Последняя глава
Почему в книге о Рошале слова «Мастер» и «Учитель» написаны с большой буквы?
Я пытался писать эти простые слова обычным «штилем», без преувеличения. Но рука, научившая меня в младенчестве «видеть» и определять масштабы высоты-широты-глубины, была не подвластна моей грамматической выучке.
Для чего Рошаль озадачил нас казахской поговоркой «если падать, то с большого верблюда»?
Я не смог расшифровать тайный смысл этих слов и придумал для себя вольное объяснение.
Дело в том, что тюркские народы не говорят «большой верблюд».
Слово «верблюд», без всяких дополнительных пояснений, обозначает самое большое домашнее животное.
Произнося слово «верблюд», и говорящий, и слушающий исполняются уважительным почтением к Создателю всего сущего.
Слово «большой» как бы возносит человека ввысь над верблюдом, над степью и устремляет воображение к сакральным высотам.
Объяснение сложное и представить такую картину умозрительно можно лишь «под столом», возбудив своё театральное чувство. Счастье пребудет тому, кто ощутит неземную высоту и душою достигнет пределов Всевышнего. Такова психология человека, воспитанного по Закону.
Достойно пройти все большие и маленькие испытания, заслуженно получить свои земные награды и наказания; почувствовать Высоту и твердо поверить в жизнь будущего века; смиренно и покаянно отпустить душу – видимо, в этой последовательности надо искать счастье.
Благодатный Огонь не сошел на моего деда Павла и не сошел на моего учителя Рошаля. Они, я уверен, без Огня достигли высоты горнего мира.
Быть свидетелем схождения Благодатного Огня выпало мне - сомневающемуся и неуверенному воспитаннику.
Зажатый десятитысячной иерусалимской толпой, в десяти метрах от Гроба Господня, я ожидал Чудо православной веры.
Долгожданный Нетварный Свет появился внезапно. Мощный людской гул ожидания у Гроба, образованный из многоязычных молитв, был взорван еще более мощным ревом радостного восторга.
Свет сполохами метался над паломниками, прибывшими со всех материков чтобы удостовериться и свидетельствовать.
Он яркими языками обвивал мраморные колонны.
Из под сводов храма Свет устремлялся вниз и струился по каменному полу меж тысяч пар ног. Одновременно, подобно молниям, возникал во всех уголках пространства.
Невозможно было угадать, где он появится в следующий момент.
Блики и сполохи не имели понятной формы, размеров и числа.
Один из бликов проник мне под одежды. Я распахнул свою белую полотняную куртку: она ярко светилась изнутри. Я не мог поверить, что так может быть. Но глаза зафиксировали то, с чем не справлялось сознание.
Понимать ничего не надо было, тем более – объяснять словами и давать оценку Чуду.
Вскоре Свет медленно исчез, превратившись в зарево тысяч свечек, горящих в руках людей.
Приблизительно так исчезают конечные титры в черно-белом кино и в зале над головой зажигаются люстры. Осознание увиденного произойдет потом.
Конечно же, в своих частичных и случайных воспоминаниях о Мастере мне не удалось найти всех нужных и более точных слов из арсенала самого богатого в мире русского языка, какие нужны были бы в нашем случае для оценки величия его художественно-просветительского таланта.
Рошаль это огромное достояние нашего народа. Надеюсь, что воспоминания о нем помогут молодым читателям узнать о замечательной творческой личности, об одном из самых мастеровитых режиссеров в огромном художественном пространстве отечественного кинематографа.
В своих попытках оценить педагогический талант Рошаля, мне также не удалось в полной мере раскрыть все его секреты воспитания и образования, какие таил в себе дар великого Учителя.
О Григории Львовиче нельзя рассказывать лишь как о преподавателе кинорежиссуры, который приезжал к нам в Тридцать пятую аудиторию с Большой Полянки.
Рошаль это яркая и неотъемлемая частица огромного духовного пространства Русского мира.
Петр Первый, Пушкин, Филарет, стрельцы и купцы Замоскворечья, Кулешов, Эйзенштейн, Довженко, Горький, Толстой, Дзиган, Вайсфельд, Ауэзов, Абай, Мусоргский, Шостакович и еще полторы сотни выдающихся имен фигурируют в воспоминаниях о Рошале. Это лишь небольшая часть его мира, в который он принял своих учеников для воспитания и просвещения.
Мастерская Рошаля вместила в свое пространство всё его одухотворенное сообщество, одаренных яркими талантами людей и его богатый творческий и жизненный опыт.
Народный артист СССР, режиссер-педагог Григорий Львович Рошаль оставил о себе память как великий Мастер и Учитель.
Свидетельство о публикации №219061301677