу и волейболу с курсантами лётного училища из Армавира.
 В сентябре для приёма экзамена по лётной подготовке, прибыли члены государственной комиссии. Наступил день сдачи экзамена. На боевом самолёте курсанты выполняли полёт по кругу, а проверяющие со стартового командного пункта оценивали их взлёт и посадку. Кроме того, проверяющие принимали экзамен по технике пилотирования в зоне на самолёте УТИ-МиГ-15. По всем элементам полёта я получил оценку отлично.
 В октябре перебазировались в Батайск и на основной базе училища в казарме, начали ждать приказ и ходить в ателье на примерку для пошива офицерской формы одежды. По выходным в клубе посещали танцы. Для местных девушек проходная была открыта. На танцах курсанты знакомились, а некоторые после выпуска увозили их, в качестве жён, к месту службы. В период ожидания выпуска свободного времени было много. Я посещал библиотеку, много читал, отослал домой и друзьям письма с сообщением о скорой встрече.
 И вот наступил долгожданный день. Начальник отдела кадров (кстати, один курсант из нашего выпуска увёз его жену) прибыл из Москвы с подписанным министром обороны приказом. В ателье получили Парадную офицерскую форму, а вечером построились в спортзале. Прибывший из Ростова командующий авиацией округа, зачитал приказ, вручил каждому диплом об окончании лётного училища и нагрудные знаки. Какие чувства испытывали мы в эти минуты, описать трудно. Наверно их может испытать только тот, кто долго добивался своей цели, приложил для этого неимоверные усилия и достиг её. Ещё раз в жизни я испытал такое чувство, когда закончил учёбу в Военно-воздушной академии и слушал приказ министра о назначении на новую должность и присвоении воинского звания старшего офицера, но до этого ещё нужно дожить. Я получил назначение в Московский округ ПВО. Как было сказано выше, на следующий день, по традиции, наша группа с инструктором в ростовском ресторане отпраздновали самое важное событие в жизни и, переночевав последний раз в курсантской казарме, убыли в отпуск. Мне в то время до двадцати лет, оставалось два месяца.
               


Рецензии