Картина 17, полосатая. Железная дорога. Моя Россия

Уже ничто не держало Михаила в Петербурге, но он постоянно откладывал отъезд под всякими благовидными предлогами, опасаясь дальней, утомительной поездки через несколько губерний. К счастью, наступали иные, в некотором отношении лучшие времена технического прогресса.
Железная дорога между Петербургом и Москвой действовала уже десять лет. Строилась она силами крепостных крестьян, которых нанимали подрядчики работ у помещиков, со всех близлежащих деревень. Крестьяне работали круглый год, и летом и зимой, валили лес, копали землю, возили её на тачках, ворочали камни, осушали болота, зачастую стоя по пояс в воде, и всё это в суровых условиях российского климата. Существует легенда, что, при определении трассы железной дороги, император Николай взял линейку и провёл прямую линию между двумя столицами, без учёта гор, рек, лесов или болот. Но второпях зацепил палец. В результате и появился изгиб, который инженеры и подрядчики не решились ликвидировать, боясь вызвать царский гнев.
Как бы то ни было, строительство железной дороги стоило российскому государству непомерных затрат средств и привело к бесчисленным человеческим жертвам. Но кому придёт в голову оплакивать сгинувших рабов? Списывали их как расходный материал, да и помещики забывали получать компенсацию за них...

В том, 1862-ом году, в начале августа открылось движение поездов на Московско-Нижегородской магистрали, что способствовало значительной активизации работы Нижегородской ярмарки. И Михаил был одним из первых, кто купил билеты на поезда от Санкт-Петербурга до Москвы и от Москвы до Нижнего Новгорода. «Вот и хорошо, сначала отдохну от работы, от всей этой столичной суеты, от безумной игры амбиций и тщеславия. А потом разберусь, что делать дальше», – так думал Михаил, пока поезд мчал его с головокружительной скоростью через поля и леса, по бескрайним российским просторам. Мелькали верстовые столбы. Кое-где можно было видеть развалины временных рабочих сооружений и пристанищ строителей “чугунки”, как тогда называли железную дорогу. Но чаще бросались в глаза берёзовые кресты, помечавшие места вечного успокоения бедных душ. Это вызывало в памяти стихи Николая Некрасова:
        Прямо дороженька: насыпи узкие,
        Столбики, рельсы, мосты.
        А по бокам-то всё косточки русские…
        Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

На иллюстрации:
Ремонтные работы на железной дороге
художник Константин Савицкий
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Оглавление        http://www.proza.ru/2019/06/12/820
Картина 16, серая, худшая. Реформа.         http://www.proza.ru/2019/06/13/173
Картина 18, румяная, ярмарочная. Дома.   http://www.proza.ru/2019/06/13/457


Рецензии