Найти героя-7. Г. Г. Ведерников

В ночь с 3 на 4–е июня 1989 года под г.Аша произошёл гигантский взрыв в результате  утечки  газа из магистрального трубопровода, вблизи которого проходили встречные пассажирские поезда «Адлер – Новосибирск» и «Новосибирск-Адлер». 11 вагонов были уничтожены.  Пострадали 1284 пассажиров, из которых около 700 погибли, в том числе 81 ребёнок. Остальные ранены. Трагедия без срока давности! 

В этот же день к месту трагедии  прибыла Правительственная комиссия во главе с зам Председателя Совета  Министров СССР  Ведерниковым Геннадием  Георгиевичем.
С Ведерниковым Геной (ВГ) мы были знакомы, начиная с 1957 года, когда оба оказались в комсомольском бюро металлургического факультета СМИ: он секретарь,  я ответственный за спортивную работу. Прошло восемь лет, и судьба нас свела на Челябинском металлургическом заводе (ЧМЗ). Он старший мастер в электросталеплавильном цехе, я старший преподаватель кафедры металлургических печей СМИ, прибывший на завод руководить практикой студентов.

Почему-то запомнилась на всю жизнь встреча-беседа, когда прогулочным шагом мы шли от проходной до заводской гостиницы, где я остановился, проникновенно и не торопясь беседуя о жизни, работе, семьях. Гена был весьма откровенен (может быть накопилось, нашло), но такие речи, доходившие до философских высот, я слышал впервые. Необычность его признаний заключалась в том, что ещё в школе он прочитал много книг про «великих», особенно лидеров, вождей, руководителей, изучая общие правила поведения, принципы руководства, закономерности  процесса лидерства. А на прощание он задал вопрос: «Женя, а как мне лучше поступить – пойти по партийной линии или по инженерной?» Я ответил – «По той, где больше нравится и с максимальной результативностью».            
 Вторая наша встреча состоялась на Всесоюзной научно-практической конференции во дворце ЧМЗ в 1975 году. Конференцию открыл Главный инженер ЧМЗ  Г. Г. Ведерников. Я смотрел во все глаза, и мне не верилось. Но он меня разыскал и не отпускал до глубокой ночи. Уже после работы, из его кабинета, нас отвезли на директорскую дачу, где мы продолжали свои разговоры и воспоминания. Тогда он признался: «Ты знаешь, я самый молодой Главный инженер меткомбинатов страны. Мне 37.» Но и на этом беседа не закончилась, а продолжалась в моём гостиничном номере, куда нас опять-таки доставили на его персональной «Волге».

К сожалению, третьей встречи не получилось, хотя в Челябинске я был ещё в середине 80-х, а он уже работал Первым секретарём Обкома партии.

Здесь нужно вкратце остановиться на стремительной и головокружительной карьере ВГ. Знания о лидерстве не прошли мимо. И, конечно, характер-кремень. Первые десять лет у него ушли -- канавщик, мастер, старший мастер, начальник цеха подготовки составов; затем три года  2-й секретарь райкома партии, курирующий реконструкцию ЧМЗ; потом пять лет – начальник производственного отдела и Главный инженер ЧМЗ. К этому времени, я думаю, – «жребий был брошен»: 2-й и 1-й секретарь Горкома  КПСС – три года, начиная с 1978 года; секретарь Обкома – два года; инспектор ЦК партии ; Первый секретарь Челябинского Обкома КПСС - два; и наконец, заместитель Председателя Совмина СССР с 19 июня 1986 года (как раз, вскоре после Чернобыльской катастрофы на АЭС – подходящей кандидатуры в Правительстве не оказалось, чтобы возглавить  комиссию в Чернобыле) по 07. 06. 1989 г., возможно уже после начала болезни (как говорят, «нахватался радиационной пыли»). И хотя в Чернобыле ВГ был три месяца – этого было достаточно.

Затем последовали подобные назначения-подвиги по ликвидации: Каменск-Шахтинского наезда поездов; Арзамаского взрыва; последствий землетрясения в Спитаке, наконец,  Ашинского взрыва газопровода и одновременного здесь же крушения двух поездов «Новосибирск  – Адлер» и «Адлер – Новосибирск» (4 июня 1989 года – 30-летие которого  было отмечено передачей на Первом канале «Трагедия без срока давности») и т. д.

Итак, 18 лет были отданы инженерной деятельности – Главный инженер ЧМЗ; 10 лет на партийной стезе – Зампред Правительства СССР.  Итог –  Орден Ленина и Знак Почёта. Высокое Депутатство. Чрезвычайный и Полномочный посол в Королевстве Дания (последние два года работы). Уверен: ВГ нашёл себя и вошёл в первую тройку выдающихся выпускников Сибирского металлургического института (ныне  СибГИУ).

 С 1991 года на пенсии по болезни в возрасте 54 лет. 27 июля 2001 года Геннадий Георгиевич Ведерников умер в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище.  Мемориальная доска на доме по улице Пушкина, 32 в Челябинске, где он жил, установлена 6 сентября 2008 года . Причём, я уверен, очень удачная - отражает открытость, характер и красоту Геннадия Георгиевича Ведерникова. 

Собирая  документы  к  повести   СМИЧИ-1  нашёл и материалы   по личности  ВК. Привлек внимание комментарий к ним некто «Арнольдовна».  Вот этот комментарий:    «Я поверхностно знакома была с ним в силу профессиональной деятельности  в бытность его работы в Дании. Это был период  становления Ельцина и, т.к. они знали друг друга по прошлой своей работе– Ельцин был Первым секретарём Свердловского Обкома КПСС, то Геннадий Георгиевич очень не положительно характеризовал его. Он считал, что Ельцин по сути является разрушителем и что его деятельность будет губительна для страны, и далее Свердловской области его не стоит рассматривать как руководителя. Так оно и получилось.

Геннадий Георгиевич тогда выглядел гораздо старше своих лет – он был абсолютно седым, и, когда мне сказали, что ему всего 50, я просто была поражена(выглядел он лет на 70). Мне сказали, что его отправили  «на почётное умирание» после ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.»
               
                .   


Рецензии