Картина 22, хрустальная. Что делать? Моя Россия

Весной 1864 года Михаил всё ещё проводил большую часть своего времени в земской школе, успешно преподавая арифметику. И при этом он и Елизавета использовали каждую свободную минутку, чтобы увидеться. Они вместе обедали, продолжали оживлённо беседовать и после работы. Часто Михаил возил Елизавету домой. Она садилась на круп его лошади, за седлом, и крепко держалась за своего (уже можно сказать) любимого. Ни Михаил, ни Елизавета, ни окружающие не видели ничего предосудительного, из ряда вон выходящего в таком способе езды.

Нередко Есыревы-родители уговаривали его поужинать или попить чаю у них дома. Тогда он и Елизавета продолжали по вечерам вести свои бесконечные, задушевные беседы. Обсуждали политические темы, потом перепрыгивали на городские события, мечтали о будущем. Обменивались мнениями о прочитанных книгах.
 ***
В это время шло много разговоров о книге Николая Чернышевского. В 1862 году он был арестован и брошен в Петропавловскую крепость за призывы ко всеобщему крестьянскому бунту и за связи с Герценом. «Какая жестокая насмешка и откровенное издевательство, – возмущался Михаил, – заточить человека в одиночной камере в самой ужасной, холодной, отвратительной тюрьме и при этом – чтобы он воспринимал сквозь зарешеченные окна яркий блеск и весёлый шум сияющей столицы».
Но в тюрьме Чернышевский не сдался, не пал духом. Более того, он написал роман, который был опубликован в журнале “Современник”. Он назывался “Что делать?”
Кстати, это один из двух извечных вопросов, которые каждый русский любит задавать и требовать ответа. Второй вопрос, очевидно, “Кто виноват?”

Цензура пропустила роман, не поняв иносказательного его смысла. В то же время умудрённая интеллигенция прекрасно понимала всё изложенное эзоповым языком. Роман произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Кто только ни купил и ни прочитал немедленно эту книгу! Как и наши Елизавета и Михаил.

Книга оказалась на удивление и не скучной, и не трудной для восприятия. Она тем более не содержала способов и инструкций по борьбе с самодержавием. Это было скорее приключенческое и в некоторой степени даже комическое повествование о молодой даме. Да-да, о вышедшей из купеческой среды Петербурга, молодой женщине по имени Вера Павловна. Её злая и своенравная мать строит планы, как бы выдать дочь за богатого, но нелюбимого. Но дочь сбегает из дому со студентом-медиком по фамилии Лопухов, и они живут в одной квартире, но в разных комнатах. Со временем Верочка влюбляется в бывшего однокурсника Лопухова, молодого врача Кирсанова. Лопухов как истинный друг находит правильный способ уйти в сторону, и Вера Павловна венчается с Кирсановым. Её жизнь меняется полностью. Она учится самостоятельно по учебной программе и сдаёт за курс гимназии. Этим могли бы похвастаться не более десятка женщин даже из дворянской среды по всей России. Более того, Вера Павловна идёт в университет, чтобы учиться медицине.

Елизавета нашла наконец себе пример для подражания. Она стала говорить: «Хочу теперь получить среднее образование и дальше учиться на врача». Михаил предлагал каждый раз свою помощь, но работа в земской больнице забирала всё её время, так что пока эти мечты оставались мечтами.

Елизавета и Михаил вновь и вновь возвращались к чтению своего любимого романа “Что делать?” Описания личных достижений героев романа занимают, может быть, только половину повествования. Очень важную часть романа составляют восхитительные, вещие, символические сны Веры Павловны о будущем обществе. Фактически эти “сны” в незатейливой форме, исподволь, но целенаправленно пропагандировали увлекательную картину светлого будущего, в котором “новые люди”, свободные и счастливые, живут вместе коммунами в великолепных хрустальных дворцах, работают сообща и пользуются поровну богатства страны. Технология развита до такого уровня, что сервировка стола – сплошь хрусталь и алюминий. (Надо заметить, что в то время алюминий считался драгоценным металлом и ценился дороже золота). Вера Павловна не отмахивалась от этих снов как от какой-то бессмыслицы, а, наоборот, пыталась, совместно с Кирсановым и их друзьями, претворять в жизнь некоторые подмеченные идеи. К примеру, они приступили к созданию своих коммун. Несколько семейных пар или одиноких людей начали снимать совместно квартиру, помогать друг другу в учёбе и работе. Они объединяли свои ресурсы, чтобы сообща вырваться из бедности. В результате выяснялось неоспоримое превосходство и практический смысл жизни коммуной! Главной идеей и жизненным кредо Веры Павловны (и, конечно, самого Чернышевского) стала формула: «Работайте для будущего, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести».

Обычно Михаил и Елизавета беседовали, обсуждали книгу, держась за руки. Елизавета оживлённо начинала:
– Видишь, как всё легко и просто. Не нужно борьбы, не нужно революций. Можно начать прямо сейчас и сделать что-то существенно важное.
– Нет, это только кажется так просто. Если бы это так было, почему люди не сделали этого за все прошлые века? – Михаил не был так легковерен. – Здесь мне видится какой-то подвох. Может быть, так: если они стараются выбраться из бедности, то откуда у них деньги на аренду коммунального жилья?
– А я считаю, что во все времена люди были настоящими трусами и боялись сделать хотя бы попытку, вот как ты сейчас. Я же как раз сейчас хотела бы попробовать. А ты, кстати, достаточно богат, чтобы купить десяток таких домов.
– Я мог бы, если бы я вёл дело. Но на самом деле моя мать управляет всеми деньгами, – посетовал Михаил.
– Ой, а почему ж ты не можешь войти в дело?
– Вот это да! Теперь, после всех наших высоких, благородных устремлений – ты говоришь мне: будь хорошим купцом?!
 ***
В это самое время Авдотья Никонова держала военный совет со свахой Прасковьей.
– Я должна женить его немедля. Он отбился от рук. Ещё месяц – и мне его не достать.
– Ту-у, месяц! – подпрыгнула сваха. – Менщиковская девица уплыла, ты знаешь. Где я тебе найду похожую за месяц?!
– Мы сейчас не говорим о менщиковской. Девушку из местных, приличная семья, какой-нибудь капиталец. Больше не могу терпеть…

На иллюстрации:
Фотография Марии Боковой, прототип Веры Павловны.
Портрет И.М. Сеченова, прототип Кирсанова,
художник Илья Репин
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Оглавление        http://www.proza.ru/2019/06/12/820
Картина 21, сапфировая. Купечество.   http://www.proza.ru/2019/06/13/724
Картина 23, сверкающая. Свадьба.        http://www.proza.ru/2019/06/13/768


Рецензии