Арзамас-16 поиск монастырского архива

Тарас Камнев, Д.Ю. Чугунов

Аннотация
Материал актуален возрождением интереса к духовному наследию Серафима
Саровского, к истории Саровского Свято-Успенского мужского монастыря,
к связанному с ними Арзамасу-16. Проникновенно и глубоко даны специфика
мест и мало известные этапы регионального краеведения. Показана судьба
старинной библиотеки, содержащей огромный пласт российской культуры
в его терпеливом ожидании исторических и духовных прозрений.
Abstract
The material is relevant to the revival of interest in the spiritual heritage of the Seraphim Sarovsky, to the history of the Sarovsky Holy Dormition Monastery,
 to related Arzamas-16.  Penetrating and deeply given specifics
 places and little-known stages of regional study of local lore.  Fate is shown
 old library containing a huge reservoir of Russian culture
 in his patient expectation of historical and spiritual insights.

Ключевые слова
Архив, атом, Дети войны, краевед, музей, наследие, нравственность, раскол,
Саров, Серафим, устав монастыря, школа духовности.
Keywords
Archive, atom, Children of War, local historian, , morality, schism, Sarov, Seraphim, the monastery charter, the school of spirituality. museum, heritage

Мы краезнавца вначале не именуем умышленно. Т.к. прежде надо выявить его базу. Есть подсказка: имя даётся по ключу "научным". Нам важно было понять, какими средствами, в каком контексте осуществлялась та или иная историческая активность. И уж потом формировать частные выводы. Приведены факты, не известные читателям. Их мы "не нарисовали" только что. Текст дан исключительно в объёме поиска 1962-76 годов, подтверждён по современным и тогдашним источникам.

Известно, что обитель – Саровский Свято-Успенский мужской монастырь – основали в начале XVIII века на земле древнего татарского княжеского рода помещика Д.Н. Кугушева. Он [1], чтобы иметь духовную поддержку и не глядя на другие и чужие интересы, позволил продолжить построение келий в тайге, а в междуречной горе – копание пещер (ведётся с 1691 года). Место это, север Тамбовской (тогда) губернии, славно знаменитыми отшельниками. Наиболее известные средь них – Феодосий из Пензы (келья 1664 года), Серапион, Савватий, Герасим, иеромонах Исаакий из села Красное Арзамасского уезда. Своё официальное [2] рождение пустынный монастырь числил с 16\27.07.1706, когда всего за десятки дней построен первый храм во имя Пресвятой Богородицы и Её Живоносного Источника [3]. Возведённый на кромке берегового мыса, получил он имя, связанное с живительной силой местных родниковых вод [2], исследованных в ХХ веке и подтвердивших наличие в них серебра. Любую информацию человек воспринимает, что называется, со своей колокольни. Однако в анализе истории своя колокольня сильно мешает, будучи слишком современной, далёкой от того, что люди прошлого не взяли бы в голову.

Предмет рассмотрения: архив библиотеки Саровского монастыря, её состав.
Цель: ситуативный анализ движения начального книжного и рукописного фонда, их состояния в реальных временных рамках. Ведётся он без принудительной эмотизации, но с подробностями от первого краеведа Арзамаса-75. Так уж получилось в итоге.
Задачи: ознакомиться с известными трудами по изучению архива, определить связь наследия монастыря с историей России. Применены хроника очевидцев, её анализ.

Глава 1. Книжный фонд монастырской библиотеки

Каждая обитель тех времён, как основу просвещения братии, неопустительно создавала библиотеку. Собирали её и первые иноки [1]. Обладая духовной властью, строитель первого храма И.Ф. Попов (в схиме Иоанн Фёдоров, сын сельского причётника Феодора Стефановича) отличался редким книголюбием [4] и скрупулёзностью в описании событий, собирательством книг, документов нравственного и этического содержания. Много и сам их переписал. Хронологические границы архива от этого получились шире, чем у пустыни фондообразователя, стали фундаментом просвещения окрестностей.

Сетевой поиск выявляет – Саровский (Свято-Успенский мужской) монастырь можно видеть и в иных ипостасях, например, как "Сатисо-Градо-Саровскую пустынь" [3], Успенскую пустынь Сарова (редкое в Интернете, но включённое с 2010 г. Е.И. Бакаевым и В.А. Степашкиным в Энциклопедию Мордовии). Позже на территории общежительного монастыря обосновался атомград. А именование обители переняла вторая после 1962’о группа краеведов, будущий историко-философский клуб "Саровская Пустынь". Он возник в 11.1987 при Доме Учёных и его ввели в лабораторию исторических исследований № 2033, занятую становлением спецобъектов (т.е. спецтехники города). Позднее стал он объединением. Городской музей и пресса того времени не могли дать сведений по соображениям "глухой засекреченности" [5]. У краеведа, т.е. обходя "мнение режимной службы", узнали о его географии возможных поисков (Краснослободск, Пенза, Первомайск, Саранск, Тамбов, Темников), об исследовании Г.П. Шторма по архиву. Первую городскую конференцию провели в 1997’м. Когда монахи вернулись [6] в Арзамас-16, клуб активно воспользовался поддержкой у них, а затем [7] и у нынешнего наместника Никона (А.А. Ивашкова). Помощи ждали многие. Если заглянуть в калейдоскоп событий, можно запутаться. Потому назовём клуб группой, т.е. "гСП". Важны не априорные оценки, а мотивы. По краеведению сделано, видим, немало: вскрытие и реконструкция пещер, организация археологических раскопок, мероприятия, связанные с историей монастыря и города, сотни выходов в Сеть, туристическое освоение окрестностей и т.д. Просится сопоставление, анализ поглубже. И высказанное нами – не повод слепо перенимать авторское мнение.

В области образного мышления сакральность вскрывает смысл событий, поступков. Порою пришлось прибегнуть даже к академичности фраз, опираясь на источники. Отметим: не сумела группа обратить кладоискателя В.М. Ганькина в своего помощника. Он (по личному признанию) без первого краеведа чуть помог ей и разочаровался, даже обиделся. А с ним объездил всю округу, почти 10 лет помогал собирать весомые факты. И что удивительно: в общей стилистике с наработками 1963-76’х выстроились достижения "гСП" за 1990-2019’е. Это как возможно без прямой связи через года и километры?
Импонирует, что в "гСП" всё же примеряли на себя подаренный в конце 1980’х краеведом (в ходе работ его по защите информации) девиз про 2 яблока и обмен идеями (ч. II её "Подлинной истории"). И что коллектив официально, да ещё и при строгом режиме секретности, открыто утвердил себе демаскирующее имя "Саровская Пустынь" (ч. I той же "Подлинной истории").

Восстановить психологически, на расстоянии множества лет облик событий и лиц – дело почти дерзновенное. Не скрываем сложности такого замысла. И, пока живёт память источников данных, реальность внушает явно противоречивые впечатления. Идём от них, приносящих неожиданные находки трудного переосмысления. В подобном режиме к изучению документальной базы Саровской пустыни с 1955 года привлечены знания поисковиков, писателей и краеведов по её ближней округе. Нам повезло – получена в каком-то смысле уникальная исповедь по следам свершений и выявлен полезный и негативный опыт.

Ассоциации влекут к истории российской атомной отрасли, вынужденной после 1945’го, в условиях тогдашней борьбы с религией, неукоснительно легендировать, что архив монастыря погиб для современности ещё до войны, да теперь и не до его истории. Так отвечали во всех официальных инстанциях, музеях, архивах. Начать хотя бы с административной привязки места. В удостоверении № 3631 от 04.07.1929 со штампом "СССР, Народный Комиссариат Труда, 4’я Труд-Коммуна" (что выдано П.П. Смирнову, директору краеведческого музея в Темникове 1960-70’х) Саров обозначен относящимся к Саранскому округу. Подписали Сурков, Баранов, Каневский. Ну не до архива было, когда воспитанники этой детской колонии (имени В.В. Шмидта) строили узкоколейку от Сарова до Шатков. И когда в 1933-38 гг. в лагерь, существовавший с 1926’го, по ней возили вместо перебежчиков и эмигрантов партии уголовников. Потом вновь менялась областная привязка – виною смежность границ в картировании, стык трёх губерний ещё исстари. След расплылся.При закрытии в 04.1927’о. в монастыре числилось 159 монашествующих [8].
Показанное препятствие преодолели Дети войны, саровский фонд (СФ) отыскали. Даже в ЦГА Мордовии по учётным формам никакого архива Саровского монастыря не было видно, и работники поначалу не знали, как помочь поиску. А ключ дали имена Бехан и Сараклыч [6], которые в ЦГА 01.1963’го увидел краевед. Сделал наугад выборку единиц хранения. По ней подключилась сотрудница ЦГА, помогла доукомплектовать массив. Домой привезли вдвоём с фотографом около 1000 кадров. Они явили фонд!! Позднее в городе опросил многих, кто ещё помнил старину, оценивая события близких им лет, вспоминая утраченные функции сооружений. Кропотливо собрал запрещённые тогда к показу ростки краевой истории. Передал жителям, уточнил у приезжих. А когда уехал сам, не покинул тему и мыслил категориями "саровского языка". Из четырёхлетнего детства (накануне войны  рождён, 13 июня) знал жуткий рёв сирен воздушной тревоги в Москве, приволжские поля, скользящие вдоль эшелона, который увозил жителей тягучими сутками в Казахстан. Отец уже воевал добровольцем, хотя недавно защитил кандидатскую работу. Реэвакуация в 1944’м вернула от маковых предгорий Чимкента в родное хвойное Подмосковье. Но фашист уже оборонял яростно взъерошенные подступы к своему дому в Германии.
Известного с 1930’х писателя Г.П. Шторма не допустили в Саров в 1955’м из-за статуса города – он и в 1988’м оставался наглухо засекреченным [5]. Потому писатель даже радовался, узнав о презентации себя в наукограде именно краеведом, когда полностью отсутствовала там источниковая основа по его теме исследований. Будучи в литературе историком, Г.П. Шторм научил (1969’й) гостя у себя дома (Москва, К-51, Петровка, 26, кв. 310) приёмам цитирования, прямого – по тексту и косвенного. Но с указанием автора, т.е. "генератора" замысла, даже при его переформатировании. Позже состоялась их переписка. Новая ткань сущего сплетается из прежних нитей-отдельностей, где добавляется способ, т.е. технология уникальности. Архив обители краевед отыскал в 1963’м вопреки тому, что писатель, якобы, в ЦГА РМ "не получил полного доступа к материалам С. монастыря по режимным соображениям" [5]. Второе из этих событий определённо выглядит перформативом – речевым актом, равноценным оправданию других поступков. В чём же иллюзия (с подвохом) несопричастности? Писатель не мог попасть в Саров, а не к архиву. Эпизод с его книгой в "гСП" узнали, посетив краеведа, когда он уже более 10 лет жил в 1000 км. Адрес к ним пришёл от В.М. Ганькина в пору зарождения "гСП". До того книгу, по их же реакции, в клубе не знали. Грех было не применять ещё ряд лет её ценное содержание – более сотни из 460 страниц. Имя краеведа в "гСП", как видим, секретно либо находится в статусе Чарльза Бойкотта. Мораль похожа двоякостью на иной эпоним – бикини [10].

Для справки здесь уместно заметить, что командированный Г.Д. Куличковым (1963) в ЦГА МАССР этот краевед потом 13 лет работал на заводе № 550 ("Авангард"), сборочном для КБ-11 и серийном. Одновременно с А.Д. Сахаровым, Я.Б. Зельдовичем преподавал в МИФИ-4 [9*7], входившем в единую систему образования от КБ-11, спорил с Ю.Б. Харитоном, С.Б. Кормером (в Клубе интересных встреч) об истории

В 1977-87’х документальные следы "народно-литературного" архива официальный Арзамас-16 снова наглухо и эффективно скрыл. Уже от внуков войны и малосведущих. Место было строго засекречено и отождествление его с прежде известной обителью не приветствовалось [5]. Поэтому примерно в 1984’м старожилы звонили признанному краеведу, покинувшему город в 1976’м, чтобы вспомнил свою лекцию 1968’о, где рассказал про золотой вклад монастыря, что обогатил некий банк Германии в 1913\14 году. Эта страница в истории обители теперь смотрится, как жест снисходительного мецената. Но детали по "первооткрывателям нового, благодаря которым горожане узнали, в каком месте они живут,.. о пути через познание к нравственности, о смысле жизни,.. нравственной позиции" [7] мы хотим осветить, углубляя смысл, давая "критическую массу" ключевых дат. Как завет одного поколения жителей города иным. На истинность утверждений он проверен, без претенциозной выборки, анализом фактов. Отметим, источники собраны методом перекрёстной проверки, т.е. далековатые друг от друга и не имевшие возможности взаимно списывать или перетолковывать высказывания.
Переломные 1980’е исподволь готовили шоковую терапию Б.Н. Ельцина – Е.Т. Гайдара (1992’й), потом и жёсткую коррупцию. В 1987’м заговорили вновь о документах ЦГА РМ, чуть упомянули о "Потаённом Радищеве" Г.П. Шторма [11]. Видим такое в более поздних разработках со ссылкой не на краеведа, а на спецлабораторию № 2033, созданную [12] совсем с иной целью. Её олицетворял тоже Г.Д. Куличков. Без лекций первого краеведа по монастырю до 1963 года повсеместно множились мифы, а сведения дореволюционных авторов редко опирались на документальные данные. Не всегда ясные и вне привязки к месту. Это заметили поисковики позднее. Как и забвение десятилетий, подобный факт не позволял строить исторически достоверное представление о регионе, обители, Серафиме. Но в лекциях краеведа по монастырю каждая аудитория добавляла новые нюансы смыслов, обретался иной характер, отличаясь от предыдущих. Уникальные черты объективности давались по крохам. Их, как бы по крокам, "на глазок" искал инженер и в местных поездках. Потёмки развеивались, вскрывались средства узнавания края через опыт. Навыки опознавания данных получил в МИИТе (был там и туристом), развивал на вечерах Клуба интересных встреч (КИВ), где аудитория – всегда узкая, не более 10-15 ведущих учёных ВНИИЭФ.

Известно – уже в годы появления инока, ставшего Преподобным Серафимом, общежительный Саров проявил себя серьёзной школой [13] духовных учителей и аскетов. Всё хранил Дом Божий, да так бережно, что и теперь в нём исследователю многие мысли прошлого доступны. Знали монахи – возложенная на Всевышнего надежда не посрамится. Подробно цитируемую, в т.ч. неявно, справку по архиву (1612-1923 гг.) подготовил М.И. Зевакин из НИИ языка, литературы, истории (МНИИЯЛИ) как научно-справочный аппарат для исследователей. Текст передан в январе 1963’о краеведу в том же НИИ. Возможно, что его не видели участники "гСП". Изучая по картотеке в 1953’м справочные характеристики архива, историк отметил: фонд отражает поземельно-социальные отношения в мордовско-мещерском крае XVI-XIX веков, складываясь в значительное скопление дел, столбцов, прочих актов далёкого, с XIV века, прошлого Мордовии. Отмечено - межэтнические отношения от этого не зависели [14]. Кроме сказанного, защита диссертации М.И. Зевакиным привлекла с 1995’о внимание общественности к адмиралу Ф.Ф. Ушакову. И появилось к 2004’у два святых в одних и тех же местах! Оба здесь по-особенному чтятся. Оба – на хоругвях в акции "Бессмертный полк", где все живы.

Глава 2. Пути саровские неоднозначные и обетованные

Два столетия бережно создавали Саровскую "книжницу". Часть книг поступала по договорённости между библиотекарями разных монастырей. Пополнялся тот архив (СФ) и за счёт переписывания печатных изданий [4], покупки рукописей. Тексты-автографы первостроителя Иоанна хранят старопечатный Лимонар Софрония Иерусалимского 1628 года, переписанные патериковые повести (инв. № 117). Поучения и назидания отеческие включали сакральные знаки эмоций и ощущений автора, "душу, которая открывается, как книга" (по выражению юриста А.Ф. Кони). Они, как полагают, выполняли ещё и дидактическую, т.е. информативную, прагматическую и эстетическую функции. То же самое относилось к монастырской летописи. Содержимое архива обители позволяли брать "для почитания, учения и списывания". Книжниками становились авторы сочинений, редакторы, да и те, кто перерабатывал существовавшие произведения. Комплектовали хранилище зачастую путём дублирования копиистами любых изданий, текстов, полученных в разных селениях, из-за границы, от прихожан. Применяли письмо разнотипное: устав, полуустав, скоропись. Послушание писца, переписчика для братии считалось одним из основных [4]. Благородный труд рассеивал искушавшие помыслы, давал душевный мир в борьбе с внутренним врагом. Позднее тут находим конволюты – сборники, сплетения ранее изданных рукописей.

В домонгольские 1220-90 годы на месте, где обитель стала духовным родником, располагалось поселение, хорошо укреплённое и "зело великое". Для него соорудили на мысу три "града" (малые укрепления), окружённые каждый глубоким рвом, земляным валом, реками. Обороняли они друг друга и обширный четвёртый "град" (верхнюю площадку с валом в сторону леса). Первые монахи находили в земле стрелы, сабли, копья, порубленные человеческие кости. Жители XVIII века из села Кремёнки отыскали медный крест и шесть каменных четырёхконечных [3]. Археологи 1990’х подтвердили местную молву – кипели тут и жестокие битвы. Выявлены следы большого пожарища, погубившего все постройки. Установлено, что среди памятников Нижегородского края это городище по размерам занимает третье место [2] после Нижнего Новгорода и Городца. Серьёзное исследование вопроса проведено в 2010’е [15, 50] при возрождении храмов. В базовом документе 1790 года пишущий отмечает пустынный, без поселений, характер местности. Планировочная структура монастырской застройки, её каменного комплекса, следы рвов уводят анализ его автора к традициям византийских древнехристианских и древнерусских монастырей.

Гора в междуречьи, как выяснил в своё время помещик Д.Н. Кугушев, собственно не имела в XVI-XVII веках владельцев. И чтобы пустынножители могли ею пользоваться, надо было участок записать за кем-то и затем передать братству. Долгими хлопотами занялся именно этот князь. После формальностей в патриаршем приказе Москвы "землю под церковь справил" и отдал её Иоанну (1705 год). То же, но за деньги, мог сделать владелец соседней с горою земли москвич Полочанинов. От его услуг Иоанн отказался – место нужно свободное от обязательств. И затеяли Полочаниновы долгую Земельную войну против обители. Вопрос дошёл до Сената. Добились заключения Императрицы Анны Иоанновны. Место "утвердили 25.10.1730 за оною пустынью вечно, другим не во образец" [16]. Проблему, видим, решали дольше трёхлетней ирландской конца 1870’х. Опыта не было.

Примечаем – общежительный Устав пустыни утвердил в 1711 году экзарх Рязанской губернии Стефан Яворский [1]. Текст выдержан в древнехристианском стиле, что свидетельствует о великом духовном опыте Иоанна, его практической мудрости. Освящена (16\27.06 1711) пещерная церковь (собрала позднее в Старом городище галереи, кельи), что было весьма своевременным. Память людская удержала – сильный пожар 13\24.05.1712 [17] выжег всё до ограды [9*16, с.84]. Но церковь Живоносного Источника не тронул. Вспыхнуло всё легко, т.к. в Третьем "граде" Иоанн и монах Филарет воздвигли лубяную кущу. Первые церкви вскоре тоже сгорели. Позднее, считая красоту храмов и силу письменного слова лучшими видами воздействия на душу человеческую, Первоначальник пустыни собирался строить каменные храмы, готовил в 1730’е [15, 51] кирпич и природный бут. Завершить созидание великолепных соборов пришлось уже преемникам его [16].
Опасность утраты архива монастырь перенёс во время стихийных бедствий не однажды. Сильным пожаром отмечен 1803 год, поэтому в 1823’м окончили сооружение водоподъёмной машины [9*19, с.42]. До того воду из родника качали в бак лошадью, потом дизелем. В 1828’м, 12 марта переживалось лёгкое землетрясение, в 1830’м сильнейшая буря с ливнем. В период 1824-64 годов сгорела почти половина леса, 9900 десятин, повалено бурей 500 десятин [9*16, с.85]. Земную пищу монахам несла значительная, у слияния рек, напольная терраса, т.е. "посад" [2] за пределами келий. Позволяла она рыбачить в "язевой заводи" на старице Сатиса, взращивать здесь репу. И долину звали "репищем". Леса окрест обильно снабжали мёдом, грибами, ягодами, орехами. Да настолько устойчиво, что местная мордва предпочитала их не сажать у жилья, а собирать в лесу [3]. Соседние монастыри, помещики за рыбу давали монахам зерно, другие припасы [16].

Для книг единственным хранилищем издавна были монастыри, а Саровская обитель, благодаря Иоанну, известна ещё и приверженностью к сбору книг. Устав определял особую должность и функции книгособирателя. К фонду позволялся доступ не только монастырской братии, но и прихожанам, т.к. сюда стекались люди из ближних и дальних мест России. Красота и непроходимая глушь [3], суровая дикость, совершенное безлюдье уголка, таинственная гора вызывали глубочайшее впечатление, усиливая назидательное действие богослужения. Состав библиотеки до разукомплектования свидетельствовал о достойном уровне светского и этического образования тех иноков, которые умом и сердцем стремились к самообучению [4]. Как раз они-то в пустыни и составляли костяк "учёной братии", книжную мудрость получая через библиотечное собрание своих богословских сочинений. "Люди монашествующие" разных эпох делали келейные записи, установленные по их долгу и чину. Выполняли тем роль историков, архивистов, фиксируя то, "чему свидетелями в жизни были, спокойно зря и правых, и виновных".

С 1298 года на той земле, богатой пушниной, мёдом, зерном, по воле Золотой Орды ясак с мордвы стал собирать князь Саид-Ахмет, предок Еникеевых, Кугушевых, Тенишевых, позднее переселившихся в Башкирию. Крепость в 1365 году при его потомках разрушена рязанской ратью и перешла под юрисдикцию Руси. Историю округи фиксировали, в основном, не научным сознанием, а повседневным, скорее, бытовым взглядом на сакральный смысл многотрудных дней в судьбе земли родной. Неотрывно воспринимали знание через христианское мировоззрение, считали богоугодным делом, подчёркивали ценность духовного просвещения людей. Сборник смешанного содержания середины XVIII века указывает на одну из многочисленных автографических надписей [4] рукою саровского иеросхимонаха Варлаама в книге, которую он переписал. Значимость фонда неоценима. Теперь он увлекает многих.
Летом 1722 г. Иоанн и два помощника монаха искали владельцев обретённых обителью земель. У них копировали выписи с писцовых книг [3]. Со слов составляли родословие потомков Д.Н. Кугушева. Взглянем на эту часть фонда глубже, есть в ней элементы будущего метода кейс-решений, т.е. набор средств анализа ситуаций, как средоточие мыслей, актуальных при отсутствии однозначных выводов (Г.П. Шторм). Что позволяло потомкам проявить самостоятельность мышления, этику, сформировать мотивацию последствий. Собранный материал помог старинным семьям отстоять владения [14], усилить своё Древо. Если, конечно, бездуховная специфика отношений не пересиливала. При том сохранялось психологически строгое отношение к окружающей действительности, соответствие с ключевой установкой правил обители: "Не навредить". Такая традиция обители настрого табуировалась буквой и духом её устава [4]. Твёрдо хранить которую первоначальник умолял братию даже в предсмертном завете. О том писал Е. Поселянин в 1902 году [16].

Фонд пустыни [14] образовался, в основном, в связи со спорами монастыря с помещиками, крестьянскими общинами о земле. Монахи документы эти собирали, переписывали, изучали в поисках противоречий, неясностей и запрашивали дополнительный материал. Поступали документы и в связи с выездом епископов, военных, монахов на житьё из других обителей за провинности или добровольно. Звание церковнослужителя не доставляло карьеры. Поэтому аристократы не очень в эту категорию шли, чаще только по необходимости стремились. В периоды крупных волнений обогащению саровского фонда способствовал пристальный интерес воеводских канцелярий. Притягивал взоры и Санаксырь.
Средневековое Городище стало довольно крупным поселением. Через него шли торговые пути на землях, населённых народами эрзя и татары-мишари. Они включились в структуру Московского государства (со столкновением интересов, правда). Меняли быт древнего и более позднего Сарова, его защитные предпочтения, стилистику строений, культовые представления окрестных жителей. Всё вместе фиксировалось судьбою фонда монастыря, отражаясь, в числе прочего, на местной историографии, картографии. В.М. Ганькин в поиске кладов имел карту расселения Мещёрских князей вблизи Сарова в XIII;XVI вв.

Знаменательно, что место сама природа создала для укрепления [18], в т.ч. экологически оптимального. Cооружения похожего типа встречаются нередко и в древних мордовских селениях [19]. Обрела в том пустынь облик неповторимой "крепости на мысу". Термин широко бытовал в научных журналах 1970’х. Тогда же популярно утверждали, что подобных градостроительных памятников было немногим более десятка на Руси (Москва, Нижний Новгород, Казань, Псков, другие). Согласно легендам, записанным саровскими монахами, крепость построили татары во времена Золотой Орды и назвали Сарыкылыч – с татарского "жёлтый меч, сабля". В конце XIV века нагорье опустело и носило название Старого городища [6]. Археологи, правда, здесь не обнаружили пока следов присутствия татар [3]. Последователи строителя Иоанна завершили его замыслы. И возник в междуречьи на мысу монастырь-крепость. Значит, с полным правом город уже в 1950’х называли Кремлёвом [6]. Найдено и упоминание крепости Сарыклыч. Её знали и как Сараклач, Каракнач.

Обращает на себя внимание образ, вложенный Иоанном в "план" центральной части пещер. Тут в начале 1730’х он часто уединялся, когда по единому предлогу возникали политические гонения [16]. Удивляет чёткая ориентация плана по сторонам света. В мифологической картине мира всё вместе олицетворяло подземное царство, природную мощь земли. В это верили многие народы. Конспирология славян поклонялась местам обитания невидимых божеств, лесам, ветру, горам, рекам. А в плане Иоанна явно просматривается образ обрядового музыкального инструмента. В "Слове о полку Игореве" строка о замысле Вещего Бояна пропеть о ком-либо содержит образ мысли–белки, "растекающейся" по Древу. Белка в древнеславянской традиции означала посредника между "верхом" и "низом" при разделении мира на три уровня – небесный, земной, подземный (Википедия).
Не оберег ли своеобразный соорудил Иоанн и вывел его таким, где крест (сразу в трёх направлениях) ведёт зрение, а слух вложен в косую линию креста? Мысль уходит глубоко, трактовки – разные. Их развитию здесь не место. Подземный храм привлекает внимание практически всех, кто посещает сегодня Саров из-за "зоны", т.е. пределов объекта [15, 18]. Эдак здесь говорят. Побывал в нём, в частности, артист кино А.А. Макарский с супругой. Отснятый ими фильм-путешествие демонстрировали по телевизионному каналу "Спас" 17.03.2019. Этот фильм соединил пещеры города, символично да ко времени, с залами уникального Музея ядерного оружия РФЯЦ – тут безмолвие и Мощь. Поскольку законы войны – это законы памяти. В подобие крепости на мысу (как Урал меж Европой и Азией) с 1945’го упорно превращают всю Россию действия США. Может быть потому и создан евразийский экономический союз (ЕврАзЭС)?
На подземный уровень древние славяне помещали хтоническое существо, держащее твердь. Не напоминает ли его центральная часть на плане пещер, ископанных Иоанном, фигуру дракона или белки (голова, распушенный хвост, лапки), чинно идущей с редким северным ветром? Своеобразной "записью", держащей следы отношения руководства монастырского к человеческой природе братии, может служить и факт, пока не отмеченный. Практически весь массив келий, жилые помещения, подставлены внешними стенами под северные (10.3 %) и северо-восточные (6.1 %) ветра из долины реки Сатис, менее ощутимые местной природой.
 
В то же время по усреднённой розе ветров (и пропорциям силы звука)архив на западе, в колокольне имел проветривание (15.5 %), самое большое в году [20]. Оно помогало хранению документов и слышимости удалённых звуков. С северо-запада дуют 14.8 %, с юго-запада 12.4 %. Восток и юго-восток дуют по 13.8 %, юг - 13.3 %. Естественно, деятельность человека поменяла распределение лесных массивов. Но здесь – окраина тайги. Потому роза ветров с годами, как и связанные с нею пропорции силы звука современные могут в какой-то мере и совпадать с временами обители. Первый пустынножитель монах Феодосий, поселившийся на Старом городище, рассказывал окрестным [9*16, с.83] жителям о следах сражений, о наблюдаемых им чудесах – исходившем из горы необыкновенном сиянии, колокольном звоне [16] "бяше во многие колокола". И рождались легенды. Их трактовка несколько упрощается, если учесть розу ветров.

К монастырю вели четыре пути. Большинство богомольцев попадало сюда по широкому тракту Арзамас – Темников. Подходил он к руслу реки Сатис, спрямлённому монахами, и заканчивался красивой тополиной аллеей на отвальном грунте искусственно вырытой части русла Сатиса. Дальше переходили деревянный мост через Сатис, поднимались по булыжной мостовой на местную гору, к обители. Продолжалась аллея [9*16, с.27] вдоль источников и терялась в чаще Саровки, где традиционно селились пустынники. Вела к их кельям уже простая лесная дорога, связавшая монастырь с Пурдошками да Кремёнками. В первозданной природе жил и старец Серафим, "один из величайших людей христианского мира" по выражению Е.Н. Поселянина [16]. Долгие дни уединённо коротал в своих Пустынках на берегу речушки. Но успел познать многое из книг монастырского архива. Это находим сегодня и в Сети – "говорящем зеркале". Последний раз упомянут монах Серафим как простой человек летом 1903 года – с той поры его славят "во святых" повсеместно. Ввиду запрета на религиозную жизнь в Арзамасе-16 вплоть до конца 1980’х старались ходить на Дальнюю пустынь не по дороге, а вдоль Саровки [15, 85], подальше от автомобилей.
С 1825 года (когда ещё и не строились в России железные дороги) монастырь стал местом настоящего паломничества, популярность его библиотеки увеличилась. Из неё и "ведаютъ потомки православныхъ минувших дней минувшую судьбу". Помогала она раскрыть и уяснить формальную логику ситуаций, сущность нравственной природы человека. Вплоть до непостижимых с первого взгляда, сакральных истин. Среди законов Российской империи от 1915 г. видим положение о том, что земским учреждениям предписывалось "содержание в исправности… дорог, дорожных сооружений, попечение об улучшении местных путей сообщения; устройство и содержание земской почты" [21, 1]. Это позволяет прочувствовать состояние и значимость коммуникаций саровского края.

Глава 3. Даритель и собиратели духовных сокровищ

Первой и, пожалуй, самой яркой, незаурядной личностью среди учёной братии был сам Иоанн. Выводы о его подготовленности содержатся у Н.И. Субботина [4]. Они сводятся к следующему: а) по происхождению Первоначальник "принадлежал к церковно-служительскому званию", но точных сведений о получении им школьного образования не найдено; б) отличался он природной любознательностью, усердно читал священное Писание, святоотеческие творения (патерики). Через это приобрёл основательные и обширные богословские познания; в) его беседы с раскольниками характерны глубокой эрудицией и логикой мысли, что стало свидетельством силы ума при простоте и ясности речи; г) весьма высоко он ценил науки, уважал школьное учение. Автор той цитаты иеродиакон Павел (Дудоров, 26.12.2010) в тот же ряд ставит сотрудничество Иоанна в деле обращения раскольников с составителем "Пращицы духовной", строителем иеромонахом Питиримом, будущим архиепископом Нижегородским и Алатырским. Иоанн первым проник в недоступные доселе твердыни раскола – скиты Бельбожа и Керженца. Кроме Устава известно ещё три сочинения Иоанна, в т.ч. два про обращение раскольников. Они кельи свои стали возводить под горою на берегу Сатиса [16]. Арест 1734’о показал то ли истину притязаний к Иоанну, когда к пыткам и в цепях его увезла псевдовина в общении с раскольниками. То ли прямой садизм Полочаниновых из-за поражения в Земельной войне по Старому Городищу.
Обитель собирала списки монахов с их именами при постриге, исповедные росписи церквей, документы соседних землевладельцев. К примеру, с 1712 по 1729 год приобретено земли по 63 купчим (семейные отношения), поступнЫм (перечни фамилий особо усердных жертвователей) и вкладным актам – от 96 владельцев [16]. В разные годы фонду, после смерти хозяев, передано собрание иерея Георгия или инока Иринарха, келейные книги иеромонаха Авраамия, инока Савватия. Сюда они вписывали самые любимые молитвы о нуждах своих, утешениях духовных, искуплениях, внутренних состояниях. Видим, лодыри в обители не в чести были. А эпоним этот [10] мы употребили не просто, а в уставном духе.
Монастырская библиотека основана 25.10.1730. На должность хранителя архивных сокровищ избирали не всякого старца, да и нередко с высшим светским образованием [1]. Поскольку в Сарове помимо богословских трудов имелись книги гражданской печати по истории, словесности, географии, естествознанию, математике на французском, греческом, латинском, немецком и польском языках. А приходскую школу перенесли в Темников [4].
Ученик Ефрема Сергий, скрытый под инициалами "Д. И.", в 1736 году [1] переписал "Евангельские чтения на Великий четверг и пятницу" (инв. № 84). В 1753 году послушник Иван Ефимов скопировал "Похвалу Богородице" (инв. № 89). Это год Екатерининской монастырской реформы, когда не вошла пустынь в число штатных [17]. Ефрем изготовил (1765-1773 гг.) рукопись "Общежительного правила Саровской пустыни" (инв. № 95) и список "Псалтири" (инв. № 180). В СФ имеются переписанные иноками в 1778 году "Сборник церковно-учительного содержания" (инв. №101); в 1796 году "Сборник богослужебного содержания" (инв. № 108). Здесь и формуляр грамоты Екатерины II конца XVIII века в прекрасном переплёте золотого тиснения [13], с орнаментальными застежками, золотыми обрезами (инв. № 250). Архив открывает новые главы истории русской культуры.
Главным саровским книгописцем, продолжавшим древнерусские традиции книжной культуры, считают монаха Иринарха. Он полагал, что книги нужно переписывать для душевного здоровья, и вникал в него до глубокой старости. В рукописном сборнике 1806 года найдена пометка автора, где он сообщает свой возраст – 81 год. Значит, согласно записям, он занимался "книжным строением" не менее 38 лет, с 1768 по 1806 год [1]. Во многих его материалах имеются собственноручные тексты.
Первая известная опись библиотеки датируется 1703’м, затем 1753’м, 1804’м. Для книг, разных по функциям и жанровой природе с 1875’го приняты особая система шифров и две техники: хронологическая (событийная) и систематическая. Посмотрим, например, по каталогу [13] запись о книжном издании "История Саровской пустыни иеросхимонаха Иоанна" (№ 103, л. 1). Он числился "в хронологической описи как № экз.\том, т.е. 481\497, а в систематическом – № 15\1" [1]. Значит, хранитель того собрания (уже 497 "безмолвных единиц") неплохо разбирался в принципах классификации содержимого, пытаясь облегчить поиск в накопившемся массиве сюжетов и тем. Что, ожидал анализа статистиков?
 
Илл. 2. Первостроитель братства и архива. Штамп мая 1891 года

Рукописная коллекция обители включала важные источники по становлению культуры края [9*16, с.27]. В редакции XVI;XVII веков мы познаём историю феодальной Руси: родословные книги уездов, разрядно-родословный сборник рода Нагих. "Новый летописец" конца XVII века сравнивают со "Степенной книгой". В местном архиве находилась деловая и юридическая письменность Московской Руси: "Соборное уложение" 1649 года, "Стоглав" начала XVII века, "Списки" 1718 года. В рукописном собрании – Жития, Слова, оригинальные и переводные богословские творения. Здесь же – исторические сочинения, повести, хождения, апокрифы, публицистика. Хранились тут "Сочинения Иосифа Волоцкого" середины XVII века [1] и "Устав Нила Сорского" (инв. № 288), т.е. Николая Майкова, выступавшего против деморализующих монастыри прав на землю. В библиотечное собрание пустыни входили "творения святых отцов", книги религиозно-нравственные, церковно-исторические. С 1866 г. библиотека ежегодно пополнялась ещё и журналами Духовных академий: "Воскресное чтение" (Киевская ДА), творениями святых отцов (МДА), "Христианское чтение" (СПбДА). Среди книг печатных много замечательных по своей древности. Сюда относятся древни[е] Четии Минеи, старопечатны[е] Библии, канонники, номоканоны. Из рукописных достойны того, чтоб их отметить: "Киновион, или изображение Евангельскаго иноческаго общаго жития", от Святых Отц[о]в вкратце собранное, [а также] сказания о Нил[е] Столобенском и о чудесах Пресвя[той] Богородицы Владимирской [4].

В 1856-1874 гг. дела Саровской обители разместили по годам, ведомствам, предметам, 24 отделам. Так ушла из архива важная для оценок закулисная логика развития ситуаций, собранная фондом (её восполняют исследователи сообразно своим взглядам). Но сохранила объективную логику ситуаций духовная просвещённость иноков. Они составили коллекцию писем, алфавитный указатель на циркуляры и указы царственных особ. Первые описи архива стали алфавитными. Ибо алфавит испокон веков организует логику и энергетику славянской речи, а правил, инструкций монастырь не имел. Для удобства готовились историко-статистические описания. По данным 1875 года с 1706 года [14] собрали 1141 единицу хранения. Удобство пользования книжным фондом с XIX века (совпало с ростом числа рукописей в архиве) дополняли уникальные штампы (илл. 2). Каждая книга имела инвентарный номер и владельческую помету с указанием на принадлежность к монастырю. Библиотечное собрание обители располагалось в строгой последовательности [4] уже при строителе игумене Исаие (1751-1758 г.). Образец учёта в СФ показывает – строгую системность удерживали привязкой к отделам собрания. Помечали её особым шифром при штампе [1] со Святым Духом (глаз и треугольник). Есть смысл и в событийной привязке.
В одном из описаний облика Иоанна [16] находим: "старец с живым быстрым взглядом глаз и светлым, почти весёлым выражением лика", что совпадает с илл. 2. Не этот ли глубинный взгляд увековечен резчиком в центральном изображении библиотечного штампа?! Он позволяет видеть в адресе книг вложенные Личностью надрациональные критерии сакральности. Какую же нравственность, духовное и мироВоззрение, воспитательные, культурологические знания содержал подобный учёт? Вложена душа, и очень лаконично! Целое послание потомкам в книжном коде, признак историко-культурного и макрорегионального контекста, особые компоненты вневременной коммуникации! В российской церкви сакральность Православной символики, по первому впечатлению мало понятной (вплоть до полного неприятия иным этносом), всегда берегла сокровенную логику ситуаций, глубокое содержание морали. Наш контент в этом отношении настроен так, чтобы сложный и энергонасыщенный текст перевести в плоскость изложения, так сказать, удобоваримого, но без потерь в его исходной этике. Отмечается, что "делание духовного просвещения достоверно осуществлялось и развивалось в общежительной пустыни, оформляясь в самобытную традицию Саровской монастырской школы" [4] XIX века.
Кстати, привязка к тексту отдельного слова, фрагмента, т.е. компоновка фразы, могут менять создаваемый образ, даже смысл и системность восприятия мира человеком. То показал краеведу, например, А.Т. Злобин в триаде "энергия-материя-технология". Среди носителей смысла – обрядовые письмена, Списки с них, летописания. Это в момент переживаний нередко вводило жизненно важный для вдумчивого человека, практически новый контент в прочитанное. Учило общечеловеческой нравственности, воспитывало, даже при малой образованности. Обитель в XIX веке стала своеобразной "академией монашества", т.е. известным духовным центром страны. И взрастила в Прохоре Машнине Серафима Саровского. Его монашеская жизнь, образец для последователей, длилась 54 года.
В социокультурологическом контексте Православие России стремится к изложению своей точки зрения на основные вопросы бытия (смысл жизни, её ценности), систему нравственных норм [22]. Что прихожанам позволяет входить в сущность, в образный смысл вложенного знания через виды искусства, слово, графику. Их семиотика включена в природу любого языка (вибрация, сущность, упорядоченность) и в ономастику. В письменном виде, изречениях, событиях возникают знаки, а выводы вытекают из анализа стоящих за ними смыслов и объектов действительности. Все факторы невозможно показать исчерпывающе.

М.А. Ляпустин стал научным сотрудником краеведческого, теперь муниципального, музея города Арзамас-75 и председателем его совета (удостоверение Городского Исполкома № 25\гс от 05.04.1967). Официально обнародовала статус "первый краевед Сарова" и закрепила известное с 1960’х заведующая горотделом культуры Т.И. Лёвкина, когда открыла IV’ю конференцию краезнавцев округи и Нижнего. Вопреки тому, что собрались в атомграде 27.02.2001 и члены "гСП", уже издавшие книги, она предложила открыть форум именно с выступления Михаила. Ей было тогда виднее с позиций культурного строительства. На той же IV’й конференции В.А. Степашкин по метрическим книгам Ардатовского уезда поведал об ареалах эпидемий, А.В. Базаев (директор музея в Ардатове) предложил создать в городе центр по изучению ономастики края, топонимов, гидронимов, Л.Н. Пляшкевич (Саров) рассказал "О загадочных названиях некоторых рек бассейна реки Мокши" [9*60]. Многое таят в Присаровьи его антропонимы (например, дохристианское Пурдош). Интересы участников этой конференции видны хотя бы из сетевой полемики 2008-15 гг. по статье физика Л.Н. Пляшкевича "К вопросу о подобии атомарных и галактических структур материи". На описанном листе книги (илл. 2) показан оттиск штампа СФ. Его передал 01.03.2001 директору саровского краеведческого музея Н.А. Остриянской после упомянутой IV конференции краевед. А нашёл оттиск в январе 1969’о. коллекционер Гусаков на книжных развалах в Нижнем Новгороде. Уступил драгоценность такую. Как сказали бы, мелочь, но приятно. И читатель говорит с Клио. Тогда возрождалась История.
В первый год по документам из ЦГА РМ, МНИИЯЛИ лекции читали краевед, Б.Е. Кодола, Н.Л. Гайдук, Н.В. Власкин, сам Г.Д. Куличков (который и узнал о них в 11.1962’о). Затем, в 1964-76 годы – только краевед. Находил он форму изложения, позволявшую не касаться жёстких запретов. пытался, по выражению Александра Ясноокого (рецензия на "Лексика и Случай" от 04.05.2014), "объять неизведанное пространство, хотя бы приблизиться к необъятному в своих исследованиях". В логическую цепь сводил факты, структурно связанные с местностью, обителью. К выводам приводил слушателей сообразно их наклонностям и менталитету. Заявки производств, школ, воинских подразделений собрали, в целом, аудиторию более 5000 заинтересованных слушателей. А он тут же, на лекциях (план и тезисы-1966 сохранились) уточнял воспоминания жителей. Ведя летопись, построил как-бы ажурный вантовый мост в будущее – свои варианты бесед, отличавшихся от обкатанных в обществе "Знание". Не умел только получать удовольствие от безделья, наращивал данные, в т.ч. о Серафиме. Лекционная и поисковая (в т.ч. попутная, в ходе служебных командировок) работа отмечена в июне 1966’о. Советом старейшин города, как реально важная людям. Поиск вёл также в Азове, Горьком, Керчи, Кургане, Ленинграде, Москве, Таганроге, Присаровьи. Через призму краеведения пропускал всё, что узнавал. В 1960’е обратного хода не было. Потому что рубеж незнания пройден и висел единственный вопрос: "А что, если?" Первоисточники оценивал шаг за шагом. Ибо известно: "Наибольший успех достигается сравнительно медленно… Для того, чтобы пожать, надобно умение ждать" [23, 70]. Применяя схожий метод в 1990’е, известным учёным-исследователем стал В.А. Степашкин. В одном ракурсе, но в разное время, у него, как и у первого краеведа, сложена схожая технология поиска прежде незнаемого. Побуждала обоих особая энергия, почерпнутая из хранилищ архивного языка изучаемой местности [6]. Поколение современных краеведов от старожилов получало, видим, реминисценцию из прежних лекций. След этой памяти – в начале нашего текста. На случай, если "смысл написанного может столкнуться с индивидуальными тараканами в голове читателя и в силу этого исказиться" имеются неплохие технологии в [24].
Ещё в 1850’е радикал С. Смайлс высказался: "Великий океан истины остаётся неизведанным" [23, 79]. Жаждущий блеснуть чувством своей значимости рискует потерей лица.
При смене игуменов или приказных старцев велись имущественные описи, отводные книги. Содержала в себе монастырская библиотека много личных книг и коллекций, находясь на стыке губерний – Нижегородской, Пензенской и Тамбовской (тут был кордон Золотой). В двух из них жили Аргамаковы, родственные Радищевым [11]. Настоятели нередко, то было по обычаю, одаривали библиотечными книгами приезжавших к ним архиереев [4]. Тем подпитывали частные духовные библиотеки. Средневековым ароматом веет из этакого мультипликатора, когда прикасаешься к нему хоть издали. Сегодня СФ умножает и преобразует знания активного читателя, питает исследовательские потребности. Не покинул республику Мордовию вопреки настойчивым притязаниям "гСП". И слава Богу… Видим, архив имеет далеко не местечковое значение. Он теснейшим образом связан с цивилизацией, с неповторимым вкладом народа, издревле населяющего местность [19].
Анализ природоведческой ситуации подтвердил – преждевременный показ проблем, данных в статье, во многом путал бы реальную картину из-за былой сверхсекретности рабочих процессов КБ-11, которые сегодня нам позволяют мирно жить. Первый краевед, скажем, участвовал в работах, которые меняли судьбу страны. Так, уже в 1964;76 почти в 70 версиях бесед по краеведению на базе монастырского архива он возрождал объективность запретной (моление вели в глубине леса) известности Серафима. Это в экономическом кризисе дало устоять Ядерному центру. Поскольку в эпоху Б.Н. Ельцина, особенно после 1993 года, Российскому атому доллар чуть-чуть не перекрыл кислород. А документы ЦГА РМ позволили в 2000’м Степашкину В.А. привлечь внимание к "изменившейся дате рождения" Прохора (Серафима). Протест не усматривался, слышались нужные эмоции, запоминающиеся, простые метафоры. Стиль был добрым и мягким, в чём-то даже трогательным для читателя. Открытие заметили, учредили всемирное прославление святого в Сарове.
Пришло время над всем, что мало-мальски похоже на славянскую "i" по сакральному прочтению, выставить точки. Когда краевед стал "итожить то, что прожил, и рыться в днях – ярчайший где", выявилось, что система ценностей у жителей Кремлёва, имевших дело с ядерной энергией, воспитывала уникальную нравственность [15, 41]. Участие в испытаниях под Керчью изделий саровских бомбоделов под защитой "спрятанного от гласности" Серафима в 1965-70’х вылилось в согласие краеведа на разработку новой для ВНИИЭФ темы "защита скрытной информации". А её опыт, уже на Дону, в виде совершенно чуждых специалистам ОКТБ "Орбита" (до 1976’о) функций способствовал, в частности, получению мирового имени В.Е. Шукшуновым. Подобных разработок в интересах космонавтов конкуренты не имели. Вплоть до раскладки кабелей. В той защите краевед-инженер был разработчиком, инструктором и координатором для Звёздного. А Россия теперь удерживается в космосе в первых рядах, по-прежнему оберегая свои подходы к приоритетам.
Заканчивая текст, отметим, что позиция "гСП", образно говоря, много лет создавала "зону субдукции". Под сомнение поставила в закрытом городе верность принципам отцов, долгу потомков. Возникли необратимые последствия, ошибки в самих истоках. Декларирует клуб, что его "историки живут по монастырскому уставу" [7]. Но это – лишь фейк, видимость, битьё пятками в грудь. Во имя чего нынче тихой сапой ведётся переделка ("ну хоть в чём-то") российской истории? Она чревата развитием процессов, когда "ведущий край платформы" (позиция идеологов забвения) и её "погружающийся край" (память жителей) находятся в фазе противостояния с реальной духовностью, вызывая эмоциональное выгорание от негатива! Да ещё и на фоне дотошного продавливания, включения многих шаблонов, внушения данных через СМИ. Современного исследователя сбивает с толку искажение, замалчивание ряда свидетельств об эпизодах истории. Дестабилизируя истину в погоне за бонусами, комично, исподволь порочится память о В.М. Ганькине, когда кладоискатель изначально зовётся в "гСП" краеведом. Затушёваны память об отношении людей к истории мест и живой интерес к деталям относительно крепости у создателя объекта Ю.Б. Харитона, у С.Б. Кормера, Г.Д. Куличкова. Сводится на нет роль сотрудников муниципального музея в развитии краеведения. Возможно поэтому на фоне других как-то бездушно смотрится витрина о первых атомщиках СССР в Центральном музее Вооружённых Сил (ЦМВС) в Москве. Ведь ядерщики наши духовную традицию священных мест дополнили до ключа "Не навредить, защищая". Т.к. слишком уж много (чего стоит лишь Чернобыль-86) принесено в жертву, чтобы остановить Россию. Знаем, совершенствование ядерного щита – очень важная, многоликая миссия. Грех её чем-то порочить…
P.S.   Когда мы применяем деструктивность в высказываниях, никак не подразумеваем отработки целей агрессивного взаимодействия, авторитарного или конфликтного стиля общения. Видим в том лишь новационные возможности толкования мотивов и взглядов, поступков с открытием вложенного размышления о гранях, углах зрения.

Список используемой литературы

[1]. Жучкова И.Л., Калугин В.В. Библиотека Саровской пустыни. Исследования в РГАДА / Русское воскресенье. http://www.voskres.ru/literature/raritet/sarov.html
[2]. Степашкин В.А. Летопись Саровского городища, загадки эрзянской цивилизации / http://erzan.ru/node/320/ Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал
[3]. Степашкин В.А. Летопись Саровской пустыни. Дни старины глубокой / Русская народная линия. Православие. Самодержавие. Народность (01.08.2006) / [4]. Кечкин Иоанн, священник. Реалии "духовного образования" среди иноков Саровского монастыря и факторы его формирующие / (05.02.2011 | Конференция молодых исследователей МПДА 25-26.12.2010 г)
[5]. Подурец А.М. "Некоторые документы по истории объединения "Саровская пустынь" / (24.04.2015)
[6]. История наименования места, где расположен город Саров / [7]. Историки живут по монастырскому уставу / http://pravsarov.su/content/publication/82/1896/2013.html (12.03.2012)
[8]. Бакаев Е.И., Степашкин В.А. Саровская успенская пустынь / http://www.mordovia.info/wiki/Саровская_успенская_пустынь – Мордовия
[9]. Ляпустин М.А. Записные книжки краеведа / 1961/64 [*7], 1965/66 [*16], 1967/69 [*19], 2001/02 [*60]. Через звёздочку * показаны номера книжек
[10]. Эпонимы - слова, которые первоначально были именами реально существовавших личностей / [11]. Шторм Г.П. Потаённый Радищев. Вторая жизнь "Путешествия из Петербурга в Москву". М.: Советский писатель, 1968, С.464
[12]. Агапов А.А. Саров: прошлое и настоящее. Альбом. Нижний Новгород – Саров – Саранск: Красный Октябрь, 2000, С.152. / http://ms-settings:defaultapps
[13]. Нестерова О.В. Архивы Саровского монастыря. 2018, С.10
[14]. Зевакин М.И. Краткая характеристика основных дел, хранящихся в фонде Саровского монастыря. Саранск: ЦГА МАССР, 1953, С.8. Гриф – "Для пользования в читальном зале госархива" (научно-справочный аппарат, 392 карточки)
[15]. Саровский летописец. Материалы IX исторической конференции, посвящённой 320-летию образования первого поселения на Саровском городище. Саров - Арзамас: АГПИ, С.460 (21-22.04.2011)
[16]. Поселянин Е.Н. Иеросхимонах Иоанн, первоначальник Саровский / http://spb-eparh-vedomosti.ru/article.php?id=305 (29.07.1996)
[17]. Фёдоров Н.Ф. "Краткая хроника православной жизни Сарова" / http://nffedorov.ru/sarov/str/h1778.html/
[18]. Блогер Sveta. Саров православный / http://venividi.ru/node/18592 (17.10.2010)
[19]. Юрчёнков В.А. Начертание мордовской истории / [20]. Архив погоды в Сарове. Россия. Роза ветров в Сарове / https://world-weather.ru/archive/russia/sarov/
[21]. Сводъ законовъ Россiйской имперiи. Томъ II. Положенiе о губернскихъ и уездныхъ земскихъ учрежденiяхъ, Петроградъ, 1915. С.421
[22]. Инфоурок. Ведущий образовательный портал России. Дополнительная общеразвивающая программа "Историки - краеведы" / [23]. Смайльс С. Саморазвитiе умственное, нравственное и практическое. Русскiе деятели. СПб, 1895. С.400
[24]. Как изучать историю /
Весь материал посвящается памяти
Ю.Б. Харитона, С.Б. Кормера, Г.Д. Куличкова, В.М. Ганькина


Рецензии
Очень большую и серьезную работу вы сделали, Михаил.
Действительно, "пути саровские неоднозначные и обетованные".
Вам удалось вникнуть глубоко в историю, включая структуру монастырской застройки, изучить связи и традиции, рассказать о судьбе старинной библиотеки.

По выражению Александра Ясноокого - "объять неизведанное пространство, хотя бы приблизиться к необъятному в своих исследованиях". Именно это я и почувствовала, когда читала ваше произведение.

Марианна Ольшевская   12.08.2019 19:21     Заявить о нарушении
Любезная Марианна! Ваш поклонник я, потому себя почувствовал весьма неловко, найдя не прочитанным безобразно долго ВАШ ОТЗЫВ ПО ТЕМЕ, такой близкой мне. Сарову отданы 16 лет жизни, самых благостных. Точнее с 1960 по 1976-й. Из них 13 насыщенных открытиями годков занимался (в паре с Владимиром Ганькиным) только изысканиями по краеведческим направлениям. Не читал Ваш чудо-отзыв исключительно потому, что дела житейские, да многотрудное и тугое освоение несвойственной мне блогерской профессии отвлекали напрочь (сайт сконструировал мне один хороший знакомый, адвокат, по моим наклонностям в истории). Ну а потом влез я, что называется, с головой в подготовку "наполнителей" блога. Звать его именем, соответственно, архива Саровского монастыря. В океане Сетевом отыскать несложно, надеюсь. Теперь готовлю в духе опубликованных материалов некоторые свои интимные, по ощущениям, подробности автобиографии. Удивительно, вспоминаются они, когда обращаюсь в конкретику дат из документов. Всплывают в памяти, как в сосудике некоем. Нельзя сказать, что целыми картинами, но многими ощущениями, эмоциями. Так постепенно их вношу клавиатурой в текст. Уже потом выстраиваю в логические цепи. Вот и сейчас, не собирался поначалу вдаваться в детали, но описал ненароком часть креативной лаборатории. Повинуясь голосу, который исходил из Вашего текста.
С уважением,

Михаил Ляпустин   23.11.2021 20:39   Заявить о нарушении