Тиль. Кочегарка
— Я родом из прекрасной Фландрии, — отвечал Уленшпигель, — я и живописец, я и крестьянин, я и дворянин, я и ваятель. И странствую я по белу свету, славя все доброе и прекрасное, а над глупостью хохоча до упаду.
(Шарль де Костер. «Легенда об Уленшпигеле»)
***
«И в груди - искры электричества.
Шапки в снег - и рваните звонче-ка.
Рок-н-ролл - славное язычество.
Я люблю время колокольчиков».
(Александр Башлачев. «Время колокольчиков»)
***
Что может быть общего между романом Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле» и творчеством советских рок-музыкантов в 80-е годы прошлого столетия? Между мрачным средневековьем и не таким уж давним прошлым нашей страны?
Создатели и исполнители спектакля «Тиль. Кочегарка» не только легко находят эту связь, но и стараются донести ее до зрителя. Ибо весельчаки, балагуры, поэты, музыканты, талантливые чудаки, становящиеся примером для подражания - были и есть во все времена. И всегда, вне зависимости от эпохи, они подвергаются гонению со стороны правящих классов. Ибо очень уж этим самым классам спокойно жить мешают.
«Время колокольчиков» и «Ванюша» СашБаша; «Группа крови» Вити Цоя; весёлые тусовки; бои, исполненные в пластической технике; колокольный звон, сыгранный при помощи громадного гвоздя и совершенно сумасшедшие танцы делают этот спектакль ещё анархичнее и веселее. Лично я давно ничего подобного не видела, и огромный респект молодым артистам за обращение к такой интересной теме.
В этой постановке много достаточно «прикольных» моментов: так, Неле, любимая девушка Тиля, выпив из трехлитровой банки чего-то «тархунистого», входит в транс начинает перескакивать из средневековой Фландрии в наше время, то оповещая «телезрителей» о прогнозе погоды на «некое сегодня», то изображая спортивного комментатора, а то и объявляя таким знакомым всем голосом о снятии с себя полномочий...
Переходов из средневековья в конец 20 века в этом спектакле будет предостаточно, и они не всегда сразу заметны. Что ни говорите: времена меняются, а отношения «сильных мира сего» к тем, кто посмел сказать правду, остаются неизменными.
А ещё здесь будут кусочки из интервью рок-музыкантов 80-х, в которых эти известные люди призывают молодежь прожить свою жизнь интересно, ярко, что-то важное в ней совершить, оставить свой след. И конечно, везде - образ Цоевской «Кочегарки», ибо музыкантам обязательно нужно было где-то работать, чтобы не числиться «тунеядцами». И работу они выбирали такую, какая позволяла бы заниматься любимым делом.
К слову, один мой знакомый художник до сих пор в такой «кочегарке» пашет, ибо это позволяет ему бесплатно обжигать свои уникальные глиняные скульптурки. А другой - театральный режиссёр, но по трудовой книжке - почетный дворник. И они не сдались, не изменили своему любимому делу - несмотря ни на что.
Эта постановка - «не для всех». И, между прочим, ни «Таймпад», ни сайт «Свободного, 24» этого не скрывает. Это я для тех пишу, кто «ничего не понял» или «разочаровался».
Наверное, по-настоящему поймут спектакль сей те, чья юность пришлась на 80-е годы. Или те представители современной молодёжи, родители которых с раннего детства привили им любовь к рок-музыке. Мой сын, например, попсятину никогда не слушал и не будет слушать по определению, потому что в нашем доме всегда звучала «правильная» музыка!
Ну и, конечно, зрители дорогие, нужно хотя бы briefly ознакомиться с романом Шарля де Костера, чтобы понять, кто есть где. А то - ведьмы всякие, пепел Клааса, сосед-предатель, да ещё и рок-музыка впридачу - и как тут не запутаться?
***
После спектакля весьма интересно было понаблюдать за зрителями и оценить их реакцию. Очень разную - а по-иному, по-моему, и быть не могло.
- Слушай, а ЧТО это вообще было? - вопрошала своего спутника молоденькая девушка.
- Это было СУПЕР! - отвечал ей парень.
- Именно так все раньше и было, - поддержал парня мужичок лет 60-ти . - И рок-музыка была в загоне, и творческих людей гнобили.
Сколько людей - столько и мнений. Но главное, что этот спектакль не оставил никого из зрителей равнодушными.
Вашей же покорной слуге особенно приглянулись Анастасия Масленникова в роли Катлин и Алдар Когаев (Ламме, Цой, СашБаш и многие другие). Очень талантливые молодые артисты!
Свидетельство о публикации №219061401313