До встречи, маэстро!

Закрытие сезона. Последний концерт Государственного академического симфонического оркестра.
Главный дирижер народный артист Беларуси Александр Анисимов.

 …..Насыщенный интересными программами сезон длился от начала сентября 2018 года до теплых дней июня 2019 года. Все программы оркестра собирали полный зал любителей классики…

Вести с концерта.

Открытие сезона… закрытие сезона… это, как времена года в природе, которые всегда повторяются, но воспринимаешь их всегда по-разному: то жарко зимой, то прохладно летом, а то и изнываешь от жары…
В прямом и переносном смысле.

Но на концертах симфонической музыки в Большом зале нашей Филармонии почти всего торжествует весна…
Иногда капризная, иногда дождливая, но всегда волнующая тайной и загадкой.

Музыка всегда вызывает возвышенные эмоции: от переливов весенней капели, звуков птичьих голосов и ощущения полной перезагрузки…

Кто же этот волшебник, заставляющий плакать и смеяться, улетать вдаль и возвращаться на грешную землю.

Улыбаешься, читатель, – мол понятно. Ответ-то на поверхности. МУЗЫКА.

Да, бесспорно. Особенно классика с гениальными композициями прославленных мастеров.
Но вопрос возник неспроста.
Каждый раз, слушая уже знакомые произведения, улавливаешь новизну ощущений, созвучную с личным настроением и с моментами текущего времени.
Истинное волшебство, когда классическая музыка вызывает в тебе ассоциации с проблемами сегодняшнего дня.

Кто-то на таких концертах очень бережно проводит тебя через вечное к близкому, погружая в радость общения с музыкой, приглашая наслаждаться ей и одновременно размышляешь.

Кто же этот волшебник-проводник?
В оркестре каждый музыкант – фигура.
Но он, прежде всего, член особого коллектива, который подвластен руководителю - Дирижёру.
Дирижер воплощает в жизнь партитуру. Он проявляет свое собственное понимание произведения. Именно дирижёр формирует музыкальную линию, подчеркивает отдельные музыкальные элементы, создавая целостность композиции, её современное звучание.

«Дирижировать намного труднее, чем играть на одном инструменте. Вам нужно знать культуру, все рассчитать и спроецировать то, что вы хотите услышать» - утверждал французский композитор и дирижёр Булёз.
Не зря во многих языках слово «дирижер» звучит как «кондуктор».

Каждый из нас на концерте улавливает музыку слухом, а взором наполняет её, следя за дирижером.
Через его образ, виртуозность жестов и выражения лица, когда он обращается к залу, происходит своеобразное единение музыки и внутреннего состояния слушателя.

А иногда от человека, стоящего за пультом просто невозможно отвести взгляда.
Его энергия усиливает чувственное восприятие музыки.

Это наш случай, когда за пультом – Александр Михайлович Анисимов — главный дирижёр Национального симфонического оркестра Республики Беларусь.

Ещё не заре своего творчества А. Анисимов признавался – «Поставил задачу: добыть народную любовь и, самое главное, доверие публики».
И сполна претворил свои задумки в жизнь.

Маэстро Анисимов - «Народный артист Беларуси, лауреат Госпремии и российской национальной театральной премии «Золотая маска», обладатель медали Франциска Скорины и командор французского ордена «За заслуги» высшей степени. Первый представитель нашей страны, удостоенный почетного звания доктора музыки Национального университета Ирландии – такой же присваивали Шостаковичу и Ростроповичу».

Его имя само по себе давно бренд – Александр АНИСИМОВ,
как и его артистическая пышная шевелюра.
Не зря многие критики отмечали, что даже взмахом головы Маэстро приводит публику в восторг.

Всегда мы, его поклонники, с волнением ожидают выхода Маэстро, не сомневаясь, что это будет явление – завораживающие зрелище и волшебное звучание.

Для закрытия сезона Маэстро выбрал неспроста раритетные произведения Бородина, Римского-Корсакова, Рахманинова.

Нынче особый случай.
Закрытие сезона ожидали не только мы, но и гости ІІ Европейских игр.
Организаторы Европейских игр в Минске включили этот концерт в культурную программу игр.

Весь концерт создавал атмосферу славянского духа.
Стойкости и силы народа, способного вынести любые трудности во имя большой любви к Родине, к родным и близким…

С каким энтузиазмом и находчивостью Маэстро выстраивает концерт.

Первые, мощные звуки…
Эпилог Бородина из оперы "Млада.
Мощное звуковое начало в полной мере воспроизводило традиции древних славян.
Музыка… гипнотизирует, завораживает, ослепляет и заставляет вновь и вновь восхищаться творением гения русской музыкальной классики.

Музыкальный язык этого произведения намного опередил время его создания, он поражает своей новизной.
Как тонко, как бережно оркестр под руководством Маэстро «разговаривал» со своим слушателем…

В первом отделении прозвучала в концертном исполнении первое действие оперы Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии".
Солисты прекрасные голоса - Ирина Крикунова и Виктор Менделеев.
 
Для композитора эта опера, как известно, стала итогом творческих исканий, глубочайших размышлений о сути жизни. Её написание совпало с началом потрясений в стране и мире в начале 20 века.
Музыка, в основе которой звучит противостояние добра и зла, божественного и бесовского, утверждает ценности о прощении и милосердии…

Тишина зала, тишина, как замирание сердец от понимания пророчества создателя оперы и акцентов Маэстро.

Второе отделение – С. Рахманинов. Симфония №1 ре минор.

Известно, что Рахманинов сопроводил эту симфонию эпиграфом: «Мне отмщение и аз воздам».

Оркестр убедительно, всей мощью выразительных средств музыки подчёркивал переплетение личного и общезначимого, лирического с бескрайней широтой разных образов, неся глубокие смыслы.
И каждый слушатель по-своему улавливал неизбежность справедливого возмездия за все неправедное, что было совершено  человечеством, человеком …

Не так часто, от такого серьёзного и прекрасного концерта, получаешь  наслаждение и радость от открытия многих тайн, от понимания связи со своей историей, о неразрывности ценностей, дарованных нам предками.
Наконец, от понимания ответственности за то, как живёшь…

Классическая музыка - это такое чистилище для наших душ.

Концерт окончен.
Зал не умолкал...
Цветы уже не умещались на рабочем месте Маэстро.
Александр Михайлович верен себе – обращается к залу и делится, чем руководствовался, отбирая именно эти произведения.
И со свойственной ему улыбкой, как бы говорит – Знай наших!!

Чувствовалось, что он покорён пониманием слушателей его задумок.
И так мило, даже кокетливо, этот красивый человек, в свои 70 с хвостиком, признается:
- Я родился в Москве, но уже сорок лет я здесь, с вами, прекрасными слушателями. Каждый раз после таких встреч я отмечаю свой день рождения. А что? Имею право.

Стоя, с криками «Браво!», зал не умолкает.

Мы не спешим расходиться.
 
- До новой встречи, Маэстро!
Спасибо Вам за то, что Вы с таким профессионализмом, энтузиазмом
и находчивостью дарите нам  настоящее искусство.


Рецензии
Здравствуйте, Дина!

Замечательный репортаж.

"Музыка, в основе которой звучит противостояние добра и зла, божественного и бесовского, утверждает ценности о прощении и милосердии…"

Музыка и танец - интернациональны во всем мире.

И как сказано в Великой Книге - Вначале была музыка.

Она была, есть и будет всегда во всех мирах. Музыка бессмертна и может лечить души.

Спасибо!

С теплом души, Любовь.

Любовь Григорьева 2   07.10.2019 09:01     Заявить о нарушении
Вам спасибо!!
С добром,

Дина Иванова 2   07.10.2019 11:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.