Картина 20, блестящая. Учитель. Моя Россия

Земство было введено указом императора Александра II от 1 января 1864 года как система местного самоуправления, или, точнее, управления крестьянством, только что освободившимся от крепостной зависимости. Земство занималось начальным народным образованием, медицинским обслуживанием, строительством дорог, некоторыми полицейско-судебными и тому подобными жизненно важными делами сельского населения. Многие мыслящие интеллигенты считали, что своим образованием они обязаны тяжёлому труду народа и теперь они должны оплатить свой долг. Вдохновлённые идеей служения народу, они шли работать, за небольшую плату или безвозмездно, в земство, в земские школы, в земские больницы. Появилась идея, что крестьянство, простой народ просветлит интеллигенцию своей истинной и священной мудростью предков.
 ***
Не прошло и месяца после встречи с Елизаветой, как Михаил собрался поехать в земство. Сел на свою лошадь – и был уже там. В управе встретили его приветливо, были рады, что это добровольный помощник, а не группа недовольных крестьян с челобитными или петициями. Оценив его образовательный уровень, предложили ему немедля приступить к преподаванию в местной школе.

Но до того он побывал в земской больнице. Привратник разыскал Елизавету. Она нежно улыбнулась Михаилу:
– Молодцы! А я даже не надеялась, что Вы придёте.
– Должен был доказать, что ты не права.
– Вот в этой больнице работаю, помогаю как могу, – начала она рассказывать о себе.
– Ты мудрая женщина? – спросил Михаил с сомнением.
Услышав это, Елизавета взорвалась:
– Спасибо, что не назвали меня ведьмой! Должно быть, думаете, что все женщины отсталые и неспособны ни на что! Я вот, глядите, сестра милосердия!
– Хорошо-хорошо, я ничего такого не имел в виду. Честное слово, я только хочу всё понять.
– Ну ладно, “мудрый мужчина”, прощаю. А я, как сказала, работаю здесь сестрой милосердия. Теперь ни одна больница не может обойтись без нас. Помогаю при хирургических операциях, накладываю любую повязку, даю пациентам порошки и микстуры и всё такое прочее.
– Как ты научилась всему этому? – удивился Михаил.
– Ты будешь удивлён, на что я ещё способна. Зашивать раны, бинтовать, перевязывать – это так легко для хорошей портнихи. А игла шприца – это то же самое, что швейная игла.
– Так ты похожа на Флоренс Найтингейл?
– О боже, ты определённо задумал убить меня. Я хочу быть похожей на Дашу Севастопольскую. Две сестры милосердия в одно время и в одном месте – в Крымской войне, – но по разные стороны линии фронта. Однако весь мир и даже наши проклятые русские художники знают только Флоренс. А Даша забыта. Почему?
– Да, верно. Мы, русские, никогда не ценим что имеем, – согласился Михаил. А про себя подумал: «Однако, какая всё-таки невыразимая сердечная мука бесконечно беседовать с этой милой девочкой. Она так естественно ставит тебя в глупые положения. А тебе совершенно не хочется прекращать разговор с ней».
Он отразил ещё несколько её словесных атак и удалился с непременным обещанием встречаться каждый раз, когда он будет в земстве.

(Заметим, что спустя более ста лет после Крымской войны были найдены документы, указывающие, что у легендарной сестры милосердия Даши Севастопольской есть свои, забытые, имя и фамилия: Дарья Михайлова, и своя реальная биография).
 ***
В школе Михаилу было предложено преподавать арифметику для школьников 10-11 лет. Через несколько дней он не без внутреннего волнения вошёл в класс. Ученики, в основном мальчики и несколько девочек, сидели за длинными столами и смотрели на учителя, боясь пошевелиться. Их глаза, как блестящие пуговки, неотрывно следили за каждым его движением. Несколько уроков прошло вполне гладко, и он позволил себе полностью самоуспокоиться. До того дня, когда он как обычно начал читать условие задачи:
– Купец продал 5 аршин ситца по 10 копеек и 3 аршина сатина по 15 копеек. Сколько всего ему причитается получить с покупателей?
Поднялась рука мальчика. Михаил ласково спросил:
– Что тебе неясно, Ероша?
– Почему купец так много получает за ткани? Я из текстильного посёлка и знаю, что рабочие получают не больше копейки за аршин.
– Очень хороший вопрос! Конечно же, причина в том, что купцу нужно получить прибыль.
– А почему купцу нужно получать прибыль? – настаивал надоедливый мальчик.
– А без прибыли – кто захочет быть купцом? – Михаил мнил себя всезнающим мудрецом.
– Но если платить рабочим так мало, то они не смогут покупать эти ткани и вообще ничего. Кому вы тогда будете продавать свои товары? – вступила в разговор другая девочка.
– А-а, например, другим купцам, или другим богатым, знатным людям… – Михаил никогда раньше не думал в этом направлении. Из его слов следовало, что товары, производимые рабочими, не предназначены для них самих. «Хватит, достаточно. Это просто арифметическая задача, и только её и надо решать», – сказал он себе. И тут же почувствовал себя полнейшим ничтожеством. Что же делать?

Мысли о серьёзной дискуссии, возникшей на уроке, не оставляли его: «Эта – не дающая покоя, такая маленькая проблема несправедливости в мире. На неё нельзя, просто так, взять и не обращать внимания. Она всё время будет всплывать. Но её никак нельзя решить на уроках арифметики. Поэтому, начнём с себя. В самый раз – уместно признать, что манера преподавания моя отвратительна. Один и тот же купец продаёт и продаёт всё тот же материал, что и сто, и двести лет тому назад. Тьфу! И задачник, наверное, тогда же был издан? Нужно для преподавания что-нибудь захватывающее, а не это моё нудное бормотание. Ребята должны работать с интересом в течение всего урока».
 ***
На следующий день Михаил полностью перестроил свой класс. Ученики больше не сидели за столами. Им всем было разрешено и даже поощрялось ходить по всему классному помещению, подходить к классной доске, работать сообща над задачей, расходиться, чтобы самостоятельно подумать, и вновь собираться вместе, кучками. На стенах были развешаны учебные пособия: таблица целых чисел, таблица умножения, рисунки систем координат и другие. У всех детей в руках были указки, так что они могли совместно рассматривать, обсуждать и изучать таблицы во всех подробностях. Уроки сразу стали шумными и беспорядочными, но на сколько больше ребята стали понимать и на сколько лучше стали учиться!

В течение всего учебного года Михаил продолжал совершенствовать стиль своего преподавания.

На иллюстрации:
Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского
художник Николай Богданов-Бельский
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Оглавление        http://www.proza.ru/2019/06/12/820
Картина 19, тёмно-вишнёвая. Мать.      http://www.proza.ru/2019/06/13/470
Картина 21, сапфировая. Купечество.   http://www.proza.ru/2019/06/13/724


Рецензии