Ромео и Джульетта
«Я воплощенье ненавистной силы
Некстати по незнанью полюбила!
Что могут обещать мне времена,
Когда врагом я так увлечена?»
(У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»)
***
«Нет повести печальнее на свете...»
... Уверена, даже самый заслуженный двоечник и ненавистник школьных уроков литературы способен продолжить сию фразу. А можно ли показать эту самую «печальную повесть» так, чтобы она смотрелась легко, не нудно; и не только заядлому театралу, но и любому старшему школьнику пришлась по душе?
Сразу предвижу грустные ответы родителей и бабушек-дедушек современной молодёжи: да им театр-то не интересен, им лишь бы в телефоны уставиться... А вот я сегодня посмотрела очень даже интересную постановку «Ромео и Джульетты» в исполнении студентов из «Мастерской И. В. Агапова». И больше чем уверена, что спектакль сей порадовал и многочисленную молодежь, присутствовавшую в зале. Во всяком случае, аплодисменты по окончании постановки были самые что ни на есть искренние и душевные.
Но - по порядку. Режиссёр И.В. Агапов явно не ставил своей целью понравиться молодежи любым путём. Иначе мы бы имели на сцене Джульетту в мини-юбке и с мобилой у уха, и Ромео, лихо подкатывающего на «Харлее» к шикарной «хате» Капулетти.
Нас, театральных блогеров, уже мало чем можно удивить, а вот «неопошленным» Шекспиром, которого смотришь на сцене раскрыв рот - это запросто! Удивляет это, да и радует немало.
В чем же секрет? Во многом - в таланте режиссёра и одарённости молодых артистов. В этом спектакле никто из студентов, даже исполнявших самые маленькие роли, не играл «вполсилы». Все «жили» на сцене. А харизматичность самого режиссёра Ивана Валерьевича Агапова, сказавшего вступительное слово, просто зашкаливала!
;Отмечу также отличный подбор музыки: здесь и «итальянцы», и грустный «медляк» во втором действии. А ещё - весёлая песенка “Probably” группы “Fool’s garden”, повествующая о том, что все мы - очень разные, и чтобы понять кого-то, нам нужно влезть в его шкуру. Очень в тему!
«Знаковой» для меня стала песня Таниты Тикарам “Twist in My Sobriety”. Любители пофилософствовать и покопаться в английских текстах меня поймут. Привожу отрывок из интервью Таниты, где она говорит, что основная часть песни - «о непонимании: когда тебе восемнадцать, у тебя особенные эмоциональные взаимоотношения с миром, ты чувствуешь себя очень одиноко, а все остальные кажутся такими равнодушными и холодными. Думаю, я пела о том, что нет никаких чувств, и ничто вокруг тебя не волнует. Думаю, это очень сильное чувство — когда ты только что стал подростком».
Вот это самое непонимание и равнодушие такого умного, опытного, знающего «как лучше» взрослого мира, Ромео (Егор Куликов) и Джульетте (Татьяна Кустова) удалось показать на все сто. Достаточно увидеть, как важно дефилирует по сцене Парис (Александр Трушинский), назначенный Джульетте в женихи; с каким презрением он взирает на тех, кто не может быть ему полезным - чтобы понять, что он - лишний в веселом, молодом, искреннем мире.
Или посмотрим, как ведёт себя старший Капулетти (Юрий Юдов). Он лживо и льстиво улыбается гостям, а с родными превращается в настоящего деспота, не прощающего ни малейшего проявления непокорности.
Леди Монтекки (Дарья Веселова) существует в каком-то своём, отгороженном от других мире: ее попытка вырваться оттуда тут же пресекается мужем (Иван Тарасов). А леди Капулетти (Людмила Страхова) является типичным образцом тех мамаш, которые «лучше знают, что нужно их ребёнку».
Так и хочется воскликнуть: «А судьи - кто?». Ибо именно эти «достойнейшие» во всех отношениях взрослые берутся судить несчастных влюблённых и в конце концов приводят их к гибели.
Очень хотелось бы отметить исполнителя роли Меркуцио - Родиона Иванова. Этому артисту, кажется, все по плечу: подвижен, остроумен; его герой всегда готов прийти на помощь товарищу и на деле показать, что такое настоящая дружба.
Роль Тибальта (Андрей Рогулин) - не из лёгких: как сыграть персонажа отрицательного, но при этом так, чтобы зрители поняли, что по-иному этот молодой человек просто не мог поступить? Андрею это удалось.
Очень хороша также Кормилица (Екатерина Терентьева). Молодой артистке удался образ опытной, все замечающей женщины, знающей себе цену; умеющей направить разговор в нужное русло и отвести беду от своей юной госпожи. И даже жаль становится, что в конце спектакля Кормилица опускает руки. Ведь такая сильная и находчивая женщина, как она, ещё могла бы спасти влюблённых!
Воздам должное также педагогам, обучавшим этих студентов пластике, танцам, сценическому бою и движению. И конечно, лично И. И. Сардовской, прекрасно поставившей ребятам сценическую речь. Да, это - очень важно: чтобы все фразы произносились чётко, и даже тихий шёпот на сцене артикулировался так, что зритель его слышал. Сколько спектаклей, и не только студенческих, приносили мне разочарование оттого, что кто-то из артистов «не дотягивал», произнося свои реплики нечетко, себе под нос, «прожевывая» текст!
Мне хотелось бы закончить свой вечерний театральный обзор тем, что в уютном старом зале «Института Современного Искусства» очень приятно и комфортно смотреть спектакли. Хорошая акустика, удобные кресла; гипсовые богини искусств наблюдают со стен за всем происходящим.
Я обязательно вернусь сюда, и ещё не раз. И друзей приведу.
Свидетельство о публикации №219061401234